Рабочая программа по изобразительному искусству (7 класс).
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских.- М.: Просвещение,2009.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов.
Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций.
Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парки) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т.д.).
Дизайн как искусство возник в ХХ веке. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды до машин, станков и т.д.
Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.).
Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Содержание.
1 четверть. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Многообразие форм графического дизайна.
2 четверть. В мире вещей и зданий.
Художественный язык конструктивных искусств (8ч).
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
3 четверть. Город и человек.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 ч).
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4 четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ человека и индивидуальное проектирование (7ч)
Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна.
Моделируешь себя – моделируешь мир (обобщение темы).
Формирование художественных умений и навыков.
Учащиеся должны:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты;
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно – пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно – пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре; создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др. ; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы.
1 четверть.
Тема: Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).
№п/п
урока
| Дата
| Тема
| Цели
| Как
| Чем
| Зрит. ряд
| 1.
|
| Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
| Объемно – пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.)
| 1.Расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2.Расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно в любом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;
3. гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
| Белая и черная бумага, ножницы, клей.
| Репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.
| 2.
|
| Прямые линии и организация пространства.
| Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно - эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно - художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
| Введение в композицию от трех до пяти прямых линий;
Выполнение коллажно – графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и др.).
| Бумага белая, цветная, клей, ножницы, резак.
| Репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского.
| 3.
|
| Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
| Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
| Введение в черно – белую композицию из прямоугольников и линий цветового круга;
Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
В отвлеченной форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например, «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.)
| Бумага белая, черная, цветная, клей, ножницы, тушь, кисти, гуашь (белила).
|
| 4 -5
|
| Буква – строка – текст. Искусство шрифта.
| Буква как изобразительно – смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
| Создание композиции, включающей помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву;
Создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста.
| Бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет.
| Журнал «(Как )» №3; образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов.
| 6 -7
|
| Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
| Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно – информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
| Макеты плаката, поздравительной открытки.
| Принадлежности для рисования, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.
| Образцы плакатов, поздравительных открыток, книг и журналов.
| 8
|
| В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
| Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
| Макет разворота или обложки книги;
Макет разворота журнала.
| Ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
|
|
2 Четверть.
Тема: В мире вещей и зданий.
Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
№п/п
| Дата
| Тема
| Цели
| Как
| Чем
| Зрительный ряд
| 9
|
| Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
| Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
| Прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
Баланс объема и поля на макет (1 прямоугольник – 1 параллелепипед);
Баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
| Бумага, клей, ножницы
| В Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
| 10
|
| Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
| Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно – макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространстве композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
| Практическая работа по теме «Композиционная связь объектов в макете»
| Картон, бумага, ножницы, клей.
| Иллюстрации из «Краткой энциклопедии дизайна» О.И.Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».
| 11
|
| Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных форм. Понятие модуля.
| Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной функции.
| Соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
Создание макета дома, построенного из модульных объектов (3 -4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
| Бумага, клей, ножницы.
| Журналы, открытки с изображением архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура XX века».
| 12
|
| Важнейшие архитектурные элементы здания.
| Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
| Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания;
Создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.
| Бумага, клей, ножницы, карандаш.
| Диафильм «Азбука архитектуры», фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
| 13
|
| Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
| Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
| Аналитическое упражнение – исследование формы вещей по предложению учителя;
Проектное упражнение на функциональное использование формы (например, «Чем может быть шар?»);
«Создание тематической образно-вещевой инсталляции»
| Бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор из вещей и объектов для инсталляции.
| Образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн», проспекты и рекламные буклеты. Каталоги, журналы по дизайну.
| 14,15
|
| Форма и материал.
| Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития материалов и технологий на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.).
| Проект «Сочинение вещи» или «ИЗ вещи вещь».
| Принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
| Колдер. Мобили, журнал «Дизайн –I» №20 («Фонтаны Стравинского»), фотографии инсталляций из журналов.
| 16.
|
| Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
| Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его значения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
| Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
Введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);
Цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
| Белая и цветная бумага, вырезки из журналов, гофрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.
| Фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (старый Арбат, Москва, район Пенягино в Митино), Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В.Татлин. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
|
3 Четверть. Тема: Город и человек.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).
№п/п
| Дата
| Тема
| Цели
| Как
| Чем
| Зрительный ряд
| 17,18
|
| Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
| Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
| Работа по теме «Архитектурные образы прошлых эпох»
| Карандаш, тушь, бумага, ножницы, клей, фотоизображения.
| Фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской богоматери, Кельнский собор), мечетей и т.д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т.д.).
| 19
|
| Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
| Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среди современного города.
| Работа по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»;
| Карандаш, бумага, вырезки из журналов, клей, резак.
| Иллюстрации из книги «Мир архитектуры», Ле Корбюзье. Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 2001 -2002 годы; К.Леду. Проекты для города Шо.
| 20
|
| Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
| Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, ассиметричная, прямоугольная и др. Схема – планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
| Аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов.
Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
| Бумага, картон, пенопласт, клей, резак, тушь, карандаш, бумага.
| Журналы «Нойе Вербунг», «Проект», «Архитектура», книга «Я- архитектор», Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн жителей; карты городов Золотого кольца России; О. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; реконструкция исторических зон старых городов.
| 21,22
|
| Вещь в городе. Городской дизайн.
| Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и т.д.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и пр.
| Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и пр.;
Эскизный макет витрины магазина.
| Карандаш, гуашь, бумага, клей, ножницы.
| Иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.
| 23,24
|
| Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
| Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал и пр.).
| Рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (можно фрагмент);
Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации).
| Карандаш, гуашь, бумага, ткань, ножницы, клей.
| Иллюстрации из журналов, например «Мезонин», «Мир и дом» и пр.
| 25,26
|
| Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
| Город в единстве с ландшафтно-городской средой. Развитие пространственно- конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и пр.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и пр.).
| Архитектурно-пейзажные зарисовки на тему сочетания города с живой природой (с натуры, с репродукции);
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и пр.), с использованием имитирующих фактур.
| Карандаш, тушь, бумага, имитирующие фактуры по усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, резак, клей.
| Панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, городских частных домов с озелененными дворами.
| 27,28
|
| Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
| Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
| Коллективная работа: создание пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов (Город будущего, поселение в космосе и др.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гармонии и пр.
| Бумага, картон, клей, имитирующие материалы.
| Диафильм «Азбука архитектуры», фотографии афинского Акрополя, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; Уткин. Город-мост; Кендзо Танге. Проект застройки Токийского залива; К.Леду. Проект колесной мастерской для города Шо.
|
4 четверть.
Тема: Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов).
№п/п
| Дата
| Тема
| Цели
| Как
| Чем
| Зрительный ряд
| 29.
|
| Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
| Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом – мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
| Создание поэтажного плана воображаемого дома; выбор особенностей дома – роскошь, удобство или аскетизм; учет образа жизни людей (чертеж);
Технический рисунок (эскиз) частного дома в городе, пригороде, деревне, далеко в лесу (по выбору): основная конфигурация дома, влияние назначения внутренних помещений на общий силуэт здания (Компьютер – программа 3CD Architector Deluxe и др.)
| Карандаш, бумага.
| Иллюстрации с изображением современных частных строений: дома, коттеджи пр.; Образцы исторических и современных построек: изба, русские усадьбы, европейский дом, азиатские жилища.
| 30
|
| Интерьер, который мы создаем.
| Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
| Создание схемы предметной компоновки интерьеров дома;
Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения с помощью цвета.
| Карандаш, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, клей.
| Журналы по дизайну, иллюстрации интерьеров.
| 31
|
| Пугало в огороде или … под шепот фонтанных струй.
| Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и т.д. Водоемы и мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
| 1) Создание плана земельного участка с обозначением элементов, организующих мини-пейзаж сада;
2) Создание общего вида сада – рисунок плюс коллаж (аппликация);
3) Макетирование фрагмента сада из природных материалов;
4) Создание композиции из цветов, веток и т. Д. по мотивам икебаны.
| Карандаш, бумага; вырезки из журналов, цветная бумага для аппликации; природные материалы.
| Фотографии европейских и восточных садов из журналов по дизайну и садоводству.
| 32
|
| Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
| Соответствие материала и формы в одежде. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
| 1) Специфика эскиза модных коллекций одежды – создание рисунка – копии;
2) Создание своего собственного проекта вечернего платья – рисунок или рельефный коллаж;
3) Видеорепортаж с улицы на тему «Мода»; совместный анализ увиденного на уроке.
| Карандаш, тушь, бумага цветная и белая, клей.
| Журналы мод.
| 33
|
| Встречают по одежке.
| О психологии индивидуального и массового. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражения в одежде. Стереотип и кич.
| Создание словесного списка-перечня всех элементов воображаемого гардероба с небольшими поясняющими зарисовками вещей;
Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и т.д.), подбор цветовой гаммы.
| По усмотрению учителя.
| Каталоги одежды, иллюстрации из журналов «Бурда». «Космополитен» и другие.
| 34
|
| Автопортрет на каждый день.
| Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж –дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику, фирменный стиль и т.д., определяющий форму поведения и контактов в обществе. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
| Рисование прически и макияжа на фотографии;
Упражнения в нанесении макияжа и создании прически на «живой натуре»
Коллективное задание: создание имидж-мейкерского сценария-проекта (например, «Петров – лучший спортсмен года», «Иванова – в мэры» и т.д.) с использованием различных визуальных элементов.
Показ проектов.
| Косметика, грим, бижутерия, инструменты для прически, гуашь.
| Журналы мод, Практическое руководство по гриму и макияжу.
| 34
|
| Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна.
| По усмотрению учителя.
|
| 35
|
| Моделируя себя – моделируешь мир (обобщение темы).
| Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или его раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и душу. Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра
| Беседа, выставка творческих работ.
|
|
| |