Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс





Скачать 344.92 Kb.
НазваниеТематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс
страница1/3
Дата публикации11.09.2014
Размер344.92 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > География > Учебник
  1   2   3
Тематическое поурочное планирование изучения географии

по учебникам линии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева

(линия МГУ)
9 класс.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ

68 часов

Составители: Э.В. Ким, Г.Я. Лисенкова

 

ВВЕДЕНИЕ.

1 час

Урок 1. Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества.

Раздел I

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

19 часов

Основные знания:

Новые понятия и представления: экономическая и социальная география;

первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства; структура

хозяйства, отрасль хозяйства, отрасли тяжелой и легкой промышленности;

технологические циклы (Кондратьева); наукоемкое, трудоемкое,

материалоемкое, энерго- и водоемкое производства; межотраслевые

комплексы; специализация и кооперирование, концентрация в производстве;

внутри- и межотраслевые связи; транспортная магистраль, инфраструктура; географическое разделение труда; отрасль специализации, экономический район, экономическое районирование.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь пользоваться разнообразными источниками географической информации;

  • читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

  • объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.

 

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3 часа)
Урок 2. Понятие хозяйства. Его структура

Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора (сферы) хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Выделение в третичной сфере нового сектора — четвертичной сферы.

Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы, первичная, вторичная, третичная сферы хозяйства.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.


Урок 3. Этапы развития хозяйства

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства — циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России.

Новые понятия и представления: аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.
Урок 4. Географическое районирование

Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.

Практическая работа. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)

Новые понятия и представления: географическое районирование, географический район.

Опорные знания 8 класса: крупные природные объекты, этническое разнообразие страны, природное районирование.

Требование к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;

- выделять и показывать на карте географические районы страны.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 часов)

 

Урок 5. Сельское хозяйство. Растениеводство

Сельское хозяйство — отрасль первичной сферы. Главные особенности

сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства. География

растениеводства.

Новые понятия и представления: сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство.

Опорные знания 8 класса: плодородие почв, сельскохозяйственные

ландшафты, агроклиматические ресурсы, интенсивное, экстенсивное ведение

сельского хозяйства; природно-хозяйственные зоны.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий;

- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

 

Урок 6. Животноводство.

Зональная специализация сельского хозяйства

Животноводство — производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа. Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.

Новые понятия и представления: товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства.

Опорные знания: животноводство в разных природных зонах;

биологические особенности разных видов и пород домашних животных.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- выделять и называть подотрасли животноводства;

- объяснять географию размещения и особенности зональной

специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и

животноводства.

 

Урок 7. Агропромышленный комплекс.

Легкая и пищевая промышленность. Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК — условие решения проблемы обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Социальные, экономические, экологические проблемы, связанные с АПК. Пищевая и легкая промышленность — третье звено АПК. Особенности их развития в современный период. География пищевой и легкой промышленности.

Практические работы.

1. Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК.

2. Изучение на примере района своего проживания:

а) обеспеченности населенного пункта пищевыми продуктами;

б) районов производства поступающей продукции.

3. Изучение географии легкой промышленности своего края.
Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения.

Опорные знания 8 класса: механизация, химизация, мелиорация, главная

полоса расселения, размещение трудовых ресурсов, география безработицы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;

- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение

пищевой и легкой промышленности.

 

Урок 8. Лесной комплекс

Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса страны.

Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи.

Опорные знания 8 класса: лесные богатства России; лесопользование;

лесохозяйственные районы; лес и окружающая среда; рекреационное значение леса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать главные районы лесной промышленности, крупные

лесопромышленные комплексы;

- объяснять и приводить примеры связей между производствами лесной

промышленности и особенностями их размещения;

- объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции лесного комплекса.

 

Урок 9. Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность. Угольная промышленность. Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность — “старейшая” отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы.

Практическая работа. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи).

Новые понятия и представления: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.

Опорные знания 8 класса: топливные ресурсы, открытый (карьерный) и подземный (шахтный) способы добычи, угольные бассейны страны, рекультивация земель.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;

- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;

- называть и показывать главные районы добычи угля.

 

Урок 10. Топливно-энергетический комплекс.

Топливная промышленность (продолжение). Нефтяная и газовая промышленность. Нефтяная и газовая промышленность — основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности.

Практическая работа. Чтение карт нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи, транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов).

Опорные знания 8 класса: нефтяные и газовые месторождения страны; влияние добычи нефти и газа на окружающую среду.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и показывать главные районы добычи нефти и газа;

- объяснять значение нефти и газа для российской экономики.

 

Урок 11. Электроэнергетика

Электроэнергетика и ее значение. Представление об энергосистеме, сравнение разных видов электростанций, их преимущества и недостатки. Единая энергосистема страны (ЕЭС). Особенности размещения электростанций разных типов. Энергообеспеченность отдельных территорий страны. Проблемы и перспективы развития ТЭК.

Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.

Опорные знания 8 класса: гидроэнергетические ресурсы; влияние водохранилищ на окружающую среду.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших электростанций;

- объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

 

Урок 12. Металлургический комплекс

Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. Карты черной и цветной металлургии. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития.

Практическая работа. Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе чтения карт).

Новые понятия и представления: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.

Опорные знания 8 класса: минеральные ресурсы, их роль в хозяйстве; влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду; рекультивация; месторождения руд черных и цветных металлов.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и

цветной металлургии;

- объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического

факторов на размещение металлургических производств.

 

Урок 13. Машиностроительный комплекс

Машиностроение — сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. “Отрасль свободного размещения”. Ориентация на научные базы, квалифицированные кадры и удобные связи с поставщиками деталей и потребителями продукции. Тесная связь машиностроения и военно-промышленного комплекса.

Практическая работа. Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности).

Новые понятия и представления: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.

Опорные знания 8 класса: трудовые ресурсы; рынок труда; география безработицы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры;

- объяснять новые термины;

- приводить примеры размещения предприятий машиностроения,

значения отрасли в хозяйстве страны.
Урок 14. Химическая промышленность

Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Химия полимеров — промышленность ХХ века. Производства в ее составе. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Практические работы. Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи.

Опорные знания 8 класса: месторождения полезных ископаемых.
Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и показывать главные районы химической промышленности;

- объяснять значение термина “межотраслевые связи”, возникновение

экологических проблем, связанных с химическими производствами.

 

Урок 15. Транспорт

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны.

Практическая работа. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт.

Новые понятия и представления: транспортная инфраструктура.

Опорные знания 8 класса: особенности рельефа и климата, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов

транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

 

Урок 16. Информационная инфраструктура

Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, Интернет, сотовая связь.

Опорные знания 8 класса: особенности жизни населения в городской и сельской местности.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры современных видов связи;

- сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи

разных районов России.

 

Урок 17. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства.

Практическая работа. Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона).

Новые понятия и представления: сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

Опорные знания 8 класса: рекреационные и эстетические ресурсы, территориальная подвижность населения.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии

отраслей третичной сферы.

 

Урок 18. Территориальное (географическое) разделение труда

Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.

Новые понятия и представления: отрасль специализации, географическое разделение труда.

Требование к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение новых терминов урока, значение географического

разделения труда, приводить примеры.

 

Урок 19. Обобщение и коррекция знаний по разделу “Хозяйство России”

 

Раздел II

РАЙОНЫ РОССИИ

46 часов

Основные знания:

Новые понятия и представления: экономико - и политико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, территориально- хозяйственные связи, уровень развития региона, региональная политика, качество и уровень жизни населения.

Учащиеся должны уметь:

  • читать и анализировать комплексные карты географических районов;

  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

  • отбирать необходимые источники информации для работы;

  • выявлять особенности развития географических районов.

 

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconИтоговый тест по географии (9 класс)
Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconУчебник по географии России: природа и население, под редакцией О....
Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПротокол № от Утверждена Приказ от
Учебник по географии России: природа и население, под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconРабочая программа По предмету геграфия. 6 9 класс. Учитель Попова Вера Михайловна
Программа реализуется в учебниках по географии для 6—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПрограмма по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне)
Программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПояснительная записка Рабочие программы по географии для 6-10 классов...
Под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006., примерной программы по географии (6-9 классы), изд-во «Просвещение», 2010, а также рабочих...
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПоурочное планирование изучения географии по традиционным учебникам
Урок Методы изучения Земли (космический, картографический, геоинформационный, полевой, статистический и др.) и их значение для получения...
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Литература. 7 класс» в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной, 2011 г
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconТематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с...
Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л....
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Литература. 8 класс» в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева....
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconТематическое планирование по математике Класс
Программы курса «Математика» под редакцией Дорофеева В. Г., Мираковой Т. Н. «Просвещение»,2012г /Предметная линия учебников «Перспектива»...
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПрограмма по географии, 5-9 классы пояснительная записка программа...
Программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconРабочая программа по географии для базового уровня 7-3 класс 2014-2015уч год
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ; предметная...
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПояснительная записка используемые программы: География России (V1mx...
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией А. И. Алексеева М.: Дрофа,: 2006
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено...
Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический...
Тематическое поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева (линия мгу) 9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно – тематическое планирование по географии 7 класс, 2 часа в неделю, всего 70 часов. Учебник под редакцией И. В. Душиной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск