Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005»





Скачать 191.4 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005»
Дата публикации23.11.2014
Размер191.4 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________Л.Ф.Кобцева

Протокол №

от «___»_________________ 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_______________И.Н.Якушева
от «____»__________________2013 г.

«Утверждено»

Директор:

______________Е.В.Ганненко
от «___»___________________2013 г.


Рабочая программа

Альдергот Татьяны Николаевны

учителя I квалификационной категории

по учебному предмету

Искусство (ИЗО)

7 класс

с. Городок

2013-2014 учебный год


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.

Программа реализуется с помощью учебника «Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека. 7-8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009», рекамендованный Министерством образования Российской Федерации.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего образования (Москва, 2009 г.), поэтому в программу не внесено изменений.

Базисным учебным планом МКОУ Городокской средней общеобразовательной школы №2 в 7 классе на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» еженедельно отводится 1 час учебных занятий, т. е. 35 часов в год.

Одна из главных целей преподавания искусства — сформировать у учащихся художественный способ познания мира на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение.

Великому французскому энциклопедисту и просветителю Денни Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня.

Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени.

Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой.

Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.)

Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства.

Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности.

Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит, затем воплотить в материал.

Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

В художественном восприятии, принимая во внимание целеустремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки 3 четверти: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».)

На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства может быть плодотворным.



  1. Содержание курса


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(35 часов – 1 час в неделю)
I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства Пропорции и строение фигуры человека Лепка фигуры человека Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

II четверть. Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Сюжет и содержание в картине

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

III четверть. Великие темы жизни

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века

IV четверть. Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль, искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни - через искусство - к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.


  1. Учебно-тематический план






п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1.

Изображение фигуры человека и образ человека.

8 часов

2.

Поэзия повседневности.

8 часов

3.

Великие темы жизни.

11 часов

4.

Реальность жизни и художественный образ.
Итого:


8 часов
35 часов


  1. Календарно-тематическое планирование




Дата



урока

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля

Д\З

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8 часов)

04.09

1

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств.

1

Изучение нового материала

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

Знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

- роли и историй тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

- процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.

Уметь:

- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

Изображение древних людей

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей.

11.09

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

Изучение нового материала, повторение и закрепление

Зарисовки схем фигуры человека в движении

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека.

18.09

25.09

3 - 4

Лепка фигуры человека.

2

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

Лепка фигуры человека в движении из пластилина, Наброски с натуры фигуры ученика

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку).

02.10

09.10

5 - 6

Наброски фигуры человека с натуры.

2

Принести графические материалы для работы в технике рисунка.

16.10

23.10

7 - 8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.


2

Изучение нового материала


Значение понятий:

- пропорции фигуры человека;

- строение фигуры человека;

- красота движения фигуры человека

Портреты литературных героев

Выставка и обсуждение рисунков учащихся

Сбор материала по теме.

ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8 часов)


30.10

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

- о композиций, особенностях построения произведения искусства;

- роли формата;

- выразительном значении размера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой Жанр в искусстве передвижников и импрессионистов»

Подобрать материал по теме «Бытовой и исторический жанр» (рефераты).

13.11

20.11

10 -11

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

2

Изучение нового материала

Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

- о поэтической красоте повседневности;

- роли искусства в жизни человека;

- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.

Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения.

Уметь:

- строить тематические композиции;

- осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»



Поиск информации по теме.

27.11

04.12

12 -13

Сюжет и содержание в картине.

2

Изучение нового материала, повторение

Ознакомление с сюжетной композицией

11.12

14

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

1

Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»

Поиск информации по теме.

18.12

15

Жизнь в моем селе в прошлые века

1

Изучение нового материала

Историческая тема в бытовом жанре.

Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией.

Тема праздника в бытовом жанре.


Композиция «Жизнь людей в прошлом»

Поиск информации по теме

25.12

16

Праздник и карнавал

1

Коллективные работы на тему любого праздника (техника коллажа)


Повторять пройденный материал.


ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (11 часов)

15.01

17

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно)

Знать:

- о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;

- роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;

- о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.

Умнеть:

- чутко активно и эмоционально воспринимать реальность;

-соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему

22.01

29.01

18- 19

Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века.

2

Изучение нового материала, повторение и закрепление

Ознакомление с историческими батальными жанрами

Композиционные, поисковые эскизы




05.02

12.02

20 -21

Процесс работы над тематической картиной.

2

Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров. (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбранной исторической композиции

Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»

19.02

26.02

22 -23

Библейские темы в изобразительном искусстве

2

Изучение нового материала, повторение и обобщение



Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы

Композиции на библейские темы

Поиск информации по теме

05.03

12.03

24- 25

Монументальная скульптура и образ истории народа

2

Ознакомление с творчеством художников-монумента-листов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)

Эскиз памятника, посвященного выбранному "историческому событию

Сбор материала по теме

19.03

02.04

26 -27

Место и роль картины в искусстве XX века

2

Изучение нового материала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти



Повторять пройденный материал

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

09.04

28

Художественно-творческие проекты

1

Изучение нового материала

Искусство оформления книги

Знать:

- о роли художественной иллюстрации;

-выдающиеся произведения изобразительного искусства;

- о роли русской тематической картины Х1Х-ХХ столетий.

Иметь представление:

- об историческом художественном процессе;

- о роли творческой индивидуальности художника;

- сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке,

Уметь:

- иллюстрировать литературные произведения;

- показать в работе навыки дизайна;

- анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;

- представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении

Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению

Собирать вырезки из газет, журналов с разным шрифтом.

16.04

29

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

23.04

30

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Конструкции и декор

предметов быта

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях выполнения

30.04

31

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Изучение нового материала

Представление о зрительских умениях

Дизайн моды

Найти информацию о разных стилях и направлениях в искусстве

07.05

32

История искусств и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве

Представление о стилях и направлениях в искусстве (импрессионизм и реализм)

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)

Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме

Подготовить сообщение о таланте и творчестве великих художников

14.05

33

Личность художника и мир его времени

1

Изучение нового материала

Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени

Произведения, выбранные для беседы о художниках


Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира»

21.05-28.05

34-35

Крупнейшие музеи изобразительного

искусства и их роль в культуре

2

Урок-выставка

Ознакомление с хранилищами мирового искусства

Путешествие в музеи мира






  1. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

6. Учебно-методические средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

«Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека. 7-8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009», рекомендованный Министерством образования Российской Федерации.

Список методической литературы:
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

2. Бялик, В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0.

3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил.

4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.

5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.

6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.

7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.

8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при факте журналистики МГУ им. М. В. Ло-моносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.

14. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.

15. Художественная галерея: журнал. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия); ISBN 0-7489-7476-8.

16. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconПротокол №
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное...
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», Б. М. Неменский,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconПояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7...
Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального...
М.: Просвещение, 2010 г.; Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005» iconНазвание предмета: Изобразительное искусство и художественный труд, икт
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск