Климатология





Скачать 216.6 Kb.
НазваниеКлиматология
Дата публикации26.10.2014
Размер216.6 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа


Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: Климатология

По направлению подготовки: 060105 – «Медико-профилактическое дело»

Курс: 3 Семестр: 5

Кафедра: гигиены и медицинской экологии

Трудоемкость дисциплины: 72 часа / 2,0 (зач. ед.)

Лекции: 16 часов

Клинические практические занятия: 32 часа

Самостоятельная работа: 24 часа

Вид промежуточной аттестации: зачет


Архангельск, 2013


  1. Цель и задачи освоения дисциплины


Цель: приобретение студентами знаний по медицинской климатологии, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения, развитие навыков обработки и анализа метеорологической и климатической информации для прикладных исследований, а также развитие умений профилактики и коррекции неблагоприятных реакций организма человека под воздействием климатических факторов.

Особое внимание в рамках данного курса уделяется вопросам влияния на организм человека климатических и погодных факторов, методы их использования в лечебно-профилактических целях. Практическую ценность данному курсу придает рассмотрение таких вопросов, как проблемы географического распространения болезней и влияние географических факторов на развитие болезней человека.
Задачи дисциплины:
Дать студентам сумму знаний и представлений по современной медицинской климатологии, необходимых для врачей, обучающихся по специальности «медико-профилактическое дело» с оценкой следующих важных компонентов дисциплины:

  • ознакомление с теоретико-методологическими основами медицинской климатологии;

  • раскрытие базовых понятий и категорий медицинской климатологии;

  • формирование знаний и умений в решении практических вопросов обеспечения метеолабильности человека;

  • изучение методов климатокоррекции различных отклонений состояния здоровья у человека;

  • формирование у студентов навыков, необходимых для планирования, разработки и проведения профилактических и оздоровительных мероприятий по снижению риска развития климатозависимых состояний;

  • формирование у студентов навыков проведения научно-практической работы для углубленного исследования по вопросам метеочувствительности человека и климатологии в целом.


2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 060105 «Медико-профилактическое дело».

Дисциплина «Климатология» изучается в седьмом семестре, относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности «Медико–профилактическое дело».

Преподавание и успешное изучение климатологии осуществляется на приобретенных студентами знаний и умений по разделам предшествующих дисциплин: социология; экономика; физика; информатика; биология; медицинская экология; биологическая химия; анатомия человека; нормальная и патологическая физиология, общая гигиена.
Социология: методы и приемы анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; морально-этические нормы; влияние гуманистических идей на медицину.
Экономика: социально-экономический анализ влияния здоровья населения на экономику страны; расчет экономической эффективности профилактической мероприятий; основные принципы расчета экономической деятельности учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора.
Информатика: теоретические основы информатики; порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении.
Физика: понятия о физических факторах окружающей воздушной и водной среды (температура и влажность воздуха, барометрическое давление, подвижность воздушных потоков и др.)

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций


Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК-3

способностью и готовностью к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности

ОК-8

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-3

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий

ПК-10

способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов

ПК-18

способностью и готовностью к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров

ПК-23

способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач

ПК-26

способностью и готовностью к обучению медицинского персонала правилам общения и к взаимодействию с населением, коллективом и партнерами

ПК-28

способностью и готовностью к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека

ПК-31

способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • способы обработки и анализа метеорологической информации;

  • методы использования климатической информации в медицинских целях и экологических исследованиях;

  • факторы антропогенного воздействия на атмосферу и здоровье человека;

  • роль процесса глобального потепления в изменчивости отдельных компонентов природной среды и развитии природозависимых отраслей экономики.

Уметь:

  • определить «факторы риска», предрасполагающие к развитию патологических метеореакций человека;

  • разрабатывать мероприятия по профилактике и коррекции метеотропных реакций человека;

  • использовать различные климатические режимы для лечения и профилактики различных заболеваний.


Владеть навыками:

  • психопрофилактической работы с больными и их родственниками;

  • санитарно-просветительной работы.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

48

5

В том числе:







Лекции (Л)

16

7

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

-

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

32

7

Самостоятельная работа (всего)

24

7

Зачет

2

7

Общая трудоемкость (час.)


72

7


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Предмет и задачи климатологии. Медицинская климатология.

Тема 1. Климатология как наука: предмет, задачи и методы

Тема 2. Климат и погода. Классификации климата.

Тема 3. Современные тенденции изменения климата


2

Реакции человека на климатические воздействия

Тема 4. Реакция человека на климатические воздействия.

Тема 5. Метеочувствительность человека и метеотропные эффекты отдельных климатических величин.

Тема 6. Комфортность климата для различных видов деятельности, акклиматизация к местному климату.

Тема 7. Методы климатолечения.

3

Опасные климатические факторы и их оценка


Тема 8. Биоклиматические индексы.

Тема 9. Опасные гидрометеорологические явления, ущерб от них.

Тема 10. Оценка современных изменений климата



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

Предмет и задачи климатологии. Медицинская климатология.

6

-

-

-

10

8

24

2

Реакции человека на климатические воздействия

6

-

-

-

12

8

26

3

Опасные климатические факторы и их оценка


4

-

-

-

10

8

22


6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Предмет и задачи климатологии. Медицинская климатология. Тема 2. Климат и погода. Классификации климата.

Подготовка презентаций по проблемам

2

2

Реакции человека на климатические воздействия Тема 5. Метеочувствительность человека и метеотропные эффекты отдельных климатических величин.

Круглый стол

2

3

Опасные климатические факторы и их оценка

Тема 9. Оценка современных изменений климата

Работа в малых группах

2

Итого (час.)

6

Итого (% от аудиторных занятий)

12,5%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Предмет и задачи климатологии. Медицинская климатология.

Реферат

Письменная

2

Реакции человека на климатические воздействия

Доклады, конспекты, решение ситуационных задач, деловая игра

Устная, письменная

3

Опасные климатические факторы и их оценка


Доклады, решение ситуационных задач, выполнение тестов

Устная, письменная

8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад);

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, конспектов, решение ситуационных задач).

Перечень тем рефератов, докладов, тесты и ситуационные задачи приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет).

Этапы проведения зачета.

1. Этап – тестирование.

2. Этап – устный ответ на вопросы согласно билетам.

Вопросы к зачету, тесты, ситуационные задачи приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

Вопросы для самоконтроля

1. Роль климатических показателей для народного хозяйства и развития общества.

2. Влияние климата на социальную и производственную деятельность человека.

3. Метеотропные заболевания, индексы патогенности погоды.

4. Биоклиматические индексы.

5. Комфортность климата для различных видов деятельности.

Примеры комплексных контрольных заданий

Каждым студентом выполняется индивидуальное контрольное задание по расчету биоклиматических индексов, рекреационной пригодности территории (по выбору), а также расчет экологической обеспеченности климатическими показателями (по списку).
Примерный список проверочных вопросов

1. Предмет и метод климатологии.

2. История развития метеорологии и медицинской климатологии.

3. Практическая значимость климатологии как прикладной науки.

4. Метеорологическая и климатологическая информация.

5. Метеорологическая информационная сеть.

6. Виды метеорологической информации.

7. Прогностическая информация и ее виды.

8. Метеорологическое обеспечение хозяйства.

9. Классификация потребителей метеорологической информации.

10. Специализированное метеорологическое обеспечение.

11. Поставщики и потребители специализированной информации.

12. Требования, предъявляемые к специализированному метеорологическому обеспечению.

13. Метеорологическое обеспечение энергетики.

14. Метеорологическое обеспечение топливной промышленности.

15. Метеорологическое обеспечение сельского хозяйства.

16. Метеорологическое обеспечение авиации.

17. Метеорологическое обеспечение транспорта.

18. Метеорологическое обеспечение морского и речного флота.

19. Метеорологическое обеспечение других отраслей хозяйства.

20. Виды и классы метеорологических прогнозов.

21. Роль климата в рекреации. Климатотерапия.

22. Акклиматизация в морских климатах.

23. Акклиматизация в жарких климатах.

24. Акклиматизация в условиях высокогорий.

25. Акклиматизация в умеренных широтах.

26. Акклиматизация в холодных климатах.

27. Акклиматизация, понятие и оценка климатической устойчивости.

28. Биоклиматические индексы и их использование.

29. Прогнозирование метеотропных ситуаций.

30. Солнечная активность.

31. Атмосферное электричество и геомагнитные поля.

32. Влияние солнечной радиации на организм.

33. Влияние температуры воздуха на организм

34. Влияние влажности воздуха, облачности и осадков на организм.

35. Влияние ветра на организм.

36. Влияние атмосферного давления воздуха на организм.

37. Понятие метеотропности.

38. Адаптивные типы климата.

39. Климат как экологический фактор окружающей среды.

40. Опасные метеорологические явления.
Примеры тем рефератов

1. Строение атмосферы.

2. Климатообразующие факторы.

3. Биотический и абиотический факторы среды.

4. Атмосфера как среда обитания.

5. Понятие биологической продуктивности.

6. Природные ритмы, светопериодизм.

7. Реакция на перегрев. Реакция на охлаждение.

8. Адаптация. Адаптивные типы климата.

9. Современное расселение с учетом климата.

10. Метеолабильность.

11. Сезонность инфекционных заболеваний и смертности.

12. Понятие акклиматизации.

13. Горная болезнь. Гипоксия и гипокапния.

14. Метеопатические реакции.

15. Зонирование УФР.

16. Солнечная активность: понятие и показатели.

17. Воздействие солнечной активности на самочувствие и состояние здоровья человека.

18. Индексы патогенности погоды.

19. Режим погоды для отдыха, туризма и спорта.

20. Комфортность и дискомфортность погоды.

21. Понятие континентальности климаты.

22. Метеорологическое воздействие на жилище.

23. Погодные условия эксплуатации жилищ.

24. Теплоообеспеченность растений.

25. Влагообеспеченность растений.

26. Климатические факторы оледенения.

27. Региональные оценки изменений климата и климатической изменчивости.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

Основная

  1. Кислов В.А. Климатология. – Учебник. – М: Академия. – 2011. – 224с.

  2. Степанов Е.Г. Основы курортологии. - Учебное пособие - Харьков: ХНАГХ, 2006. с.326.

  3. Хромцов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология: учебник. – Изд-во МГУ. – 2006. – 583с.


9.2. Дополнительная литература

Дополнительная

  1. Белов Н.Ф., Васильев В.А. Практикум по климатологии. - Л., изд.ЛГМИ. 1990, 203с.

  2. Бэйтс Б.К., Кундцевич З.В., У С., Палютикоф Ж.П. (ред.). Изменение климата и водные ресурсы. - Технический документ Межправительственной группы экспертов по изменению климата, Секретариат МГЭИК, Женева, 2008. – 228 с.

  3. Быков, А. Т. Климатотерапия / В кн.: Быков А. Т. Здоровье и восстановительная медицина. М., 2008. Гл. 9.

  4. Ветитнев, А. М. Основы климатотерапии и ландшафтной рекреалогии / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева // В кн.: Курортное дело. М., 2007. Гл. 9. С. 223–256.

  5. Иванов, Е. М. Медицинская климатология и климатотерапия / Е.М. Иванов // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация. 2006. № 3. С. 41–48.

  6. Иванов, Е. М. Климатопрофилактика // В кн.: Физизиотерапия и курортология / Е. М. Иванов, О. В. Шакирова, Н. С. Юбицкая; ред. В.М. Боголюбов. М., 2008. Т. I. С. 28–39.

  7. Исаев А.А. Экологическая климатология. – М.: Научный мир, 2003. – 750 c.

  8. Королев, В. И. Климатическая адаптация / В. И. Королев. М., 1998. 316 с.

  9. Марьин В.К., Усманов В.В., Питулин А.И. Экологический мониторинг производственной и окружающей среды. – Пенза: ПТИ, 1997. – 106 с.

  10. Хандожко Л.А. Экономическая метеорология. – Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 2005. – 490 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Поисковые системы:

1. Google

2. Yandex

3. Rambler

4. Yahoo

5. Bing

Интернет ресурсы

- «Консультант плюс» http://www.consultant.ru

- «Гарант» http://www.garant.ru

- «Научная электронная библиотека» http://www.elibrery.ru

- «Центральная научная медицинская библиотека» http://www.scsml.rssi.ru

- «Медицинские Интернет Ресурсы» http://www.it2med.ru/mir.html

- издательство «Медицина» http://www.medlit.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1 Оборудованные учебные аудитории кафедры гигиены и медицинской экологии.
10.2 Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютерная техника, мультимедийный проектор, учебные видеофильмы, мультимедийные варианты лекций.
10.3 Демонстрационное оборудование.

нет

10.4 Учебно-наглядные пособия.

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Профессор кафедры гигиены и медицинской экологии, д.м.н., профессор

Дёгтева Г.Н.














Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

доцент кафедры фармакологии, д.м.н.

Громова Л.Е.
















Тематический план лекций

Учебная дисциплина – Гигиена

Направление подготовки – 060105 – Медико-профилактическое дело

Семестр – 5

Курс – 3




лекции

Тема лекции

Кол-во

часов

1.

Тема 1. Климатология как наука: предмет, задачи и методы

2

2.

Тема 2. Климат и погода. Классификации климата.

2

3.

Тема 3. Современные тенденции изменения климата

2

4.

Тема 4. Реакция человека на климатические воздействия.

2

5.

Тема 5. Метеочувствительность человека и метеотропные эффекты отдельных климатических величин.

2

6.

Тема 6. Комфортность климата для различных видов деятельности, акклиматизация к местному климату. Методы климатолечения.

2

7.

Тема 7. Биоклиматические индексы.

Опасные гидрометеорологические явления, ущерб от них.

2

8.

Тема 8. Оценка современных изменений климата.

2

ИТОГО:

16


Тематический план практических занятий

Учебная дисциплина – Гигиена

Направление подготовки – 060105 – Медико-профилактическое дело

Количество часов, отведенное на курс, цикл 16 час.

Семестр – 5

Курс – 3




лекции

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Тема 1. Климатология как наука: предмет, задачи и методы

2

2.

Тема 2. Климат и погода. Классификации климата.

2

3.

Тема 3. Современные тенденции изменения климата

2

4.

Тема 4. Реакция человека на климатические воздействия.

2

5.

Тема 5. Метеочувствительность человека и метеотропные эффекты отдельных климатических величин.

2

6.

Тема 6. Комфортность климата для различных видов деятельности, акклиматизация к местному климату. Методы климатолечения.

2

7.

Тема 7. Биоклиматические индексы.

Опасные гидрометеорологические явления, ущерб от них.

2

8.

Тема 8. Оценка современных изменений климата.

2

ИТОГО:

16




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Климатология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 3 Метеорология и климатология...
Курс «Метеорология и климатология» входит в систему физико-географических дисциплин
Климатология iconДендроклиматология (от дендро и климатология), раздел климатологии,...
Дендроклиматология (от дендро и климатология), раздел климатологии, исследующий изменения местных климатов в исторический период...
Климатология iconРабочая программа дисциплины «Строительная климатология. Климат и архитектура»
Рассмотрена на заседании кафедры Архитектуры и градостроительства, протокол №3 от 8 октября 2011 г
Климатология iconВопросы для контрольных работ по дисциплине «Метеорологоия и климатология»
Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков
Климатология iconКлиматологическая оценка ветроэнергетического потенциала на различных...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Климатология iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Климаты земного...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физическая...
Климатология iconРабочая программа учебной дисциплины метеорология и климатология...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 14 студентам очной формы обучения
Климатология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 16 Климатология...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02. 04. 01. География. Квалификация...
Климатология iconМатематическая модель кристаллизации переохлажденных капель водных...
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Климатология iconЛекция наука метеорология и климатология
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Климатология iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Т. Н. Иванова. Экологическая климатология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....
Климатология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 07 Метеорология и климатология
Охватывают значительные площади, медленно разрушаются, передвигаются с малой скоростью, иногда долго задерживаются на одном месте....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск