Скачать 54.72 Kb.
|
Урок – исследование по русскому языку в 8 классе Тема: Односоставные предложения Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков Цель урока: 1) закрепить знания об односоставных предложениях; 2) закрепить умения определять односоставные и двусоставные предложения, вид односоставных предложений; 3) выяснить, как часто, с какой целью употребляются односоставные предложения в разных стилях речи; 4) исследовать тексты разных стилей Технологическая карта урока.
Ход урока 1. Сообщение темы урока. 2. Стадия вызова. Парная мозговая атака. Учитель: Итак, давайте определим, что вы знаете по теме урока. ( Ребята в парах составляют список того, что они знают по теме. 5мин.) 3. Стадия осмысления. Составьте в тетради таблицу с колонками: знаю – хочу узнать – узнал В колонку «Знаю» внесите сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в парах) В колонку «Хочу узнать» ваши вопросы по теме.
Исследование текстов 5 групп учащихся. Каждая группа получает текст и задания к нему.
1. Определить стиль текста. Привести доказательства. 2. Подсчитать количество односоставных и двусоставных предложений в тексте. Определить вид односоставных предложений. 3. С какой целью используется этот вид односоставных предложений в данном тексте? 4. Синтаксический разбор указанного предложения. 5. Назвать используемые в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
Найдите ответы на поставленные вопросы. После чтения заполните колонку «Узнал», располагая ответы напротив вопросов. Текст для анализа № 1 Бобчинский. Чрезвычайное происшествие! Добчинский. Неожиданное известие!* Все. Что, что такое? Добчинский. Непредвиденное дело: приходим в гостиницу... Бобчинский. Э, позвольте, Пётр Иванович, я расскажу. Д. Э, нет, позвольте уж я, позвольте, позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете. Б. А вы собьётесь и не припомните всего. Д. Припомню, ей-богу, припомню. Уж не мешайте, пусть я расскажу, не мешайте! Скажите, господа, сделайте милость, чтоб Пётр Иванович не мешал. Городничий. Да говорите, ради бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, Господа. Возьмите стулья! Пётр Иванович, вот вам стул.
Текст для анализа № 2 Позади цепей носился Чапаев, кратко быстро и властно отд..вал приказания л..вил ответы. Вот он круто свернул коня мчит к командиру б.. тареи: —Бить по мельницам! —Все пул..меты с мельниц ск..сить! —Станицу (не) трогать, пока (не) скажу!
Текст для анализа № 3 Левитану нездоровилось. Он поскорее ушёл из дому. Работать (не) х..телось. Когда (не) ладилась работа, всегда думалось о самой последней картине... Остановка в работе пугала Левитана. Вдруг приходили мысли о (не) способности об отсутствии т..ланта. Юноша знал, что самая короткая передышка вредна. Снов., начинать трудно, не те краски вид..т глаз не ту свободную лёгкую смелую линию проводят на холсте вялые руки. Он расстроился сильнее заб..лела голова захотелось домой.
Текст для анализа № 4 Картина рассказывает о людях Ленинграда в суровые дни блокады. Глядиш.. на картину и мысленно представляеш.. голодный и холодный Ленинград 1942 года, его гордых защитников. Они собрались в зале филармонии послушать музыку. Переносиш..ся воображением сюда, в зал. В осаждённом Ленинграде идёт концерт. Всматриваеш..ся в лица людей и поражаеш..ся способности измождённых голодом и холодом людей зачарованно слушать музыку. Она покорила этих суровых людей. Смотриш.. на картину и чувствуеш могучее дыхание оркестра, покорившее зал.
Текст для анализа № 5 Вот вашему дедушке и донесли что Пётр Овсяников, мол, на вас жалуется: землю, вишь, отнять изволили... Дедушка ваш к нам тотчас и прислал своего ловчего Бауша с командой... Вот и взяли моего отца, и в вашу вотчину повели. Я тогда был мальчишка маленький, босиком за ним побежал. Что ж? Пр..вели его к вашему дому да под окнами и высекли. А ваш дедушка ст..ит на б..лконе да посматривает а бабушка под окном сидит и тоже гл..дит... Вот и взяли с моего отца слово отступиться от земли и бл..год..рить велели, что живого отпустили.
4. Стадия рефлексии. На основании проанализированных текстов и записей в таблице сделайте выводы.
5. Оценивание участников групп. 6. Домашнее задание. Подобрать из литературных произведений, источников СМИ тексты, в которых употребляются разные виды односоставных предложений. |