Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога»





Скачать 143.93 Kb.
НазваниеДоклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога»
Дата публикации27.11.2014
Размер143.93 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донского на III Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога»
«Освоение ресурсного потенциала и обеспечение экологической безопасности Арктики»
(25.09.2013, г. Салехард)
Уважаемые коллеги!

Приветствую всех вас на III Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога»! И благодарю Русское географическое общество за организацию мероприятия и приглашение!

Теперь позвольте мне проинформировать вас о ресурсном освоении Арктики, планах России и о мерах, принимаемых федеральными органами исполнительной власти с целью обеспечения экологической безопасности Арктики, сохранения в неприкосновенности суровой природы полярного края.

Россия, как и другие страны Арктической пятерки, играет важную роль в сохранении и использовании сырьевого потенциала Арктической зоны. А это треть мировых арктических владений и пятая часть территории Российской Федерации.

Сначала охарактеризую ресурсный потенциал Арктической зоны России.

Арктическая зона является чрезвычайно богатым минерально-сырьевыми ресурсами регионом. В регионе сконцентрировано большинство (подчеркиваю, именно большинство) открытых в России уникальных и крупных месторождений углеводородов.

На сегодняшний день в макрорегионе открыто свыше тысячи только стратегических месторождений полезных ископаемых. Из них более половины – это месторождения нефти.

В пределах Арктической зоны разведаны уникальные месторождения алмазов, редкоземельных металлов, иного сырья, востребованного как отечественной промышленностью, так и на внешних рынках.

Основными странами, активно использующими природные ресурсы в пределах Арктической зоны, и в первую очередь занимающимися освоением полезных ископаемых в Арктике, являются Россия, США, Норвегия и Канада.

Причем Россия одной из первых приступила к эксплуатации газовых, нефтяных месторождений в пределах Арктической зоны, и с вводом в разработку в 1970-е годы газовых гигантов Ямала – Уренгой, Ямбург – прочно заняла лидирующие позиции по добыче углеводородного сырья.

Но, в отличие от иных стран, мы концентрируемся на суше. А что же шельф?

Шельф играет ключевую роль в поддержании мировой нефтедобычи. По сути, шельф – важный резерв роста минерально-сырьевой базы углеводородного сырья на долгосрочную перспективу.

По данным международных экспертов, за последние 10 лет более 2/3 запасов углеводородного сырья открыто на шельфе. Подавляющее большинство новых активов, созданных за последние 10 лет в мире для целей разведки и разработки месторождений нефти и газа также приходится на шельф.

Объемы поискового бурения на континентальном шельфе, в том числе, в Арктике, тоже растут, прежде всего, за счет Норвегии, активно стимулирующей освоение собственных нефтегазовых ресурсов. По прогнозу международных экспертов, к 2020 году объем бурения на арктическом шельфе вырастет еще больше, прежде всего за счет развития геологоразведочных работ на шельфе Гренландии, США, и, конечно, России.

Добыча углеводородов на российском шельфе будет играть важную роль в энергетическом балансе России, являясь необходимой для замещения падения добычи на действующих месторождениях и сохранения позиций России в условиях роста внутреннего и внешнего спроса на нефть и газ.

В настоящее время континентальный шельф России является единственным крупным резервом углеводородного сырья, с которым связаны перспективы дальнейшего развития ресурсной базы страны.

Наиболее значительным потенциалом характеризуются недра арктических морей. Ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд. тонн условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей (включая Обскую и Тазовскую губы), где находятся все 25 открытых на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации морских месторождений углеводородов с извлекаемыми запасами промышленных категорий более 10 млрд. т.у.т (8,5 трлн. куб. м и газа, 430 млн. т нефти).

Изученность шельфа крайне неоднородна и варьируется от практически неизученных акваторий до областей, характеризующихся сравнительно высокой изученностью.

Соотношение разведанных запасов и ресурсов углеводородного сырья таково, что из всех нефтегазоносных провинций России наиболее высока вероятность открытия крупных и уникальных месторождений нефти и газа именно на шельфе.

В настоящее время принимаются меры по повышению геологической изученности российского шельфа. В выдаваемые согласно законодательству лицензии на право пользования недрами континентального шельфа включаются существенные обязательства по проведению геологоразведочных работ. Это позволит кратно повысить изученность, выявить и вовлекать в разработку уже имеющийся потенциал.

Вследствие выполнения дополнительных объемов геологоразведки будет обеспечено достижение уровня изученности по всем заявленным площадям в объеме не менее 0,35 пог. км сейсмики 2D на 1 кв. км.

Уже выдано 20 лицензий, рассмотрение еще 29 заявок в настоящее время ведется Роснедрами и Министерством.

Там, где еще недавно были белые пятна, скоро будут отрисованы перспективные структуры.

Государство выстраивает приоритеты в освоении богатой минерально-сырьевой базы Арктики.

Для качественного освоения углеводородного потенциала необходимо формирование крупных морских и прибрежно-морских центров нефтегазодобычи, приуроченных к районам, где расположены наиболее крупные месторождения нефти и газа, с созданием необходимой инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную добычу, переработку и транспортировку сырья и продуктов его переработки.

В соответствии с планами нефтегазовых компаний, работающих на российском арктическом шельфе, в настоящее время рассматриваются вопросы о начале добычи нефти в Печорском море на Приразломном, Медынское-море и Варандей-море нефтяных месторождениях. В 2015 г. планируется ввод в эксплуатацию Долгинского нефтяного месторождения.

Начало добычи газа на месторождениях Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Семаковское в Обской и Тазовской губах Карского моря планируется в 2017-2020 годах.

С целью комплексного и полномасштабного освоения углеводородных ресурсов Баренцева и Карского морей уже сегодня формируются центры нефтегазодобычи.

Ямал, на гостеприимной земле которого проходит сегодня наш Форум, является базовым регионом освоения нефтегазового потенциала Арктической зоны Сибири, наиболее изученным и инфраструктурно подготовленным регионом, имеет уникальные запасы газа и конденсата.

Данные ресурсной базы нефтегазового комплекса полуострова представлены на слайде.

Ресурсы газа составляют 50 569 млрд. куб.м, запасы – 10 847 куб. м, нефти 4 144 млн.т и 2 921 млн.т соответственно, конденсата – 3 256 млн.т и 231 млн.т.

Ямал остается регионом базовой газодобычи на среднесрочную перспективу.

Гыданский полуостров – следующий после Ямала этап освоения Арктической зоны. Ресурсная база обеспечит ежегодно добычу более 60 млрд. м3, до 4 млн.т газового конденсата.

Полуостров имеет высокие перспективы, в том числе перспективы развития производства сжиженного природного газа, уже выстраивается инфраструктура, чтобы можно было рентабельно вовлекать в разработку новые месторождения.

Необходимо отметить, что формирование и развитие центров нефтегазодобычи должно осуществляться с максимальным использованием существующей инфраструктуры и предполагать создание не только заводов СПГ для вывоза газа из регионов, не связанных с системой магистральных газопроводов, но и нефтеперерабатывающих производств - как с целью экспорта нефтепродуктов и повышения энергетической безопасности субъектов Российской Федерации, так и для топливообеспечения самого процесса освоения арктического региона.

Трубопровод Заполярье-Пурпе обеспечит транспортировку продукции до системы магистральных трубопроводов.

Использование комплекса СПГ-Сабетта позволит расширить рынок поставок углеводородов в Азию и Европу.

Впоследствии акцент в освоении минерально-сырьевой базы Арктической зоны будет смещаться на восток, на Таймыр с Хатангским заливом и Восточно-Сибирским морем, имеющий низкую геологическую изученность, но высокие перспективы, не только нефтегазовые, но и по твердым полезным ископаемым.

Важнейшая роль при освоении арктического континентального шельфа Российской Федерации, формировании центров нефтегазодобычи должна отводиться Северному морскому пути, который необходимо обустраивать и использовать в качестве единой транспортной основы дальнейшего развития Арктики.

Для реализации имеющегося ресурсного потенциала, социально-экономического развития удаленных арктических регионов необходимо использование механизма государственно-частного партнерства, в котором государство возьмет на себя проведение начальных геологоразведочных работ и создание инфраструктуры, а бизнесу достанутся детальные геологоразведочные работы и строительство горнодобывающих комплексов.

Уже имеются заявки на лицензирование площадей, за 5-7 лет будет изучен также прилегающий шельф. Совместное освоение минерально-сырьевого потенциала шельфа и суши Арктической зоны позволит создать синергетический эффект, минимизировать инфраструктурные затраты и повысить рентабельность реализации соответствующих проектов.

Чтобы подстегнуть освоение богатых минерально-сырьевых ресурсов Арктики, Правительство Российской Федерации предприняло беспрецедентные меры по экономическому стимулированию данного процесса.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 443-р «Об основных мерах по укреплению стратегических позиций России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 года» предусматривается установить такие налоговые условия, при которых доля государственных изъятий составит около 40%, что на текущий момент не имеет мировых аналогов. Это еще раз подчеркивает важность арктического шельфа для развития отечественной экономики.

  • Классифицировать все шельфовые проекты на 4 категории в зависимости от уровня сложности – им предоставить разные адвалорные ставки налога на добычу полезных ископаемых (5-30%) и разные сроки государственных гарантий о неизменности налогового режима (5-15 лет).

  • Новую систему применять для проектов, добыча на которых начнется не раньше 1 января 2016 года.

  • Не применять экспортную пошлину на нефть, освободить от налога на имущество, а также ввозной таможенной пошлины и НДС для высокотехнологичного оборудования.

  • Установить возможность применения пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых при цене на нефть меньше 60 долл./барр.

  • Вести раздельный учет доходов и расходов по каждому проекту.


В свете нового налогового режима российские щельфовые проекты Арктической зоны выглядят весьма привлекательно.

Но и сложность задачи не имеет мировых аналогов.

Путем таких льгот мы можем сделать проекты на шельфе окупаемыми несмотря на тяжелейшие условия, высокие геологические риски, колоссальные инфраструктурные затраты.

Согласно расчетам экспертов по соотношению индекса рентабельности и риска в рамках предлагаемого налогового режима российские арктические проекты смогут конкурировать за инвестиции шельфа с глубоководными проектами в других, более благоприятных условиях.

Но, идя на такие льготы, мы в конечном итоге рассчитываем на положительный эффект для экономики от реализации проектов на шельфе в долгосрочной перспективе, который выражается не только в сумме дополнительных налоговых поступлений в российский бюджет, но и в мультипликативном эффекте от развития соответствующих отраслей промышленности, в том числе высокотехнологичных, развития инфраструктуры, создания новых постоянных высококвалифицированных рабочих мест и социально-экономического развития удаленных регионов Арктической зоны.

Разумеется, мы отдаем себе отчет, что эксплуатация природных богатств без оглядки на окружающую среду способна принести больше вреда, чем пользы.

Мы уже сейчас озаботились тем, чтобы освоение шельфа и месторождений Арктики велось с соблюдением высочайших экологических стандартов, ведь цена ошибки в условиях хрупкой и уникальной Арктики – слишком высока.

В этой связи обращаю внимание на принятый в целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при ее добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море и вступивший в силу с 1 июля 2013 года Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Указанный закон устанавливает для организации, осуществляющей эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, подводных трубопроводов, проведение буровых работ в целях осуществления разведки и добычи, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, с 1 июля 2013 года эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, иметь финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности.

В настоящее время Минприроды России разрабатывает проект приказа «Об утверждении Методики расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов».

Проект приказа направлен на гарантированное финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов, проводимых компаниями.

Размер финансового обеспечения указанных мероприятий будет определяться, исходя из наиболее вероятного размера разлива.

Россия принимала активное в участие в подготовке второго в истории юридически обязывающего панарктического документа – Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике, подписанного в ходе восьмой министерской сессии Арктического совета в Кируне 15 мая 2013 года.

Подписание соглашения является еще одним свидетельством высокой ответственности арктических государств за состояние дел в регионе.

Важной особенностью российской Арктики является тот факт, что рынок сбыта минеральных ресурсов Арктической зоны может быть ориентирован как на Европу, так и на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Минерально-сырьевая база Арктики имеет огромный потенциал, который должен стать драйвером развития удаленных и малодоступных регионов страны, развития промышленности, укрепления стратегических позиций России.

В своем выступлении коснусь еще такого немаловажного для всех арктических стран аспекта, как обоснование внешней границы континентального шельфа Российской Федерации для Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Россия за последние 3 года провела большой объем работ по батиметрическим и геофизическим исследованиям.

В Северном Ледовитом океане выполнены батиметрические работы по галсам в объёме 10 613 пог. км и 17 250 пог. км на межгалсовых переходах, 760 км авиадесантных сейсмических работ и 128 гидрологических станций.

В пределах Центрально-Арктических поднятий выполнено сейсмопрофилирование МОВ ОГТ 5 315 пог.км, в т.ч. на поднятии Менделеева 3400 км, профиль ГСЗ 480 пог. км, пробоотбор и глубоководное бурение (более 21 000 образцов каменного материала).

Собраны уникальные доказательства по принадлежности к материковой окраине поднятий Ломоносова и Менделеева.

Уже скоро, в конце 2013 – начале 2014 года планируется подача обновлённой заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Теперь остановлюсь на вопросе сохранения Арктических экосистем.

Ведется активная работа по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике.

Особая уязвимость природной среды Арктической зоны предопределила начало проведения ликвидационных мероприятий именно с этого региона.

В результате свертывания хозяйственной и иной деятельности в Арктике остались объекты, на которых расположены свалки пустых бочек, склады горюче-смазочных материалов. Здесь происходит постоянный разлив нефтепродуктов в результате развивающейся коррозии бочкотары с одновременным попаданием нефтепродуктов в открытое море.

Минприроды России в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации в 2011 г. разработало и реализует Программу по очистке архипелага Земля Франца Иосифа на 2011-2014 гг.

В 2011-2013 годах общий объем финансирования составил 1397 млн.руб. В 2014 году планируется затратить 688,94 млн.руб.

Отмечу, что главная трудность при очистке островов – сама Арктика, регион с низкими температурами, не приспособленный для того, чтобы там проводить уборку. Работы по транспортировке собранного мусора с островов на материк приходится вести четко по графику, в короткий период времени – месяц-два.

Параллельно в рамках реализации подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» в 2011 г. Минприроды России были начаты работы «Первоочередные мероприятия по очистке Арктической зоны Российской Федерации от загрязнений», целью которых является снижение ущерба от загрязнений, причиненных окружающей среде на ряде территорий Арктической зоны Российской Федерации в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности: о. Врангеля, Ненецком Автономном округе, на территориях российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

Россия играет особую роль в сохранении арктических экосистем Земли и присущего им видового разнообразия. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики. Именно здесь находятся территории, наиболее ярко воплощающие типичные черты арктических зональных экосистем. В России обитает примерно 80% всего видового биологического разнообразия Арктики.

В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Экологическая доктрина России рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Целью создания таких территорий, полностью или частично изъятых из хозяйственного использования, является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.

В соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, в российской Арктической зоне запланировано создать 2 новых национальных парка - «Центрально-Чукотский» в Чукотском АО и «Хибины» в Мурманской области, 1 новый заповедник - «Медвежьи острова» в Республике Саха (Якутия) в Восточно-Сибирском море к северу от устья реки Колымы, а также расширить территорию национального парка «Паанаярви» в Мурманской области.

В этом году на Чукотке создан национальный парк "Берингия". Это даст возможность проведения комплексного мониторинга региона, наиболее подверженного глобальным изменениям в Арктике. Территория парка будет включена в систему экологического и спортивного туризма.

Национальный парк "Берингия" станет частью российско-американской заповедной территории. На сегодняшний день ведется работа по созданию первой трансграничной особо охраняемой природной территории (ООПТ) двух стран. Этот трансграничный резерват будет состоять из "Берингии" на территории России и национального парка Bering Land Bridge на территории США.

На территории парка насчитывается более одной тысячи видов и подвидов растений, на побережьях собираются птичьи базары, обитают снежные бараны, тихоокеанские моржи, и, конечно, белые медведи.

Белый медведь – живой символ Арктики, но их будущее чрезвычайно хрупко. По мнению экспертов в результате браконьерства, загрязнения окружающей среды и разработки нефти в ближайшие 20 лет некоторые популяции могут исчезнуть.

С целью координация действий государств Арктического региона, осуществляемых на национальном уровне, по сохранению и рациональному использованию белого медведя в 1973 году в Осло пятью арктическими странами: Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией/Гренландией было подписано Соглашение о сохранении белых медведей.

В ноябре этого года исполняется 40 лет подписанию Соглашения. Международный форум по вопросам, связанным с обеспечением охраны белого медведя в Арктике, и юбилейная встреча Стран-Сторон Соглашения о сохранении белого медведя пройдут Москве 4-6 декабря 2013 г.

Это событие станет в ряд ключевых национальных и международных мероприятий Года охраны окружающей среды в Российской Федерации. Его целью является мобилизация усилий стран для принятия мер по предотвращению угрозы вымирания вида животных, являющегося символом и индикатором состояния биоразнообразия в Арктике.

Наблюдаемые в последнее время тенденции в изменении ледовых условий Арктики, обусловленные глобальными климатическими изменениями, приводят к тому, что прежде заповедный уголок становится местом реализации крупных проектов, точкой соприкосновения различных интересов. Повысившаяся транспортная доступность позволит макрорегиону играть большую роль в мире.

В результате, вопросы экологической безопасности Арктики приобретают особое значение в связи с повышенной уязвимостью окружающей природной среды, интенсификацией освоения природных ресурсов, переходом России к модели устойчивого развития в интересах будущих и нынешних поколений.

Наша общая задача – найти баланс между освоением ресурсов Арктики и сохранением уникальных особенностей этой единственной в мире экосистемы.

Мы можем сделать это только вместе, поскольку Арктика – наш общий дом, который поистине должен стать территорией диалога.
Благодарю за внимание!





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconИзменения, которые вносятся в приказ министерства природных ресурсов...
Изложить Приложение 1 "Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов" к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconДоклад руководителя росприроднадзора в. В. Кириллова на международном...
Уважаемые участники Форума, приветствую Вас от лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования!
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Доклад об осуществлении Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края регионального государственного геологического...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconМинистерство природных ресурсов и экологии российской федерации федеральное...
Настоящий Закон регулирует отношения по охране и использованию водных биологических ресурсов в Ивановской области в соответствии...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconДоклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30. 11. 2010 г
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconН. С. Клименков
Методики проведения конкурсных процедур на заключение договора на обучение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconФедеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Министерство природных ресурсов, экологии и лесного хозяйства российской федерации
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconПротокол № про1
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в области гидрометеорологии...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconДоклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30. 11. 2010 года, опубликован в газете «Губернское...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconАкадемия наук), министерством природных ресурсов и лесного комплекса...
Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, председатель организационного комитета по проведению регионального...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconДоклад об экологической обстановке на территории астраханской области в 2010 году
Участие в международном сотрудничестве в области охраны и использования объектов животного мира в сфере изучения и использования...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня стало известно, что глава администрации Нурлатского района Наиль Шарапов подал в отставку. Ему на смену придет зам министра...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconДоклад министра С. В. Медниковой 11 ноября 2010 г на конференции...
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и региональной социальной политикой, в Калужской области активно реализуется...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconЗаместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Феномен этого явления вполне понятен. Каждому ребенку хочется пойти в поход, посидеть и попеть песни у ночного костра, найти что-то...
Доклад Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С. Е. Донского на III международном арктическом форуме «Арктика территория диалога» iconДоклад Статс-секретаря-заместителя Министра регионального развития...
Доклад Статс-секретаря-заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Ю. В. Осинцева


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск