Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Данная программа учебного курса «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и комплексной программы 5-11 классов издательство Просвещение, 2010 г: А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: в 5-11 классах обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях; обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; в 10-11 - основы обороны государства и воинская обязанность для 10-11 классов.
Главная цель – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения ЗОЖ, обеспечение безопасного поведения при ЧС;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, свое здоровье и жизнь;
овладение умениями оценивать потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета ОБЖ в учебном плане
Предмет ОБЖ в 8, 10, 11 классах является обязательным базовым общеобразовательным учебным предметом учебного плана, на его изучение выделено по одному часу в неделю в указанных классах.
Предмет ОБЖ в 5,6,7,9 классах включён в учебный план, как компонент образовательного учреждения, на его изучение выделено по 0,5 часа в неделю в указанных классах.
Поэтому учебный план предусматривает обязательное изучение ОБЖ:
в V классе в объёме 17 часов;
в VI классе в объёме 17 часов;
в VII классе в объёме 17 часов;
в VIII классе в объёме 34 часа;
в IX классе в объёме 17 часов;
в X классе в объёме 34 часа;
в XI классе в объёме 34 часа;
В рабочей программе учтены различные формы уроков: изложение нового материала, с применением презентаций, самостоятельная работа с учебником, комбинированные, обобщающие уроки.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную, дискуссионную, проектную деятельность, решение познавательных и проблемных заданий.
Применяемые технологии: метод проектов, технология сотрудничества.
Общие умения, навыки, способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
умение выделять характерные причинно-следственные связи и творчески использовать для решения учебных и практических задач;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
участие в проектной деятельности в организации и проведении учебной исследовательской работы;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.
Виды и формы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка, фронтальный опрос, задания на выявлениеоперационных жизненных ситуаций, доклад, реферат.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
А.Т. Смирнова Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений
Учебник основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 5класс -2010 год.
Р.Г. Драговская Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС Полиграфиздат 5класс -2012 год.
С.В. Петров Тематическое и поурочное планирование к учебнику основы безопасности жизнедеятельности редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 5класс -2008 год.
Учебник основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 6класс -2010 год.
М.В. Галкина Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС Полиграфиздат 6класс -2012 год.
М.В Галкина Тематическое и поурочное планирование к учебнику основы безопасности. жизнедеятельности редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 6класс -2008 год.
Учебник основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 7класс -2010 год.
А.Г. Малов-Гра Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС Полиграфиздат 7класс -2012 год.
А.Г. Малов-Гра Тематическое и поурочное планирование к учебнику основы безопасности жизнедеятельности редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 7класс -2008 год.
Учебник основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС 8класс -2010 год.
Ю.П. Подолян Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией Ю.Л. Воробьёва, издательство Москва Астрель-АТС Полиграфиздат 8класс -2012 год.
Раздел II. Учебно-тематический план.
5 класс
Беседа по ПБ – 1 раз в четверть (10 минут). Беседа по противодействию терроризму – с 10по20 число каждого месяца (10 минут)
Урока
| Тема
| Содержание:(жирный – стандартный уровень, курсивом– повышенный)
| Элементы содержания (теория ОБЖ)
| Контроль знаний
| Таблицы, ИКТ
| Примечание (домашнее задание)
| I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
| 1.
| Введение. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Главные формулы ОБЖ
| Опасные и экстремальные ситуации. Причины их возникновения. Крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации. ЧС. Цели и задачи предмета ОБЖ. Главные правила ОБЖ
| Опасность. Безопасность. Жизнедеятельность. Опасная ситуация, Экстремальная ситуация.
| Фронтальный опрос
| Аудиопрезентация «Что такое безопасность», «ЭС»
| §.1,2 стр.5-10, воп. И зад. После параграфа, творческое задание
| 2.
| Как научиться выявлять и предвидеть опасности.
| Знания, умения, навыки ОБЖ. Основные виды городских и сельских опасностей: загрязнение окружающей среды, опасные промышленные объекты, городской транспорт, зависимость от работы бытовых служб, неприспособленность к природным катаклизмам, привычка к комфорту, сложность перенесения стихийных бедствий при нарушении городской инфраструктуры, высокая концентрация правонарушений, социально-бытовые проблемы (жилищные, безработица, городские соблазны. Их причины.
| Рекомендации-предостережения Неблагоприятные факторы
| Фронтальный опрос, тест, ролевая игра.
|
| §3,4, вопросы, задание 4.
| 3.
| Какие службы защищают население, какие сигналы оповещают нас об опасностях.
Опасные ситуации в жилище. Откуда они берутся?
| Службы защиты населения (МЧС, ПСС, пожарная охрана, милиция, скорая медицинская помощь, аварийная служба газового хозяйства). Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Наиболее распространенные опасные ситуации в жилище. Техногенные, природные и социальные факторы – причины опасных ситуаций в жилище.
| Оповещение, МЧС, ГОЧС.
Факторы. Травма. Конфликт. Злоумышленник. Имущество.
| Устный опрос. Практическая работа.
| Презентация
| §5,6, вопросы и задания
| 4.
| Пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог.
Как вовремя покинуть место пожара. Средства борьбы с ним.
| Пожары. Возможные причины пожаров. Меры пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре. Оповещение и эвакуация при пожаре. Использование средств пожаротушения: специальных и подручных.
| Пожар. Горение. Паника.
Эвакуация. Сигналы оповещения. Специальные и подручные средства тушения пожаров: огнетушители, пожарные краны.
| Фронтальный опрос
| Презентация.
Видеофильм о мерах ПБ
| §7,8 вопросы и задания. Рисунок на тему: «Причины пожаров в жилище»
| 5.
| Опасные газы. С ними не шутят.
| Газы. Случаи, когда газы становятся опасными. Правила пользования газовым оборудованием. Правила безопасного поведения при утечке газа. Признаки отравления угарным и природным газом. Первая помощь пострадавшему при отравлении газом.
| Угарный газ (оксид углерода). Оксид азота. Бытовой газ. Отравление.
| Фронтальный опрос
| Видеоролик «Действия при утечке газа»
| §9, вопросы и задания.
| 6.
| Затопление жилища.
Разрушение здания.
| Затопление. Причины затопления жилища. Как поступать в случае затопления жилища. Что делать, чтобы по твоей вине не произошло затопление жилища. Разрушение зданий. Признаки разрушения. Причины разрушений. Что делать в случае опасности разрушений.
| Затопление. Авария. ЖЭК.
Землетрясение. Конструкция. Завал.
| Фронтальный опрос.
| Презентация.
| §10, вопросы и задания. §11, вопросы и задания. Рисунок на тему: «Люди, профессия которых – помогать нам в экстремальных ситуациях»
| 7.
| Как защитить себя от опасных веществ в быту. Чем еще можно отравиться…
| Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Группы бытовых химикатов по степени и характеру опасности для человека. Основные правила пользования средствами бытовой химии. Последствия неправильного применения и использования опасных веществ. Отравление пестицидами, ртутью, лекарствами, продуктами. Пути попадания в организм. Меры профилактики отравлений пищевыми продуктами, средствами бытовой химии. Отравления. Первая помощь при отравлениях.
| Относительно безопасные, опасные для глаз и кожи, огнеопасные, ядовитые. Пестициды. Удобрения. Ртуть. Отравление. Профилактика.
| Фронтальный опрос. Тест.
| Презентация.
| §12. вопросы и задания
| 8.
| Опасные ситуации на дорогах и тротуарах. Безопасность в общественном и личном транспорте.
| Опасные ситуации на дороге. Транспорт. Виды транспорта. Общественный транспорт. Правила дорожного движения для пешеходов. Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте (правила пассажира). Опасности в общественном транспорте (пожар, теракт). Правила поведения в случае возникновения возгорания или теракта.
| Транспорт. Пешеход. ПДД. Проезжая часть. Тротуар. Остановка транспорта. Тормозной путь. Общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, такси). Машинист, проводник, водитель, пассажир, багаж.
| Фронтальный опрос. Игра.
| Презентация.
«Заснул за рулем». «Действия при возгорании машины»
| §13. вопросы и задания.
| 9.
| В метро и электричке может произойти любая неприятность.
Опасности на улицах города. Толпа.
| Метро. Электричка. Правила безопасного поведения в метро. Толпа. Опасные ситуации и меры предосторожности при в местах большого скопления людей ( стадион, места проведения массовых мероприятий)
| Турникет, эскалатор. Толпа. Паника. Паническое бегство.
| Фронтальный опрос
| Плакат.
| §14, вопросы и задания.
§15.1, вопросы и задания
| 10.
| Ох уж этот гололед…
Мы промчимся по звонкому льду.
| Гололед– причина опасных ситуаций на дороге. Как противостоять гололеду? Правила безопасного поведения на дорогах и тротуарах во время гололеда. Опасности, подстерегающие тебя на льду. Правила поведения на льду. Правила передвижения по льду. Что делать, если ты провалился в холодную воду. Правила оказания помощи провалившемуся в холодную воду.
| Гололед. Способы увеличения сцепления обуви со льдом
Полынья. Озноб.
| Фронтальный опрос.
| Видеоролик «Оказание первой помощи при переохлаждении, обморожении»
| §15.2, вопросы и задания
§18, вопросы и задания
| 11.
| Мы едем в далекие края Кто мои соседи, где мои друзья?
Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте.
| Опасные ситуации на железной дороге. Правила поведения в поезде. Меры профилактики травм и других угрожающих здоровью ситуаций на железной дороге. Опасные ситуации на воде. Причины опасностей и несчастных случаев на воде. Правила безопасного поведения во время купания. Эвакуация с тонущего судна. Пожары на судах.Оказание помощи утопающему
| Преступники, диспетчерские службы. Крушение судна. Палуба. Плавсредства.
| Фронтальный опрос. Игра. Тест.
| Презентация.
| §16, вопросы и задания.
§17 вопросы и задания
| 12.
| Аварийные ситуации на воздушном транспорте
| Воздушный транспорт. Правила безопасности пассажира воздушного транспорта.
| Разгерметизация салона. Кислородная маска.
| Фронтальный опрос.
|
| §19, вопросы и задания
| 13.
| Опасные ситуации криминального характера. Как уберечь себя от преступлений.
Как защитить свой дом
| Преступность. Опасные ситуации преступного характера. Меры предосторожности и правила поведения в ситуациях преступного характера. Опасные криминальные происшествия в жилище. Способы защиты своего дома от злоумышленников. Как пользоваться телефоном, если ты один. Как действовать, если дверь твоей квартиры кто-то пытается открыть снаружи. Что делать, если квартиру ограбили, когда никого не было дома.
| Преступление. Стили поведения: «жертва», «нежертва».
| Фронтальный опрос. Ролевая игра «Язык жестов»
| Плакат
| §20.1,2 вопросы и заданиия.
| 14.
| Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.
Как защитить себя при угрозе террористического акта
| Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах (на улице, в подъезде, в транспорте, в дороге, на прогулке). Меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при обнаружении взрывного устройства,похищении или захвате в качестве заложника.
| Бандиты. Вор. Маньяк. Массовые беспорядки. Терроризм. Террористы. Взрывное устройство. Взрыв
| Фронтальный опрос, практическая работа.
| Презентация.
«Общение с незнакомыми людьми» , «Захват в заложники пассажиров автобуса»
| §20.3, вопросы и задания.
| 15.
| Нарушения экологического равновесия (воздух, почва и вода.) Чистые продукты. Нарушения экологического равновесия (почва.) Чистые продукты.
От чего горожанину может стать не по себе.
| Причины загрязнения окружающей среды. Виды загрязнителей окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Способы очистки воды. В чем состоит опасность загрязнения почв. Экологически чистые продукты Части овощей, в которых могут быть сконцентрированы нитраты. Правила приобретения и обработки продуктов. Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Шумовой фон. Вибрация. Радиация. Компьютер. Влияние шума на здоровье человека. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Основные правила пользования персональными компьютерами.
| Городской микроклимат. Самоочищение природных водных резервуаров.
Почва. Эрозия почв. Нитраты.
Шум. Вибрация, инфразвуки. Электромагнитное излучение. Радиоактивное загрязнение.
| Фронтальный опрос.
|
| §21 вопросы и задания
| II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
| 16.
| Что следует знать об оказании первой медицинской помощи.
Помощь при термических ожогах.
Помощь при химических отравлениях и ожогах.
| Первая медицинская помощь. Общие правила оказания первой помощи. Раны. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи при ранениях. Термический ожог. Первая помощь при ожогах. Химический ожог, отравление. Первая помощь при ожогах и отравлениях щелочами, кислотами, другими химическими веществами.
| Рана. Кровотечение. Артерии. Капилляры. Обработка раны. Антисептики. Стерильность. Правила наложения жгута. Термический ожог. Степени тяжести ожогов. Ожоговый шок. Первая доврачебная помощь. Кислота, щелочь. Слизистые оболочки.
| Фронтальный опрос. Практическая работа
| Видеофильм
«ПМП при отравлениях»
| §22, вопросы и задания.
| 17.
| Итоговый урок за курс 5 класса.
Беседа по предупреждению детского травматизма в период летних каникул.
| Правила безопасного поведения
на воде,
в транспорте,
на улице,
общественных местах.
|
| Фронтальный опрос. Тест
|
|
| |