Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мещеряковская основная общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО
|
| УТВЕРЖДАЮ
| на МО учителей …
Протокол №__ от_____
Руководитель МО
__________________
|
| Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ»
Ф.Ф.Фахрутдинов
Приказ №____от «__»______г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(основное общее образование)
по географии для 7 класса
учителя второй квалификационной категории
Каримова Марселя Вагизовича Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол №__ от________
с.Мещеряково, 2012
Пояснительная записка
Программа: примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» ( 6-7 классы), авторская программа по географии ( 6-10 классы) под редакцией И. В. душиной. – М. : Дрофа, 2004.
И. В. Душина «География материков и океанов». 7 класс. Из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6 – 11 классы для основной и средней школы». М.: Дрофа. 2004.
Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии: 9 класс/ Петрова Н. Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
Количество часов: всего –70часов; 2 часа резерв. 2 ч./неделю.
Практические работы:
Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации ( карты, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных эпох. ( Заполнение путевого дневника, итоговой таблицы, обозначение маршрутов путешествий на к/карте).
Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения, относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту. ( В тетради и на к/к).
Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению ГП материка. ( Работа с тетрадью и к/к).
Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых ( работа с к/к ).
Определение причин разнообразия природных зон материка. (Работа с атласом, заполнение таблицы).
Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описание климата этого района. ( Работа с атласом, климатограммами).
Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран ( по выбору). ( Письменное описание в тетради по атласу).
Сравнение ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы. ( Работа в тетради в классе, дома, группами).
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Ю. Америки. (Анализ атласа и выводы в тетради).
Описание крупных речных систем Ю. Америки и Африки ( по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного использования этих рек. ( Таблица или к/к).
Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климата для жизни и хоз. деятельности. ( Работа по вариантам. Заполнение таблицы или к/к).
Сравнение климата Евразии и С. Америки: определение типов климата Евразии по климатограммам, оценка климата для жизни и хоз. деятельности. ( таблица).
Сравнение природных зон по 40 параллели в Евразии и С. Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их антропогенного изменения. (Тетрадь).
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Европы и одной из стран Азии. ( Работа по вариантам в тетради).
Выявление компонентов природы разных комплексов, обусловленных различиями в получении тепла и влаги. (Работа на местности, экскурсия).
Учебник: География материков и океанов. 7 класс. В. А. Коринская, И. В. Душина; Изд. «Дрофа»,2008 г.
УМК: 1. Географический атлас. 7класс, - М. «Дрофа», 2008
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 7класс./В. И. Сиротин. – М. «Дрофа», 2008
Дополнительная литература:
География материков и океанов. Методическое пособие. 7 класс. В. А. Коринская; - М. Изд. «Дрофа», 2000 г.
География. Поурочное планирование. 7 класс. И. И. Нагорная. Изд. «Учитель». 2005
География материков и океанов. Поурочные разработки по географии. Н.А.Никитина. – М. Изд. «Вако». 2006
Поурочное планирование. География материков и океанов. 7 класс Г. Н. Элькин. С – П. Изд. «Паритет» 2001 г.
Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. В. Б. Пятунин.- М.; Изд. «Дрофа».2000
Новые тесты. География. 6 – 7 кл. С. Е. Дюкова.2001
Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. В. Б. Пятунин. М. Изд. «Дрофа». 2002 г.
Форма контроля:
административные контрольные работы: вводная, промежуточная и итоговая в текстовой и тестовой формах.
Цели и задачи:
раскрыть закономерности землеведческого характера, создать целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения.
Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
на основе историко – географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
формировать у школьников эмоционально – ценностное отношение к географической среде;
продолжить развитие картографической грамотности, учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территорий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
общеучебные умения, навыки, способы действия:
познавать и изучать окружающую среду; сравнивать объекты, процессы и явления;
работать с тематическими картами, ориентироваться в Интернет – ресурсах.
Результаты обучения:
Знать/понимать:
Основные географические термины и понятия курса; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Земли; меры по сохранению природы и защите людей от опасных техногенных явлений.
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию. необходимую для изучения географических объектов и явлений на разных территориях Земли; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления; определять на карте расстояния, направления, географические координаты, местоположение объектов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
Аббревиатура:
к/к – контурные карты
п/р – практическая работа
ГП – географическое положение
ПК – природный комплекс
ГО - географическая оболочка
Содержание учебного предмета
Введение: что изучает курс, как люди открывали и изучали Землю,карты материков и океанов.
Главные особенности природы Земли: литосфера, рельеф Земли, строение земной коры, закономерности размещения крупных форм рельефа. Атмосфера и климаты. Распределение температур, давления, осадков. Климатообразующие факторы. Климатические пояса. Гидросфера. Мировой океан. Водные массы. Океанические течения. ГО. Строение и свойства ГО. Круговорот веществ. ПК суши и океана. Поясность. Карта природных зон. Освоение Земли человеком. Страны мира.
Материки и океаны. Характеристика океанов по плану. Южные материки: Африка, Австралия и Океания, Южная Америка, Антарктида – характеристика по плану. Северные материки: северная Америка, Евразия – характеристика по плану.
Географическая оболочка – наш дом. Закономерности развития ГО. Факторы формирования ПК.
Учебно-тематическое планирование по географии
Класс 7
Учитель Каримов Марсель Вагизович
Количество часов:
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Плановых практических работ 13 ч.;
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по географии , издательство «Дрофа», Москва, 2006 г
Учебник: География материков и океанов. 7 класс. В. А. Коринская, И. В. Душина; Изд. «Дрофа»,2008 г.
УМК: 1. Географический атлас. 7класс, - М. «Дрофа», 2008
2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 7класс./В. И. Сиротин. – М. «Дрофа», 2008
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;
- Примерная программа основного общего образования www.edu.ru;
- Учебный план МБОУ «Мещеряковская СОШ Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год; Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план.
| факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Тема 1: Введение – 3 часа.
| 1
| Что изучает география материков и океанов. П/р № 1: Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации ( карты, справочники, словари и др.), составление «летописей» наиболее важных путешествий разных эпох.
| Изучение нового материала. Практикум.
| Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные географические исследования космического пространства.
| Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков.
Уметь: читать и анализировать географические карты.
| Оценочная п/р. Заполнение путевого дневника, итоговой таблицы, обозначение маршрутов путешествий на к/карте.
|
| § 1
|
|
| 2
| Как открывали и изучали Землю. П/р № 2: Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Прокладка по карте маршрутов путешествий с определением местоположения, относительных высот мест остановок, а также направлений от пункта к пункту.
| Урок формирования новых знаний. Практикум.
| Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных.
Уметь: показывать маршруты важнейших путешествий и объяснять результаты путешествий.
| Оценочная п/р. Составление сводной таблицы.
|
| § 2, знание карты
|
|
| 3
| Карты материков и океанов
| Урок формирования новых знаний
| Знать: историю создания карт, роль, свойства, виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
Уметь: называть основные группы карт и их свойства. Описывать карты по плану.
| Анализ карт.
|
| § 3, составить таблицу
|
|
| Тема 2: Главные особенности природы Земли. 12 часов +1 час
|
| 4
| Происхождение материков и океанов.
| Изучение нового материала
| Геологическая история Земли.
Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта.
Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.
| Знать строение литосферы и земной коры, материко вую и океаническую зем ную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектони ческим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь показывать крупные литосферные плиты, плат формы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия: «платформа», «рельеф»
| Анализ карты «Литосфер
ные плиты»
|
| §4, р. т. с. 3 з. 2,3,4
|
|
| 5
| Рельеф Земли.
| Актуализация знаний и умений
| Анализ карты «Строение земной коры».Сопоставление карт.
|
| §5 р. т. с.36-37 з.2,3,4. Подгот. к к/р
|
|
| 6
| Вводная административная контрольная работа
| Контроль знаний
|
|
| К/р
|
| Повт. §5
|
|
| 7
| Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.
| Актуализация знаний и умений
| Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли.
Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
| Знать гипотезу происхож дения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатиче ских поясов.
Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.
| Вычерчивание логических схем в тетради
|
| §6, с. 35.з.1
|
|
| 8
| Распределение осадков на Земле.
| Актуализация знаний и умений
| Вычерчивание логических схем в тетради
|
| §7
|
|
| 9
| Климатические пояса.
| Изучение нового материала
| Анализ карты, работа в к/к
|
| §8
|
|
| 10
| Воды Мирового океана.
| Изучение нового материала
| Части гидросферы: Мировой океан, лед ники, воды суши. Рельеф дна Мирового океана. Методы изу чения морских глу бин. Температуры и соленость вод Миро вого океана. Стихий ные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное ис пользование. Мор- ской транспорт, пор ты, каналы
| Знать части гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), свойства вод ных масс, различие в при роде частей Мирового океана и вод суши. Уметь описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объ яснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, объяснять причины образования течений.
| Составление таблицы
|
| §9
|
|
| 11
| Схемы поверхностных течений. Жизнь в океане.
| Актуализация знаний и умений
| Работа в к/к.
|
| §§10,11
|
|
| 12
| Взаимодействие океана с сушей.
| Обобщение знаний по теме
| Составление плана §, составление вопросов к §
|
| §12
|
|
| 13
| Строение и свойства ГО. ПК суши и океанов.
| Изучение нового материала
| Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности их распространения на суше и в мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропо генное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.
| Знать: гипотезу возникновения жизни на земле; расселение по земле растений. Животных, человека; ПК и географическую зональность.
Уметь: анализировать карту природных зон.
| Анализ схем, составление схемы в тетради
|
| §§13,14
|
|
| 14
| Природная зональность.
| Комбинированный
| Чтение карты «Природные зоны»
|
| §15
|
|
| 15
| Освоение Земли человеком. Страны мира.
| Урок - путешествие
| Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности.
| Знать крупнейшие народы и мировые религии. Уметь показывать круп нейшие народы Земли; крупные города и их столи цы.
| Составление кластера
|
| §16
|
|
| 16
| Обобщение по теме «Главные особенности природы Земли».
| Урок повторения и обобщения
| Закрепление знаний и умений по разделу.
|
| Работа по карточкам, индивид. Опрос.
|
| Повт. §§9. 10,11
|
|
|
| |