Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год





Скачать 246.7 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации26.10.2014
Размер246.7 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сайгинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей зам. директора по УМР директор

протокол №_ от «___»2013г. __________________ _________________

«__» _______ 2013г. «__»_______ 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Кудряшова Галина Александровна

Годовое количество часов: 10 класс - 35

Количество часов в неделю: 1

Практических работ:6

Оценочных практических работ: 5

Годовое количество часов: 11 класс - 35

Количество часов в неделю: 1

Практических работ: 6

Оценочных практических работ: 5
Рабочая программа по географии для среднего (полного)

общего образования (10-11 классы).

Базовый уровень.

Пояснительная записка

Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основании

  • стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 год.

  • учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ»

  • примерной программы для образовательных учреждений по географии (базовый уровень, 2008 год).Авторы программы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина. Москва, Просвещение, 2008.

УМК:

Учебники: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География.Экономическая и социальная география мира. М. Просвещение, Часть 1. Общая характеристика мира, Часть ΙΙ. Региональная характеристика мира. 2012.

В.П.Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М., Просвещение. 2007

Атлас. Экономическая и социальная география мира. «Москва», 2006

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений отводит 70 часов для изучения учебного предмета «География. Современный мир» в средней школе (35 часов в 10 классе, практических работ – 6, из них оценочных – 5; 35 часов в 11 классе, практических работ – 6, из них оценочных – 5).

Изменения, внесенные в программу и обоснования.

В календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии, - «Научно-техническая революция» Данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в представленном календарно-тематическом планировании на его изучение отводится 3 часа.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира».

Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление. С утверждением стандарта среднего (полного) общего образования по географии и на основе концепции географического образования появилась возможность реализовать, с одной стороны, а с другой – удовлетворить интересы профильной средней школы.

Данный базовый уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся, знания и умения, обязывает уделять внимание нормализации учебной нагрузки учащихся. Программа ориентирована на 1 час в неделю в 10 и 1 час в неделю в 11 классе.

Цель и задачи курса

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:

  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  • научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

География – дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учётом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» - «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» - создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.

В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.

Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т.д. Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует уделить организации работы с учебником.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности , толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» ученик должен:

  1. Знать/понимать:

  • этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

  • важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

  • необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

  • особенности научно-технической революции;

  • понятие «природопользование», виды природопользования;

  • идеи устойчивого развития общества;

  • особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;

  • этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

  • крупнейшие города и агломерации мира;

  • причины и виды миграций;

  • культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

  • этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

  • понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

  • крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

  • географическую номенклатуру, указанную в учебнике.

  1. Уметь:

  • анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

  • определять ресурсообеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

  • определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;

  • определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

  • характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

  • определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

  • уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

  • выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

  • устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;

  • составлять развернутый план доклада, сообщения;

  • составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;

  • строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

  • составлять и презентовать реферат;

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

  • работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный).

  1. Оценивать:

  • обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

  • рекреационные ресурсы мира;

  • современное геополитическое положение стран и регионов;

  • положение России в современном мире;

  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

  • экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

  • тенденции и путь развития современного мира.



Содержание программы

10 класс

Введение. Политическая карта мира (5 ч).

Предмет социально-экономической (общественной) географии в системе географических наук. Формирование представления о географической картине мира. Ключевые теории, концепции и современные методы географических знаний. Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический. Моделирование в географии. Источники географической информации. Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практические работы:

  1. Практическая работа №1 «Описание ЭГП и ПГП страны (по выбору учащегося)»

  2. «Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»» (домашняя)

  3. Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте группировок стран, крупных международных организаций»

Человек и ресурсы Земли (8 ч).

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком Земли. Присваивающее и производящее хозяйство. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, их месторождения. Горючие ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель. Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различия в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Основные потребители воды в мире. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление. Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человека. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования. Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Что такое природопользование. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Практическая работа №3 «Оценка ресурсообеспеченности одной из стран»

Население мира (6 ч).

Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятие депопуляции. Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. Состав населения. Социальный и этнический состав населения. Формирование народностей. Крупные народности и языковые группы. Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира. Религиозные состав населения мира. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения. Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация. Ее уровни и формы. Формы сельского расселения. Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов». Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения.

Практическая работа №4 (домашняя) «Обозначение на контурной карте стран с населением более ста миллионов человек»

Зачет по теме «Население»

Научно-техническая революция (3 ч).

НТР, ее характерные черты и основные составляющие. НТР и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономических и организационно-экономических). Модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран. Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмет «Литературному чтение» для обучающихся...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по умк «Школа России»
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconГодовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год
Для обучающихся 1 класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 17. 02. 14 г по 23. 02. 14 г
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014...
Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе...
Учебного плана мбоу нмр рт на 2013-2014 учебный год и «Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса на 2013 2014 учебный год
Принята на заседании Составлена на основе педагогического совета рекомендованной программы
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по физике для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Школьный курс физики является системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по географии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Программа составлена на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРеквизиты программы
Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе...
Учебного плана мбоу «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» нмр рт на 2013-2014 учебный...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии...
Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по «Изобразительному искусству». для 3 класса на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по географии для 7-х классов на 2013-2014 учебный год
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VII классе — 70 часов, из расчета...
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 класса на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по биологии (профиль) для 10-11 класса на 2013/2014 учебный год
«Биология» Профильный уровень: учебник для 10-11 класса/ П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая и др. М.: Просвещение. 2008


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск