МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет экологический Кафедра экологии и защиты окружающей среды
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
___________Ю.И. Сухоруких
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В.2.1. Геоэкология
по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность
по профилю подготовки Охрана окружающей среды и ресурсосбережение
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 280700.62 Техносферная безопасность Составитель рабочей программы:
кандидат биологических наук, доцент
|
|
| Уджуху С.Р.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Экологии и защиты окружающей среды
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
| Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
| Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
| Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
| Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
| Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель дать представление студентам о единой экосфере, т.е. о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы на фоне их интеграции с обществом. Эти знания необходимы для решения комплексных, междисциплинарных проблем управления, прогнозирования, использования и охраны природных ресурсов.
Задачи курса:
дать представление о взаимодействии геосфер и общества;
рассмотреть основные взаимосвязанные факторы и процессы, протекающие в геосферах Земли;
выполнить обзор изменений геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих геоэкологических проблем.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Геоэкология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Глобальные проблемы природопользования» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Экология», «Экология человека» «Урбоэкология» и пр. Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Науки о Земле», «Экологический мониторинг» и пр. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: - основные понятия и термины геоэкологии, ее предмет, содержание, методологию, основные теории, концепции, научные школы и понятийно-терминологический аппарат; - принципы и последствия воздействия человека на геосферы Земли; - виды воздействия человеческой деятельности на природу и методы направленные на сохранение воздушного и водного бассейнов, верхних слоев литосферы, биосферы и ландшафтного разнообразия; - основные сведения о пространственном анализе и ГИС в геоэкологических исследованиях, способы и логику проведения исследований с использованием данных дистанционного зондирования; - сферы применения геоэкологических методов для решения частных научных и учебно-научных задач. уметь: - пользоваться основными методами геоэкологии; - ориентироваться в существующих теоретических и практических разработках; - проводить дифференциацию ландшафтов и составлять экологические карты территорий разных иерархических уровней; - применять методы физико-математических наук для решения частных задач геоэкологии. владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом геоэкологии и ландшафтного планирования; - навыками проведения полевых и камеральных исследований; - навыками составления экологических карт; - навыками применения полученных знаний для анализа незнакомых геоэкологических ситуаций. Реализуемые компетенции: (ОК-1,3,4,5,8,12; ПК-6,7,11,12,13) 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 34/0,94
| 34/0,94
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 17/0,47
| 17/0,47
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 17/0,47
| 17/0,47
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 38/1,05
| 38/1,05
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 8/0,22
| 8/0,22
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Составление доклада с презентацией
|
22/0,61
8/0,22
|
22/0,61
8/0,22
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 8/0,22
| 8/0,22
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 64/1,78
| 64/1,78
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 20/0,56
| 20/0,56
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Составление доклада с презентацией
|
22/0,61
22/0,61
|
22/0,61
22/0,61
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Экосфера как междисциплинарное научное направление
| 1-4
| 3
| 3
|
| 8
| Обсуждение
докладов
| 2.
| Основные механизмы и процессы, управляющие экосферой
| 5-8
| 3
| 3
|
| 8
| Блиц-опрос
| 3.
| Геосферы Земли и деятельность человека
| 9-12
| 3
| 3
|
| 8
| Тестирование
| 4.
| Геоэкологические аспекты функционировнаия природных и техногенных систем
| 13-15
| 5
| 5
|
| 6
| Блиц-опрос
| 5.
| Управление геоэкологическими процессами
| 16
| 3
| 3
|
| 8
| Тестирование
| 6.
| Промежуточная аттестация.
| 17
| -
| -
|
|
| Зачет
|
| ИТОГО:
|
| 17
| 17
|
| 38
| 72
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Экосфера как междисциплинарное научное направление
|
| 2
| 2
|
| 8
| 2.
| Основные механизмы и процессы, управляющие экосферой
|
| 2
| 2
|
| 14
| 3.
| Геосферы Земли и деятельность человека
|
|
|
|
| 14
| 4.
| Геоэкологические аспекты функционировнаия природных и техногенных систем
|
|
|
|
| 14
| 5.
| Управление геоэкологическими процессами
|
|
|
|
| 14
| 6.
| Промежуточная аттестация: зачет
|
| -
| -
|
|
|
| ИТОГО:
| 72
| 4
| 4
|
| 64
|
|