Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 233.61 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
Дата публикации16.11.2014
Размер233.61 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра физической географии и геоэкологии
Человек и его окружающая среда

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Специальность: 020804 – геоэкология

КРАСНОЯРСК 2012

УМКД составлен старшим преподавателем А.А.Эрли

Обсужден на заседании кафедры физической географии и геоэкологии

7 сентября 2012г.
Заведующий кафедрой В.П. Чеха

д.г.н., профессор,
Одобрено научно-методическим советом специальности «География»
7 сентября 2012 г.

Председатель НМСС В.В.Виноградов


Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Человек и его окружающая среда» с другими дисциплинами специальности 020804 «Геоэкология»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №1, 07.09.2012) кафедрой, разработавшей программу

Геоэкология


Экономической географии

Предложения отсутствуют

07.09. 2012 г

Пр. №1

кафедры физической географии и геоэкологии

Геохимия окружающей среды



Экономической географии

Предложения отсутствуют

07.09.2012 г.

Пр. №1

кафедры физической географии и геоэкологии

Экология человека



Экономической географии

Предложения отсутствуют

07.09.2012 г.

Пр. №1

кафедры физической географии и геоэкологии

Экология почв



Экономической географии

Предложения отсутствуют

07.09.2012 г.

Пр. №1

кафедры физической географии и геоэкологии

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Изменилось название университета на титульном листе

2. Изменилось название министерства образования и науки на титульном листе

3. Добавились литературные источники в карту литературного обеспечения
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Физической географии и экологии 07.09.2012г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан/Директор
"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка

2. Рабочая программа дисциплины

2.1. Введение

    1. Содержание теоретического курса дисциплины

    2. Тематический план

    3. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

2.5. Карта литературного обеспечения

    1. Технологическая карта рейтинга

  1. Методические рекомендации для студентов и преподавателей

  2. Банк контрольных заданий и вопросов

5. Примерные вопросы к зачету


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Человек и его окружающая среда» для студентов очной формы обучения по специальности 020804 «Геоэкология» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  1. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Человек и его окружающая среда».

  2. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Человек и его окружающая среда», который представлен различными тестами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  3. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области окружающей человека среды

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся у студентов очной формы обучения.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Человек и его окружающая среда
Специальность: 020804 – геоэкология

020804 - геоэкология

очная форма

Введение

Содержание дисциплины способствует увеличению географических, экологических и социокультурных знаний студентов в природных и социальных аспектах условий жизни.

Главная цель дисциплины: сформировать у студентов системное экологическое мышление, комплексный подход к анализу проблем взаимодействия человека и окружающей среды; воспитывать высоконравственное отношение к сохранению среды обитания человека

Основные задачи дисциплины: дать представление о границах экологической пластичности человека, обеспечива­ющей возможность приспособления к изменениям окружающей среды; об экстремальных природных и антропогенных условиях сре­ды, неблагоприятных для жизни человека;

Усвоение материала дисциплины способствует глубокому проникновению проблемам экологического воспитания в сознание студентов, формированию гражданского мышления.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • Факторы среды, влияющие на здоровье человека;

  • Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека;

  • Социально-психологические аспекты здоровья человека;

  • Роль питания в формировании уровня здоровья населения;

  • Основные типы загрязнителей атмосферы, гидросферы, почвы и источники этих загрязнителей.

Студенты должны уметь:

  • заниматься самообразованием, используя для этого географическую, научно-популярную, методическую и периодическую литературу, интернет-ресурсы;

  • работать с источником информации и выбирать материал, необходимый по заданной теме;

  • определять и оценивать факторы, влияющие на условия жизни;

  • давать характеристику природным и социальным факторам, влияющим на условия жизни;

  • анализировать и давать оценку вредным факторам и качеству жизни населения и индивидуума.

Технология процесса обучения по дисциплине «Человек и его окружающая среда» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на практических занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета.

Данная дисциплина читается на 5 семестре.

Общая нагрузка составляет 200 часов, из них аудиторных 40 часов и самостоятельной работы 160 часов.


Содержание теоретического курса дисциплины
Базовый модуль № 1. Химические элементы в окружающей среде. Антропогенное загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы.
Тема 1. Химические элементы в окружающей среде.

Органогены. Макроэлементы. Жизненно необходимые элементы. Условно необходимые элементы. Токсичные микроэлементы. Распространение в природе. Пути поступления в организм и выведения. Физиологическая роль


Тема 2. Антропогенное загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Основные загрязнители атмосферного воздуха и их влияние на здоровье человека. Загрязнение пресных и морских вод. Виды загрязнителей. Загрязнения почвы. Пестициды. Стойкие органические загрязняющие вещества СОЗ, «грязная дюжина», диоксины. Химическое и микробное загрязнение
Базовый модуль № 2. Социально-психологические аспекты здоровья человека

Тема 3. Роль питания в формировании уровня здоровья населения. Жиры. Белки. Углеводы. Витамины. Сбалансированное питание. Загрязнения продуктов питания.

Тема 4. Внутренняя среда помещений. Основные типы загрязнителей воздуха и источники этих загрязнителей. Диоксид азота и монооксид углерода. Летучие органические соединения. Агенты, вызывающие инфекционные и аллергические заболевания. Социальные болезни: курение, алкоголизм, наркомания.

Тематический план изучения дисциплины «Человек и его окружающая среда» по специальности 020804 «Геоэкология»



№ п/п


Название модулей и тем

Количество часов

Всего

Аудиторн.занятия:

Лекции

Семи-нары

Лаб-ые

Самостоятельн работа

I.

Модуль № 1. Химические элементы в ок-ружающей среде. Антропо-генное загрязнение атмос-феры, гидросферы, почвы

100

20

10

-

10

80

1.

Тема 1. Химические элемен-ты в окружающей среде

50

8

4

-

4

42

2.

Тема 2. Антропогенное загрянение атмосферы, гидросферы, почвы

50

12

6

-

6

38

II.

Модуль № 2. Социально-психологические аспекты здоровья человека

100

20

10

-

10

80

3.

Тема 4. Роль питания в формировании уровня здоровья населения.

50

8

4

-

4

42

4.

Тема 5. Внутренняя среда помещений

50

12

6

-

6

38




Итого:

200

40

20

-

20

160

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

дисциплины

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

Человек и его окружающая среда

Специалитет, 020804 «Геоэкология»



200 часов

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: Химия, Общая экология




Последующие: Инженерная экология







БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

Текущая работа

Форма работы*

Количество баллов 18 %

min

max




Посещение лекций и лабораторно-практических занятий


4

8




Работа на практических занятиях

5

8




Реферативная работа

5

8




Доклад

5

8




Тестирование

5

8

Итого

24

40




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

Текущая работа

Форма работы*

Количество баллов 18 %

min

max




Посещение лекций и лабораторно-практических занятий


4

8




Работа на практических занятиях

5

8




Доклад

5

8




Реферативная работа

5

8




Тестирование

5

8

Итого

24

40




Итоговый модуль




Содержание

Форма работы*

Количество баллов 10 %




min

max







Зачет

12

20




Итого

12

20





















































ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль

Форма работы*

Количество баллов

min

max

БМ №1

Тестирование

12

20

БМ № 2

Тестирование

12

20

Итого

24

40

Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)

min

max

60

100





*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем
ФИО преподавателя: Эрли Алла Александровна

Утверждено на заседании кафедры экономической географии

«___»_______200__г. Протокол №______

Зав. Кафедрой В.П. Чеха

Критерии перевода баллов в отметки:

0-60 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено.

МетодическиЕ рекомендациИ для студентов
Данные методические рекомендации направлены на помощь студентам в написании реферата, что способствует более углубленному изучению отдельных разделов дисциплины.

Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине.

Стандартный титульный лист студент получает на кафедре экономической географии.

Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем реферата должен составлять 20-25 страниц (без приложений).

Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Допускается не более двух уровней нумерации.

Заголовки, в соответствии с оглавлением реферата, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся.

Каждая глава должны начинаться с новой страницы. Текст параграфа не должен заканчиваться таблицей или рисунком.

Представленные в тексте таблицы желательно размещать на одном листе, без переносов. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется вверху слева. Заголовок таблицы помещается с выравниванием по левому краю через тире после ее номера.

На каждую таблицу и рисунок необходимы ссылки в тексте "в соответствии с рисунком 5 (таблицей 3)", причем таблица или рисунок должны быть расположены после ссылки.

В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель реферирования, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе написания реферата.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Каждое приложение имеет свое обозначение.

Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Желательно использование материалов, публикуемых в журналах списка ВАК, монографий и других источников. Это обусловлено тем, что в реферате вопросы теории следует увязывать с практикой, анализировать процессы, происходящие как в мировой так и в российской этногеографической науке.

Перечень используемой литературы должен содержать минимум 15 наименований. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: сначала указываются источники законодательной базы (федеральные, региональные, местные нормативные правовые акты), затем – научные публикации (книги, статьи, авторефераты диссертаций, диссертации). По каждому источнику, в том числе по научным статьям, указывается фамилия и инициалы автора, название, место издания, название издательства, год издания.

При использовании страниц Internet их перечень дается в конце списка литературы.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Изучение курса осуществляется в основном лекционным методом с использованием литературы, графических материалов, видеофильмов. Для проведения практических занятий целесообразно использовать статистические ежегодники.

БАНК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ТЕСТЫ:

№ 1

  1. Норма трудности - 1

  2. Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

  3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

  4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 – 1

5. Что такое биофилы?

а) Элементы, которые входят в состав растений

б) Элементы, которые входят в состав любого живого организма.

в) Элементы, которые входят в состав млекопитающих животных.

г) Элементы, которые входят в состав морских организмов
№ 2

  1. Норма трудности - 1

  2. Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

  3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

  4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 – 1

  5. Какие из перечисленных элементов относятся к биофилам? а) кислород, водород, углерод, азот, сера б) железо, йод, бор, цезий, ванадий в) марганец, медь, цинк, молибден, кобальт г) селен, фтор, стронций, бром, кремний, магний

№ 3

  1. Норма трудности - 2

  2. Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

  3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

  4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 – 1

5. Обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности - а) Природа б) Окружающая среда в) Благоприятная окружающая среда г) Среда обитания

№ 4

  1. Норма трудности - 2

  2. Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

  3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

  4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 – 1

5. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это а) отсутствие болезней и физических дефектов. б) оптимально развивающихся взаимоотношениях человека со средой обитания в) соответствие медицинских показателей принятым нормам г) состояние полного физического, душевного и социального благополучия

№ 5

1. Норма трудности - 1

2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 – 1

5. Генетический груз популяции - это

а) закодированная в молекулах ДНК генетическая память популяции,

б) важнейший природный ресурс, на котором основан трудовой, интеллектуальный и культурный потенциал общества

в) мертворождения, врожденные пороки, наследственные болезни.

г) сохранение оптимального уровня качественного генетического разнообразия
№ 6

  1. Норма трудности - 1

  2. Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

  3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

  4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4-1

5. Увеличение объема грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока, кроветворения, более высокая легочная вентиляция, кислородная емкость крови, уровень гемоглобина, большое число и размеры капилляров – относится к какому адаптивному типу людей

а) арктический

б) континентальный

в) высокогорный

г) тропический
№ 7

1. Норма трудности - 1

2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4-1

5.Назовите заболевания, передаваемые воздушно-капельной инфекцией

а) столбняк, ботулизм, газовая гангрена, грибковые заболевания

б) холера, брюшной тиф, дизентерия.

в) грипп, коклюш, свинка, дифтерия.

г) трахома, сибирская язва, парша.

№ 8

1. Норма трудности - 1

2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4- 1

5. Что такое популяция? а) это закодированная в молекулах ДНК генетическая память популяции, передающаяся из поколения в поколение в процессе естественного воспроизводства населения. б) группа особей, способная к устойчивому самовоспроизводству, имеющих общее происхождение, генетическую основу. в) важнейший природный ресурс, на котором основан трудовой, интеллектуальный и культурный потенциал общества, а также здоровье его членов. г) природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению сил человека и его здоровья.

№ 9

1. Норма трудности - 1

2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4– 1

5. Какие заболевания относятся к природно-очаговым? а) чума, сыпной тиф, малярия, сонная болезнь б) СПИД, сифилис, гонорея в) грипп, коклюш, свинка, дифтерия г) столбняк, ботулизм, газовая гангрена

№ 10

1. Норма трудности - 1

2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география»

3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута.

4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 - 1

5. группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов – это а) биофилы б) микроэлементы в) органогены г) витамины

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Здоровье как универсальный критерий медико-экологического благополучия территории. Характеристики здоровья.

2. Основные показатели, характеризующие здоровье человека, общности людей и состояние среды обитания.

3. Классификация факторов риска окружающей среды для здоровья человека.

4. Адаптация и акклиматизация. Механизмы адаптации человека к условиям окружающей среды. Экологическая дифференциация человечества.

5. Основные загрязнители окружающей среды. Экологически обусловленные заболевания.

6. Радиационное загрязнение среды и его влияние на здоровье человека.

7. Медико-экологические аспекты загрязнения окружающей среды.

8. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.

9. Болезни и патологии, связанные с геофизическими факторами.

10. Болезни и патологии, связанные с геохимическими факторами. Микроэлементозы и их распространение по территории России.

11. Экология питания.

12. Основные виды патологий, связанные с нарушением питания.

13. Понятие «генофонд» и основные критерии его оценки. Генети­ческий груз популяции.

14. Основные мутагены и канцерогены окружающей среды.

15. Медико-экологические последствия урбанизации. Основные факторы риска для здоровья городского населения. Болезни цивилизации.

16. Роль социально-экономических факторов в формировании здо­ровья населения.

ТЕМАТИКА РЕФЕРЕТОВ

  1. Здоровье населения как критерий качества окружающей среды.

  2. Факторы окружающей среды, влияющие на состояние здоровья

  3. Природные факторы риска окружающей среды для здоровья человека

  4. Наследственность и адаптация человека к условиям окружающей среды

  5. Адаптация человека к условиям окружающей среды

  6. Адаптивные типы людей

7. Биологические загрязнения и болезни человека

8. Погода и самочувствие

  1. Болезни и патологии, связанные с геофизическими факторами

  2. Болезни и патологии, связанные с геохимическими факторами

  3. Биологически значимые элементы

  4. Влияние шума на здоровье человека

  5. Загрязнение окружающей среды и экологически обусловленные заболевания

  6. Социально-психологические аспекты здоровья человека

  7. Роль питания в формировании уровня здоровья населения




  1. Токсикология этанола




  1. Действие алкоголя на органы и системы организма




  1. Взаимосвязь неблагоприятных факторов окружающей природной среды и заболеваний человека

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск