Муниципальная бюджетная образовательная школа-интернат « Кадетская школа-интернат» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
РАСМОТРЕНО на заседании методического объединения руководитель ШМО ----------НМ.Мифтахова Протокол № от «____»______2013г
| СОГЛАСОВАННО Заместитель директора по УР МБОШИ « Кадетская школа-интернат
_________-Г.Р.Минниханова
«____»________2013г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОШИ «Кадетская школа- интернат»
___________А,Р.Таипова
от «____»________20___г.
| Рабочая программа по предмету « Основы безопасности жизнедеятельности», 9 класс на 2013-2014 учебный год
Разработчик: Данилов Павел Борисович, преподаватель - организатор ОБЖ
Протокол педагогического совета №____ «____» _________ 2013г.
г. Нижнекамск
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии: 1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г. 2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.). 3.Авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова.
4. Приказ №4620 -11 от 23.09.2011г. « Об утверждении учебных планов для кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов в общеобразовательных учреждениях РТ» 5. Учебный план МБОШИ «Кадетская школа – интернат» НМР РТ на 2013-2014 учебный год. 6. Положение о рабочей программе МБОШИ « Кадетская школа – интернат» НМР РТ. Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 9 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени, в количестве 1 часа в неделю. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной. Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней». Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на: -улучшение собственного физического и психического здоровья; - отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; - нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; - сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; - адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей: · формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества · выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать · формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задачи: -усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; -о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; -о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; -об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; -о здоровом образе жизни; -об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; -о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; -развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; -развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей. Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ. И проводится итоговая контрольная работа, на которой учащиеся должны показать знания определений и правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В аттестат о среднем (основном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". Методы и формы обучения: Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание) Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Контроля и самоконтроля (устный, письменный).Стимулирования и мотивации Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученик Виды и формы контроля: Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса
Содержание учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс. Раздел1. ЧС и жизнедеятельность человека (14 часов.) Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации .Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни (9 часов). Понятие о здоровом образе жизни и факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье. Вредные привычки и их профилактика. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. .Индивидуальные средства защиты: индивидуальная медицинская аптечка, ватно-марлевая повязка, респиратор, противогаз. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Средства пожаротушения. Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему .Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части правил, касающихся пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов). Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Опасные ситуации в случае вынужденного автономного пребывания в природных условиях. Способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружения укрытия (жилища). Опасные ситуации в условиях пребывания человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Опасные ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и умение правильно вести себя в опасных ситуациях. Элементарные способы самозащиты, допустимые пределы самообороны .Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, на стадионах, в местах проведения массовых мероприятий и др.).Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. Поведение в условиях военного конфликта. Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения с ними. Раздел 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (5 часов). Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность населения; порядок взаимодействия населения с ними. История создания международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени .Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности. Гуманитарные акции МЧС России. Раздел 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» – составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум по ОБЖ) (7 часов) Способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Оказание первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах, кровотечениях. Проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца .Определение сторон горизонта по Солнцу и часам Ориентирование по полярной звезде и местным признакам. Действия при потере ориентировки. Определение ширины и высоты объекта. Оборудование бивака или укрытия. Типы костров.
Учебно - тематический план
№
| Разделы
| Кол-во часов
| Практические работы
| 1
| ЧС и жизнедеятельность человека
| 14
| 3
| 2.
| Правила безопасного поведения в повседневной жизни
| 9
| 2
| 3
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
| 5
| 1
| 4
| Всероссийское движение:» Школа безопасности»- составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум по ОБЖ)
| 7
| 1
|
| ИТОГО
| 35
| 7
|
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу ОБЖ. В результате изучения основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ученик 9 класса должен: Знать/понимать: -основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;; - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; -способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного сооружение временного укрытия. Уметь: -действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; -соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; -оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; -пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; -вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; -действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; -соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте; -пользования бытовыми приборами и инструментами; -проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта; -обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
Учебно – методическое обеспечение:
1. Акимов В. А. и др. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: Учеб. Пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. 2. Александровский Г. Всемирный потоп. Как изменил он жизнь людей // Наука и жизнь. 2001. 3. Альтшулер В. М., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение. 4. Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. 5. Баллингер Э. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. — М.: Просвещение. 6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Э. А. Арустамова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001. 7. Большой энциклопедический словарь. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — СПб: Норинт, 1997. 8. Васнев В. А., Чинённый С. А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение. 9. Гражданская защита: Энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
10. Здоровая семья. / Пер. с англ. М. Г. Лукно, Д. А. Иванова.— М. 11. Конституция Российской Федерации (последняя редакция). 12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. — 2004г. 13.В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия» 14.Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособ. для учителя. — СПб.: Просвещение, 2004. 15. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: Кн. для родителей / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005. 16. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-еизд. — М.: Просвещение, 2004. 17. Основы безопасности жизнедеятельности: ответы на экзаменационные билеты 9 кл. / М. С. Константинович — М. 18. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные билеты по ОБЖ для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 кл/авт-сост. В. Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин М.: Дрофа, 2007. 19. Противодействие терроризму: Учебно-метод. Пособие / под общ. ред.Ю. И. Петров. — Москва: «Кириллица» 2006. 20. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 9 кл. — М.: Просвещение, 2007. 21. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / Под ред.А. А. Кокорева. — М.: Изограф, 2000 22. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя разработка) 23. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред.С. К. Шойгу. — М., 2004. 24. ИКТ: ПДД, «Основы противопожарной безопасности», «Травматизм, правила оказания первой помощи», «Основы безопасности на воде» «Приключения Юли и Ромы» «Сам себе МЧС» обучающие программы по действиям населения при ЧС техногенного характера и др.
Учебно - тематическое планирование по ОБЖ для 9 класса №
п/п
| Дата
| Тема урока
| Планируемые результаты
| план
| факт
| 1(1.1)
|
|
| Раздел 1.ЧС и жизнедеятельность человека
Концепция экологической безопасности России.
| познакомить обучающихся с особенностями и целями курса ОБЖ, основной и дополнительной литературой, концепцией экологической безопасности России.
| 2 (1.2)
|
|
| Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья. Загрязнение окружающей среды.
| Суша (почва и недра) является важнейшим элементом биосферы и во многом определяет состояние внешней среды обитания человека. Нерациональное использование земельных ресурсов (перегрузка почв удобрениями и пестицидами, строительство индустриальных объектов на плодородных землях, чрезмерное развитие пастбищного животноводства) приводит к деградации почвы
| 3(1.3)
|
|
| Химические загрязнения и отравления: ксенобиотики; как организм защищается от ксенобиотиков.
| основные причины и источники загрязнения и истощения окружающей среды; познакомить учащихся с химическими видами загрязнения и отравления; обучить способам защиты от них; формировать научное понимание окружающего мира.
| 4(1.4)
|
|
| Шум и здоровье. Шумовое загрязнение среды Защита от шумов
| познакомить учащихся с шумовыми видами загрязнения; обучить способам защиты от них.
| 5(1.5)
|
|
| Безопасное питание. История пищевого рациона.
| познакомить учащихся с понятием «рацион питания», рассказать о сбалансированном питании по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов); обучить правилам безопасного питания.
| 5(1.5)
|
|
| Болезни питания и «благополучный » рацион.
| Пищевое взаимодействие живых организмов является одним из важнейших принципов существовании в окружающей среде
| 6(1.6)
|
|
| Биоритмы – организаторы нашей жизни. «Совы», «жаворонки», «голуби».
| Хронобиология, биологические ритмы и хронотипы : "жаворонки", "голуби", "совы"
| 7(1.7)
|
|
| Как избежать переутомления.
|
| 8(1.8)
9
10
|
|
| Стресс – фактор и стресс-реакция. Истощение. Защита от стресса.
Контрольная работа №1 по т.т1.1-1.6. Контрольная работа №2 по т.т. 1.7-1.9
|
| 11(2.1)
|
|
| Экологическая безопасность в природных условиях. Опасные природные явления. Последствия воздействия климатических факторов.
| Источниками природной опасности на рассматриваемой территории являются части литосферы, гидросферы или атмосферы, в которых протекают различные природные процессы и возможно возникновение опасных природных явлении, т.е. природных явлений с уровнями воздействий, оказывающими негативное влияние на жизнедеятельность людей и состояние объектов техносферы. Природное явление - это результат протекания природных процессов. Число видов опасных природных явлений,
| 12(2.2)
|
|
| Природные аллергены.
|
| 13(2.3)
14
|
|
| Старение. Его причины. Продолжительность жизни. Теория продление жизни. Контрольная работа№3 по т.т2.1-2.3.
| Старение и продолжительность жизни человека
| 15(3.1)
|
|
| Раздел 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни.
Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека
| Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты
| 16(3.2)
|
|
| Организация рабочего места у компьютера
| способы обезопасить себя при общении с компьютером. Например, правильно организовать свое рабочее место.
| 17(3.3)
|
|
| Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием
| познакомить обучающихся с мерами безопасности на уроках в школе; воспитывать ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, дисциплинированность, неукоснительное исполнение требований охраны труда и правил техники безопасности
| 18(3.4)
19
|
|
| Правила безопасности на уроках технологии, химии, физики, ОБЖ, физкультуре и при .занятиях спортом.
Тестирование по т.т. 3.1-3.4
| познакомить обучающихся с мерами безопасности на уроках в школе; воспитывать ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, дисциплинированность, неукоснительное исполнение требований охраны труда и правил техники безопасности.
| 20(4.1)
|
|
| Безопасное поведение в толпе на темной улице и в общественных местах
| основные правила личной безопасности на улице.
| 21(4.2)
|
|
| Действия в ЧС криминогенного характера:
а) сексуальная безопасность;
б) как преступник выбирает жертву
| познакомить обучающихся с понятием «ситуация криминогенного характера», правилами действия в этой ситуации; рекомендовать современные и доступные средства самозащиты; обучить навыкам их применения
| 22(4.3)
23
|
|
| Опасность религиозных сект.
Тестирование по т.т.4.1-4.3.
|
| 24(5.1)
|
|
| .Раздел 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
История создания международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени
| познакомить обучающихся с историей создания Международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени; дать специальные знания по работе с нормативными документами по вопросам безопасности, ГО, предупреждения и ликвидации ЧС; рассказать о формировании новой государственной системы подготовки населения в области защиты от ЧС
| 25(5.2)
26(5.2)
|
|
| Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности
| познакомить обучающихся с целями, задачами и принципами гуманитарной деятельности; воспитывать качества гуманного отношения к человечеству, милосердия, взаимопомощи, добрососедства, чувства интернационализма и толерантности.
| 27(5.3)
28
|
|
| Гуманитарные акции МЧС России.
Контрольная работа №4по т.т.5.1-5.3.
| познакомить обучающихся с историей возникновения МЧС России, комплексом гуманитарных акций и действий этой организации.
| 29(6.1)
|
|
| Раздел 4. Всероссийское движение « школа безопасности»-составная часть подготовки населения к действиям в ЧС.(Практикум по ОБЖ).
Определение сторон горизонта по Солнцу и часам.
| направлений сторон горизонта по небесным светилам и выдерживание направления движения по солнечному и лунному свету,для того чтобы ориентироваться на местности
| 30(6.2)
|
|
| Ориентирование по полярной звезде и местным признакам.
| познакомить обучающих с видами и способами ориентирования по местным предметам;по полярной звезде формировать практические навыки по овладению способами ориентирования
| 31(6.3)
|
|
| Действия при потере ориентировки. Определение ширины и высоты объекта.
| .познакомить обучающих с видами и способами ориентирования по местным предметам; формировать практические навыки по овладению способами ориентирования
| 32(6.4)
|
|
| Оборудование бивака или укрытия. Типы костров.
| познакомить обучающихся с видами и способами оборудования бивака или укрытия, типами и способами разжигания костра; воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
| 33(6.5)
|
|
| Техника вязания узлов.
| Формировать умения и навыки вязки узлов;
| 34(6.6)
|
|
| Организация 1МП.
Медицинская аптечка и правила ее использования
| познакомить обучающихся с видами несчастных случаев и способами борьбы с ними, содержанием медицинской аптечки и её использованием,
видами природных лекарственных средств; обучить навыкам использования медицинских и природных лекарственных средств
| 35(6.6)
|
|
| Зачет
| |