Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15





Скачать 209.29 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15
Дата публикации08.11.2014
Размер209.29 Kb.
ТипВопросы к экзамену
100-bal.ru > Право > Вопросы к экзамену


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГЕОЭКОЛОГИЯ

Учебно-методический

комплекс

 

ГЕОЭКОЛОГИЯ


 

Учебно-методический комплекс

 

 

 

 

 

ГЕОЭКОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2010. – __ с.

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности _________________ - «Природопользование», утвержденного «___» ____________ 20___г. (№ государственной регистрации ______________).

Учебно-методический комплекс содержит несколько разделов: «Пояснительная записка», «Программа дисциплины и вопросы для самоконтроля», «Учебно-методические указания для выполнения практической работы», «Вопросы к экзамену», «Тематический план изучения дисциплины», «Литература, рекомендуемая по дисциплине».

Данное издание предназначено для студентов специальности «Природопользование».

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии __________________________________________________________________.

 

Составитель               И.В.Каргалёв, доцент кафедры почвоведения.

 

Рецензенты


 

Ответственный

за выпуск                             

 

 

© СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

РАЗДЕЛ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

РАЗДЕЛ 2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5

РАЗДЕЛ 3

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОЭКОЛОГИЯ» И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

7

РАЗДЕЛ 4

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

14

РАЗДЕЛ 5

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ГЕОЭКОЛОГИЯ»

15

РАЗДЕЛ 6

ЛИТЕРАТУРА

17


 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Среди дисциплин, изучаемых на факультетах агрономическом и защиты растений, курс «Геоэкология» имеет важное значение. Геоэкология – новое научное направление. Возникло на стыке географии и экологии. Геоэкологию можно толковать в узком и широком смысле. В узком смысле геоэкология – наука о взаимодействии гео-эко-социосистем. В широком смысле геоэкология – наука об антропогенных изменениях в живой и неживой природе. Цель курса: получить общие представления о предмете геоэкологии, биосфере, живом веществе, а также изучить основные антропогенные воздействия на биосферу и последствия этого в условиях городской и сельской среды. Рассмотрены методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Изложены основы геоэко­логии - междисциплинарного научного направления, изучающего экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее ин­теграции с обществом. Рассмотрены природные и социально-экономические факторы экосферы, проблемы глобальных изме­нений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы. Даны геоэкологические аспекты природно-техногенных систем. В свете проблемы выживания че­ловечества рассматриваются взаимосвязанные глобальные про­блемы кризисного характера (геоэкологическая, демографиче­ская, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная).

Большое внимание уделяется международному экологическому сотрудничеству в рамках охраны природы.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




Тема

Аудиторные

занятия

Самостоятельная работа

лекц. занятия

практич. занятия

1

Геоэкология – как система наук о взаимодействии геосфер Земли

1

1

-

2

Экологические функции литосферы

2

1

2

3

Геоэкологическая роль и функции атмосферы

2

1

-

4

Экологические функции Мирового океана

1

1

2

5

Геоэкологическая роль гидросферы суши

1

1

-

6

Роль живого вещества в функционировании экосфер

2

1

2

7

Взаимодействие живого вещества и среды обитания

1

-

-

8

Экологические функции живого вещества

1

1

-

9

Геоэкологическая роль и функции педосферы

2

1

2

10

Проблемы почвенного плодородия

2

1

2

11

Геоэкологические проблемы современного земледелия

2

-

-

12

Геоэкологические проблемы орошения и осушения почв

2

1

2

13

Геоэкологические проблемы химизации

2

1

2

14

Экологически чистые способы повышения продуктивности сельскохозяйственного производства.

2

1

2

15

Природные ресурсы Земли. Их использование и охрана

2

-

2

16

Экологические проблемы геокосмоса

2

-

-

17

Геоэкологические проблемы транспорта, энергетики и промышленного производства

2

1

2

18

Геоэкологические проблемы урбанизации

1

1

-




Итого

30

14

20


РАЗДЕЛ 3

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОЭКОЛОГИЯ»

И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Геоэкология как междисциплинарное научное направление. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюция взглядов.

Взаимозависимость общества и системы Земля на современном этапе. Экологический кризис современной цивилизации – нарушение гомеостазиса системы как следствие деятельности человека.

Соотношение географии и экологии. Геоэкология как новое научное направление. Междисциплинарный, системный подход к проблемам геоэкологии.

Понятия: окружающая среда, природная среда, социосфера, географическая оболочка, техносфера, ноосфера. Аутэкология, синэкология и их значение для познания развития человечества.

История геоэкологии как научного направления: К. Линней, Т. Мальтус, Джорж Перкинс Марш, Элизе Реклю, В.В. Докучаев, П.Н. Высоцкий, Л.Г. Раменский, В.Н. Сукачев, В.Б. Сочава.

В.И. Вернадский, роль и значение его идей. Понятие ноосферы.

Основные положения геоэкологии. Общие черты геоэкологических представлений. Проявление геоэкологических представлений.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.      Что понимают под экологическим кризисом современной цивилизации?

2.      Какая наука называется экологией?

3.     Что называют географией?

4.      Какие направления лежат в основе географии и экологии?

5.     Что понимают под термином «геоэкология»?

6.     Назовите объект исследования геоэкологии.

7.      В чем заключается основная задача геоэкологии?

8      Что такое окружающая среда?

9     Что называют аутэкологией, синэкологией?

10. Что вы знаете об истории развития геоэкологии?

11. Ключевые положения ноосферной концепции В.И. Вернадского.

12. Назовите основные положения геоэкологии.

13. Что понимают под геоэкологическими представлениями?

14. В каких формах проявляются геоэкологические представления?

 

Основные механизмы и процессы, управляющие системой Земля.

Природные механизмы и процессы, управляющие системой Земля. Геосферы Земли, и их основные особенности.

Земля как сложная динамическая саморегулирующая система. Гомеостазис (гомеостаз) системы. Роль живого вещества в функционировании системы Земля.

Основные особенности энергетического баланса Земли.

Основные круговороты вещества: водный, продуктов денудации суши (эрозии-седиментации).

Социально-экономические процессы, определяющие глобальные экологические изменения. Население мира и его регионов; демографический взрыв.

Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности.

Научно-техническая революция, ее роль в формировании глобального кризиса.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.      Что такое атмосфера?

2.      Из каких газов состоит атмосфера?

3.      Что понимают под гидросферой?

4.      Что такое педосфера?

5.      Какую роль играют атмосфера, гидросфера и педосфера в функционировании системы Земля?

6.      Что такое гомеостаз?

7.      Расскажите о функциях живого вещества.

8.      Через что идет изучение фитомассы?

9.      Напишите уравнение индекса продуктивности по Патерсону.

10. Расскажите об особенностях энергетического баланса Земли.

11. Какие типы круговорота воды выделяют?

12. Что вы знаете о круговороте эрозии-седиментации?

13. Что понимают под термином «демографический взрыв»?

14. Расскажите о густонаселенных районах Земли.

15. Что такое природные ресурсы?

16. Каковы черты научно-технической революции?

 

 

Геосферы Земли и деятельность человека.

Атмосфера. Влияние деятельности человека. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия (изменение альбедо поверхности, изменение влагооборота и прочие). Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия. Контроль над загрязнением воздуха. Нормирование загрязнения атмосферного воздуха (ПДК, ПДВ). Типы смогов (ледяной смог, смог лос-анжелеского типа, смог лондонского типа). Проблема кислотных осадков. Проблема парникового эффекта.

Нарушение озонового слоя: факторы и процессы, состояние озонового слоя и его изменение. «Озоновые дыры».

Гидросфера. Влияние деятельности человека. Воды суши. Основные особенности гидросферы. Глобальный круговорот воды, его роль в функционировании системы Земля.

Водные ресурсы. Количественное и качественное истощение водных ресурсов.

Основные проблемы качества воды (загрязнение нефтью и нефтепродуктами, фенолами, пестицидами, синтетическими поверхностно активными веществами (СПАВ), тяжелыми металлами). Источники загрязнения природных вод.

Моря и океаны. Основные особенности Мирового океана. Его роль в динамической системе Земля. Проблема загрязнения прибрежных зон и открытого моря. Основные загрязняющие вещества, поступающие в моря и океаны (нефть и нефтепродукты, тяжелые металлы, пестициды, бытовые отходы, радиоактивное загрязнение).

Охрана морей и океанов. Лондонская международная конференция (1954), Международная конференция ООН в Женеве (1958).

 

Экологические проблемы использования земельных ресурсов. Основные особенности геосферы почв (педосферы) и ее значение в функционировании системы Земля.

Земельный фонд мира и его использование. Потенциальное плодородие почв. Аридизация почв. Экологические проблемы орошения и осушения земель.

Литосфера. Влияние деятельности человека. Основные особенности литосферы. Ее роль в системе Земля и человеческом обществе. Глобальный круговорот вещества.

Классификация геологических процессов и явлений. Антропогенные геологические процессы и явления. Особенности проявления техногенных изменений.

Биосфера. Влияние деятельности человека. Основные особенности биосферы как одной из геосфер Земли. Особая роль и значение живого вещества в функционировании системы Земля. Антропогенное ухудшение состояния (деградация) биосферы; снижение естественной биологической продуктивности экосистем.

Современные ландшафты – результаты антропогенной трансформации естественных ландшафтов. Классификации современных ландшафтов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.      Расскажите о последствиях антропогенного изменения атмосферы.

2.      Какие источники загрязнения атмосферы вы знаете?

3.      Какие способы контроля над загрязнением атмосферы вы знаете?

4.      Что такое предельно допустимая концентрация вещества?

5.      Какие значения ПДК устанавливаются?

6.      Что такое смог? Какие типы смогов выделяют?

7.      Расскажите о последствиях парникового эффекта.

8.      Каковы причины и последствия выпадения кислотных осадков?

9.      Для чего необходим озоновый экран Земли?

10. Что понимают под водными ресурсами?

11. Что такое круговорот воды? Назовите важное следствие круговорота.

12. Что понимают под количественным и качественным истощением воды?

13. Назовите основные источники загрязнения природных вод.

14. Назовите ПДК основных загрязняющих веществ попадающих в водоёмы.

15. Какими способами загрязняющие вещества попадают в воды Мирового океана?

16. Какими веществами загрязнены моря и океаны?

17. В результате чего происходит радиоактивное загрязнение морей и океанов?

18. В чем заключаются принципы охраны морей и океанов от загрязнения?

19. Для чего устанавливаются зоны санитарной охраны?

20. В чем заключается роль почвенного покрова?

21. Что такое земельный фонд?

22. Что такое аридизация почв?

23. Назовите антропогенные и естественные факторы опустынивания территории.

24. Как бороться с опустыниванием?

25. Расскажите о глобальном круговороте вещества.

26. Какие категории геологических процессов и явлений выделяют?

27. Назовите основные особенности геологических процессов и явлений.

28. Что такое биосфера? Ее роль в функционировании системы Земля.

29. Расскажите о классификации современных ландшафтов.

 

Геоэкологические аспекты функционирования природно-хозяйственных систем.

Геоэкологические аспекты энергетики. Структура производства и потребления энергии. Экологические проблемы различных видов производства и потребления энергии. Традиционные и нетрадиционные источники энергии.

Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. Экологические проблемы земледелия (водная и ветровая эрозия почв, орошение и осушение, вторичное засоление, последствия применения пестицидов и удобрений): распространение, факторы, последствия, управление.

Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Типы добычи полезных ископаемых в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Меры по снижению эффекта негативных последствий добычи полезных ископаемых. Рекультивация.

Геоэкологические аспекты промышленного производства. Экологические проблемы функционирования промышленности. Типы промышленности в связи с использованием энергии, сырья, материалов и загрязнением окружающей среды.

Геоэкологические аспекты транспорта. Экологические последствия различных видов транспорта (авиационный, автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный, ЛЭП).

Геоэкологические аспекты урбанизации. Тенденция урбанизации. Экологические проблемы урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии, качество воздуха, водоснабжение и канализация, удаление и переработка отходов, использование земель.

Геоэкологические аспекты лесохозяйственной деятельности. Экологические проблемы лесных ландшафтов. Экологические функции леса. Использование лесов. Уход за лесом. Дегрессия и гибель лесов от загрязнения воздуха. Рекреационное использование лесов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.      Что такое энергетика?

2.      Какие виды энергетики различают?

3.      Что понимают под теплоэнергетикой?

4.      Основные источники энергии для ТЭЦ.

5.      Назовите последствия работы ТЭЦ.

6.      Что такое гидроэнергетика?

7.      Каковы последствия работы ГЭС?

8.      Расскажите о последствиях работа АЭС.

9.      Расскажите о последствиях работы двигателей внутреннего сгорания.

10. Какие виды топлива используются в двигателях внутреннего сгорания?

11. Назовите альтернативные виды топлива для двигателей внутреннего сгорания.

12. Что относят к традиционным источникам энергии?

13. Что относят к нетрадиционным источникам энергии?

14. Каковы последствия применения органических удобрений и пестицидов?

15. Расскажите о последствиях орошения и осушения земель.

16. Что такое вторичное засоление почв?

17. Что понимают под эрозии и дефляцией?

18. Назовите природные и антропогенные факторы эрозии.

19. Расскажите о методах борьбы с эрозией.

20. Что называют плодородием почв?

21. Что такое горное производство?

22. Каковы последствия разработки полезных ископаемых?

23. Назовите основные типы добычи полезных ископаемых.

24. Как можно снизить негативные последствия от добычи полезных ископаемых?

25. В чем заключается суть рекультивации?

26. Расскажите о направлениях рекультивации.

27. Назовите основные экологические проблемы промышленности.

28. Какие предпосылки для возникновения промышленности выделяют?

29. Расскажите о негативном воздействии транспортных систем на окружающую среду.

30. Что такое урбанизация?

31. Какими методами производится обезвреживание отходов в городах?

32. В чем проявляется влияние городов на климат?

33. Расскажите о проблемах водоснабжения в городах.

34. Каким образом город влияет на геологическую среду?

35. Расскажите об использовании земель в городах.

36. Какие экологические проблемы лесов вам известны?

37. Что понимают под экологической функцией леса?

38. Как загрязнение воздуха влияет на леса?

39. Что такое рекреация?

40. Что понимают под предельно допустимыми рекреационными нагрузками?

 

Методы и организация комплексного геоэкологического мониторинга.

Понятие мониторинг. Аэрокосмический мониторинг.

Обработка и анализ материалов дистанционных съёмок (МДС) (оборудование, программное обеспечение, геоинформационные системы).

Методы и критерии оценки состояния окружающей среды (геохимический, геофизический и индикационный). Санитарно-гигиенические показатели. Экологические критерии. Оценка степени антропогенных изменений природной среды.

Требования к геоэкологическому картографированию.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.      Что такое экологический мониторинг?

2.      В чем суть аэрокосмического мониторинга?

3.      Расскажите о достоинствах космического мониторинга.

4.      На чем базируется обработка материалов дистанционных съёмок?

5.      Для чего необходимы геоинформационные системы?

6.      Какие методы оценки состояния окружающей среды существуют?

7.      Что понимают под санитарно гигиеническими показателями?

8.      Что такое экологические критерии состояния окружающей среды?

9.      Расскажите о динамических классах природных систем.

10. Назовите уровни экологического нарушения по Б.В. Виноградову.

11. Какие критерии определяют уровни экологического нарушения?

12. Назовите основные требования к геоэкологическому картографированию.

 

Геополитические проблемы геоэкологии.

Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Расскажите о деятельности ООН.

2. Какие международные организации занимающиеся природоохранной деятельностью вы знаете?

3. Назовите главные задачи Всемирной метеорологической организации (ВМО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

4. Что означает аббревиатура МАГАТЭ?

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


    1. Виды и объем самостоятельной работы




№ п/п

Вид самостоятельной работы

Всего часов

Формы

контроля

1.

Самостоятельное изучение отдельных тем по геоэкологии (экологические функции живого вещества; природные ресурсы Земли, их использование и охрана; геоэкологические проблемы урбанизации и др.)

16

Тестирование, коллоквиум №1 и №2

2.

Подготовка рефератов на темы: «Экологически чистые способы повышения продуктивности сельскохозяйственного производства»; «Геоэкологические проблемы урбанизации»

2

Защита рефератов

4.

Посещение почвенного музея и лабораторий кафедры во внеучебное время для более глубокого усвоения материала

2

Опрос




Всего:

20





 

РАЗДЕЛ 5

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОЭКОЛОГИЯ»

 

1. Взаимозависимость общества и системы Земля на современном этапе. Экологический кризис современной цивилизации.

2. Роль географических методов исследования в экологии. Соотношение географии и экологии.

3. Геоэкология как новое научное направление. Геоэкология в широком и узком смысле.

4. Аутэкология, синэкология и их значение для познания развития человечества.

5. История развития геоэкологии как научного направления.

6. В.И. Вернадский, роль и значение его идей. Понятие ноосфера.

7. Основные научные положения о биосфере и геосфере-методологическая основа геоэкологии.

8.  Общие черты геоэкологических представлений.

9. Формы проявления геоэкологических представлений.

10.          Характер и типы связей в системообразующих отношениях: прямые, цепочные и параллельные; отрицательные, положительные; каузальные (причинно-следственные).

11.          Геосферы Земли и их основные особенности.

12.          Гомеостаз (гомеостазис) системы.

13.          Функции живого вещества.

14.          Биомасса и продуктивность, способы их оценки. Индекс продуктивности растительности С. Патерсона.

15.          Соотношение биомассы (Б) и продуктивности (П) как показатель интенсивности функционирования экосистем.

16.          Основные особенности энергетического баланса Земли. Влияние деятельности человека на энергетический баланс.

17.          Основные круговороты вещества. Влияние деятельности человека на круговороты.

18.          Население мира и его регионов. Демографический взрыв.

19.          Классификация природных ресурсов.

20.          Региональные и национальные особенности потребления природных ресурсов.

21.          Роль научно-технической революции в формировании глобального экологического кризиса.

22.          Природные и социально-экономические процессы, управляющие системой Земля и определяющие глобальные экологические изменения

23.          Влияние деятельности человека на атмосферу.

24.          Источники загрязнения атмосферного воздуха. Последствия загрязнения.

25.          Контроль над загрязнением атмосферного воздуха.

26.          Нормирование загрязнения атмосферного воздуха.

27.          Типы смогов.

28.          Проблема парникового эффекта.

29.          Проблема кислотных осадков.

30.          Озоновый экран Земли. «Озоновые дыры».

31.          Влияние деятельности человека на гидросферу.

32.          Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Основные проблемы качества природных вод.

33.          Роль Мирового океана в динамической системе Земля.

34.          Загрязнение вод Мирового океана.

35.          Охрана морей и океанов.

36.          Экологические проблемы использования земельных ресурсов.

37.          Влияние деятельности человека на литосферу.

38.          Классификация геологических процессов и явлений. Антропогенные геологические процессы и явления.

39.          Влияние деятельности человека на биосферу.

40.          Классификации современных ландшафтов.

41.          Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

42.          Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых.

43.          Рекультивация как способ восстановления земель.

44.          Геоэкологические аспекты энергетики.

45.          Нетрадиционные источники энергии.

46.          Геоэкологические аспекты промышленного производства.

47.          Геоэкологические аспекты транспорта.

48.          Геоэкологические аспекты урбанизации.

49.          Геоэкологические аспекты лесохозяйственной деятельности.

50.          Особенности аэрокосмического мониторинга.

51.          Обработка и анализ материалов дистанционных съемок.

52.          Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.

53.          Санитарно-гигиенические показатели. Экологические критерии.

54.          Оценка степени антропогенного изменения природной среды.

55.          Основные требования к геоэкологическому картографированию.

56.          Международное экологическое сотрудничество.

 

 

 

РАЗДЕЛ 6

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии.-Смоленск: Изд-во Смоленского гумманитарного ун-та, 1998. 448 с.

2. Дёмина Т.А. Экология, природопользавание, охрана окружающей среды.-М.: Изд-во Аспект Пресс, 2000. 142 с.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.-М.: Изд-во Фаир, 1998. 320 с.

4. Петров К.М. Геоэкология.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1994. 216 с.

5. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы.- СПб.: Изд-во Химия, 1997. 430 с.
Дополнительная

1.      Будыко М.И. Глобальная экология.-М.: МГУ, 1977. 430 с.

2.      Горшков С.П. Круговорот вещества в природе и его изменения хозяйственной деятельностью человека.-М.: Изд-во МГУ, 1980. 517 с.

3.      Израэль Ю.А., Назаров И.М., Нахутин А.Ш. Вклад России в изменение концентрации парниковых газов в атмосфере.- Метерология и гидрология №5, 2002, с. 17-28.

4.      Летников Б.С. О загрязнении природной среды и радиационной обстановке на территории Российской Федерации в июне 2002.-Метеорологя и гидрология №9, 2002, с. 91-97.

5.      Мохов И.М., Хон В.Ч. Гидрологический режим в бассеинах сибирских рек: модельные оценки изменений в XXI веке.- Метеорология и гидрология №8, 2002, с. 77-94.

6.      Новиков Ю.В., Никитин Д.П. Окружающая среда и человек.-М.: Высшая шк., 1980. 424 с.

7.      Основы геоэкологии. (Белозерский Г.Н., Вуглинский В.С., Лавров С.Б. и др.) – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1994. 402 с.

8.      Перельман А.И. Геохимия.-М.: Высшая шк., 1989. 528 с.

9.      Реймерс Н.Ф. Природопользование.-М.: Изд-во Мысль, 1990. 637 с.

10.Рябчиков А.М. Физическая география материков и океанов.- М.: Высшая шк., 1988. 450 с.
Атласы

1. Атлас мира.-М.: ФГСК, 1999. 563 с.

2. Географический атлас для учителей средней школы.-М.: ГУГК, 1985. 238 с.

 

 


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы к экзамену по курсу
Образ человека в послевоенной поэзии, выраженный в разных эстетических
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы по общей истории и философия науки
Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума по курсу «Философия науки»
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы»
По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней)
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconШтрейс Д. С. Вопросы к экзамену по курсу Отечественная история
Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Невская битва, Ледовое побоище
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы к экзамену по курсу «История мировых цивилизаций» Преподаватель Смирнова И. Е
Эпоха Возрождения и Реформации в Западной Европе как предпосылки перехода к буржуазному обществу
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 icon2011-2012 уч г. Введение в специальность Вопросы к экзамену
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconГеоэкология нефти и газа
Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconРабочая учебная программа и вопросы к экзамену (зачету) для студентов заочной формы обучения
Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012....
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы к экзамену по фармакологии (педиатрический факультет) Вопросы...
Занятие Сердечные гликозиды. Негликозидные кардиотонические средства. Противоаритмические средства
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы к экзамену по курсу «Математическая логика и теория алгоритмов»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400....
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconТесты по всему курсу 34 Вопросы для подготовки к экзамену 38
Учебно-методический комплекс «Финансы и бухгалтерский учет» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconМетодические указания для студентов дневной формы обучения Кемерово 2008
Также даны рекомендации по тестированию, указаны адреса интернет-сайтов по проблемам философии, приведены вопросы к зачету и экзамену...
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы магистрам мгту им. Н. Э, Баумана к экзамену по курсу «Методология...
Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся...
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу "Теоретическая механика"...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 iconГеоэкология
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск