Базовый модуль №1:
Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени
1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Базовый модуль №1. Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени
| КДЦ: Изучив этот модуль, студент должен:
- понимать и уметь объяснять суть процесса генезиса капитализма в Западной Европе;
- уметь сравнивать социально-экономические процессы в разных странах западной Европы;
- уметь объяснять причины и последствия великих географических открытий;
- уметь характеризовать цивилизации доколумбовой Америки.
| Лекции, семинары лабораторные работы, составление развернутой характеристики цивилизаций доколумбовой Америки.
|
| УЭ1
| Великие географические открытия
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- понимать и уметь объяснять экономические, научные и материально-технические предпосылки Великих географических открытий;
- знать основные исторические факты, связанные с Великими географическими открытиями;
- понимать и уметь объяснять проблемы международных отношений, связанные с Великими географическими открытиями, и пути их решения;
- уметь оценивать значение и последствия Великих географических открытий.
| Лекция
| Великие географические открытия. Предпосылки. Открытие новых путей в Восточные страны. Открытие Америки. Международные отношения. Последствия Великих географических открытий.
| УЭ2
| Открытие Америки европейцами и его исторические последствия
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- знать основные факты и гипотезы доколумбовых плаваний в Америку;
- уметь оценивать эти гипотезы с точки зрения исторической доказательности;
- уметь давать развернутую характеристику одной из цивилизаций Доколумбовой Америки и определять причины ее гибели;
- уметь оценивать значение открытия Нового света и его влияние на международные отношения.
| семинар
| Доколумбова Америка.
Доколумбовы плаванья в Америку.
Открытие Америки и проблемы международных отношений.
Миссионеры в Америке.
| УЭ3
| Материальная культура и технические открытия в Европе на исходе Средневековья
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- владеть понятиями «материальная культура», «повседневность», «быт»;
- уметь объяснять связи материальной культуры и повседневности с другими сферами жизни общества;
- понимать и уметь объяснять тенденции демографической ситуации в Западной Европе в период Раннего Нового времени;
- понимать и уметь объяснять особенности технических изобретений и технологических изменений в изучаемый период.
| Лекция
| Демографическая ситуация, повседневность и образ жизни в Европе на исходе Средневековья. Население Европы и образ жизни. Изменения в быту и повседневности. Эпоха технических открытий.
| УЭ4
| Социально-экономическое развитие Западной Европы в период Раннего Нового времени
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- понимать и уметь объяснять процесс генезиса капитализма в Западной Европе;
- владеть основными понятиями и терминами, характеризующими процесс генезиса капитализма.
| Лекция
| Основные проблемы социально-экономического развития Западной Европы. Генезис буржуазных отношений в Западной Европе. Изменение социальной структуры.
| УЭ5
| Социально-экономическое развитие Западной Европы в период Раннего Нового времени
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- уметь объяснять основные особенности социально-экономического развития отдельных стран Западной Европы;
- понимать факторы, определяющие эти особенности.
| Лекция
| Специфика социально-экономического развития Англии, Франции, Германии.
| УЭ6
| Генезис буржуазных отношений в Европе
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- уметь анализировать научные статьи, посвященные социально-экономическому развитию Западной Европы в период Раннего Нового времени, написанные с разных методологических позиций;
- уметь находить в этих статьях информацию по определенным вопросам;
- уметь объяснять логику социально-экономического развития Западной Европы в изучаемый период.
| Семинар
| Изменения материальной культуры и повседневности.
Новые черты экономических отношений.
Изменения социальной структуры.
| УЭ7
| Изменение аграрных отношений в Европе в XVI-XVII вв.
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- уметь объяснять сущность изменений в аграрном секторе экономики западно-европейских стран в XVI-XVII вв.;
- уметь выделять типы аграрного развития западно-европейских государств в изучаемый период и характеризовать особенности этих типов;
- уметь объяснять причины формирования различных типов аграрного развития.
| Семинар
| Генезис капитализма и аграрный сектор.
Основные проблемы аграрных отношений в Западной, Юго-Западной и Северной Европе.
Особенности аграрных отношений в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе.
| УЭ8
| Самостоятельная работа: Характеристика одной из цивилизаций доколумбовой Америки
| ЧДЦ: Изучив этот учебный элемент, студент должен:
- владеть понятием «цивилизация», знать признаки цивилизаций;
- владеть навыками подбора литературы по определенной теме и отбора соответствующего материала;
- уметь составлять план письменной работы в соответствии с поставленной целью;
- уметь давать краткую характеристику локальной цивилизации.
| Письменная работа
| На основе понятия цивилизации выявить основные цивилизационные признаки одной из цивилизаций доколумбовой Америки и объяснить причины ее гибели.
|
Планы семинарских занятий и лабораторных работ Тема 1
Открытие Америки европейцами и его исторические последствия
Доколумбова Америка.
Доколумбовы плаванья в Америку.
Великие географическое открытия и проблемы международных отношений.
Источники:
Бартоломе де Лас Касас. К истории завоевания Америки. - М., 1966.
Путешествия Христофора Колумба: дневники, письма, документы. - М., 1961.
Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – В 5 ч. Ч.4. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 198-247.
Степанова, В.Е. История средних веков: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко – В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1974. - Гл.12.
Литература:
Гарсио де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.
Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. - М., 1991.
История Латинской Америки. Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX века. - М., 1991.
Кузьмищев В.А. Царство сынов солнца. - М., 1985.
Ланге П.В. Великий скиталец жизнь Христофора Колумба. - М., 1984.
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т.2. - М., 1983.
Сеа Л. Философия американской истории: судьбы Латинской Америки. - М., 1984.
Свет Я.М. Колумб. - М., 1973.
Стингл М. Тайны индейских пирамид. - М., 1982.
Сэйл Киркпатрик. Завоевание Рая. // Америка. - 1992. - окт.
Методические рекомендации:
Семинарское занятие посвящено характеристике цивилизаций Доколумбовой Америки, истории доколумбовых плаваний в Америку и проблемам международных отношений, возникших в связи с великими географическими открытиями.
При подготовке первого вопроса необходимо вспомнить определение понятия «цивилизация» и, используя рекомендованные источники и литературу, дать характеристику Доколумбовой Америки по цивилизационным признакам. При этом обратите внимание на отличия цивилизаций Доколумбовой Америки от Западноевропейской средневековой цивилизации и причины их гибели.
По второму вопросу, опираясь на работу В.И. Гуляева, необходимо представить гипотезы путешествий в Америку до XV века. Попытайтесь критически осмыслить эти гипотезы и выяснить, насколько они обоснованы, доказаны с исторической точки зрения.
При подготовке третьего вопроса нужно выяснить, какие проблемы в международных отношениях европейских стран возникают в результате открытия новых земель и каким образом они разрешались в XVI веке. Тема 2
Генезис буржуазных отношений в Европе
Изменения материальной культуры и повседневности.
Новые черты экономических отношений.
Изменения социальной структуры.
Источники:
Степанова, В.Е. История средних веков: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко – В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1974. - Гл.13
Литература:
Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности. - М., 1986. - Т.2. Игры обмена. - М., 1988.
Кулишер, И. Крупная промышленность в XVII-XVIII веках: Франция, Германия, Россия // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М. Сокольской – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – С. 60-96.
Литаврина, Э.Э. Испанский экономист XVI в. Томас Меркадо о причинах и сущности «революции цен» // Европа в средние века. - М.: Изд-во «Наука», 1972.
Люблинская А.Д. Очерки истории Франции. - М., 1957. Гл.3.
Маховский Я. История морского пиратства. - М., 1972.
Озер А. Размышления об истории банков в Европе Нового времени, с конца XV века до конца XVIII века // Анналы экономической и социальной истории. Избранное / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М. Сокольской – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – С. 241-263.
Покровская, М.А. К вопросу экономической политики французского абсолютизма первой половины XVI в. // Средние века. Вып. VII. - М.: Наука, 1955.
Семенов, В.Ф. Пауперизм в Англии XVI в. И законодательство Тюдоров по вопросу о пауперах // Средние века. Вып. VII. - М.: Наука, 1955.
Сказкин С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. Гл. 10. Проблемы генезиса капитализма и так называемого «первоначального накопления капитала» как исходного пункта генезиса капитализма. // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. - М., 1973.
Смирин, М.М. Волнения горнорабочих на меднорудных разработках Словакии в 1525 г. // Европа в средние века. - М.: Изд-во «Наука», 1972.
Методические рекомендации:
Ключевой проблемой данного семинара является вопрос о специфике процесса генезиса капитализма в Западной Европе. Новые черты материальной культуры, экономических отношений, социальной структуры необходимо рассматривать с точки зрения именно этой проблемы. При работе с литературой необходимо обратить внимание на различия в подходах к изучению социально-экономических процессов историков марксистского направления, школы «Анналов» и т.п. По итогам занятия может быть составлен кластер «Генезис капитализма в Европе».
Тема 3
Изменения аграрных отношений в Европе в XVI-XVII вв.
Основные проблемы аграрных отношений в Западной, Юго-Западной и Северной Европе.
Особенности аграрных отношений в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе.
Генезис капитализма и аграрный сектор.
Источники:
Степанова, В.Е. История средних веков: Хрестоматия / В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко – В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1974. - Гл.13
Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – В 5 ч. Ч.5. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 95-101.
Литература:
Барг, М.А. Кодификатор крепостного права «второго издания» - Гусанус // Европа в средние века. М.: Изд-во «Наука», 1972.
История крестьянства в Европе. Т.3. Гл.1, 11.
Сказкин, С.Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века. //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.
Методические рекомендации:
Это занятие посвящено проблеме генезиса капитализма в аграрном секторе. Студентам необходимо определить специфику этого процесса в разных регионах Европы. Ключевой работой, в которой рассматривается это специфика, является «История крестьянства в Европе». При рассмотрении особенностей аграрных отношений в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе следует остановиться на проблеме «второго издания крепостничества» и его причинах.
Самостоятельная работа «Цивилизации Доколумбовой Америки»
Студентам необходимо дать письменную характеристику одной из цивилизаций Доколумбовой Америки. При этом необходимо вспомнить определения понятия цивилизация и все ее характеристики: хронологические, географические рамки, политическая система, экономика, социальная структура, религия и духовная культура. В заключение следует сделать вывод о причинах гибели цивилизации. Объем письменной работы не должен превышать одной страницы печатного текста, кегль 14, интервал 1. |