Скачать 226.9 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий для направления 080500.68 «Менеджмент» подготовки магистра Автор: д.ф.н., профессор Эфендиев Азер Гамидович Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедрыСекция «Менеджмент» управления человеческими ресурсами Председатель Зав. кафедрой А.Г. Эфендиев «___» __________________ 2009 г. « 22 » января 2012 г. Утверждено УС факультета менеджмента Ученый секретарь О.Н. Балаева «___» __________________ 2009 г. Москва Аннотация к курсу Требования к студентам: Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» рассчитан на студентов первого курса магистратуры факультета менеджмента и опирается на совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных ими на предыдущих этапах обучения в средней и высшей школе. Студенты должны иметь достаточно прочные и внутренне согласованные знания по истории и обществознанию, русскому и иностранным языкам, а также знания по «Основам менеджмента», «Теории организации», «Организационного поведения», «Управления персоналом» и др. Предполагается, что к моменту изучения курса студенты вполне владеют основными навыками речевой, мыслительной деятельности, элементарными навыками письменной речи, реферирования, конспектирования, способностью логически непротиворечивого изложения своих мыслей, а также творческого преобразования и использования полученных знаний для понимания проблем менеджмента управления организацией как в ходе изучения других менеджериальных дисциплин в будущей профессиональной деятельности. Аннотация: Знание фундаментальных основ функционирования и развития социальных систем, а также процессов формирования и развития человеческих ресурсов, является необходимой составной частью понимания процессов, происходящих в организации как социальной системе, дает ясные представление о пределах возможностей управления человеческими ресурсами как целенаправленной деятельности что крайне важно для подготовки современного менеджера с магистерской степенью. Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» предполагает ознакомление студентами магистратуры с краеугольными социологическими и социально-психологическими идеями, концепциями, лежащими в основе науки и практики менеджмента и прежде всего, управления человеческими ресурсами. Курс состоит из введения и девятими крупных тем, которые в свою очередь делятся на отдельные лекции. Последовательно рассматриваются такие проблемы как социальная реальность, организация как явление социальной реальности, сущность социальных институтов, организация как система институциональных отношений, социальные группы, групповая динамика и т.д., а также теоретико-методологические проблемы и эмпирический анализ формирования и управления человеческими ресурсами в современных российских бизнес-организациях. Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» предназначен для подготовки студентов к профессионально-грамотному пониманию и исследованию социально-экономических процессов, протекающих в организации, оказывающих существенное воздействие на процесс формирования и управления человеческими ресурсами в бизнес-организации к адекватному использованию фундаментальных, социологических и социально-психологических знаний в решении проблем современного менеджмента, управления человеческими ресурсами. В соответствии с разработанным на факультете менеджмента учебным планом, дисциплина «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» изучается в первом семестре первого курса магистратуры. Курс рассчитан на 162 часов, включающих в себя 36 часов лекций, 20 часов практических занятий. Самостоятельная работа (106 часов) включает в себя:
Учебная задача курса: В результате изучения курса «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» студент должен:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля
- итоговый контроль проводится в форме устного экзамена (оценивается по 10-ти балльной шкале).
Wсем.з=0,2, Wреф.=0,3, Wэкз..=0,5
Оср.(окр.)=Осем.з*W сем.з(0,2)+Ореф.*W реф.(0,1)+ Оэкз.*W экз.(0,7) Базовые учебники:
Содержание программыТема 1. ВведениеЧеловеческий ресурс как ресурс, реализуемый в социальных системах. Социальные науки как науки о системах социальных взаимодействий человека. Социология и экономика. Социология и управление. Социология и психология. Социология и управление человеческими ресурсами. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Исходные элементы организации социальной жизни человека Социальное. Единичное действие. Социальное действие и его основные элементы. Выбор стратегической цели развития организации: неконтролируемые и контролируемые элементы стратегического выбора. Возможности, предоставляемые обществом - вероятность осуществления стратегии - риски осуществления стратегии развития организации. Организация и общественные условия и культурные требования. Важность понимания природы социального действия для управленческой деятельности. Сущность управления. Социальная реальность и ее особенности. Организация как явление социальной реальности. Социально-исторические типы мотивации поведения людей и организации социальной жизни. Современный российский бизнес: от аскриптивности к достиженчеству Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах. Диффузные и договорные разновидности социальных взаимодействий. Проблемы доверия в бизнесе. Основные элементы и принципы регуляции социальных взаимодействий. Многообразие средств обмена и их иерархия. Трудовые отношения в свете теории обмена. Взаимодействие обязательств и ожиданий работника и работодателя. Контракт и его формы. Последствия реализации контракта. Лояльность работника в свете теории обмена. Сотрудничество и соперничество. Конфликт. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Власть: ее механизмы, формы реализации и функции. Власть и управление. Вовлеченность в управление в российских бизнес-организациях. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Социальные институты Сущность социальных институтов. Основные признаки институциональных взаимодействий. Организация как система институциональных взаимодействий. Человек и институциональные взаимодействия (человеческие последствия процесса институционализации): эффект независимости институциональных связей от конкретного человека, понятие социальной структуры, проблема свободы человека в институциональных взаимодействиях, институционализация видов деятельности (в т.ч. профессионализация), институционализация неравенства (стратификация). Система социальных институтов. Многообразие институтов. Экономические институты и их особенности. Взаимосвязь и целостность системы институтов. Автономия, относительная независимость институтов. Основные принципы анализа социальных институтов: явные – латентные функции, функции – дисфункции, функциональные эквиваленты и т.д. Изменения социальных институтов. Проблема устойчивости – изменчивости социальных институтов. Основания устойчивости, консерватизма институтов. Институциональная инерция. Анализ институциональных основ хозяйственной жизни российского общества. Проблема изменчивости-устойчивости организации. Основные варианты институциональных изменений. Социально-исторические типы институтов. Зарождение современных (модерных) институтов т.ч. дифференциация экономических институтов, отделение управления от владения и т.д. Особенности становления институтов российского общества. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Человек и социальная группа Солидаризация как способ повышения эффективности человеческой деятельности. Социальная общность как феномен и ее разновидности. Основные признаки групповой общности. Организация как социальная группа. Специфика духовно-культурной жизни человека в группе: единая цель, групповые нормы, авторитетность, референтность группы, групповой конформизм. Институализация солидарных взаимодействий в группе. Групповые статусы и роли. Руководитель и лидер группы. Основные функции руководителя-лидера группы. Роль лидера в процессе формирования и развития человеческих ресурсов. Групповой контроль. Внутренние и внешние факторы групповой динамики. Малая группа и специфика поведения человека в малой группе. Первичные (эмоционально-индивидуальные) и вторичные (функционально-ролевые) отношения в группах. Первичные и вторичные группы. Организация как вторичная группа. Формальные и неформальные элементы организации. Особенности управления неформальными структурами. Большая группа. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Культура Культура как явление. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. Культура и организация: формы культуры в организации. Основные типы социокультурной регуляции поведения человека. Религия как социальное явление и ее основные функции. Религиозные основания экономического поведения предпринимательской деятельности. Идеология. Ценностно-нормативный механизм регуляции поведения человека. Ценности. Конфликты ценностей. Нормы. Их многообразие и роль в регуляции поведения человека (реализация ценностно-нормативного механизма в организации). Социальный контроль, его основные формы. Порядок. Отклоняющееся (девиантное ) поведение. Аномия. Взаимодействие и противоречие между ценностями и нормами. Субкультура. Культура организации как разновидность субкультуры. Соотношение культуры, общества и организационной культуры. Общее, особенное и единичное в организационной культуре той или иной фирмы. Соотношение ценностной и нормативно-ролевой структур в функционировании организационной культуры фирмы. Субкультуры в российских бизнес-оргенизациях. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 7. Личность. Человек, персонал, человеческий ресурс и личность. Экономический человек – социологический человек. Личность как единство социокультурно - типичного и индивидуально-психологического. Сущность статусно-ролевой концепции личности: ее достижения и ограничения. Социальный статус. Статусные притязания как важнейший аспект организационного поведения. Индивидуальная карьера в современных российских бизнес-организациях. Модели карьерного продвижения. Карьерная культура организации и личность. Многообразие статусов и статусные коллизии в организации. Социальная роль. Механизмы ролевого обуславливания (принуждения) поведения личности. Ролевые конфликты и ролевые напряжения. Реальное поведение организации и проблема социальной мимикрии. Автономия личности в системе ролей. Индивидуальность. Психологические основы теории индивидуальности. Проявление индивидуальности в рамках ролевых предуказаний. Поведение личности в организации как единство типично-ролевого и индивидуального (при ведущей роли типично-ролевого). Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 8. Теоретико-методологический и эмпирический анализ управления человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях. Формирование и развитие человеческих ресурсов как взаимодействие преднамеренных (целенаправленных) и непреднамеренных воздействий на личность работника; социетальный и организационный уровни процесса формирования и развития личности работника. Система факторов целенаправленного воздействия на работника в бизнес-организации и их взаимодействие. Соотношение экономической и социально-гуманитарной эффективности управления человеческими ресурсами. Стратегия развитяи человеческих ресурсов. Служба УЧР: ее статус, полномочия и роль. Проблема эффективности деятельности служб УЧР, отдельных направлений ее деятельности. Социальный портрет работников служб УЧР. Основная литература: 1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Дополнительная литература:
Дополнительная литература по курсу
Темы реферата
Методические указания к написанию реферата Реферат – письменная работа, объемом 10-15 страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока. Перед написанием реферата студенту необходимо самостоятельно изучить несколько литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определенной теме, рассматриваемой подробно на лекциях, систематизировать материал и кратко его изложить. При написании реферата студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала и показать умение делать обобщения и выводы. Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор обосновывает актуальность темы, структуру реферата и дает краткий обзор использованной литературы. В основной части раскрывает сущность выбранной темы. В заключении подводится итог всего изложенного в реферате и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указывается вся литература, которой пользовался автор при написании реферата. При оценке учитывается как содержание, так и оформление работы. Особое внимание уделяется языку, которым написан реферат. При проверке реферата будет использована система «Антиплагиат». Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Теория социальных систем и социальных взаимодействий»
Автор программы: проф. А.Г. Эфендиев |
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Определение прецедентности в лексико-графическом материале | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Критерий оценки транспортно-распределительной системы обслуживания товародвижения | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из... | ||
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | ||
Министерство Министерство Экономического развития образования и торговли... Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения... | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | Министерство экономического развития Российской Федерации Государственный... Охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных ценных бумаг и рынок... | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Дисциплина входит в перечень дисциплин федерального компонента Государственного стандарта (Индекс опд. Ф. 10). Утверждено 14. 03.... | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-... | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Данная дисциплина изучается на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микро-... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... История России” и “История политических учений”. Знания по курсу “История России” необходимы для компаративного анализа материалы... |