Скачать 216.6 Kb.
|
Приложение 1
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________ ___________________________ _____________________________ «___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Климатология По направлению подготовки: 060105 – «Медико-профилактическое дело» Курс: 3 Семестр: 5 Кафедра: гигиены и медицинской экологии Трудоемкость дисциплины: 72 часа / 2,0 (зач. ед.) Лекции: 16 часов Клинические практические занятия: 32 часа Самостоятельная работа: 24 часа Вид промежуточной аттестации: зачет Архангельск, 2013
Цель: приобретение студентами знаний по медицинской климатологии, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения, развитие навыков обработки и анализа метеорологической и климатической информации для прикладных исследований, а также развитие умений профилактики и коррекции неблагоприятных реакций организма человека под воздействием климатических факторов. Особое внимание в рамках данного курса уделяется вопросам влияния на организм человека климатических и погодных факторов, методы их использования в лечебно-профилактических целях. Практическую ценность данному курсу придает рассмотрение таких вопросов, как проблемы географического распространения болезней и влияние географических факторов на развитие болезней человека. Задачи дисциплины: Дать студентам сумму знаний и представлений по современной медицинской климатологии, необходимых для врачей, обучающихся по специальности «медико-профилактическое дело» с оценкой следующих важных компонентов дисциплины:
2.Место дисциплины в структуре ООП Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 060105 «Медико-профилактическое дело». Дисциплина «Климатология» изучается в седьмом семестре, относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности «Медико–профилактическое дело». Преподавание и успешное изучение климатологии осуществляется на приобретенных студентами знаний и умений по разделам предшествующих дисциплин: социология; экономика; физика; информатика; биология; медицинская экология; биологическая химия; анатомия человека; нормальная и патологическая физиология, общая гигиена. Социология: методы и приемы анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; морально-этические нормы; влияние гуманистических идей на медицину. Экономика: социально-экономический анализ влияния здоровья населения на экономику страны; расчет экономической эффективности профилактической мероприятий; основные принципы расчета экономической деятельности учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора. Информатика: теоретические основы информатики; порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении. Физика: понятия о физических факторах окружающей воздушной и водной среды (температура и влажность воздуха, барометрическое давление, подвижность воздушных потоков и др.) 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть навыками:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные (собеседование, доклад); - письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, конспектов, решение ситуационных задач). Перечень тем рефератов, докладов, тесты и ситуационные задачи приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет). Этапы проведения зачета. 1. Этап – тестирование. 2. Этап – устный ответ на вопросы согласно билетам. Вопросы к зачету, тесты, ситуационные задачи приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций». Вопросы для самоконтроля 1. Роль климатических показателей для народного хозяйства и развития общества. 2. Влияние климата на социальную и производственную деятельность человека. 3. Метеотропные заболевания, индексы патогенности погоды. 4. Биоклиматические индексы. 5. Комфортность климата для различных видов деятельности. Примеры комплексных контрольных заданий Каждым студентом выполняется индивидуальное контрольное задание по расчету биоклиматических индексов, рекреационной пригодности территории (по выбору), а также расчет экологической обеспеченности климатическими показателями (по списку). Примерный список проверочных вопросов 1. Предмет и метод климатологии. 2. История развития метеорологии и медицинской климатологии. 3. Практическая значимость климатологии как прикладной науки. 4. Метеорологическая и климатологическая информация. 5. Метеорологическая информационная сеть. 6. Виды метеорологической информации. 7. Прогностическая информация и ее виды. 8. Метеорологическое обеспечение хозяйства. 9. Классификация потребителей метеорологической информации. 10. Специализированное метеорологическое обеспечение. 11. Поставщики и потребители специализированной информации. 12. Требования, предъявляемые к специализированному метеорологическому обеспечению. 13. Метеорологическое обеспечение энергетики. 14. Метеорологическое обеспечение топливной промышленности. 15. Метеорологическое обеспечение сельского хозяйства. 16. Метеорологическое обеспечение авиации. 17. Метеорологическое обеспечение транспорта. 18. Метеорологическое обеспечение морского и речного флота. 19. Метеорологическое обеспечение других отраслей хозяйства. 20. Виды и классы метеорологических прогнозов. 21. Роль климата в рекреации. Климатотерапия. 22. Акклиматизация в морских климатах. 23. Акклиматизация в жарких климатах. 24. Акклиматизация в условиях высокогорий. 25. Акклиматизация в умеренных широтах. 26. Акклиматизация в холодных климатах. 27. Акклиматизация, понятие и оценка климатической устойчивости. 28. Биоклиматические индексы и их использование. 29. Прогнозирование метеотропных ситуаций. 30. Солнечная активность. 31. Атмосферное электричество и геомагнитные поля. 32. Влияние солнечной радиации на организм. 33. Влияние температуры воздуха на организм 34. Влияние влажности воздуха, облачности и осадков на организм. 35. Влияние ветра на организм. 36. Влияние атмосферного давления воздуха на организм. 37. Понятие метеотропности. 38. Адаптивные типы климата. 39. Климат как экологический фактор окружающей среды. 40. Опасные метеорологические явления. Примеры тем рефератов 1. Строение атмосферы. 2. Климатообразующие факторы. 3. Биотический и абиотический факторы среды. 4. Атмосфера как среда обитания. 5. Понятие биологической продуктивности. 6. Природные ритмы, светопериодизм. 7. Реакция на перегрев. Реакция на охлаждение. 8. Адаптация. Адаптивные типы климата. 9. Современное расселение с учетом климата. 10. Метеолабильность. 11. Сезонность инфекционных заболеваний и смертности. 12. Понятие акклиматизации. 13. Горная болезнь. Гипоксия и гипокапния. 14. Метеопатические реакции. 15. Зонирование УФР. 16. Солнечная активность: понятие и показатели. 17. Воздействие солнечной активности на самочувствие и состояние здоровья человека. 18. Индексы патогенности погоды. 19. Режим погоды для отдыха, туризма и спорта. 20. Комфортность и дискомфортность погоды. 21. Понятие континентальности климаты. 22. Метеорологическое воздействие на жилище. 23. Погодные условия эксплуатации жилищ. 24. Теплоообеспеченность растений. 25. Влагообеспеченность растений. 26. Климатические факторы оледенения. 27. Региональные оценки изменений климата и климатической изменчивости. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература Основная
9.2. Дополнительная литература Дополнительная
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы Поисковые системы: 1. Google 2. Yandex 3. Rambler 4. Yahoo 5. Bing Интернет ресурсы - «Консультант плюс» http://www.consultant.ru - «Гарант» http://www.garant.ru - «Научная электронная библиотека» http://www.elibrery.ru - «Центральная научная медицинская библиотека» http://www.scsml.rssi.ru - «Медицинские Интернет Ресурсы» http://www.it2med.ru/mir.html - издательство «Медицина» http://www.medlit.ru 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10.1 Оборудованные учебные аудитории кафедры гигиены и медицинской экологии. 10.2 Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютерная техника, мультимедийный проектор, учебные видеофильмы, мультимедийные варианты лекций. 10.3 Демонстрационное оборудование. нет 10.4 Учебно-наглядные пособия. 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
Тематический план лекций Учебная дисциплина – Гигиена Направление подготовки – 060105 – Медико-профилактическое дело Семестр – 5 Курс – 3
Тематический план практических занятий Учебная дисциплина – Гигиена Направление подготовки – 060105 – Медико-профилактическое дело Количество часов, отведенное на курс, цикл 16 час. Семестр – 5 Курс – 3
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 3 Метеорология и климатология... Курс «Метеорология и климатология» входит в систему физико-географических дисциплин | Дендроклиматология (от дендро и климатология), раздел климатологии,... Дендроклиматология (от дендро и климатология), раздел климатологии, исследующий изменения местных климатов в исторический период... | ||
Рабочая программа дисциплины «Строительная климатология. Климат и архитектура» Рассмотрена на заседании кафедры Архитектуры и градостроительства, протокол №3 от 8 октября 2011 г | Вопросы для контрольных работ по дисциплине «Метеорологоия и климатология» Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков | ||
Климатологическая оценка ветроэнергетического потенциала на различных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Климаты земного... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Физическая... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины метеорология и климатология... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 14 студентам очной формы обучения | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 16 Климатология... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 02. 04. 01. География. Квалификация... | ||
Математическая модель кристаллизации переохлажденных капель водных... «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель... | Лекция наука метеорология и климатология Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология» Т. Н. Иванова. Экологическая климатология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология».... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 07 Метеорология и климатология Охватывают значительные площади, медленно разрушаются, передвигаются с малой скоростью, иногда долго задерживаются на одном месте.... |