Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
Согласовано на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № 1
от 26.08. 2013г.
Руководитель ШМО _____Остапенко Н.А.
| Согласовано заместитель директора по УВР
_____Ковалева С.Н
от 27.08. 2013г.
| Рассмотрена на педагогическом совете
Протокол № 1
от 28.08. 2013г.
|
Утверждена
Приказ №___
от 29.08.2013г.
Директор школы
_____Григорьева Л.В.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
4 класс
Программа составлена на основе авторской программы
«Окружающий мир»
Автор-составитель А.А.Плешаков Москва «Просвещение» 2010 г.
Составитель
Шакина Надежда Фёдоровна
учитель начальных классов
п.Поспелихинский
2013 г.
Пояснительная записка
Статус документа.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего образования
Авторской программы «Окружающий мир», для 1 - 4 классов автор: А.А.Плешаков // Школа России. Концепция и программы для начальных классов. «Окружающий мир». – М.: Просвещение, 2010.// «Школа России». Концепции и программы для начальных классов. В двух частях. Ч. 1 / М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова Москва: Просвещения, 2010г.
Учебного плана МКОУ «Поспелихиснкая ССОШ» на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа реализуется с использованием УМК:
А. А. Плешаков. «Окружающий мир. Проверим себя»: тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы в 2 ч./А.А.Плешаков - Издательство М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013г.
А. А. Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. «Окружающий мир. Тесты»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений-М.:Просвещение, 2012г.
А. А. Плешаков. Атлас-определитель для начальной школы – М. : Просвещение, 2010г.
А. А. Плешаков, Е.А.Крючкова. «Окружающий мир»: Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса в 2ч. / Москва «Просвещение», 2013г.
А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач. шк.: в 2-х ч./ А. А. Плешаков, Е.А.Крючкова - Москва: «Просвещение» 2007г.
Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год (приказ Министерства образования и науки России от 09.12.2008 №379. Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия – её природа, история, хозяйство. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей страны, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы.
Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представление об основных эпохах в развитии человечества.
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, её регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребёнка
Цель курса
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является
формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира
осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Формы и методы обучения
Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-экскурсий и путешествий.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») в 4 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из расчета 35 учебных недель количество часов за учебный год составляет 69 ч.
Количество часов по авторской программе: в неделю - 2 часа, 68 часов в год.
Количество часов по рабочей программе с учетом учебно-календарного графика: 69ч.
Отличительные особенности программы
Планируемое в рабочей программе количество часов превышает число уроков в авторской программе А.А.Плешакова на 1 час за год. Этот час отведен на урок обобщения в конце учебного года.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ В СРАВНЕНИИ С АВТОРСКОЙ ПРОГРАММОЙ
-
№ п/п
| Наименование разделов
| Количество часов
по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
| 1
| Земля и человечество
| 10
| 10
| 2
| Природа России
| 10
| 10
| 3
| Родной край - часть большой страны
| 14
| 14
| 4
| Страницы всемирной истории
| 5
| 5
| 5
| Страницы истории Отечества
| 20
| 20
| 6
| Современная Россия
| 9
| 9
|
| Обобщение
| -
| 1
| ИТОГО
| 68
| 69
|
Рабочая программа включает все предложенные авторской программой экскурсии, практические и проверочные работы.
-
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| За
год
| Экскурсии
| -
| 1
| 2
| -
| 3
| Практические работы
| 6
| 4
| -
| 1
| 11
| Проверочные и тестовые работы
| 4
| 3
| 4
| 4
| 15
|
Содержание тем учебного курса
№
|
Раздел
|
Содержание
| 1
| Земля и человечество- 10ч.
| Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
| 2
| Природа России- 10ч.
| Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы.
| 3
| Родной край - часть большой страны – 14ч.
| Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде.
| 4
| Страницы всемирной истории – 5ч.
| История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
| 5
| Страницы истории Отечества – 20ч.
| История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.
| 6
| Современная Россия – 9ч.
| Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.
|
| Обобщение – 1ч.
|
|
Календарно – тематическое планирование
Дата
| №
п\п
| №
урока в теме
| Тема урока
| Кол-во часов
| Земля и человечество
| 10
| I четверть
|
Мир глазами астронома.
|
1
| 04.09.13
| 1
| 1
| 06.09.13
| 2
| 2
| Планеты Солнечной системы.
| 1
| 11.09.13
| 3
| 3
| Звездное небо – великая книга Природы.
| 1
| 13.09.13
| 4
| 4
| Мир глазами географа. Пояса Земли
| 1
| 18.09.13
| 5
| 5
| Мир глазами историка. Тест
| 1
| 20.09.13
| 6
| 6
| Когда и где? История - путешествие в глубь времен.
| 1
| 25.09.13
| 7
| 7
| Мир глазами эколога.
| 1
| 27.09.13
| 8
| 8
| Сокровища Земли под охраной человечества.
| 1
| 02.10.13
| 9
| 9
| Международная Красная книга
| 1
| 04.10.13
| 10
| 10
| Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа
| 1
| Природа России
| 10
| 09.10.13
| 11
| 1
| Равнины и горы России.
| 1
| 11.10.13
| 12
| 2
| Моря, озера и реки России.
| 1
| 16.10.13
| 13
| 3
| Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тест
| 1
| 18.10.13
| 14
| 4
| Тундра. Природа тундры.
| 1
| 23.10.13
| 15
| 5
| Леса России.
| 1
| 25.10.13
| 16
| 6
| Лес и человек. Тест
| 1
| 30.10.13
| 17
| 7
| Зона степей
| 1
| 01.11.13
| 18
| 8
| Пустыни.
| 1
| II четверть
|
У Черного моря
|
1
| 13.11.13
| 19
| 9
| 15.11.13
| 20
| 10
| Обобщающий урок по разделу «Природа России» Проверочная работа
| 1
| Родной край – часть большой страны
| 14
| 20.11.13
| 21
| 1
| Наш край.
| 1
| 22.11.13
| 22
| 2
| Поверхность нашего края Экскурсия
| 1
| 27.11.13
| 23
| 3
| Водоемы нашего края.
| 1
| 29.11.13
| 24
| 4
| Наши подземные богатства.
| 1
| 04.12.13
| 25
| 5
| Земля – кормилица. Тест
| 1
| 06.12.13
| 26
| 6
| Жизнь леса.
| 1
| 11.12.13
| 27
| 7
| Жизнь луга.
| 1
| 13.12.13
| 28
| 8
| Жизнь пресного водоема.
| 1
| 18.12.13
| 29
| 9
| Растениеводство в нашем крае. Проверочная работа
| 1
| 20.12.13
| 30
| 10
| Незаметные защитники урожая
| 1
| 25.12.13
| 31
| 11
| Животноводство в нашем крае
| 1
| 27.12.13
| 32
| 12
| Экскурсия на животноводческую ферму.
| 1
| III четверть
|
Урок – игра «Я знаю родной край»
|
1
| 15.01.14
| 33
| 13
| 17.01.14
| 34
| 14
| Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны» Проверочная работа
| 1
| Страницы всемирной истории
| 5
| 22.01.14
| 35
| 1
| Начало истории человечества
| 1
| 24.01.14
| 36
| 2
| Мир древности: далекий и близкий
| 1
| 29.01.14
| 37
| 3
| Средние века: время рыцарей и замков
| 1
| 31.01.14
| 38
| 4
| Новое время: встреча Европы и Америки.
| 1
| 05.02.14
| 39
| 5
| Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа
| 1
| Страницы истории Отечества
| 20
| 07.02.14
| 40
| 1
| Жизнь древних славян
| 1
| 12.02.14
| 41
| 2
| Во времена Древней Руси
| 1
| 14.02.14
| 42
| 3
| Страна городов
| 1
| 19.02.14
| 43
| 4
| Из книжной сокровищницы Древней Руси.
| 1
| 21.02.14
| 44
| 5
| Трудные времена на Русской земле. Тест
| 1
| 26.02.14
| 45
| 6
| Русь расправляет крылья
| 1
| 28.02.14
| 46
| 7
| Куликовская битва
| 1
| 05.03.14
| 47
| 8
| Иван Третий.
| 1
| 07.03.14
| 48
| 9
| Мастера печатных дел.
| 1
| 12.03.14
| 49
| 10
| Патриоты России. Экскурсия
| 1
| 14.03.14
| 50
| 11
| Петр Великий.
Проверочная работа
| 1
| 19.03.14
| 51
| 12
| Михаил Васильевич Ломоносов
| 1
| 21.03.14
| 52
| 13
| Екатерина Великая
| 1
| IV четверть
|
Отечественная война 1812 года.
| 1
| 02.04.14
| 53
| 14
| 04.04.14
| 54
| 15
| Страницы истории XIX века.
| 1
| 09.04.14
| 55
| 16
| Россия вступает в XX век. Тест
| 1
| 11.04.14
| 56
| 17
| Страницы истории 1920-1930-х годов
| 1
| 16.04.14
| 57
| 18
| Великая война и Великая Победа
| 1
| 18.04.14
| 58
| 19
| Страна, открывшая путь в космос
| 1
| 23.04.14
| 59
| 20
| Обобщение по теме «Страницы истории Отечества». Проверочная работа
| 1
| Современная Россия
| 9
| 25.04.14
| 60
| 1
| Основной закон России и права человека
| 1
| 30.04.14
| 61
| 2
| «Дети имеют право на особую заботу и помощь».
| 1
| 02.05.14
| 62
| 3
| Мы – граждане России.
| 1
| 07.05.14
| 63
| 4
| Славные символы России.
| 1
| 14.05.14
| 64
| 5
| Такие разные праздники. Тест
| 1
| 16.05.16
| 65
| 6
| Путешествие по России.
| 1
| 21.05.14
| 66
| 7
| Путешествие по России.
| 1
| 23.05.14
| 67
| 8
| Путешествие по России.
| 1
| 28.05.14
| 68
| 9
| Путешествие по России. Итоговый тест.
| 1
| 30.05.14
| 69
| 1
| Обобщающий урок.
| 1
|
результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки», задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими 4 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 4 класса. Эти требования структурированы по компонентам: «знать/понимать», «уметь».
|