Скачать 191.4 Kb.
|
МКОУ Городокская СОШ № 2
Рабочая программа Альдергот Татьяны Николаевны учителя I квалификационной категории по учебному предмету Искусство (ИЗО) 7 класс с. Городок 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. 2005», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского. Программа реализуется с помощью учебника «Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека. 7-8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009», рекамендованный Министерством образования Российской Федерации. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего образования (Москва, 2009 г.), поэтому в программу не внесено изменений. Базисным учебным планом МКОУ Городокской средней общеобразовательной школы №2 в 7 классе на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» еженедельно отводится 1 час учебных занятий, т. е. 35 часов в год. Одна из главных целей преподавания искусства — сформировать у учащихся художественный способ познания мира на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы. Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. И обязательно рисовать. Важно, чтобы подростки учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст. В силу своей образности он может пояснить идею гораздо быстрее и полнее, чем длинное объяснение. Великому французскому энциклопедисту и просветителю Денни Дидро принадлежит изречение: «Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере, как читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусства и ремесел». И хоть сказано это два столетия назад, к мудрым словам стоит прислушаться и сегодня. Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека» для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к результатам своего творчества. В процессе изучения предмета необходимо раскрыть духовные горизонты искусства, приобщать к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и исторического времени. Освоение языка каждого вида искусства происходит в процессе активной художественно-творческой деятельности в двух формах – в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий – задача учебная не существует в отрыве от творческой. Ориентация программы на духовное развитие подростков находит отражение в темах учебного года, каждой четверти, уроков. В них (например, «Поэзия повседневности», «Великие темы жизни», «Сложный мир исторической картины») раскрывается значение искусства, что важно и интересно для подростка, стремящегося понять место художника в обществе, найти свое место в жизни. Поэтому особое значение имеют задания, направленные на эстетическое преобразование окружающей среды (выставка детских работ в живописи, графике, скульптуре и т. п.) Приобщаясь к искусству на уроках в 7 классе, подросток проходит путь от анализа к синтезу. При изучении станковых видов изобразительного искусства внимание учащихся направляется на анализ своих наблюдений и впечатлений от окружающей действительности (поиск мотива, композиции, колорита, работа с натуры), произведений искусства. Урок по искусству может быть уподоблен художественному образу, для большинства детей – это первая осознанная встреча с искусством и художником. Для каждого ребенка такой урок может стать событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, творческому преобразованию окружающей действительности. Драматическое решение урока изобразительного искусства призвано обеспечить установку восприятия и его целостность. В процессе восприятия произведения искусства, натурного материала у каждого учащегося и рождается свой замысел, который предстоит, затем воплотить в материал. Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить знаниями художественной техники, с другой – учитывая возрастающий аналитизм мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира. В художественном восприятии, принимая во внимание целеустремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом восприятии художественного образа. (На решение этой проблемы направлены уроки 3 четверти: К. Брюллов «Последний день Помпеи», Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».) На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства может быть плодотворным.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 часов – 1 час в неделю) I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека Изображение фигуры человека в истории искусства Пропорции и строение фигуры человека Лепка фигуры человека Набросок фигуры человека с натуры Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве II четверть. Поэзия повседневности Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Сюжет и содержание в картине Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) III четверть. Великие темы жизни Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века IV четверть. Реальность жизни и художественный образ Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве Личность художника и мир его времени в произведениях искусства Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль, искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира. Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве. Принцип «от жизни - через искусство - к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры. Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве. Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать: – основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; – основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); – имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; – названия наиболее крупных художественных музеев России и мира; – значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь: – применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; – анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); – ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для восприятия и оценки произведений искусства; – самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). 6. Учебно-методические средства обучения Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека. 7-8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009», рекомендованный Министерством образования Российской Федерации. Список методической литературы: 1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил. 2. Бялик, В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0. 3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил. 4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с. 5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2. 6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил. 7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил. 8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с. 9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2. 10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства). 11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил. 12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2. 13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при факте журналистики МГУ им. М. В. Ло-моносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7. 14. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил. 15. Художественная галерея: журнал. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия); ISBN 0-7489-7476-8. 16. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил. |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное... | Протокол № Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и на основе авторской программы «Изобразительное... | Рабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена... Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н.... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена... Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., имеющей... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное... Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», Б. М. Неменский,... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | ||
Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | ||
Рабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской... | Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство для 7... Рабочая программа для 7 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... М.: Просвещение, 2010 г.; Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/... | Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена... России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б. М.... | Название предмета: Изобразительное искусство и художественный труд, икт Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта |