Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза»





Скачать 138.56 Kb.
НазваниеПрофессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза»
Дата публикации26.02.2015
Размер138.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА (ФАЗА II)
Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие»
Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза»

(три модульных элемента – 6 кредитов, 216 часов)
Модульный элемент «Стратегическое планирование и управление в современном вузе»

(2 кредита, 72 часа)

Авторы

Хаминич С.Ю., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрою маркетинга ДНУ им. О.Гончара,

Климова В.Н., аспирант ДНУ им. О.Гончара

Место модульного элемента в образовательном процессе

Модульный элемент «Стратегическое планирование и управление в современном вузе» относится к Фазе ІІ. «Профессиональная перепеподготовка» и является вариативным модульным элементом модуля по выбору студента «Организационное развитие вуза» в составе базового модуля «Образовательный менеджмент и организационное развитие» и структурно объединён с другими модульными элементами: «Глобализация и интернационализация высшей школы», «Организационная культура и менеджмент воспитательной работы».

Цель и задачи

Цель:

На основе научно-методологических принципов и подходов, с помощью современных инновационных технологий и методик формировать у студентов профессиональные и личностные компетенции, обеспечивающие проектирование моделей и технологий стратегического планирования и управления современным вузом.

Задачи:

В соответствии с поставленной целью сформировать у студентов следующие компетенции:

- Приобретение знания основ научно-методологического и нормативного обеспечения, принципов разработки, современных методик планирования и управления деятельностью вуза в Украине и за рубежом;

- Формирование способности анализа маркетинговых исследований при реализации стратегии управления европейскими университетами и вузами стран СНГ;

- Развитие умения применять методы контролинга и учёта рисков в стратегическом планировании деятельности вузов;

- Развитие умения определять критерии и технологии принятия управленческих решений;

- Развитие умения проектировать модели инновационных технологий стратегического развития современного вуза.

- Формирование навыков применения на практике методов научно-методологического и нормативного обеспечения, принципов разработки современных методик планирования и управления, проектирования моделей инновационных технологий стратегического развития вуза.

Структура модульного элемента

Модульный элемент содержит три структурных подэлемента – 2 кредита (72 час.):

  1. Стратегическое планирование и управление вузом на современном этапе. – Всего - 24 часа, из них ауд. - 10 час., СРС -14 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, семинаре, практикуме, составлении глоссария; итоговый контроль - презентации эссе и рефератов, оценка письменных работ.

  2. Теоретико-методологические основы стратегического управления деятельностью современного вуза. – Всего - 24 часа, из них ауд. - 10 час., СРС -14 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, практикумах, дискуссии, составлении глоссария; итоговый контроль - презентации рефератов, оценка письменных работ.

  3. Инновационные технологии стратегического управления вузами. - Всего - 24 часа, из них ауд. - 10 час, СРС - 14 час., текущая форма контроля – участие в лекциях, практикумах, круглом столе, дискуссии, составлении глоссария; итоговый контроль - презентации эссе, отчёты по SWOT-анализу, оценка письменных работ.

Итого на модульный элемент: 2 кредита , 72 часа, из них ауд. – 30 час., СРС – 42 час.

Итоговая форма контроля модульного элемента – отчёт по SWOT-анализу,. оценка письменных робот.



Дидактические единицы

Методы и формы организации учебного процесса

Формы контроля и оценки

Количество часов

Литература

1

2

3

4

5


1. Стратегическое планирование и управление вузом на современном этапе.

Понятия «стратегический менеджмент», «стратегическое планирование», «стратегическое решение», современная теория и практика управления вузом. Гармонизация внешней и внутренней среды вуза. Ресурсный потенциал вуза и его разновидности: кадровый, материально-технический, инвестиционный, информационный. Рефрейминг, реструктуризация, оживление, обновление – стадии изменения организации. Стратегии Д.Б. Куинна.

Ролевые позиции в стратегическом менеджменте Мюллера-Белинга. Участие сотрудников вуза в стратегическом управлении образовательного учреждения. Формы прямой, косвенной или репрезентативной партиципации. Эффективная организация стратегии управления вузом.


Лекция:

«Основы стратегического управления вузом».

Лекция:

«Внутренняя и внешняя среда вуза, их структурные компоненты».

Лекция:

«Основные стадии изменения организации».

Практикум:

«Сущность стратегии развития вуза».

Семинар на тему: «Праксиологические императивы, закон семантического заполнения вакуума и их применение к процессу стратегического управления вузом». Задания для самостоятельной работы (рефераты, эссе) по тематике: «Трансформации высшей школы»,

«Стратегические направления модернизации управления



Глоссарий по теме: «Стратегическое планирование и управление вузом на современном этапе».

Текущий контроль (ТК): участие в лекциях, семинаре, практикуме.

Итоговый контроль (ИК): групповая презентация рефератов, эссе по заданной тематике, оценка письменных работ.


24

Л - 6

П - 4

СРС -14



1, 2, 3, 4, 6, 8, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 28, 30, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 42, 44

1

2

3

4

5

Специальная концепция и программа информационного и коммуникационного сопровождения. Активное коммуникативное взаимодействие участников процесса на основе новых информационных технологий. Планирование и проведение информационных дней, открытых форумов и конференций, проведение коммуникативных тренингов с преподавателями, студентами и сотрудниками вуза. Основные цели, задачи и задания стратегического планирования учебными заведениями на современном этапе. Миссия вузов. Краткосрочная и долгосрочная формы планирования деятельностью вузов. Евроинтеграционные образовательные процессы, глобализация рынка образовательных услуг, трансформационные процессы и их влияние на организацию управления вузами.


образовательной деятельностью»,

«Гармонизация внешней и внутренней среды вуза»,

«Основы стратегического планирования деятельности современного вуза»,

«Система оценки и контроля исполнения стратегического плана развития вуза»,

«Ресурсный потенциал современного вуза»,

«Программы сопровождения при реализации стратегии развития вуза».












1

2

3

4

5


2.Теоретико-методологические основы стратегического управления деятельностью современного вуза.

Научно-методологическое и нормативное обеспечение деятельности вуза. Методология планирования и управления деятельностью современного вуза. Образовательный менеджмент. Профессиональная компетентность педагогических и руководящих кадров современного вуза.

Использование в процессе стратегического планирования пошагового операционного плана и антипации. Пошаговый операционный план. Детальное планирование всего, алгоритма действий. Сущность и технологии антипации.

Использование тактики кунктации в стратегическом управлении вузом. Основные этапы кунктации: начало, потенциализация, предел кунктации, позиционирование и выход из кунктации.

Использование вузами тактики препарации – подготовка к достижению стратегического успеха.


Лекция:

«Научно-методическое и нормативное обеспечение деятельности вуза».

Лекция:

«Методы и принципы стратегического планирования и управления деятельностью современного вуза».

Практикум:

«Пошаговый операционный план как инструмент стратегического управления вузом».

Практикум:

«Антиципация как инструмент стратегического управления вузом».

Дискуссия на тему: «Тактики кунктации и препарации, используемые для стратегического планирования и управления деятельностью вузов».

Задания для самостоятельной работы (рефераты) по тематике:


Глоссарий по теме: «Теоретико-методологические основы стратегического управления деятельностью вуза».

Текущий контроль (ТК):

участие в лекциях, практикумах и дискуссии.

Итоговый контроль (ИК): групповая презентация рефератов по заданной тематике, оценка письменных работ.


24

Л - 4

П – 6

СРС -14


5, 6, 13, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 43, 45




1

2

3

4

5

Формы прямой, косвенной или репрезентативной партиципации.

Основные этапы стратегического менеджмента вуза: инициация процесса планирования, определение целей, анализ окружающей среды и внутреннего потенциала, определение стратегии, имплементация; контроль за реализацией стратегии. Основные принципы стратегического менеджмента вуза.

«Определение критериев оценки управленческой деятельности современных вузов»,

«Направления и методы

усовершенствования планирования и управления в современном вузе»,

«Бизнес-планирование учебного заведения»,

«Обоснование профессиональной модели руководителя вуза».











3. Инновационные технологии стратегического управления вузами.

Понятийный аппарат инновационного развития вузов. Основные индикаторы успешного развития: конкурентоспособность, наукоемкость, качество образования. Процессы усовершенствования инновационной деятельности вузов. Использование новых технологий, основанных на знаниях в экономической и социальной сфере страны. Внедрение принципов


Лекция:

«Моделирование и проектирование инновационных технологий стратегического развития вузов».

Лекция:

«Процессы усовершенствования стратегического развития планирования и управления в вузе».

Круглый стол: «Сравнительный анализ инноваций в стратегии развития и планирования


Глоссарий по теме «Инновационные технологии стратегического управления вузами».

Текущий контроль (ТК): участие в лекциях, круглом столе и практикуме.

Итоговый контроль (ИК): групповая презентация эссе на заданной тематике, отчёты по SWOT-анализу стратегического планирования и развития вуза и оценка письменных робот.



24

Л - 4

П – 6

СРС -14


6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 20, 24, 29, 32, 31, 39, 41, 43,45




1

2

3

4

5

инновационного и пассионарного менеджмента в управленческую практику вузов, инфраструктурная поддержка. Эффективность.инновационной деятельности вуза.

