Скачать 213.08 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; – «Об охране окружающей природной среды»; – «О пожарной безопасности»; – «О гражданской обороне»; – «О безопасности дорожного движения» и др. Содержание программы выстроено по четырем линиям: 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; 2. Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. 3. Основы здорового образа жизни; 4. Оказание первой медицинской помощи; Цели и задачи курса:
• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей. Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Место предмета в базисном учебном плане Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в течение 35 часов, из расчета 1 час в неделю. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
Содержание учебного материала Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (20 часов) Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2 часа) Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты. Глава 2. Взрывы и пожары (4 часа) Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте. Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (3 часа) Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа) Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации. Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики. Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека. Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды. Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности. Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания. Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа) Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамически опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах. Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах . Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Глава 6. Нарушение экологического равновесия (5 часов) Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. Раздел 2. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (9 часов) Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (8 часов) Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами при: поступлении СДЯВ через дыхательные пути; попадании СДЯВ на кожу; поступлении СДЯВ через рот. Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки поражения. Первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистым водородом и первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая медицинская помощь. Поражение СДЯВ нейротропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи. Поражение удушающими и нейротропными СДЯВ. Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь. Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов, мышьяка, ртути, свинца, меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов. Оказание первой медицинской помощи. Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (1 час) Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами. Раздел 3. Основы здорового образа жизни ( 5 часов) Занятия физической культурой и спортом. Закаливание организма. Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков (2 часа) Влюбленность и эротика. Половая система человека. Межпредметные связи: География, химия, биология. Знать и уметь: (минимальные требования к уровню подготовки учащихся)
Критерии оценивания: Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. Календарно-тематическое планирование. Количество часов: Всего – 35 часа, в неделю- 1 час, практических работ- 4. Практические работы
Темы сообщений, рефератов: 1. Состояние природной среды и жизнедеятельности человека 2. Изменение состава атмосферы 3. Изменение состава гидросферы 4. Изменение состава суши 5. Занятия физкультурой и спортом 6. Закаливание организма подростка УМК: 1. Примерная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы. 2. С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 8 класса, М: Дрофа, 2009 г. 3. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2001г. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Календарно-тематическое планирование по курсу
|
Рабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | «согласовано»: «утверждаю» Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного... «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности... | Рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089 и примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена... Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы... Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В. Н. Латчуком... | Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального... Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В. Н. Латчуком... | ||
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена в соответствии... Государственного стандарта общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по математике, программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по природоведению А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, в... |