Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики





Скачать 226.9 Kb.
НазваниеМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата публикации17.07.2013
Размер226.9 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > География > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет менеджмента


Программа дисциплины
Теория социальных систем и социальных взаимодействий

для направления 080500.68 «Менеджмент»

подготовки магистра

Автор: д.ф.н., профессор Эфендиев Азер Гамидович

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


Секция «Менеджмент» управления человеческими ресурсами

Председатель Зав. кафедрой

А.Г. Эфендиев

«___» __________________ 2009 г. « 22 » января 2012 г.


Утверждено УС факультета

менеджмента

Ученый секретарь

О.Н. Балаева
«___» __________________ 2009 г.

Москва


Аннотация к курсу

Требования к студентам:

Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» рассчитан на студентов первого курса магистратуры факультета менеджмента и опирается на совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных ими на предыдущих этапах обучения в средней и высшей школе. Студенты должны иметь достаточно прочные и внутренне согласованные знания по истории и обществознанию, русскому и иностранным языкам, а также знания по «Основам менеджмента», «Теории организации», «Организационного поведения», «Управления персоналом» и др.

Предполагается, что к моменту изучения курса студенты вполне владеют основными навыками речевой, мыслительной деятельности, элементарными навыками письменной речи, реферирования, конспектирования, способностью логически непротиворечивого изложения своих мыслей, а также творческого преобразования и использования полученных знаний для понимания проблем менеджмента управления организацией как в ходе изучения других менеджериальных дисциплин в будущей профессиональной деятельности.

Аннотация:

Знание фундаментальных основ функционирования и развития социальных систем, а также процессов формирования и развития человеческих ресурсов, является необходимой составной частью понимания процессов, происходящих в организации как социальной системе, дает ясные представление о пределах возможностей управления человеческими ресурсами как целенаправленной деятельности что крайне важно для подготовки современного менеджера с магистерской степенью. Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» предполагает ознакомление студентами магистратуры с краеугольными социологическими и социально-психологическими идеями, концепциями, лежащими в основе науки и практики менеджмента и прежде всего, управления человеческими ресурсами. Курс состоит из введения и девятими крупных тем, которые в свою очередь делятся на отдельные лекции. Последовательно рассматриваются такие проблемы как социальная реальность, организация как явление социальной реальности, сущность социальных институтов, организация как система институциональных отношений, социальные группы, групповая динамика и т.д., а также теоретико-методологические проблемы и эмпирический анализ формирования и управления человеческими ресурсами в современных российских бизнес-организациях.

Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» предназначен для подготовки студентов к профессионально-грамотному пониманию и исследованию социально-экономических процессов, протекающих в организации, оказывающих существенное воздействие на процесс формирования и управления человеческими ресурсами в бизнес-организации к адекватному использованию фундаментальных, социологических и социально-психологических знаний в решении проблем современного менеджмента, управления человеческими ресурсами.

В соответствии с разработанным на факультете менеджмента учебным планом, дисциплина «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» изучается в первом семестре первого курса магистратуры. Курс рассчитан на 162 часов, включающих в себя 36 часов лекций, 20 часов практических занятий.

Самостоятельная работа (106 часов) включает в себя:

  • освоение теоретического материала по рекомендованной литературе (см. список основной и доп. литературы);

  • подготовка к семинарским занятиям;

  • написание реферата (см. примерную тематику рефератов).

Учебная задача курса:

В результате изучения курса «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» студент должен:

  • знать природу социальных явлений, основные принципы, закономерности организации социальных систем, процесса институализации социальных взаимодействий, групповой динамики, ценностно-нормативного регулирования и ролевого поведения личности в социальных системах, в т.ч. в организации;

  • уметь анализировать реальные проблемы организации как социальной системы, диагностировать их уровень зрелости, институализированности, выявлять факторы групповой динамики организации, социокультурные и социально-исторические особенности организации, ее культуры;

  • иметь представление о методах анализа социальных явлений, о социально-исторических типах организации социальных систем, о различных видах социальных взаимодействий, мнимых и контактных общностях, социально-исторических типах культурной регуляции социальных систем;

  • обладать навыками самостоятельной работы с научной социологической и социально-психологической литературой, постановки и решении задач профессиональной деятельности, осмысленных и интерпретированных в свете фундаментальных социологических и социально-психологических научных знаний.


Тематический план учебной дисциплины




Наименование разделов и тем

лекции

Сем. или практ. занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

1

Тема 1. Введение

1

0

0

1

2

Тема 2. Исходные элементы организации социальной жизни человека

3

2

6

11

3

Тема 3. Социальное взаимодействие

5

2

14

21

4

Тема 4. Социальные институты

6

4

18

28

5

Тема 5. Человек и социальная группа

5

4

12

21

6

Тема 6. Культура

5

4

14

23

7

Тема 7. Личность

6

2

18

26

8

Тема 8. Теоретико-методологический и эмпирический анализ управления человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях

5

2

24

31

 

Итого

36

20

106

162


Формы контроля

  • текущий контроль предполагает систематическую проработку тем курса по указанной преподавателем учебной и научной литературе, что обеспечивает успешные ответы студентов магистратуры на вопросы преподавателя в ходе семинарских и лекционных занятий;

  • качество выполнения реферата;

- итоговый контроль проводится в форме устного экзамена (оценивается по 10-ти балльной шкале).

    • Итоговая оценка формируется исходя из результатов работы студентов на семинарских занятиях, по результатам выполнения реферата и ответа на экзамене по 10-ти балльной системе следующим образом:

    • Оценки относительной важности текущего и итогового контроля:

Wсем.з=0,2, Wреф.=0,3, Wэкз..=0,5

    • Расчет итоговой (результирующей) оценки:

Оср.(окр.)=Осем.з*W сем.з(0,2)+Ореф.*W реф.(0,1)+ Оэкз.*W экз.(0,7)

Базовые учебники:


  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008.

  2. Гидденс Э. Социология. М. 1999.

  3. Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.

  4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.



Содержание программы




Тема 1. Введение


Человеческий ресурс как ресурс, реализуемый в социальных системах. Социальные науки как науки о системах социальных взаимодействий человека. Социология и экономика. Социология и управление. Социология и психология. Социология и управление человеческими ресурсами.

Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 1.


Дополнительная литература:

  1. Гидденс Э. Социология. М. 1999.

  2. Лютенс Ф. Организационное поведение. М. 1999.

  3. Мак Грегор. Человеческий фактор и производство. Социс. 1995, №1.

  4. Щербина В.В. Социология организаций. Словарь. М. 1996.


Тема 2. Исходные элементы организации социальной жизни человека

Социальное. Единичное действие. Социальное действие и его основные элементы. Выбор стратегической цели развития организации: неконтролируемые и контролируемые элементы стратегического выбора. Возможности, предоставляемые обществом - вероятность осуществления стратегии - риски осуществления стратегии развития организации. Организация и общественные условия и культурные требования. Важность понимания природы социального действия для управленческой деятельности. Сущность управления. Социальная реальность и ее особенности. Организация как явление социальной реальности. Социально-исторические типы мотивации поведения людей и организации социальной жизни. Современный российский бизнес: от аскриптивности к достиженчеству

Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 3, 4, 5, 6.


Дополнительная литература:

  1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994

  2. Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.

  3. Современная западная социология. Словарь. 1990

  4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

  5. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С, Гоголева А.С. Социальная организация российского бизнеса сквозь призму социальных механизмов трудоустройства// Мир России: Социология, этнология, 2010. Т. XIX. № 4. C. 69—103

  6. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С. HR-барьеры развития российских бизнес-организаций: опыт теоретического и эмпирического анализа. // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования : сб. науч. тр. Вып. 3: в 2-х ч. Ч. 2., 2011. № выпуск 3, часть 2. C. 187—211.

