Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методы и приемы
|
Организационный момент
2 минуты
| Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас второй урок по творчеству Ю.В.Жадовской и тема его звучит следующим образом:
" Тема природы и человека в лирике Ю.В.Жадовской."Запишем ее в тетрадь.
| Слушают.
Записывают
| Информационно-рецептивный метод, слово учителя, глобальное слушание
|
Проверка Д/З
5 минут
| А прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить материал прошлого урока. А для этого проверим домашнее задание
| Задают вопросы по биографии поэтессы
| Беседа, фронтальный опрос
|
Целеполагание
1 минута
| Итак, домашнее задание проверили, материал прошлого занятия повторили, теперь переходим к теме. Сегодня на уроке мы должны будем выполнить анализ стихотворений поэтессы, в ходе которого выявим особенности ее лирики. Чтобы работа была более продуктивной, вы разделены на 3 группы.
| Слушают
| Глобальное слушание
|
Подготовка к восприятию
4 минуты
| Итак, сейчас мы посмотрим видео, после чего ответим, какие чувства возникли у вас во время просмотра
| Смотрят видео
|
|
Итак, какие чувства у вас возникли?
| Чувство патриотизма, гордости за свою страну и т.п.
| беседа
|
Индуктор - стадия вызова, мотивации учащихся
3 минуты
| А если бы вам предложили уехать из России, согласились бы вы? почему? обсудите это в группах и запишите свой ответ в тетрадь.
| Обсуждение.
| самоконструкция
|
Выскажите свою точку зрения
| Высказываются
| социализация
|
А как вы думаете, что по этому поводу сказала бы Ю.В.Жадовская? назовите чувство, которое испытывала поэтесса к Родине, природе. Обсудите это в группах и запишите ответ в тетрадь
| Обсуждают, записывают
| самоконструкция
|
Выскажите свою точку зрения
| Высказываются. нет, не уехала бы, так как любила Россию и родную природу.
| социализация
|
Анализ стихотворения "Нива" ( 10 минут)
| Давайте проверим наши прогнозы.
Одно из стихотворений, посвященное теме природы, называется "Нива". Мы его проанализируем, а поможет нам в этом таблица:
| "Нива"
| Чувства
|
| Цвета
|
| Звуки
|
| Тема
|
| Идея
|
| Изобразительно-выразительные средства
|
| Перечертите ее себе в тетрадь
| Чертят таблицу
|
|
Итак, прочитаем стихотворение.(читает учитель)
| слушают
| Выразительное чтение
|
Какие чувства это стихотворение у вас вызвало? Обсудите в группах.
Каждая группа выскажитесь, пожалуйста.
Запишем чувства в таблицу.
| Обсуждают
Радость, гордость, любвь к родной природе
записывают
| Самоконструкция
Социализация
|
А теперь закройте глаза. Представьте поле с посевами, яркий солнечный день, вокруг все переливается золотом, легкий ветерок....Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы попытайтесь сказать, какие цвета вы видите и какие звуки слышите.
Чтение стихотворения
| Критическое слушание
| Выразительное чтение
|
Итак, обсудите в группах вопрос
| обсуждают
| самоконструкция
|
А теперь выскажется каждая группа
| Высказываются.
Цвет: желтый, золотой, голубой (небо), лазурный
Звук: пение птиц, шум ветра, колосьев
| социализация
|
Запишем это в таблицу
| Записывают .
|
|
Определим тему стихотворения. О чем оно?
Обсудим в группах.
| Обсуждают
| самоконструкция
|
Каждая группа высказывается
| Тема стихотворения - нива
| социализация
|
А какова его идея, что автор хотел нам показать? обсудите в группах
| Обсуждают
| самоконструкция
|
Слушаю ваши ответы.
Совершенно верно. Запишем идею в таблицу.
| Высказываются: автор хотел показать красоту нивы, ее значимость для человека.
Записывают.
| социализация
|
Итак, мы определили чувства, которые возникают при прочтении стихотворения, выявили тему, идею; определили, какие цвета и звуки мы представляем, читая стихотворение. Теперь посмотрим, с помощью каких изобразительных средств Жадовская всего этого достигает.
Найдем в нашем стихотворения эпитеты, сравнения, обращения и восклицательные предложения.
1 группа ищет эпитеты, 2- сравнение, 3 обращение и восклицательные предложения.
|
Работают в группах
|
самоконструкция
|
Итак, слушаем 1 группу.
Что дает тексту употребление эпитетов
| Эпитеты: нива золотая, синее море, людские заботы, нива трудовая.
Яркость, выразительность, образность
| социализация
|
Слушаем 2 группу
Что это придает тексту?
| Сравнение : по тебе от ветру,-
Словно в синем море,-
Волны так и ходят...
Образность
| социализация
|
И 3 группа искала восклицательные предложения и обращения
| Нива, моя нива,
Нива золотая!
Сбереги нам, боже,
Ниву трудовую!
| социализация
|
Что это придает тексту?
| Восклицательные предложения - эмоциональную выразительность. Обращения олицетворяют, оживляют ниву.
| социализация
|
Совершенно верно. Должна получиться таблица:
| "Нива"
| Чувства
| Радость, гордость, любви к родной природе
записывают
| Цвета
| желтый, золотой, голубой (небо), лазурный
| Звуки
| пение птиц, шум ветра, колосьев
| Тема
| нива
| Идея
| : автор хотел показать красоту нивы, ее значимость для человека.
| Изобразительно-выразительные средства
| Эпитеты: нива золотая, синее море. людские заботы, нива трудовая.
Сравнение : по тебе от ветру,-
Словно в синем море,-
Волны так и ходят...
Восклицательные предложения, обращения:
Нива, моя нива,
Нива золотая!
Сбереги нам, боже,
Ниву трудовую!
|
| Сверяют
| "Нива"
| Чувства
| Радость, гордость, любви к родной природе
записывают
| Цвета
| желтый, золотой, голубой (небо), лазурный
| Звуки
| пение птиц, шум ветра, колосьев
| Тема
| нива
| Идея
| : автор хотел показать красоту нивы, ее значимость для человека.
| Изобразительно-выразительные средства
| Эпитеты: нива золотая, синее море. людские заботы, нива трудовая.
Сравнение : по тебе от ветру,-
Словно в синем море,-
Волны так и ходят...
Восклицательные предложения, обращения:
Нива, моя нива,
Нива золотая!
Сбереги нам, боже,
Ниву трудовую!
|
|
|
А теперь подумайте и обсудите в группах, с каким образом в стихотворении неразрывно связано описание природы?
| обсуждают
| самоконструкция
|
Слушаем ответы групп
Совершенно верно.
| С образом человека
| социализация
|
Анализ стихотворения "Грустная картина"
(7 минут)
| Итак, мы разобрали стихотворения "Нива", теперь разберем стихотворение "Грустная картина", котороя отличается по эмоциональному наполнению от предыдущего
|
|
|
Слушаем внимательно. (Читает учитель)
| Критическое слушание
| Выразительное чтение
|
Итак, работаем следующим образом:
1 группа обсуждает вопросв: чувства, цвета, звуки;
2 группа определяет тему и идею;
3 группа ищет изобразительные средства. на работы 4 минуты
| обсуждение
| самоконструкция
|
Слушаем 1 группу
Верно, записываем в таблицу
| Чувства: печаль, жалость, грусть
Цвет: серый, белый, черный.
Звук: плач, сильный шум ветра, чтение молитвы
| социализация
|
Слушаем 2 группу
| Тема - скудная земля;
Идея - показать быстротечность человеческой жизни
|
Записываем в таблицу.
|
3 группа
| Эпитеты: скудная земля, худенький кафтан, грустная картина.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: мужичОК, худЕНЬКий.
Риторический вопрос: Как-то быть зимой?
Сравнения : все как бы в тумане,
Все как будто спит...
|
Должна получиться таблица:
| "Грустная картина"
| Чувства
| печаль, жалость, грусть
| Цвета
| серый, белый, черный
| Звуки
| плач, сильный шум ветра, чтение молитвы
| Тема
| скудная земля
| Идея
| показать быстротечность человеческой жизни
| Изобразительно-выразительные средства
| Эпитеты: скудная земля, худенький кафтан, грустная картина.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы: мужичОК, худЕНЬКий.
Риторический вопрос: Как-то быть зимой?
Сравнения : все как бы в тумане,
Все как будто спит...
|
| Сверяют таблицу
|
А теперь подумайте и обсудите в группах, с каким образом в этом стихотворении неразрывно связано описание природы?
| обсуждают
| самоконструкция
|
высказываются
| С человеком
| социализация
|
| Совершенно верно. Таким образом, мы можем сделать вывод, что тема природы в Творчестве Ю.В.Жадовской неразрывно связана с судьбой человека.
|
|
|
Рефлексия
(10 минут)
| Итак, мы разобрали 2 стихотворения. У каждого лежит лист формата А4 . Ваша задача нарисовать к 1 стихотворению рисунок. Это может быть иллюстрация, а может быть какая-нибудь цветовая гамма или график изменения вашим чувств от начала стихотворения к концу
| рисуют
| самоконструкция
|
Показываем рисунки.
Итак, вот такие разные рисунки у вас получились. Мы организуем выставку ваших работ.
|
| афиширование
|
Д/З (2 минуты)
| А дома вы познакомитесь со стихотворением "Ранним утром" и проанализируете его так, как мы это делали на уроке. Помощником будет таблица:
| "Ранним утром"
| Чувства
|
| Цвета
|
| Звуки
|
| Тема
|
| Идея
|
| Изобразительно-выразительные средства
|
|
|
|
|
Организационный момент
(1 минута)
| Есть ли вопросы по теме урока?
Спасибо за работу. До свидания.
| Да\нет
|
|