Рабочая программа составлена на основании:
закона «Об образовании»;
федерального государственного образовательного стандарта;
комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2009 ,
Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2008 г. М. «Просвещение»
« » __________________ 201__ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (10 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. (2 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни. (4 часа)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (8 часов)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов
| Всего часов
| В том числе на:
| уроки
| лабораторно-практические работы
| Контрольные работы
|
| Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
| 10
| 5
| 3
| 2
| 1
| Тема 1. Пожарная безопасность
| 3
| 1
| 1
| 1
| 2
| Тема 2. Безопасность на дорогах
| 3
| 2
|
| 1
| 3
| Тема 3. Безопасность на водоемах
| 2
| 1
| 1
|
| 4
| Тема 4. Экология и безопасность
| 2
| 1
| 1
|
|
| Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность
| 12
| 7
| 5
|
| 5
| Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
| 9
| 5
| 4
|
| 6
| Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера
| 3
| 3
|
|
|
| Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
| 12
| 7
| 4
| 1
| 7
| Тема 7. Основы здорового образа жизни
| 4
| 3
|
| 1
| 8
| Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
| 8
|
| 7
| 1
|
| Итого:
| 34
| 20
| 10
| 4
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (8 класс).
Учебник
| Литература для учителя
| Литература для учащихся
| Интернет-ресурсы
| ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
| 1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
| 1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007
| 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
Сайт «Спас-экстрим»
| Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Наименование разделов и тем
| Вид занятия
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Д/З
| Календарные сроки
| Фактические сроки
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| 6
| 7
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (10 ч)
Пожарная безопасность (3ч)
| 1
| Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия
| лекция
| Знать: Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара
| опрос
| Конспект (тема №1)
|
|
| 2
| Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
| Пр.занятие
| Уметь: Пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
| Проверка навыков
| Конспект (тема №2)
|
|
| 3
| Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.
| беседа
| Знать: Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
| опрос
| Конспект (тема №3)
|
|
| Безопасность на дорогах(3ч)
| 4
| Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
| Лекция
| Знать: Причина ДТП, травматизм
| опрос
| Конспект (тема №4)
|
|
| 5
| Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
| беседа
| Знать: Правила поведения на дорогах.
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 6
| Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
| лекция
| Знать: Правила поведения на дорогах.
| опрос
| Конспект (тема №6)
|
|
| Безопасность на водоемах.(2ч)
| 7
| Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
| лекция
| Знать: Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года.
| опрос
| Конспект (тема №7)
|
|
| 8
| Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
| беседа
| Уметь: Оказывать само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
| Проверка навыков
| Подготовить сообщение
|
|
| Экология и безопасность.(2ч)
| 9
| Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
| лекция
| Знать: Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ.
| опрос
| Конспект (тема №9)
|
|
| 10
| Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
| беседа
| Уметь: проводить мероприятия по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
| тест
| Конспект (тема №10)
|
|
| Раздел 2
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9)
| 11
| Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
| лекция
| Знать: Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
| опрос
| Подготовить доклад
|
|
| 12
| Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.
| лекция
| Знать: Радиоактивность, радиационно опасные объекты, ионизирующее излучение.
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 13
| Обеспечение радиационной безопасности населения
| Беседа, сам.раб
| Уметь: Действовать при радиоактивных авариях
| Проверка навыков
| Конспект (тема №13)
|
|
| 14
| Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия
| лекция
| Знать: Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 15
| Обеспечение химической защиты населения
| Беседа, сам.раб
| Уметь: правильно действовать при авариях на ХОО
| Проверка навыков
| Конспект (тема №15)
|
|
| 16
| Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
| лекция
| Знать: Аварии на гидротехнических объектах. Причины, вызывающие гидродинамические аварии
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 17
| Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
| Беседа, сам.раб
| Уметь: действовать по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления
| Проверка навыков
| Конспект (тема №17)
|
|
| 18
| Аварии на объектах коммунального хозяйства
| лекция
| Знать: Аварии на объектах ЖКХ. Причины, вызывающие аварии
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 19
| Обеспечение защиты населения от аварий на объектах коммунального хозяйства
| Беседа, сам.раб
| Уметь: действовать при аварии на коммунальных системах
| Проверка навыков
| Конспект (тема №19)
|
|
| Организация защиты населения от ЧС техногенного характера(3ч)
| 20
| Оповещение о ЧС техногенного характера. СИЗ.
| лекция
| Знать: Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера, средства индивидуальной защиты
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 21
| Эвакуация населения
| лекция
| Знать: Правила эвакуации,
| опрос
| Конспект (тема №21)
|
|
| 22
| Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.
| лекция
| Знать: порядок обеспечения инженерной защиты населения
| Письменный опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| Раздел 3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(12ч)
Основы здорового образа жизни (4ч)
| 23
| Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
| Беседа,
| Знать: Общие понятия о ЗОЖ
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 24
| Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.
| лекция
| Знать: Репродуктивное здоровье
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 25
| Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
| Беседа,
| Знать: основные неинфекционные заболевания и меры профилактики
Уметь: оказывать помощь при неинфекционных заболеваниях
| опрос
| Подготовить сообщение
|
|
| 26
| Вредные привычки и их влияние на здоровье
| Беседа,
тестирование
| Знать: вредные привычки и их влияние на здоровье
Уметь: противостоять вредным привычкам
| тест
| Конспект (тема №26)
|
|
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(8ч)
| 27
| Первая медицинская помощь при кровотечении
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №27)
|
|
| 28
| Первая медицинская помощь при травмах
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №28)
|
|
| 29
| Первая медицинская помощь при Радиационном поражении
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №29)
|
|
| 30
| Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №30)
|
|
| 31
| Первая медицинская помощь при ожогах
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №31)
|
|
| 32
| Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №32)
|
|
| 33
| Первая медицинская помощь при солнечном и тепловом ударе
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
| Конспект (тема №33)
|
|
| 34
| Контрольно-проверочное занятие
| практическое занятие
| Знать: приемы оказания ПМП
Уметь: оказывать первую помощь
| Проверка навыков
|
|
|
|
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
|