Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Утверждено:
Директор ГБОУ СОШ № 22
Титова Л.И. / _________/
от «________»_________2013 г.
| Рассмотрено:
Зам.директора по УВР
Мазур И.И. / _________/
от «________»__________2013 г.
| Согласовано:
на заседании ШМО
протокол №______________
от «________»________2013 г.
| средняя общеобразовательная школа № 22 Рабочая программа по географии для 10 класса
на 2013/2014учебный год Разработана на основе учебника по географии для 10 класса, автор В.П. Максаковский и др., 2011
Учитель: Костыря Оксана Владимировна
Срок реализации: 2013 - 2014 гг.
Москва, 2013
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:
стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. 10-11 классы.Базовый уровень / В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. - М.: Просвещение, 2008.
Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под редакцией В. И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2008.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Экономическая и социальная география мира», как правило, завершает географическое образование школьников. В зависимости от конкретных условий обучения он изучается в 10—11 классах общеобразовательных учреждений как обязательный или факультативный курс.
Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.
Основная цель курса — продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Цели изучения предмета
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Результаты обучения
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Требования к подготовке учащихся.
Знать.
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
Уметь.
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
УМК:
1.Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В.П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2011.
2. Географический атлас. 10 кл.- М.:,201
3. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь М.: Просвещение, 2007. Дополнительная литература:
1. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира./ А. П. Кузнецов - М.: Дрофа, 2004.
2. Максаковский В.П. Дополнительные главы - М.:Дрофа,2007.
3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа,2004.
4. Холина В.Н. Общественная география современного мира. - М.: Дрофа, 2009.
5. Ануфриева О.И. Поурочные планы. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Кучебнику Максаковского В.П. - Волгоград: Учитель, 2010.
6. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира: 10 класс: К учебному комплекту В.П. Максаковского. - М.: ВАКО, 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема урока
| Практические работы
| Домашнее задание
| Раздел 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (4часа)
| Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
| 2
| Этапы формирования ПК мира
|
| Тема 1 п 1,2
| 3
| Государственный строй стран мира
| Составление
систематизирующей таблицы «Государственный строй
стран мира».
| Тема 1 п3
| 4
| Политическая география
| Характеристика
политикогеографического положения страны, его изменений во
времени
| Тема 1 п.3
| 5
| Обобщение по теме Современная политическая карта мира
|
|
| Раздел II. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (5часов)
| 6
| Взаимодействие человечества и природы. Мировые прир. ресурсы (минеральные, земельные)
| Оценка обеспеченности разных регионов и стран
основными видами природных ресурсов
| Тема 2 п.1, 2(1-3)
| 7
| Водные, биологические, Мирового океана, климатические, и космические, рекреационные ресурсы.
|
| Тема 2. 2 (4-8)
| 8
| Загрязнение и охрана окружающей среды
|
| Тема 2
3
| 9
| Практическая работа
«Оценка
обеспеченности разных регионов и стран основными видами пр.ресурсов»
|
| Тема 2
| 10
| Обобщение по теме «Природные ресурсы»
|
|
| Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ (5 часов)
|
| 11
| Численность,
вос-
производство населения
| Определение демографической ситуации и
особенностей демографической
политики в разных
странах и регионах мира.
| Тема 3 П1
| 12
| Состав
населения.
|
| Тема 3 П2
| 13
| Размещение и миграция населения мира
| Оценка
особенностей
уровня и качества
жизни населения в разных странах и регионах мира
| Тема 3 П3
| 14
| Городское и сельское население
|
| Тема 3 П4
| 15
| Практическая работа «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.» Обобщение знаний
|
|
| Раздел IV. НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (7 часов)
| 16
| Характеристика научно-
технической
революции
|
| Тема 4 1(1-2)
| 17
| Составные части НТР
|
| Тема 4 1 П3-6
| 18
| Мировое хозяйство
|
| Тема 4 2 п1-3
| 19
| МГРТ. Интернационализация хозяйственной жизни
|
| Тема 4 2 п4-5
| 20
| Отраслевая структура мирового хозяйства
| Сравни-
тельная характеристика ведущих факторов размещения производи-
тельных сил
| Тема 4 3 П1-3
| 21
| Территориальная структура мирового хозяйства
| Составление характеристики основных центров
современного мирового хозяйства,
типологической
схемы территориальной структуры
хозяйства экономически развитой
и развивающейся
страны.
| Тема 4
3
П4-5
| 22
| Обобщающее повторение
|
|
| Раздел V. ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (12 часов)
| 23
| География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика
|
| Тема 5
П 1
П.1-4
| 24
| Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и өветной металлургии
|
| Тема 5 п1 п5-6
| 25
| Машиностроение,
химическая, лесная и тек-
стильная промышленность. Главные страны и районы
|
| Тема 5
П.1
7-10
| 26
| Промышленные районы
мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция»
|
| Тема 5
п
П. 2
| 27
| География транспорта.Мировая
транспортная система
|
| Тема 5
П. 3
| 28
| Внешние экономические связи
|
|
| 29
| География мировых валютно-
финансовых отношений
|
|
| 30
| Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли
|
|
| 31
| Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и
|
|
| 32
| Обобщающее повторение по теме
|
|
| Раздел VI. Зарубежная Европа (6 часов)
| 33
| Общая характеристика Зарубежной
Европы. Население Зарубежной Европы
|
| Тема 6. П 1
| 34
| Хозяйство. Международные экономические связи
|
| Тема 6. П 1 (3-8), 2
| 35
| Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа
|
| Тема 6. П 3
| 36
| Европейские
страны «большой
семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия
|
| Тема 6. П 3
| 37
| Итоговый урок по теме «Зарубежная
Европа»
|
|
| Раздел VII. Зарубежная Азия. (5 часов)
| 38
| Общая характеристика Зарубежной
Азии
|
| Тема 7. П 1
| 39
| Субрегионы Зарубежной Азии.
Китай
|
| Тема 7. П 2
| 40
| Япония
| Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
| Тема 7. П 3
| 41
| Индия
|
| Тема 7. П 4
| 42
| Практическая работа. Зачет по теме «Зарубежная
Азия»
|
|
| Раздел VIII. Африка ( 4 часа)
| 43
| «Визитная карточка» региона Африка
|
| Тема 8. П 1
| 44
| Деление Африки на субрегионы
|
| Тема 8. П 2(1-3)
| 45
| ЮАР
|
| Тема 8. П 2(4)
| 46
| Обобщающее повторение по теме
|
|
| Раздел IX. Северная Америка (5 часов)
| 47
| «Визитная
карточка» региона Северная Америка
|
| Тема 9. П 1 (1)
| 48
| США. Природные ресурсы и население
|
| Тема 9. П 1 (2,3)
| 49
| США. Хозяйство. Макрорегионы
|
| Тема 9. П 1 (4,5)
П 10
| 50
| Канада
| Составление характеристики Канады.
| Тема 9. П 3
| 51
| Итоговый урок по теме: «Северная Америка»
|
|
| Раздел X. Латинская Америка (5 часов)
| 52
| « Визитная карточка» региона Латинская Америка
|
| Тема 10. П 1
| 53
| Бразилия
|
| Тема 10. П 2
| 54
| Аргентина. Мексика
|
|
| 55
| Итоговый урок по теме «Латинская
Америка»
|
|
| Австралия и Океания (1 час)
| 56
| Комплексная характеристика региона Австралия и Океания
| Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.
| Тема 8. П 3
| Раздел XI. Глобальные проблемы человечества
| 57
| Россия на политической карте мира
|
|
| 58
| Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации
|
|
| 59
| Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных экономических отношений
|
|
| 60
| Особенности географии и структуры международной торговли.
Крупнейшие торговые партнеры России. Структура
внешнеторгового
баланса. Основные формы внешних экономических связей
|
|
| 61
| Участие России в
международных
отраслевых и региональных организациях. Россия и
страны Содружества Независимых
Государств (СНГ).
|
|
| 62
| Участие России в
Международных
социально-
экономических и
геоэкологических
проектах
|
|
| 63
| Понятие о глобальных проблемах
|
| Тема 11 П 1
| 64
| Взаимосвязь глобальный проблем. Практическая работа
|
| Тема 11 П 2
| 65
| Мир в XXI века. Обобщение знаний по всему курсу
|
|
| 66
| Итоговый урок
|
|
| 67
| Резервный урок
|
|
| 68
| Резервный урок
|
|
| |