ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Используемые программы:
География России (V1MX класс): Примерная программа основного общего образования по географии.
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией А.И. Алексеева - М.: Дрофа,: 2006.
Рабочие программы по географии.6-9 классы. -М.: издательство «Глобус», 2010 г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 19, из них оценочных-10.
Оценочные практические работы
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового
количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды дня различных пунктов.
Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и
климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей и размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельные сферах хозяйства.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 -х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 3 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Учебник: Алексеев А. И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2009г. Используемый УМК:
Географический атлас. 8 класс. - М.: АСТ-пресс,2010.
Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.
Барабанов В.В. География: Сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. /В.В.Барабанов, С.Е. Дюкова, JI.E. Перлов; [под ред. Г.С. Ковалевой]. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.: ил.
Болотникова Н.В. - Рабочие программы по географии. 6-9кл. - М.: Глобус, 2008
ГИА - 2009: Экзамен в новой форме: География 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Астрель, 2009. - 69 с.
ГИА 2009. География: Сборник заданий: 9 класс /О.В.Чичерина, Ю.А. Моргунова. - М.: Эксмо, 2008. - 368 с.
Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.ПДронова «География России: 8-9 классы (1-2 части) / С.Н. Грушина. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 302 с.
Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы к учебнику под ред. В.ПДронова «География России: 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: «ВАКО», 2006.-288 с.
Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы: метод, пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2004.- 153 с.
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы / В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. М.: Айрис-пресс, 2007. - 304 с.
12.Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. Пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - 256 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема
| Кол-
во
ча
сов
| Тип
урока
| Элементы
обязательного
минимума
образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Допол
нитель
ный
мате
риал
| Формы
контроля
| Практические
работы
| До
маш
нее
зада
ние
| Дата проведения
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| 1.
| Что изучает география России
| 1
| Вводный
урок
| География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации
| Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально- экономических, экологических проблем страны
|
| Вводная беседа
|
| §1
| 1-9
сент.
|
| Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6 часов)
| 2.
| Россия на карте мира
| 1
| Урок изучения нового материала
| Географическое положение. Виды и уровни географического положения
| Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы. Определять поясное время. Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры Ученик должен знать понятия «территориальные воды», «экономическая зона», «недра», соседние государства. Уметь показать границу России и назвать соседние страны. Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь
|
| Фронтальный
устный
опрос
|
| §2
| 1-9
сент.
|
| 3.
| Границы России
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации
|
| Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа.
| Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.
| §3
| 9-16
сент.
|
| 4.
| Россия на карте часовых поясов
| 1
| Практи
кум
| Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория
|
| Фронтальный
устный
опрос
| Определение поясного времени для разных пунктов России
| §4
| 9-16
сент.
|
| 5.
| Формирование
территории
России
| 1
| Урок актуализации зна-
| Формирование территории России. Географическое изучение территории России
|
| Индивидуальный устный опрос.
|
| §5
| 16-23
сент.
|
| |