Моделирование и проектирование инновационных технологий стратегического развития учебных организаций. Концепция проектно-ориентированного университета. Научно-исследовательские инновации в вузах Украины и СНГ. Идея предпринимательского университета. Институциональный подход к развитию вуза. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. PEST-анализ, Бостонская матрица, SWOT-метод. Процессы усовершенствования стратегического развития планирования и управления в вузе.

деятельности вуза».

Практикум: «Организационные инновации и стратегическое развитие вуза».

Практикум:

«Основные методы усовершенствования планирования в современном вузе».

Задания для самостоятельной работы (эссе) по тематике: «Инновации в стратегии развития и планирования деятельности современного вуза»,

«Механизм и технологии принятия управленческих решений в организации работы учебного заведения»,

«Управление коммуникативными процессами в вузе»,

«Моделирование управленческих структур вуза».

Проведение SWOT-анализа стратегического планирования и развития вуза.










СПисок рекомендуемой литературы

Основная ЛИТЕРАТУРА


  1. Ghoshal S., Bartlett C. A. The Individualized Corpo-ration: A Fundamentally New approach to Management. Random House Business Book, 2000.

  2. Tempus-Tacis University Management Joint European Project «Becoming an entrepreneurial university», Contract No UN_JEP-22240-2001.

  3. Poliakov M. V. Classical university: from ideas of antiquity to ideas of the Bologna process / M.V. Poliakov, V.S. Savchuk. – Dnipropetrovsk : DNU Publishing House, 2010. – 408 p.

  4. Аткина Н.А., Ханжина В.Л., Попов Е.В. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №2

  5. Бакіров В.С. Університети в пошуках нової стратегії // Universitates (Униветситеты). – 2003. - №1. – С.7.

  6. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

  7. Белая Г.Д. Теоритичесике основы университетского менеджмента. М., 2001.

  8. Борисов И. И., Запрягаев С. А. Стратегическое планирование и развитие классического университета // Стратегическое планирование и развитие ВГУ: Материалы рабочего совещ. 22 мая 2003 г., ВГУ. Воронеж, 2003. С. 3–5.

  9. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

  10. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2000.

  11. Волов В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

  12. Гончарова М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2006. – 480с.

  13. Григогьев Б.В., Чумакова В.И. Праксиология, или как организовать успешную деятельность Текст: учебное пособие. – М.: Школьная Пресса, 2002.

  14. Грудзинский А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии// Университетское управление № 1 / 2004 г.

  15. Дятченко Л., Тарабаева В. Системные инновационные процессы – основа динамического развития классического университета // Высшее образование в России. – 2008. – №5.

  16. Корпоративная педагогика: уч.пособие / М.Н.Певзнер, О.Грауманн, П.А.Петряков. - В.Новгород: НовГУ, 2010. - 459с.

  17. Круглый стол «ЭКО» Стратегический менеджмент: повторение забытого и открытие нового. // ЭКО. - 2001. - №11.

  18. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2.

  19. Лазарев B.C. Системное развитие школы. Издание второе. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

  20. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. – Великий Новгород: НРЦРО, 2004. – 132 с.

  21. Менеджмент средней и высшей школы: 100 новых понятий: Сравнительный словарь на русском и немецком языке./ Авторы-издатели О.Грауман, Р.В.Кек, М.Н.Певзнер, А.Г.Ширин. - Хильдесхайм (Германия), 2004. - 246с.

  22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002.

  23. Михайлова Н.Н. Освоение педагогических технологий // Профессиональное образование. – 2002. - №6. – 16 с.

  24. Модернизация профессионального педагогического образования: компетентностный подход: Сб. науч. Статей / сост. и науч. ред. Г.А. Федотова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород: 2006. – 136 с.

  25. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение.- М.: Финансы и статистика, 1998.

  26. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование под ред. Хендрика Беднарчика. – Радом: Институт технологии эксплуации, СПб.: Институт профессионально-технического образования РАО, 1997. – 101с.

  27. Образовательный менеджмент: управление образованием или управление посредством образования?: Монография./ Певзнер М.Н.,Иванов Е.В., Игнатьева Е.Ю. и др./ Сост. и общ.ред. Е.В.Иванова и М.Н.Певзнера. - В.Новгород: НовГУ, 2010. - 415с.

  28. Образовательный менеджмент: уч.пособие/ Е.В.Иванов, М.Н.Певзнер и др./ Сост. и общ. ред. Иванова Е.В., Певзнера М.Н. - В.Новгород: НовГУ, 2010. 412с.

  29. Овечкин А.Б. Повышение квалификации управленческих кадров как фактор конкурентоспособности промышленных предприятий дисс. канд. экон. н. – М.2001. – 161с.

  30. Освіта України: Нормативно-правові документи. – К.: Міленіум, 2001. – 472 с.

  31. Педагогическая профессия в XXI веке: взгляд в историю и перспективы развития: Монография. /Певзнер М.Н., Родионов Е.И., Ширин А.Г. - В.Новгород: НовГУ, 2009. - 329с.

  32. Педагогическое консультирование: Учебное пособие./ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, С.Н.Горычева, В.Н.Аверкин, А.С.Ширин и др./ Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой (Серия: Профессионализм педагога) (с грифом УМО).- М.: ИЦ Академия, 2006. - 320с.

  33. Стратегический менеджмент вуза Текст: учебное пособие / Под общ. Ред. А.Л. Гаврикова. – Великий Новгород: НовГУ, 2003.

  34. Стратегический менеджмент вуза: Учебное пособие./ Под ред. А.Л.Гаврикова. - М.: ИД Новый учебник, 2004. - 400с.

  35. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.

  36. Ткач Н.Ф., Шишов С.В. Стратегическое процесс в образовании: Учебное пособие для управленческих кадров Текст. – Мурманск; Хельсинки: НИЦ Пазори, 2000.

  37. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой - М., 2000. – 98с.

  38. Шрайэг Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №5.

Дополнительная ЛИтература


  1. Алексюк А.М. Педагогіка вищої школи України. Історія. Теорія. – К.: Либідь, 1998. – 560 с.

  2. Билингвальное образование в эпоху глобализации: Монография./ М.Н.Певзнер, А.Г.Ширин. - В.Новгород: НовГУ, 2010. - 540с.

  3. Ветров Ю. Высшее образование : проблемы, перспективы // Высшее образование в России. – 2006. - №11.

  4. Современные адаптивные системы образования взрослых. Сборник трудов / Под ред. В.И.Подобеда, А.Е.Марона. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 152с.

  5. Університеська освіта України ХХІ століття: проблеми , перспективи, тенденції розвитку. Матеріали міжнар. наук.-практ. Конф. 15-16 грудня 2000 р. – Х.,2000. – С.8-17.

  6. Студенты в болонском процессе и болонский процесс для студентов// Материалы для Всероссийского молодежного форума «Я участвую в реформе образования (г. Москва, 31 марта 2006г.)/Под научной редакцией д-ра пед. Наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 56с.

  7. Профессиональное образование в структуре непрерывного образования. Сб.научных статей / Ред. колл. Шапкин В.В., Василенко Н.В. – СПб.: ИПК СПО, 2004. – 161с.

  8. Сенашенко В., Халин В.О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы Текст // Высшее образование в России. – 2008. - №3.

  9. Вища освіта України. Інформаційно-аналітичні матеріали до засідання колегії Міністерства освіти і науки. – К.: Б. в., 2003. – 212 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconПрофессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный...
Модульный элемент «Организационная культура и менеджмент воспитательной работы вуза»
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconПрофессиональная переподготовка (фаза II) Вариативный модуль «Менеджмент...
Модульный элемент «Технологии аккредитации и лицензирования образовательных учреждений»
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconПрограмма «образовательный менеджмент» Вариативный модуль «Организационное консультирование»
Вариативный модуль «Организационное консультирование» (три модульных элемента 6 кредитов, 216 часов)
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconСавчук В. С., доктор исторических наук, профессор кафедры квантовой...
«Организационное развитие вуза», который является одним из трех возможных (предлагаемых) модулей по выбору, изучаемых в Фазе II «Профессиональная...
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconОбразовательная программа «Образовательный менеджмент и организационное развитие»
Программа «Образовательный менеджмент и организационное развитие» является базовой в курсе профессиональной переподготовки, представляет...
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Образовательный модуль на повторение курса математики в 9 классе по теме подобные треугольники
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconБазовый модуль №1: Социально-экономическое развитие Европы в период Раннего Нового времени
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconОбразовательная программа по специальности; ок общая компетенция;...
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconКомплексный вариативный модуль «использование икт в урочной деятельности» № п/п
Нормы и требования к организации образовательного процесса с использованием современного оборудования
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconКандидата на должность руководителя
Гбоу впо г. Москвы мгпу профессиональная переподготовка «Менеджмент в образовательном учреждении»
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» icon1.«Культура и техника речи педагогического работника в контексте...
Аннотации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconI. Модуль. Информационная справка о школе
Модуль. Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconСамостоятельная работа Модуль 1
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconСамостоятельная работа Модуль 1
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconИспользование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения...
Развивать навыки программирования на алгоритмическом языке высокого уровня на примере языка Паскаль
Профессиональная переподготовка (фаза II) Базовый модуль «Образовательный менеджмент и организационное развитие» Вариативный модуль «Организацилнное развитие вуза» iconШуляк Юлия Степановна Модуль 2
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск