I. Мобилизующее начало урока
(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).
|
Действия учителя
| Действия учеников
|
- Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь подарите им свои улыбки.
- Начинаем урок.
- Садитесь те ребята, у которых не возникло вопросов при выполнении домашнего задания. - Запишите число в рабочей тетради.
|
Если есть вопросы у учащихся, задают.
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
(цель: актуализировать представления о понятиях «приставка»,
«корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию,
демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний).
|
- Над какой темой работаем?
- Сегодня на уроке мы будем опираться на имеющиеся у вас знания.
Задайте друг другу вопросы по теме «Части слова».
- Прочитайте, что пишет Незнайка. [3].Согласны ли вы с ним?
(На экране высвечивается текст). Слайд № 1, 2. - Проверим, знаете ли вы написание этих слов? Запишите слова под диктовку в тетради.
- Какой общий признак объединяет записанные слова? - Что вам известно об удвоенных согласных?
- Все записанные слова относятся к одной орфограмме удвоенная согласная в корне слова? - А если я скажу, что слово ссыпать здесь лишнее, вы согласитесь со мной?
- Что вы думали про записанные слова? - А что оказалось?
| Части слова.
Фронтальная работа.
Задают вопросы и отвечают на них.
Примерные вопросы:
- Что такое приставка?
- Где стоит приставка и для чего служит?
- Почему корень называют главной частью слова?
- Какая еще часть слова образует новые слова?
- В каком порядке выполняется разбор по составу? Учащиеся исправляют ошибку, допущенную Незнайкой в слове аккуратно. Индивидуальная работа.
1 ученик у доски записывает слова с последующей самопроверкой по эталону (слайд № 3).
Дает самооценку работе.
Ученики на местах обмениваются тетрадями для взаимопроверки по эталону и оценивают работу соседа смайликами. - Удвоенная согласная, долгий звук при произношении.
- Знаем название орфограммы «Удвоенная согласная в корне», опознавательный признак - долгий звук при произношении, написание слов нужно запоминать. Умеем название орфограммы обозначать схемой, объяснять написание устно и графически.
- Да.
- Действительно, слово ссыпать лишнее, потому что удвоенные согласные стоят не в корне. - Они относятся к одной орфограмме.
- Оказалось, что удвоенные согласные могут быть не только в корне.
|
Постановка проблемы
(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной
деятельности; согласовать тему и цель урока).
|
- Смогли ли вы отличить разные орфограммы с удвоенными согласными?
- Сформулируйте главный вопрос, на который мы должны найти ответ на уроке.
Проблемный вопрос вывешивается на доску в виде карточки.
- Всё ли вам известно, чтобы сразу попытаться дать ответ на этот вопрос?
На доске вывешивается план работы по ознакомлению с орфограммой.
План работы над орфограммой.
Название орфограммы.
Опознавательный признак.
Способ проверки.
Запись названия схемой.
и
- Узнаем, как орфограмму в слове ссыпать называют лингвисты? Прочитайте в учебнике с. 108 [1]
- Так как называется орфограмма?
Слайд № 3.
- Что значит стык?
| - Нет. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? - Нет. Мы знаем про орфограмму в слове ссыпать только опознавательный признак. -Нужно узнать: название орфограммы, можно ли проверить.
Придумать схему к орфограмме, научиться объяснять устно и графически.
- Соединение, вплотную. Две согласные встретились и объединились.
|
IV. Наблюдения над условием написания
(цель: подвести к формулированию правила написания удвоенных
согласных на стыке приставки и корня).
|
- Предлагаю провести 1 мини-исследование над словами.
Учебник с. 108. упр. 158. [1]
Прочитайте задание к упражнению. Выделите цель нашего исследования.
- Прочитайте, что нужно сделать для ответа на этот вопрос?
- Проговорите ответ на вопрос тихо себя, а затем соседу, обсудите ответ в паре.
- Можно ли проверить написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня?
Подтвердите ответ на примере слова ссыпать
|
- Цель: найти ответ на вопрос, почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква. - Записать слова. Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенные согласные.
Индивидуальная работа в тетрадях. Работа в паре.
Фронтальная работа. Проверка. Самооценка. - Можно. Нужно сделать разбор по составу.
- В слове ссыпать удвоенные согласные на стыке корня сып- и приставки с-
|
Физминутка. Слайды № 4,5, 6.
|
V. Проектирование и фиксация н нового знания
(цель: формировать умение образовывать новые слова).
|
- Сядьте те ребята, кто знает условие возникновения удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
Какие же это условия?
- Предлагаю потренироваться в написании слов на изучаемую орфограмму.
Учебник с. 108 , Упр.159. [1] - Прочитайте задание к упражнению.
Расскажите план вашей работы над упражнением. - Что значит графически?
Какие обозначения должны показывать? Смотрите в образец.
-Чему учились, выполняя это задание? - Всегда ли на стыке СС?
2 мини-исследование.
- При присоединении каких приставок к словам, возникает орфограмма «Удвоенные согласные на стыке»? Слайд № 7.
Слайд № 8
- Образуйте устно слова с приставками 1 столбика.
- Сделайте вывод, удвоенные согласные на стыке приставки и корня это результат образования чего?
- Какой пункт плана работы над орфограммой остался невыполненным?
|
- Когда при произношении согласный произносится долго.
Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове. 1. Списать слова.
Объяснить устно и графически написание удвоенных согласных
- Выделить корень, приставку, подчеркнуть удвоенные согласные.
Работа одновременно в тетрадях и у доски с комментированием (доказательством). - Объяснять орфограмму устно и графически.
Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в паре. Запись в тетрадях:
в о
без про
под вы
Проверка, самооценка смайликом. Образуют слова. - Результат образования нового слова.
- 4 пункт- запись названия орфограммы схемой.
Учащиеся предлагают варианты. После обсуждения выбирается самый удачный способ обозначения данной орфограммы –
|
Упражнение в правописании слов с удвоенной согласной
(цель: развивать умение различать слова с удвоенной согласной в
корне и на стыке приставки и корня).
|
- На все пункты плана работы с орфограммой нашли ответы? - Сравните две орфограммы.
Слайд № 9. - На какой главный вопрос пытались найти ответ на урока?
- Чтобы не допустить ошибку,
составим алгоритм «Определи орфограмму». Слайд № 10. - Теперь предлагаю показать свои знания по теме.
Учебник с. 108 , упр. 160. [1]
.
| - Да.
Фронтальная работа.
Высказывания учащихся. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
2 ученика работают у доски: один выписывает слова с удвоенными в корне, второй – с удвоенными на стыке.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать
неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей
работы).
|
- Проверьте, как выполнили задание ребята у доски. Согласны ли вы?
| Высказывания учащихся.
После проверки дают оценку отвечающим у доски.
Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов).
|
VIII. Итог урока.
|
- Сравните слова в парах.
Запись на доске:
(много) сора – ссора
отрубить - оттрубить [4] - Выступите с обращением к Незнайке. Объясняя, почему удвоенные согласные нужно писать правильно.
Слайд № 11.
|
Высказывания учащихся. Примерный ответ. Незнайка! Помни, что удвоенные согласные в словах нужно писать правильно. Пропуск одной буквы приведет к тому, что слово или потеряет смысл, или у слова появится другое значение.
|
Домашнее задание. Слайд № 12.
|