Скачать 109.54 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010. Цели и задачи: • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. Нормативные правовые документы: Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ 05.03.2004 года № 1089; примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ Сведения о программе: Программа под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010 Обоснование выбора: Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МОУ СОШ №9 и является логическим продолжением изучения предмета «Окружающий мир» в начальной шкле; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла. Информация о внесенных изменениях: Все разделы соответствуют программе. Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контрольнообобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работы на УОУ. Место и роль учебного курса: Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Количество учебных часов: В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: «Введение», «Явления природы», «Движения в сферах планеты и в космосе» и «Освоение человеком природы».. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Формы организации образовательного процесса: Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером. Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером. Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра) Механизмы формирования ключевых компетенций: Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль. Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией. Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома. Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Л.А.Бердичевской, Н.И. Сонина. Основное содержание
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент). Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач). Обитатели суши, воды, воздуха. Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете. Понятие о движении. Движение – все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе и живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе и в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения. Демонстрации. Перемещение тел неживой природы, движение листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе. Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей. Практическая работа. Красота и гармония в природе. Экскурсия. Живая и неживая природа.
Многообразие природных явлений. Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление. Физические и химические явления в живой и неживой природе. Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества. Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными. Лабораторная работа №1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных. Экскурсия. Звуки в живой природе. Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе. Биологические явления. Особенности живого организма. История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле. Как размножаются организмы. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных о растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов. Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека. Как питаются живые организмы. Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов. Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород – необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Что мы узнали о жизни на Земле. Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах. Лабораторные работы. №2. Изучение устройства микроскопа. №3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. №4. Изучение строения семени фасоли. №5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. №6. Рассматривание корней растений. №7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. №8. Знакомство с многообразием клеток многоклеточных организмов. Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела. Практические работы. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. Уход за комнатными растениями и аквариумом. Подкормка птиц. Экскурсии. Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной.
Глобальные изменения облика Земли. Крупные геологические события в истории Земли. Изменение климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли. Движение в литосфере. Землетрясения. Вулканизм. Выветривание. Движение в атмосфере. Движение в гидросфере. Биосфера. Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Парение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли. Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Задание на лето. Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях. Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года: Ожидаемые результаты. В результате изучения природоведения ученик должен: - знать/понимать многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;строение живой клетки (главные части); -царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); -природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения; уметь
Литература.
|
Строганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся... Т. С. Сухова, В. И. Строганов, 2007 © Издательский центр «ВентанаТраф», 2007 © Т. С. Сухова, В. И. Строганов, доработка, 2008 isbn... | Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11... | ||
Учебники и учебные пособия для учащихся № Название (автор, издательство,... Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009 | Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой... Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –... | ||
Требования к уровню подготовки Учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф,... | Учебники: Природоведение 5 класс Т. С. Сухова, В. И. Строганов Биология... Утверждаю Площадь кабинета -35,4 м2 Председатель школьной комиссии кабинет биологии О. В. Смирнова зав кабинетом – Шабарова С. В | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк: Программа Т. С. Сухова, В. И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана -граф, 2009 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы. Авторы Т. С. Сухова, В. И. Строганов и др | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Симоновой Л. В./ Под ред проф. И. Н. Пономаревой/ (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология:... | Л. В. Кузнецова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы рабочей программы Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы : программы.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе Программы Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва. Природоведение. Биология. Экология 5-11... |