  7. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социологические исследования, 2012. Т. 337. № 5. C. 58—69

  8. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. «Человеческое измерение» российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной организации фирмы // Социологические исследования, 2012. № 7. C. 43—54



Тема 3. Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах

Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах.

Диффузные и договорные разновидности социальных взаимодействий. Проблемы доверия в бизнесе. Основные элементы и принципы регуляции социальных взаимодействий. Многообразие средств обмена и их иерархия. Трудовые отношения в свете теории обмена. Взаимодействие обязательств и ожиданий работника и работодателя. Контракт и его формы. Последствия реализации контракта. Лояльность работника в свете теории обмена. Сотрудничество и соперничество. Конфликт. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Власть: ее механизмы, формы реализации и функции. Власть и управление. Вовлеченность в управление в российских бизнес-организациях.

Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 7, 8.


Дополнительная литература:

  1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социс. 1994, №5.

  2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1994.

  3. Култыгин В.П. Концепции социального обмена в современной социологии. Социс. 1997, №5.

  4. Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.

  5. Современная западная социология. Словарь. 1990

  6. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социологические исследования, 2012. Т. 337. № 5. C. 58—69

  7. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. «Человеческое измерение» российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной организации фирмы // Социологические исследования, 2012. № 7. C. 43—54


Тема 4. Социальные институты

Сущность социальных институтов. Основные признаки институциональных взаимодействий. Организация как система институциональных взаимодействий. Человек и институциональные взаимодействия (человеческие последствия процесса институционализации): эффект независимости институциональных связей от конкретного человека, понятие социальной структуры, проблема свободы человека в институциональных взаимодействиях, институционализация видов деятельности (в т.ч. профессионализация), институционализация неравенства (стратификация).

Система социальных институтов. Многообразие институтов. Экономические институты и их особенности. Взаимосвязь и целостность системы институтов. Автономия, относительная независимость институтов. Основные принципы анализа социальных институтов: явные – латентные функции, функции – дисфункции, функциональные эквиваленты и т.д.

Изменения социальных институтов. Проблема устойчивости – изменчивости социальных институтов. Основания устойчивости, консерватизма институтов. Институциональная инерция. Анализ институциональных основ хозяйственной жизни российского общества. Проблема изменчивости-устойчивости организации. Основные варианты институциональных изменений. Социально-исторические типы институтов. Зарождение современных (модерных) институтов т.ч. дифференциация экономических институтов, отделение управления от владения и т.д. Особенности становления институтов российского общества.

Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 9, 10, 11.


Дополнительная литература:

  1. Гидденс Э. Социология. М. 1999.

  2. Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.

  3. Современная западная социология. Словарь. 1990

  4. Фролов С.С. Социология. М. 1994

  5. Эфендиев А.Г. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа// Мир России: Социология, этнология, 2002. Т. 11. № 4. C. 83—125

  6. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социологические исследования, 2012. Т. 337. № 5. C. 58—69

  7. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. «Человеческое измерение» российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной организации фирмы // Социологические исследования, 2012. № 7. C. 43—54



Тема 5. Человек и социальная группа

Солидаризация как способ повышения эффективности человеческой деятельности. Социальная общность как феномен и ее разновидности. Основные признаки групповой общности. Организация как социальная группа. Специфика духовно-культурной жизни человека в группе: единая цель, групповые нормы, авторитетность, референтность группы, групповой конформизм. Институализация солидарных взаимодействий в группе. Групповые статусы и роли. Руководитель и лидер группы. Основные функции руководителя-лидера группы. Роль лидера в процессе формирования и развития человеческих ресурсов. Групповой контроль. Внутренние и внешние факторы групповой динамики. Малая группа и специфика поведения человека в малой группе. Первичные (эмоционально-индивидуальные) и вторичные (функционально-ролевые) отношения в группах. Первичные и вторичные группы. Организация как вторичная группа. Формальные и неформальные элементы организации. Особенности управления неформальными структурами. Большая группа.

Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 12, 13.


Дополнительная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1997.

  2. Гидденс Э. Социология. М. 1999.

  3. Лютенс Ф. Организационное поведение. М. 1999.

  4. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб. 1997.

  5. Фролов С.С. Социология. М. 1994


Тема 6. Культура

Культура как явление. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. Культура и организация: формы культуры в организации. Основные типы социокультурной регуляции поведения человека. Религия как социальное явление и ее основные функции. Религиозные основания экономического поведения предпринимательской деятельности. Идеология. Ценностно-нормативный механизм регуляции поведения человека. Ценности. Конфликты ценностей. Нормы. Их многообразие и роль в регуляции поведения человека (реализация ценностно-нормативного механизма в организации). Социальный контроль, его основные формы. Порядок. Отклоняющееся (девиантное ) поведение. Аномия. Взаимодействие и противоречие между ценностями и нормами.

Субкультура. Культура организации как разновидность субкультуры. Соотношение культуры, общества и организационной культуры. Общее, особенное и единичное в организационной культуре той или иной фирмы. Соотношение ценностной и нормативно-ролевой структур в функционировании организационной культуры фирмы. Субкультуры в российских бизнес-оргенизациях.

Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 14-17.


Дополнительная литература:

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. 1996.

  2. Парсонс Т. Система современных обществ. М. 1997.

  3. Современная западная социология. Словарь. 1990

  4. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С., Гоголева А.С. Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-организаций. Журнал социологии и социальной антропологии, 2012. № 3. C. 98—114


Тема 7. Личность.

Человек, персонал, человеческий ресурс и личность. Экономический человек – социологический человек. Личность как единство социокультурно - типичного и индивидуально-психологического. Сущность статусно-ролевой концепции личности: ее достижения и ограничения. Социальный статус. Статусные притязания как важнейший аспект организационного поведения. Индивидуальная карьера в современных российских бизнес-организациях. Модели карьерного продвижения. Карьерная культура организации и личность. Многообразие статусов и статусные коллизии в организации. Социальная роль. Механизмы ролевого обуславливания (принуждения) поведения личности. Ролевые конфликты и ролевые напряжения. Реальное поведение организации и проблема социальной мимикрии. Автономия личности в системе ролей. Индивидуальность. Психологические основы теории индивидуальности. Проявление индивидуальности в рамках ролевых предуказаний. Поведение личности в организации как единство типично-ролевого и индивидуального (при ведущей роли типично-ролевого).
Основная литература:

  1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Глава 19, 20.


Дополнительная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1997.

  2. Лютенс Ф. Организационное поведение. М. 1999.

  3. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб. 1997.

  4. Современная западная социология. Словарь. 1990

  5. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С., Сорокин П.С. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического исследования // Мир России: Социология, этнология, 2011. Т. XX. № 4. C. 140—169

Тема 8. Теоретико-методологический и эмпирический анализ управления человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях.
Формирование и развитие человеческих ресурсов как взаимодействие преднамеренных (целенаправленных) и непреднамеренных воздействий на личность работника; социетальный и организационный уровни процесса формирования и развития личности работника. Система факторов целенаправленного воздействия на работника в бизнес-организации и их взаимодействие. Соотношение экономической и социально-гуманитарной эффективности управления человеческими ресурсами. Стратегия развитяи человеческих ресурсов. Служба УЧР: ее статус, полномочия и роль. Проблема эффективности деятельности служб УЧР, отдельных направлений ее деятельности. Социальный портрет работников служб УЧР.

Основная литература:

1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008.
Дополнительная литература:

  1. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия, производительность. Б. Беккер, М, Хьюзелид, Д. Ульрих. М. Спб, Киев 2007. Лютенс Ф. Организационное поведение. М. 1999.

  2. М. Хьюзелид. Влияние практик управления человеческими ресурсами на текучесть кадров, производительность труда и финансовые результаты компании. // Российский журнал менеджмента 5 (1): 113–138. 2008.

  3. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С., Сорокин П.С. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического исследования // Мир России: Социология, этнология, 2011. Т. XX. № 4. C. 140—169.

  4. Эфендиев А.Г., Ребров А.В. Вклад управления человеческими ресурсами в общие результаты работы российских компаний// Тезисы XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2012.

  5. Эфендиев А.Г., Ребров А.В. Деятельность служб УЧР и экономическая эффективность: эмпирическое исследование в российских компаниях // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сб.науч.тр. Вып.3: в 2 ч./ Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики», ф-т менеджмента; Изд.дом Вышей школы экономики, 2011. № выпуск 3, часть 2. C. 212—232

  6. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Ярыгина Е.О. Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы // Экономическая социология, 2012. Т. 13. № 4. C. 48—80

  7. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. «Человеческое измерение» российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной организации фирмы // Социологические исследования, 2012. № 7. C. 43—54


Дополнительная литература по курсу


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1997.

  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социс. 1994, №5.

  3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. 1994.

  4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. 1996.

  5. Култыгин В.П. Концепции социального обмена в современной социологии. Социс. 1997, №5.

  6. Лютенс Ф. Организационное поведение. М. 1999.

  7. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб. 1997.

  8. Мак Грегор. Человеческий фактор и производство. Социс. 1995, №1.

  9. Современная западная социология. Словарь. 1990

  10. Фролов С.С. Социология. М. 1994

  11. Щербина В.В. Социология организаций. Словарь. М. 1996.

  12. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Под ред. Т. Парсонса, 1972.

  13. Антология исследований культуры. Т. 1 С-Пб. 1997.

  14. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995.

  15. Бурдье П. Социология политики. М. 1993.

  16. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма. Социс. 1994, № 8-10.

  17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991.

  18. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М. 1992.

  19. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2001.

  20. Лебон Т. Психология народов и масс. С-Пб. 1995.

  21. Луман Н. Почему необходима системная теория; Понятие общества. В кн. Проблемы теоретической социологии. С.-Пб. 1994.

  22. Луман Н. Власть. М., 2001.

  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

  24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. С-Пб.1999.

  25. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. С.Пб., 2000.

  26. Миллс Ч. Социологическое воображение. М. 1998.

  27. Морено Я. Социометрия. М., 2001.

  28. Московичи С. Век толпы. М. 1996.

  29. Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г. 1993.

  30. Ньюстром Д.В. Организационное поведение. С-Пб. 2000.

  31. Парсонс Т. Общий обзор. В кн. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.

  32. Покровский Н.Е. Проблема аномиии в современном обществе. М. 1995.

  33. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М. 1995.

  34. Психология личности. Тексты. М. 1982.

  35. Радаев В.В. Экономическая социология. М. 1997.

  36. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М. 1998.

  37. Саймон Г.А., Смейбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. М. 1995.

  38. Смелзер Н. Социология. М. 1994.

  39. Современная американская социология. М. 1994.

  40. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск. 1995.

  41. Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.

  42. Тернер Дж. Структура социологической теории. М. 1985.

  43. Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется. Социс, №1. 1995.

  44. Хачатурян В.М. История цивилизаций. М. 1997.

  45. Хьелл Л., Зигрер Д. Теории личности. С-Пб. 1997.

  46. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996.

  47. Шюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках, в кн. Американская социологическая мысль. М. 1994.

  48. Американская социологическая мысль. Тексты. М. 1994

  49. Асеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М. 1983.

  50. Бергер П. Приглашение в социологию. М. 1996.

  51. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.

  52. Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994

  53. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М. 1998.

  54. Годфруа Ж. Что такое психология. Ч. 1,2. М. 1992

  55. Десев Л. Психология малых групп. М. 1989.

  56. Зарубина Н.Н. Социокультурная основа хозяйства и предпринимательства. М. 1998.

  57. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга. 1993.

  58. Донцов А.Ч. Психология коллектива. М.1984

  59. Козер Л. Функции социального конфликта; Завершение конфликта. В кн. Современная зарубежная социология. М. 1993.

  60. Мертон Р.К. Явные и латентные функции, в кн. Американская социологическая мысль.

  61. Организационная психология. Хрестоматия. С.Пб., 2001.

  62. Чардини Р. Психология влияния. С-Пб. 1999.

  63. Проблемы теоретической социологии. С-Пб. 1994.

  64. Психология конфликта. С.Пб., 2001.

  65. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984.

  66. Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. С.Пб., 2000.

  67. Норт Д. К. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. 1997.

  68. Норт Д. К. понимание процесса экономических изменений. М. 2000.

  69. Норт Д. В тени насилия: уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической деятельности. М. 2012.

  70. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С, Гоголева А.С. Социальная организация российского бизнеса сквозь призму социальных механизмов трудоустройства// Мир России: Социология, этнология, 2010. Т. XIX. № 4. C. 69—103

  71. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С. HR-барьеры развития российских бизнес-организаций: опыт теоретического и эмпирического анализа. // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования : сб. науч. тр. Вып. 3: в 2-х ч. Ч. 2., 2011. № выпуск 3, часть 2. C. 187—211.

  72. Эфендиев А.Г. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа// Мир России: Социология, этнология, 2002. Т. 11. № 4. C. 83—125

  73. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С. Социальная организация российского бизнеса: теоретико-методологические подходы и их реализация в эмпирическом исследовании // Социологические исследования, 2012. Т. 337. № 5. C. 58—69

  74. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С., Гоголева А.С. Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-организаций. Журнал социологии и социальной антропологии, 2012. № 3. C. 98—114

  75. Эфендиев А.Г, Балабанова Е.С., Сорокин П.С. Карьера сотрудников российских бизнес-организаций как социальное явление: опыт эмпирического исследования // Мир России: Социология, этнология, 2011. Т. XX. № 4. C. 140—169.

  76. Эфендиев А.Г., Ребров А.В. Вклад управления человеческими ресурсами в общие результаты работы российских компаний// Тезисы XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2012.

  77. Эфендиев А.Г., Ребров А.В. Деятельность служб УЧР и экономическая эффективность: эмпирическое исследование в российских компаниях // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: сб.науч.тр. Вып.3: в 2 ч./ Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики», ф-т менеджмента; Изд.дом Вышей школы экономики, 2011. № выпуск 3, часть 2. C. 212—232

  78. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Ярыгина Е.О. Почему они уходят? Факторы, влияющие на намерения российских работников сменить место работы // Экономическая социология, 2012. Т. 13. № 4. C. 48—80

  79. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С. «Человеческое измерение» российского бизнеса: к демократически-гуманистическому типу социальной организации фирмы // Социологические исследования, 2012. № 7. C. 43—54


Темы реферата

  1. Основные признаки групповой общности, специфика солидарного взаимодействия в группах (на примере организации, где студент проходит практику или стажировку).

  2. Особенности духовной жизни деловой группы (на примере организации).

  3. Власть как социальное явление. Особенности иерархических взаимодействий (на примере организации).


Методические указания к написанию реферата

Реферат – письменная работа, объемом 10-15 страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока. Перед написанием реферата студенту необходимо самостоятельно изучить несколько литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определенной теме, рассматриваемой подробно на лекциях, систематизировать материал и кратко его изложить.

При написании реферата студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала и показать умение делать обобщения и выводы. Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор обосновывает актуальность темы, структуру реферата и дает краткий обзор использованной литературы. В основной части раскрывает сущность выбранной темы. В заключении подводится итог всего изложенного в реферате и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указывается вся литература, которой пользовался автор при написании реферата.

При оценке учитывается как содержание, так и оформление работы. Особое внимание уделяется языку, которым написан реферат.

При проверке реферата будет использована система «Антиплагиат».
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

«Теория социальных систем и социальных взаимодействий»


  1. Социальные науки как науки о системах социальных взаимодействий. Социология – экономика – управление – психология.

  2. Социальное. Единичное действие: элементы и основные выводы для понимания социальных систем.

  3. Социальное действие: сущность, атрибутивные свойства и основные выводы для понимания социальных систем.

  4. Социальная реальность.

  5. Парадоксы социальной реальности.

  6. Что и как влияет на социальную реальность (основная концепция).

  7. Социальные исторические типы социальной реальности (Теннис, Дюркгейм).

  8. Социально-исторические типы социальной реальности (М. Вебер).

  9. Социально-исторические типы социальной реальности (Т. Парсонс).

  10. Разновидности социальных взаимодействий.

  11. Социальная связь, ее внутреннее строение и виды.

  12. Принципы регуляции социальных взаимодействий.

  13. Сотрудничество и соперничество (основные характеристики и формы).

  14. Наука о роли конфликтов и путях их разрешения.

  15. Иерархия формы взаимодействий. Власть, ее основные средства осуществления.

  16. Основные признаки социальных институтов. Организация как система институализированных взаимодействий.

  17. Социальные последствия (эффекты) процесса институализации.

  18. Институализация и социальная структура.

  19. Многообразие социальных институтов.

  20. Целостность системы институтов; автономность и специфичность институтов.

  21. Принципы анализа функционирования социальных институты.

  22. Устойчивость – изменчивость социальных институтов. Основные факторы изменения социальных институтов.

  23. Основные варианты институциональных изменений.

  24. Социально-исторические типы социальных институтов (М Вебер, Т. Парсонс). Зарождение модерных институтов.

  25. Особенности становления институтов российского общества.

  26. Социальная общность: основные атрибутивные свойства общности и ее разновидности.

  27. Мнимые и контактные общности.

  28. Социальные группы: атрибутивные черты.

  29. Своеобразие духовно-культурной жизни группы.

  30. Социальная группа как институализированная система солидарных взаимодействий. Организация как социальная группа.

  31. Проблема лидерства социальной группы и организации.

  32. Формальные и неформальные элементы в жизни организации.

  33. Многообразие социальных групп.

  34. Большая группа, их виды, принципы пути сплочения.

  35. Мнимые группы, их виды и значения в жизни общества.

  36. Социальные свойства и функции культуры.

  37. Решения и религиозно-культурные основания делового и организационного поведения.

  38. Идеология.

  39. Ценности, конфликты ценностей и пути их преодоления.

  40. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Нормы , их роль и значение в социальной жизни.

  41. Культура и организация: элементы социокультурной регуляции в организации.

  42. Социокультурные суперсистемы: Запад и Восток как культурные традиции.

  43. Российская цивилизация.

  44. Субкультура. Культура организации как разновидность субкультуры. Организационная культура общества и культура конкретной организации.

  45. Человек, персонал и личность. Экономический человек – социологический человек.

  46. Личность как единство социокультурно-типичного и индивидуально-психологического.

  47. Социальный статус: основная характеристика, виды.

  48. Иерархия статусов и их коллизии.

  49. Карьера в российских бизнес-оргнизациях.

  50. Социальная роль: понятие, характеристики.

  51. Социальные роли и поведение личности: механизмы ролевого обуславливания социального поведения.

  52. Социальная роль и поведение личности: автономные личности в системе ролей.

  53. Ролевые конфликты.

  54. Ролевые напряжения и пути их преодоления.

  55. Ролевое поведение в организации и проблема социальной мимикрии.

  56. Проблема эффективности деятельности служб УЧР бизнес-организаций

  57. Формирование и развитие человеческих ресурсов компании и роль служб УЧР в этом процессе.



Автор программы: проф. А.Г. Эфендиев





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Определение прецедентности в лексико-графическом материале
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития Российской Федерации Государственный...
Охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных ценных бумаг и рынок...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Дисциплина входит в перечень дисциплин федерального компонента Государственного стандарта (Индекс опд. Ф. 10). Утверждено 14. 03....
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
История России” и “История политических учений”. Знания по курсу “История России” необходимы для компаративного анализа материалы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск