Скачать 70.01 Kb.
|
Тема: Мальчик и девочка Цели:
Оборудование: учебники, экран, проектор, ПК, компьютерная презентация с иллюстрациями к сказке, розочки и снежинки для рефлексии. Ход урока I. Организационный момент II.Проверка домашнего задания Слайд 1 К старой сказке, где девочка друга спасает Я сегодня опять возвратиться хочу. В ней отважная Герда встречается с Каем. Им с Любовью любые дела по плечу. Учитель: Перед вами иллюстрации к сказке «Снежная королева». Соотнесите иллюстрации с текстом сказки. Слайды со 2- 6 1. стр. 164 2. стр. 167 (1 абз.) 3. стр.167 (2 абз.) 4. стр.169 (1 абз.) 5. стр.171 (2 абз.) 6. стр.171 ( 3 абз.) III. Объяснение нового Тема нашего урока «Мальчик и девочка». Проблемная ситуация Учитель: Ребята, у меня в руках розы. Какое отношение розы имеют к сказке «Снежная королева»? Ученик: Сказка начинается с того, что рядом с окнами героев росли два розовых куста. Текст псалма имеет строчки о розе. Учитель: Ребята, обратите внимание на значение слова «псалом» – это песнь, в данном случае, прославляющая Христа — Чем отличаются розы? Ученик: Одна роза живая, другая искусственная. Учитель: Какую бы розу вы предпочли? Почему? Ученик: Живую. Она издаёт аромат, благоухание. Привлекает красотой. Напоминает о чувствах. Мы их дарим человеку, которого любим. Учитель (цель урока): Сегодня, анализируя текст сказки, обращая особое внимание на отдельные образы, мы должны выяснить, кто и почему является героем произведения. Это поможет нам понять авторский замысел. Прочитайте эпизод, в котором Андерсен упоминает о розе. Ученик: В ящиках на мансарде росли эти цветы. Кай и Герда любили сидеть в тени розовых кустов. Они напоминали триумфальные арки. И детям весело было играть здесь. (Возможен ответ: роза появляется в каждой главе произведения) Учитель: Дети, а в неживой природе можно встретить цветы? Ученик: Нет. Учитель: Почему? Ученик: Цветы растут, они живые, имеют свой неповторимый аромат, они нуждаются в заботе. Учитель: Представьте тихое морозное утро, вы подошли к окну, которое покрыто диковинными узорами. Что напоминают эти узоры? Ученик: Снежинки напоминают цветы. И эти узоры напоминают цветы. Учитель: «Ледяные узоры, словно цветы», - пишет Андерсен. Учитель: А искусственный цветок разве некрасив? Ведь он – подобие живого. Чего нет в искусственном цветке? Ученик: Цветок красив, но в нём нет жизни. Он только похож на живой. Учитель: Как вы думаете, почему из всех цветов Андерсен выбрал именно розы? Ученик: -? Учитель: В литературе есть такой приём, символ. Это образ обобщения, осмысляемый в прямом и переносном значении. Распространённый символ, Голубь мира, олицетворяющий мир во всём мире. Слайд 7 Ребята, роза – это символ, который обозначает небесное совершенство и земную жизнь; время и вечность; жизнь и смерть; Розовый куст ― символ возродившегося к жизни человека. В христианстве красная роза была символом крови, которую пролил распятый Христос за грехи людей. Белая роза – символ Богородицы – матери Иисуса Христа, доброй, открытой, спешащей на помощь. Роза – это символ, олицетворяющий открытое, благородное, щедрое сердце, сострадающее людям и неравнодушное к человеческому несчастью. — Ребята, а если роза – это символ любви, где же живёт эта любовь? Ученик: В сердце человека. Учитель: Как вы думаете Кай и Герда обладали этим чувством? Докажите словами из текста. — Какое сердце было у героев сказки? Ученик: Любили цветы, славили Христа, видели красоту Божьего мира. Сердце у них было горячее. Учитель: Какими словами дети славили Христа? Прочитайте. Смысл этого псалма заключается в том, что Христос пришёл на землю, чтобы поселить в сердцах людей любовь и надежду. Он дал людям возможность понять, что каждый, кто откроет своём сердце для любви к Богу, к ближнему, достоин попасть в Царствие Небесное. Учитель: А что хотел сделать тролль с сердцами людей, любящими, горячими? Ученик: Поселить в них зло. Чтобы люди видели только недостатки других. Учитель: Обратите внимание, что если в человеке поселяется зло, то человеческая душа умирает. Учитель: Когда умирает природа? Ученик: Зимой. Зимой земля покрыта снегом. Льды сковывают землю. Учитель: Тогда объясните, почему исполнитель воли тролля Снежная королева? Ученик: Умирает природа зимой, поэтому и королева Снежная. Учитель: Какой вы представляете Снежную королеву? (устное словесное рисование) Слайд 8 Ученик: Чего лишена она в отличие от Кая и Герды? Ученик: В Снежной королеве нет тепла, жизни, любви Учитель: Каким называют сердце, если оно перестаёт любить? Ученик: Ледяным, холодным, каменным. Учитель: Как изменился Кай, когда осколок зеркала попадал ему в сердце? Поясните свои ответы словами текста. Ученик: Кай стал злобным, насмешливым, грубым: «хнычешь», «какая ты некрасивая», «придирался», «передразнивал». Учитель: А как он поступил с розами? Прочитайте. Ученик: «Он толкнул ящик ногой, сорвал и бросил розы». Учитель: Что хотел автор показать поведением Кая? Ученик: Что в Кае поселилось зло. Он убил красоту, а значит, доброту и возможность увидеть Христа. Учитель: Посмотрите, дети, что стало (станет) с розой, которую я принесла? Ученик: Она стала вянуть, так как ей не хватает солнца, тепла и света, а главное почвы, из которой она брала необходимое для жизни. Учитель: Да, а искусственная по-прежнему хороша. Вспомним снежинку, которую Кай рассматривал под стеклом. Рассматривал очень рассудочно. Давайте обратимся к толкованию слова. Что обозначает слово рассудочный, ведь именно таким стал Кай? Ученик (слайд 9): Рассудок — способность к рассуждению, к размышлению; здравый смысл. Рассудочный – отличающийся преобладанием рассудка над чувствами. Учитель: Испытывает ли какие-либо чувства Кай, рассматривая снежинку? Ученик: Да, испытывает. Но скорее это не чувства, а наблюдательность, интерес. Учитель: Что его удивляет красота или точность снежинок? Ученик: Интересует точность. Учитель: Человек, умеющий любить, способен почувствовать красоту. А Кая интересует лишь точность линий. Андерсен подчёркивает, что снежинки для Кая были не красивее, а интереснее настоящих цветов. Заметьте, что красота живого Божьего мира Кая больше не интересует. Помните, он старается произнести слова молитвы «Отче наш», когда Снежная королева увозит его на санях. Слова этой молитвы, как соломинка, за которую пытается ухватиться мальчик ради спасения, но Каю приходит на ум только таблица умножения. Кай потерял любовь, т.е. Бога в душе. Мальчик выполняет волю Снежной королевы, холодного, бесчувственного, дьявольского существа, отказывается от живого небесного, т. е. покоряется злу. А что же было с Гердой, после того как исчез Кай? III. Анализ 3 сказки. Учитель: Опишите душевное состояние Герды. Ученик: Сначала она не верит в то, что Кай жив. Потом в неё вселяют надежду солнечный снег, ласточки. И Герда вновь обретает веру в то, что Кай жив. Учитель (слайд 10): Перед вами иллюстрация к сказке. Расскажите, какой эпизод на ней изображён. Ученик: Герда в лодке, отправляется искать Кая и просит, чтобы река подсказала ей, где мальчик. Герда отдаёт ей самое драгоценное, что у неё было, красные башмачки. Учитель: — Как это характеризует Герду? Ученик: Девочка любит, она обладает горячим сердцем, так как отдаёт самое драгоценное, что у неё есть. Учитель: Согласитесь, что расстаётся она с самым драгоценным, что у неё есть, ради любви к Каю. Вы бы согласились, например, расстаться со своим драгоценным компьютером ради кого-либо? Учитель (слайд 11): Вот ещё одна иллюстрация. С кем встречается Герда во время поисков Кая? Соотнесите иллюстрацию с содержанием сказки. Ученик: Герда встречается с женщиной, которая умела колдовать. (Возможно устное словесное рисование). Учитель: Почему Андерсен не называет эту женщину колдуньей? Ученик: Она хотела лишь оставить Герду у себя и не хотела причинять ей никакого зла. Учитель: Что же помогло Герде вспомнить о Кае? Читаю эпизод на стр. 175-176 со слов «Теперь Герда знала здесь каждый цветочек….» до слов «…краше всех была роза». — Прочитайте, чему удивилась Герда? Ученик: « Как! В этом цветнике нет роз?» Учитель: Почему Герда удивлена тому, что в цветнике нет роз? Ученик: Для неё роза – это дом, бабушка, Кай, Христос, хотя она этого не помнит, но теплота и любовь живут в её сердце. А символом чего является роза? Ученик: Символом любви, веры и надежды. Учитель: Об этом и говорит Андерсен: (читаю отрывок, выбирая нужные слова, на стр. 176) «Тогда девочка заплакала…» до слов «Мне ведь надо искать Кая». Да. Герда сохранила в сердце любовь. Розы, всегда напоминавшие ей о доме, о дружбе с Каем, о бабушке и о Христе, пробудили девочку от волшебного сна. Считается, что человек, который любит ухаживать за цветами, видит красоту и обладает даром любви. Ведь жизнь цветка, как и жизнь человека, зависит от почвы, в которой тот и другой вырастает. IV. Итог Наш урок подходит к завершению ― Что нового вы узнали? ― Какой образ в сказке является образом-символом? ― Помогает ли он понять авторский замысел? Итак, мы выяснили, что роза является символом-образом сказки «Снежная королева» Этот образ помогает не только понять характер героев, но имеет свои индивидуальные черты: благоухает, когда герой любит; умирают, когда от героя исходит зло; помогают человеку обрести веру, надежду и любовь. Учитель: ― Появляется ли образ розы в следующих сказках? Несмотря на то, что образ розы появляется или нет, поясните свой ответ. Кроме этого вам необходимо прочитать 4,5 сказки и ответить устно на вопрос 8. Работу над образом розы вы продолжите на следующем уроке, а помогут в этом буклеты, где помещена информация о героях произведения. Рефлексия: Образ розы связан с темой урока. Помогла ли работа на уроке понять образ розы, а через него авторский замысел о том, что любовь действительно способна вселить в человека веру в свои силы и помочь в преодолении трудностей. Если да, то положите розочку, если нет ― снежинку. |
Урок по теме «Как ты относишься к Земле?» Обратите внимание на два слова из текста, их объединяет одинаковая приставка. О каких словах идет речь? (Объясняю значение приставки.)... | Обратите внимание на эти два дерева. Эти деревья особенные. А вот... Учитель: Обратите внимание на эти два дерева. Эти деревья особенные. А вот в чем их особенность хотелось бы узнать у Вас | ||
Речевые игры по теме космос что лишнее? Прочитайте ребенку цепочку слов. Обратите его внимание, что слова связаны по смыслу, из них можно составить рассказ. Попросите вспомнить... | Сказка «Книжка счастья» Гарин-Михайловский Н. Г. 12 «Сказка о жабе и розе» Рассказы «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Хвосты», «Музыкальная канарейка», «Синичкин календарь», «Лесная газета», «Чей нос... | ||
Анкета автора студенческих работ Внимание! Пункты, отмеченные *, обязательны для заполнения! Обратите внимание на то, что написано в скобках | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок начинается со вступительной беседы. Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока восстание декабристов. Эпиграфом к уроку... | ||
Урок русского языка во 2 классе на тему «Корень слова» Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов на уроке. Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас всё получится | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В текст вставь нужные слова, которые записаны внизу. Обрати внимание, что из предложенных слов нужно выбрать то, которое подходит... | ||
Контрольные задания по дисциплине «Римское право» для студентов заочной... Обратите внимание: контрольное задание состоит из 2 частей: 1 вопрос – теоретический, далее идут 3 казуса, которые нужно решить,... | Что такое внимание. Учителя часто говорят вам: «Обратите внимание » Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Методическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова» Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования... | Урок русского языка в 5 классе Здравствуйте, ребята. Прежде чем садиться, посмотрите минутку вокруг себя, обратите внимание на то, какие предметы вас окружают в... | ||
Робот: Внимание! Внимание! Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас приветствовать на игре «Счастливый случай»! | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Международный Форум «Одарённые дети» «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви... | «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса» Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви... |