Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс





Скачать 109.54 Kb.
НазваниеСухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс
Дата публикации20.08.2014
Размер109.54 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, оснловного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министрства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

 

Цели и задачи:

• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 

Нормативные правовые документы:

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ 05.03.2004 года № 1089;

примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ

Сведения о программе:

Программа под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010

Обоснование выбора: Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МОУ СОШ №9 и является логическим продолжением изучения предмета «Окружающий мир» в начальной шкле; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся, а так же является пропедевтическим курсом предметов естественнонаучного цикла.

Информация о внесенных изменениях:

Все разделы соответствуют программе. Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контрольнообобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работы на УОУ.

Место и роль учебного курса:

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Количество учебных часов:

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 4 содержательных раздела: «Введение», «Явления природы», «Движения в сферах планеты и в космосе» и «Освоение человеком природы».. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

 

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся: Овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Л.А.Бердичевской, Н.И. Сонина.
Основное содержание

  1. Введение (6 часов).

Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).

Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).

Обитатели суши, воды, воздуха.

Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете. Понятие о движении. Движение – все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе и живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе и в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.

Демонстрации. Перемещение тел неживой природы, движение листьев к свету, плавания рыб; действия йода на крахмал; эволюционных изменений в живой природе.

Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей.

Практическая работа. Красота и гармония в природе.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

  1. Явления природы (44 часа)

Многообразие природных явлений.

Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.

Физические и химические явления в живой и неживой природе.

Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.

Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.

Лабораторная работа №1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных.

Экскурсия. Звуки в живой природе.

Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.

Биологические явления. Особенности живого организма.

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.

Как размножаются организмы.

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных о растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.

Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Как питаются живые организмы.

Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.

Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.

Кислород – необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.

Что мы узнали о жизни на Земле.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий увеличение углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы. №2. Изучение устройства микроскопа. №3. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. №4. Изучение строения семени фасоли. №5. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. №6. Рассматривание корней растений. №7. Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. №8. Знакомство с многообразием клеток многоклеточных организмов.

Опыты в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. Выяснение условий прорастания семян. Наблюдение за испарением воды листьями. Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста и массы тела. Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.

Практические работы. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы. Уход за комнатными растениями и аквариумом.

Подкормка птиц.

Экскурсии. Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой. Живые организмы весной.

  1. Движение в сферах планеты и в космосе (9 ч.)

Глобальные изменения облика Земли. Крупные геологические события в истории Земли. Изменение климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.

Движение в литосфере. Землетрясения. Вулканизм. Выветривание.

Движение в атмосфере. Движение в гидросфере. Биосфера.

Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Парение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.

Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.

  1. Освоение человеком природы.

Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества.

Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.

Контроль за состоянием окружающей среды.
Задание на лето.

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.

Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года:

Ожидаемые результаты.

В результате изучения природоведения ученик должен:

- знать/понимать многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;строение живой клетки (главные части);

-царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

-природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

 

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Литература.

    1. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 224 с.

    2. Сухова Т.С., Строганов В.И Природоведение Биология. Экология Программы. 5-11 классы. - – М.: Вентана-Граф, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconСтроганов В. И. С91 Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся...
Т. С. Сухова, В. И. Строганов, 2007 © Издательский центр «ВентанаТраф», 2007 © Т. С. Сухова, В. И. Строганов, доработка, 2008 isbn...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconУчебники и учебные пособия для учащихся № Название (автор, издательство,...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой...
Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconТребования к уровню подготовки
Учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана-Граф,...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconУчебники: Природоведение 5 класс Т. С. Сухова, В. И. Строганов Биология...
Утверждаю Площадь кабинета -35,4 м2 Председатель школьной комиссии кабинет биологии О. В. Смирнова зав кабинетом – Шабарова С. В
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк: Программа Т. С. Сухова, В. И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана -граф, 2009 г
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы. Авторы Т. С. Сухова, В. И. Строганов и др
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Симоновой Л. В./ Под ред проф. И. Н. Пономаревой/ (Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология:...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconЛ. В. Кузнецова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего,...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рф №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,...
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы рабочей программы Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы : программы....
Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение» 5 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планирование составлено на основе Программы Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва. Природоведение. Биология. Экология 5-11...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск