Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т.





Скачать 152.49 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т.
Дата публикации09.10.2014
Размер152.49 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1

от ________ 2013г.

Руководитель МО

Е.А.Костенко


Согласовано

Зам. директора по УВР

______Н.Ю. Кузьмина

__________2013г.

Утверждаю

Директор школы

_______/В.В. Пермякова/

____________ 2013г.

Протокол педсовета № 1

от ________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

на 2013-2014 учебный год

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 4 класс

Количество часов: 35 часов

Составитель: учитель первой квалификационной категории

Пестерникова Людмила Владимировна

Программа разработана на основе:

программы Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т.Я.Шпикалова, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н.Щирова - М.: Просвещение, 2007г.

Полысаево 2013

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, М. «Просвещение», 2007г.

Рабочая программа ориентирована на расширение знаний и представлений о цвете, о графических средствах выразительности, о силуэте, о передаче объема, пропорций частей и целого в изображении предметов, о станковой композиции, о декоративной композиции, расширение опыта в художественно-творческой деятельности в изображении графическими и декоративными средствами объектов природы, архитектуры, композиции пейзажа.

Цель курса «Изобразительное искусство»:

Содействие развитию у обучающихся эмоционально - ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира.

Предлагаемая рабочая программа призвана решать следующие задачи:

  1. Помочь обучающимся овладеть основами художественной грамотности: навыками работы различными художественными материалами;

  2. Способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн).

  3. Формировать образное мышление, пространственное воображение, художественных, проектных способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

  4. Воспитывать нравственные чувства: любви к Родине, уважения к ее традициям, ее многонациональному искусству, народному творчеству;

  5. развивать эмоциональную отзывчивость и чувства сопереживания, эстетический вкус и культуру восприятия художественных произведений;

На изучение изобразительного искусства в четвертом классе, согласно учебному плану школы, отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель в год).

Планируемые результаты

В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны знать и понимать:

    1. доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом, и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

    2. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

    3. Названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

    4. Магическую и эстетическую роль орнамента. ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента характер элементов городецкой росписи ( растительный и зооморфный, антропоморфный);




    1. средства художественной выразительности (формат, форма, цвет, линия, объем, свет, ритм, композиция, пропорция, пространство), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

уметь:

      1. применять приемы акварельной живописи ( «по-сырому», «а-ля-прима» и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

      2. пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

      3. применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства ( на основе повтора, вариаций, импровизаций);

      4. анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

      5. решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

      6. высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

      7. оценивать качество работы.

Содержание программы

«Рыбам - вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» (8 час)

Занятие 1 (1 ч), «Целый мир от красоты»». Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, мелки, фломастеры, цветная бумага).

Занятие 2 (1 ч), «Древо жизни – символ мироздания».Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы).

Занятия 3 (1 ч), «Мой край родной – моя земля». Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь).

Занятия 4 (1 ч), «Цветущее дерево – символ жизни». Изображение растительных мотивов городецкой росписи ( ветки, бутоны, цветы, листья, гуашь).

Занятия 5 (1 ч), «Пава – краса, птица счастья». Изображение городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь)

Занятия 6 (1 ч), «Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра». Изображение мотива коня в технике городецкой росписи (гуашь).

Занятие 7 (1 ч), «Образ мира в городецкой прялке». Роспись панно по мотивам городецкой росписи ( гуашь).

Занятия 8 (1 ч), «Знатна русская земля своими мастерами». Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору)

«На дворе осень – погод восемь» (8 час)

Занятия 1 (1 ч) «Вольный ветер – дыхание земли». Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору).

Занятия 2 (1 ч), «Движение – жизни течение». Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору).

Занятия 3 (1 ч), «Осенние метаморфозы». Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору).

Занятия 4 (1 ч), «Родословное дерево». Семейный портрет (материалы по выбору).

Занятие 5- 6 (2 ч), «Год не неделя – двенадцать месяцев впереди». Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». Иллюстрация к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов

( живописные материалы, фломастеры).

Занятие 7–8 (2 ч), «Новогодние импровизации». Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки).

«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» (10 час)

Занятия 1-2 (2 ч), «Зимняя прогулка». Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки). Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь).

Занятия 3 (1 ч), «Вещи старого дома». Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы).

Занятия 4 (1 ч), «Вещь во времени и пространстве». Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь).

Занятия 5 - 6 (2 ч), «Да, были люди в наше время…». Зарисовки по представлению русских и французских воинов времени 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору). Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору).

Занятия 7 (1ч), «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома». Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору).

Занятия 8 - 9 (2 ч), «Потешные листы». Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской).

Занятия 10 (1ч), «Вода - жизнь». Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору).

«Повернись к мирозданию!» (9 час)

Занятия 1 (1 ч), «Вода - жизнь». Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору).

Занятия 2 - 3 (2 ч), «За весной, красой природы, лето красное придет». Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы).

Занятия 4 (1 ч), «Этот праздник со слезами на глазах». Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору).

Занятия 5 (1 ч), «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальное искусство. Образы – символы. Эскиз памятной медали. (гуашь, фломастер).

Занятия 6 (1 ч), «Резьба по ганчу». Орнаменты народов мира: шедевры народов Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы.

Занятия 7 (1 ч), «Символика ганчевых арабесок». Повтор, вариации и импровизации по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель).

Занятия 8 - 9 (2 ч), «Круглый год». Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы по выбору).

Список литературы для учителя

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

  3. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство./ И.Г., Паньшина - Мн., 1975. – 112с., ил.

  4. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя нач. классов по внеклассной работе/ Г.И., Перевертень – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  5. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. Учеб. заведений/ П.И.Уткин, Н.С. Королева – М.: Высш. Шк., 1992. – 159с.

  6. Шпикалова , Т.Я. Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс: учебник/ Т.Я. Шпикалова, Л.В,Ершова - М.: Просвещение, 2008. – 160с.


Список литературы для детей

  1. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

  2. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины / Е.В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).

  3. Шпикалова , Т.Я. Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс: учебник/ Т.Я. Шпикалова, Л.В,Ершова - М.: Просвещение, 2008. – 160с.


Основные понятия

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных.

Аппликация – способ получения изображения, заключающийся при наклеивании, накладывании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков картона, бумаги, ткани и других материалов.

Арабески – сложный орнамент из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов и.т.п. первоначально в памятниках арабского искусства.

Архитектура - зодчество, искусство проектировать и строить.

Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

Ганч – местный природный материал, разновидность гипса.

Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Исторический жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий.

Композиция – составление или соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Пейзаж - один из жанров изобразительного искусства, который изображает живую природу.

Портрет - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

Натюрморт - жанров изобразительного искусства, который изображает постановку из неодушевленных предметов, но и может включать природные формы.

Пейзаж - один из жанров изобразительного искусства, который изображает живую природу.

Портрет - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.

Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Учебно-тематическое планирование уроков ИЗО в 4 классе



п/п



раздела

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

проведения







1 четверть – 8 час.










1

«Рыбам - вода, птицам – воздух, человеку – вся земля»

8




1

1.1

Целый мир от красоты

1




2

1.2

Древо жизни – символ мироздания

1




3

1.3

Мой край родной – моя земля

1




4

1.4

Цветущее дерево – символ жизни

1




5

1.5

Пава-краса, птица счастья

1




6

1.6

Конь-огонь – символ солнца

1




7

1.7

Образ мира в городецкой прялке

1




8

1.8

Знатна русская земля своими мастерами

1










2 четверть – 8 час.










2

«На дворе осень – погод восемь»

8




9

2.1

Вольный ветер – дыхание земли

1




10

2.2

Движение – жизни течение

1




11

2.3

Осенние метаморфозы

1




12

2.4

Родословное дерево

1




13

14

2.5

2.6

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

2




15

16

2.7

2.8

Новогодние импровизации


2










3 четверть-10 час.










3

«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки»

10




17

18

3.1

3.2

Зимняя прогулка

2




19

3.3

Вещи старого дома

1




20

3.4

Вещь во времени и пространстве

1




21

22

3.5

3.6

Да, были люди в наше время…

2




23

3.7

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

1




24

3.8

Потешные листы

1




25

3.9

Потешные листы

1




26

3.10

Вода - жизнь

1










4 четверть-9 час.










4

«Повернись к мирозданию!»

9




27

4.1

Вода - жизнь

1




28

29

4.2

4.3

За весной, красой природы, лето красное придет

2




30

4.4

Этот праздник со слезами на глазах

1




31

4.5

Медаль за бой, за труд из одного металла льют

1




32

4.6

Резьба по ганчу

1




33

4.7

Символика ганчевых арабесок

1




34

35

4.8

4.9

Круглый год

2




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по искусству изо для 5-9 классов составлена на...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по искусству изо составлена на основе федерального...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена...
Содержание рабочей программы предусматривает объединение в IV четверти двух учебных уроков на темы «Городской пейзаж», «Выразительные...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconПротокол №
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству 5а класс
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной Т. iconРабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. М....
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск