Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени





Скачать 104.71 Kb.
НазваниеБазовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени
Дата публикации15.07.2013
Размер104.71 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > География > Лекция
Базовый модуль №1:

Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени


1

2

3

4

5




Базовый модуль №1. Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени

КДЦ: Изучив этот модуль, студент должен:

- понимать и уметь объяснять суть процесса генезиса капитализма в Западной Европе;

- уметь сравнивать социально-экономические процессы в разных странах западной Европы;

- уметь объяснять причины и последствия великих географических открытий;

- уметь характеризовать цивилизации доколумбовой Америки.


Лекции, семинары лабораторные работы, составление развернутой характеристики цивилизаций доколумбовой Америки.




УЭ1

Великие географические открытия

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- понимать и уметь объяснять экономические, научные и материально-технические предпосылки Великих географических открытий;

- знать основные исторические факты, связанные с Великими географическими открытиями;

- понимать и уметь объяснять проблемы международных отношений, связанные с Великими географическими открытиями, и пути их решения;

- уметь оценивать значение и последствия Великих географических открытий.

Лекция

Великие географические открытия. Предпосылки. Открытие новых путей в Восточные страны. Открытие Америки. Международные отношения. Последствия Великих географических открытий.

УЭ2

Открытие Америки европейцами и его исторические последствия

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- знать основные факты и гипотезы доколумбовых плаваний в Америку;

- уметь оценивать эти гипотезы с точки зрения исторической доказательности;

- уметь давать развернутую характеристику одной из цивилизаций Доколумбовой Америки и определять причины ее гибели;

- уметь оценивать значение открытия Нового света и его влияние на международные отношения.

семинар

Доколумбова Америка.

Доколумбовы плаванья в Америку.

Открытие Америки и проблемы международных отношений.

Миссионеры в Америке.


УЭ3

Материальная культура и технические открытия в Европе на исходе Средневековья

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- владеть понятиями «материальная культура», «повседневность», «быт»;

- уметь объяснять связи материальной культуры и повседневности с другими сферами жизни общества;

- понимать и уметь объяснять тенденции демографической ситуации в Западной Европе в период Раннего Нового времени;

- понимать и уметь объяснять особенности технических изобретений и технологических изменений в изучаемый период.

Лекция

Демографическая ситуация, повседневность и образ жизни в Европе на исходе Средневековья. Население Европы и образ жизни. Изменения в быту и повседневности. Эпоха технических открытий.

УЭ4

Социально-экономическое развитие Западной Европы в период Раннего Нового времени

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- понимать и уметь объяснять процесс генезиса капитализма в Западной Европе;

- владеть основными понятиями и терминами, характеризующими процесс генезиса капитализма.

Лекция

Основные проблемы социально-экономического развития Западной Европы. Генезис буржуазных отношений в Западной Европе. Изменение социальной структуры.

УЭ5

Социально-экономическое развитие Западной Европы в период Раннего Нового времени

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- уметь объяснять основные особенности социально-экономического развития отдельных стран Западной Европы;

- понимать факторы, определяющие эти особенности.


Лекция

Специфика социально-экономического развития Англии, Франции, Германии.

УЭ6

Генезис буржуазных отношений в Европе

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- уметь анализировать научные статьи, посвященные социально-экономическому развитию Западной Европы в период Раннего Нового времени, написанные с разных методологических позиций;

- уметь находить в этих статьях информацию по определенным вопросам;

- уметь объяснять логику социально-экономического развития Западной Европы в изучаемый период.

Семинар

Изменения материальной культуры и повседневности.

Новые черты экономических отношений.

Изменения социальной структуры.


УЭ7

Изменение аграрных отношений в Европе в XVI-XVII вв.

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- уметь объяснять сущность изменений в аграрном секторе экономики западно-европейских стран в XVI-XVII вв.;

- уметь выделять типы аграрного развития западно-европейских государств в изучаемый период и характеризовать особенности этих типов;

- уметь объяснять причины формирования различных типов аграрного развития.

Семинар

Генезис капитализма и аграрный сектор.

Основные проблемы аграрных отношений в Западной, Юго-Западной и Северной Европе.

Особенности аграрных отношений в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе.

УЭ8

Самостоятельная работа: Характеристика одной из цивилизаций доколумбовой Америки

ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:

- владеть понятием «цивилизация», знать признаки цивилизаций;

- владеть навыками подбора литературы по определенной теме и отбора соответствующего материала;

- уметь составлять план письменной работы в соответствии с поставленной целью;

- уметь давать краткую характеристику локальной цивилизации.

Письменная работа

На основе понятия цивилизации выявить основные цивилизационные признаки одной из цивилизаций доколумбовой Америки и объяснить причины ее гибели.


Планы семинарских занятий и лабораторных работ
Тема 1

Открытие Америки европейцами и его исторические последствия

  1. Доколумбова Америка.

  2. Доколумбовы плаванья в Америку.

  3. Великие географическое открытия и проблемы международных отношений.

Источники:

  • Бартоломе де Лас Касас. К истории завоевания Америки. - М., 1966.

    • Путешествия Христофора Колумба: дневники, письма, документы. - М., 1961.

    • Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – В 5 ч. Ч.4. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 198-247.

  • Степанова, В.Е. История средних веков: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко – В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1974. - Гл.12.



Литература:

  • Гарсио де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.

  • Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. - М., 1991.

  • История Латинской Америки. Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX века. - М., 1991.

  • Кузьмищев В.А. Царство сынов солнца. - М., 1985.

  • Ланге П.В. Великий скиталец жизнь Христофора Колумба. - М., 1984.

  • Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т.2. - М., 1983.

  • Сеа Л. Философия американской истории: судьбы Латинской Америки. - М., 1984.

  • Свет Я.М. Колумб. - М., 1973.

  • Стингл М. Тайны индейских пирамид. - М., 1982.

  • Сэйл Киркпатрик. Завоевание Рая. // Америка. - 1992. - окт.

Методические рекомендации:

Семинарское занятие посвящено характеристике цивилизаций Доколумбовой Америки, истории доколумбовых плаваний в Америку и проблемам международных отношений, возникших в связи с великими географическими открытиями.

При подготовке первого вопроса необходимо вспомнить определение понятия «цивилизация» и, используя рекомендованные источники и литературу, дать характеристику Доколумбовой Америки по цивилизационным признакам. При этом обратите внимание на отличия цивилизаций Доколумбовой Америки от Западноевропейской средневековой цивилизации и причины их гибели.

По второму вопросу, опираясь на работу В.И. Гуляева, необходимо представить гипотезы путешествий в Америку до XV века. Попытайтесь критически осмыслить эти гипотезы и выяснить, насколько они обоснованы, доказаны с исторической точки зрения.

При подготовке третьего вопроса нужно выяснить, какие проблемы в международных отношениях европейских стран возникают в результате открытия новых земель и каким образом они разрешались в XVI веке.
Тема 2

Генезис буржуазных отношений в Европе

  1. Изменения материальной культуры и повседневности.

  2. Новые черты экономических отношений.

  3. Изменения социальной структуры.

Источники:

    • Степанова, В.Е. История средних веков: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко – В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1974. - Гл.13

Литература:

    • Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности. - М., 1986. - Т.2. Игры обмена. - М., 1988.

    • Кулишер, И. Крупная промышленность в XVII-XVIII веках: Франция, Германия, Россия // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М. Сокольской – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – С. 60-96.

    • Литаврина, Э.Э. Испанский экономист XVI в. Томас Меркадо о причинах и сущности «революции цен» // Европа в средние века. - М.: Изд-во «Наука», 1972.

    • Люблинская А.Д. Очерки истории Франции. - М., 1957. Гл.3.

    • Маховский Я. История морского пиратства. - М., 1972.

    • Озер А. Размышления об истории банков в Европе Нового времени, с конца XV века до конца XVIII века // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М. Сокольской – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – С. 241-263.

    • Покровская, М.А. К вопросу экономической политики французского абсолютизма первой половины XVI в. // Средние века. Вып. VII. - М.: Наука, 1955.

    • Семенов, В.Ф. Пауперизм в Англии XVI в. И законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах // Средние века. Вып. VII. - М.: Наука, 1955.

    • Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. Гл. 10. Проблемы генезиса капитализма и так называемого «первоначального накопления капитала» как исходного пункта генезиса капитализма. // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. - М., 1973.

    • Смирин, М.М. Волнения горнорабочих на меднорудных разработках Словакии в 1525 г. // Европа в средние века. - М.: Изд-во «Наука», 1972.

Методические рекомендации:

Ключевой проблемой данного семинара является вопрос о специфике процесса генезиса капитализма в Западной Европе. Новые черты материальной культуры, экономических отношений, социальной структуры необходимо рассматривать с точки зрения именно этой проблемы. При работе с литературой необходимо обратить внимание на различия в подходах к изучению социально-экономических процессов историков марксистского направления, школы «Анналов» и т.п. По итогам занятия может быть составлен кластер «Генезис капитализма в Европе».


Тема 3

Изменения аграрных отношений в Европе в XVI-XVII вв.

  1. Основные проблемы аграрных отношений в Западной, Юго-Западной и Северной Европе.

  2. Особенности аграрных отношений в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе.

  3. Генезис капитализма и аграрный сектор.

Источники:

    • Степанова, В.Е. История средних веков: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко – В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1974. - Гл.13

    • Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – В 5 ч. Ч.5. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 95-101.

Литература:

    • Барг, М.А. Кодификатор крепостного права «второго издания» - Гусанус // Европа в средние века. М.: Изд-во «Наука», 1972.

    • История крестьянства в Европе. Т.3. Гл.1, 11.

    • Сказкин, С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

Методические рекомендации:

Это занятие посвящено проблеме генезиса капитализма в аграрном секторе. Студентам необходимо определить специфику этого процесса в разных регионах Европы. Ключевой работой, в которой рассматривается это специфика, является «История крестьянства в Европе». При рассмотрении особенностей аграрных отношений в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе следует остановиться на проблеме «второго издания крепостничества» и его причинах.


Самостоятельная работа «Цивилизации Доколумбовой Америки»

Студентам необходимо дать письменную характеристику одной из цивилизаций Доколумбовой Америки. При этом необходимо вспомнить определения понятия цивилизация и все ее характеристики: хронологические, географические рамки, политическая система, экономика, социальная структура, религия и духовная культура. В заключение следует сделать вывод о причинах гибели цивилизации. Объем письменной работы не должен превышать одной страницы печатного текста, кегль 14, интервал 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годы», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПрограмма модуля м в. 1 «Политическое и социально-экономическое развитие...
Программа модуля м в. 1 Политическое и социально-экономическое развитие России и стран Европы в новое время
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПрофессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный...
Хаминич С. Ю., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрою маркетинга дну им. О. Гончара
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconУчебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода...
Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПлан Немецкая классическая философия как вершина философии Нового времени Философия марксизма
Немецкая классическая философия (вершина в философии Нового времени) представляет собой величественное и многогранное явление в философии....
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconНавыками сравнительной оценки преимуществ и недостатков различных...
Дисциплина реализуется Кафедрой истории России Средневековья и раннего Нового времени, Кафедрой истории России Нового времени, Кафедрой...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПрофессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный...
Модульный элемент «Организационная культура и менеджмент воспитательной работы вуза»
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПриложение 3 Темы рефератов по курсу социально-экономической географии
Разнообразие стран мира – государственный строй, социально – экономическое развитие регионов мира
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconТема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.)
Х — начало XXI в. Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900—1914...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме: «Мониторинг перспективных...
Исполнители темы: д г н., профессор Г. М. Федоров к э н., директор ноц «Социально-экономическое и инновационное развитие региона»...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПрограмма дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи...
Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconIii. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации,...
...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучить экономическое развитие СССР в изучаемый период ускоренного построение социализма, образование ссср, духовное развитие советского...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconРабочая программа дисциплины опд. Р. 1 Экономическое развитие тюменской...
Примерная программа дисциплины «Экономическое развитие Тюменской области» составлена в качестве дисциплины регионального компонента...
Базовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени iconЗарубежная Европа. Население
Численность населения Зарубежной Европы 501 064 211 человек. На территории Зарубежной Европы находится экономическое и политическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск