Скачать 129.12 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. Москва. Просвещение. 2010. Страница 61. Цели и задачи рабочей программы:
Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. Под руководством Неменского Б.М. Москва. Просвещение. 2010г. Изменения не внесены. Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе осуществляется на основе учебника: Горняева Н.А. Островская О.С.. Изобразительное искусство. 5 кл. – М.: Просвещение, 2009г. Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 5 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 5 классе за год должно быть проведено 35 часов, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на художественно-творческую деятельность учащихся. Для проведения контрольной работы - 1час. Формы организации учебного процесса: Основной формой проведения занятий является урок. Типы уроков: проблемный урок; урок-восхождение; урок – образ; урок-путешествие; урок – вернисаж; урок-экскурсия. Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ V КЛАССА. Знать:
Понимать:
Уметь:
учебно-тематический план 1 четверть. Тема « Древние корни народного искусства»- 8 час. 2 четверть. Тема « Связь времён в народном искусстве» -9 час. 3 четверть. Тема «Декор – человек, общество, время» -10 час. 4 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире» - 8час. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ. Тема курса «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Древние корни народного искусства. (8 часов) Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки.Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Связь времен в народном искусстве (9 часов) Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка. Декор, человек, общество, время (10 часов) Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи. Современное декоративное искусство (8 часов) Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале. формы и средства контроля. Контрольная работа по теме курса «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - 1час. «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты /авт. О.В.Свиридова - В: Учитель, 2008., стр.82. Устный, контроль в виде тестов, а также контрольная работа из текстов в пособии для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты /авт. О.В.Свиридова - В: Учитель, 2008., стр.12; стр.14; стр.36; стр.82. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, олимпиады, викторины и фестивали. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. Основная литература. Горняева Н.А. Островская О.С.. Изобразительное искусство. 5 кл. – М.: Просвещение, 2009г. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006. Дополнительная литература: Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.; Белгородский народный костюм И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Наследие Белогорья. (Редкол. В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел. обл. – Белгород, 2006. - 172 с.; Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ Печатные пособия: Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов росписей художественных промыслов России. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском орнаменте. Цифровые образовательные ресурсы: Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде): Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для V класса. Видеофильмы: по цветоведению, по видам декоративно - прикладного искусства и художественных промыслов России. Модели и натурный фонд: Вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов. |