Скачать 464.89 Kb.
|
МБОУ « Надеждинская основная общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа по географии для 7 класса на 2011-2012 учебный год Пояснительная записка 1. Цели и задачи курса. Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии, который изучают школьники. Основная цель курса — создать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей. 2. Нормативно-правовая база Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы). 3. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VII - 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей. 4. Форма организации образовательного процесса. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии. 5.Механизмы формирования компетентности обучения. Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты. В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. 6. Форма контроля. Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. 7. Учебная литература
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Практические работы Практических работ – 52, из них оценочных – 13. Оценочные практические работы: Введение (4 часа). 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек. Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 часов). Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа). Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа). Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (1 час). Тема 4. Географическая оболочка (3 часа). Раздел II. Океаны и материки (51 час). Тема 5. Океаны (4 часа). Тема 6. Южные материки. Африка (11 часов). 2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. 3. Обучение определению географического положения материка. 4. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Тема 7. Австралия и Океания (4часа). 5. Сравнение географического положения Австралии и Африки. Тема 8. Южная Америка (6 часов). 6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. 7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. 8. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору). Тема 9. Антарктида (2 часа). Тема 10. Северная Америка (8 часов) 9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. 10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования). Тема 11. Евразия (15 часов). 11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. 12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. 13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии. Раздел III. Географическая оболочка – наш дом (4 часа). МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ. VII КЛАСС (68 ч,2 ч в неделю) Введение (4 часа) Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире, Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения темы ученик должен Знать: - предмет изучения географии. Части света. Карты материков. - основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых; - свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь: - читать и анализировать географические карты; - показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий; - называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану. РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 часов) Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа) Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры. Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Практическая работа. 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения темы ученик должен Знать: - строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь: - показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф». Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа) Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения темы ученик должен Знать: - климатообразующие факторы, типы климатических поясов. Уметь: - объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику |
Сагировой Ландыш Мазиповны по географии для 7 класса 2011 2012 учебный... Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | Рабочая программа по географии для 10 класса на 2011-2012 учебный год Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 классы. Базовый уровень / В. И. Сиротин, И. И. Душина,... | ||
Рабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель... Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования... | Рабочая программа по географии для 6 класса на 2010-2011 учебный год Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии... Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Рабочая программа по географии для 10 класса на 2012-2013 учебный... Протокол №2012г от 2012 от 2012г | ||
Рабочая программа по географии для 10 класса на 2013/2014учебный год Разработана на основе учебника по географии для 10 класса, автор В. П. Максаковский и др., 2011 | Рабочая программа по географии для 10 класса на 2012 -2013 учебный год Составитель Школьная ул., д. 2, с. Карабаш, Ялуторовский район, Тюменская область, 627039 тел/факс: 94-130 karabash | ||
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный... Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год | Рабочая программа по истории для 5 класса на 2011-2012 учебный год... А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 | ||
План работы районного методического объединения учителей математики... Анализ работы районного методического объединения за 2010/2011 учебный год, постановка целей и задач на 2011/2012 учебный год и определение... | Рабочая программа по биологии для 10 «а», «б» класса на 2012-2013... Утверждена приказом №92 от 01. 09. 2011 года Рассмотрена и рекомендована к утверждению | ||
Рабочая программа по географии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Программа составлена на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII... | Библиографический обзор новинок газетно-журнальных статей из фонда... Анализ работы районного методического объединения за 2010/2011 учебный год, постановка целей и задач на 2011/2012 учебный год и определение... | ||
Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник... | План методического объединения учителей физического воспитания сош№1... Утверждение плана работы мо, календарно-тематического планирования на 2011-2012 учебный год |