Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка»





НазваниеРабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка»
Дата публикации21.07.2013
Размер63.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
«Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»

Нестерова Елена Васильевна,

учитель музыки

МАОУ «Средняя

общеобразовательная школа №3»

г. Краснокамск
Учебно-методический курс «Традиции музыкального Прикамья» рассчитан на систематические занятия со школьниками 1 - 9 классов

Автор-составитель: Нестерова Елена Васильевна,

учитель музыки МАОУ «СОШ№3»

Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе:

  • ФГОС нового поколения авторской программы «Музыка» авторов Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной;

  • Регионального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Пермского края, решении коллегии Департамента образования Пермской области «О включении регионального содержания в образовательные программы учреждений образования различных типов» от 21.02.2006

Авторизованная программа элективных курсов «Музыка родного края», «Изучение традиционной народной музыкальной культуры Пермского края», автор Нестерова Е. В.

В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики в регионах Российской Федерации является возрождение системы национального образования. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире необходимо решить задачу создания высокоэффективной образовательной системы, основанной на принципах гуманизации, ориентации на личность, интеграции народной педагогики, этнопедагогики и научной педагогики.

В Пермском крае за последние годы в этом направлении сделаны определенные шаги: создана новая законодательная база, разработаны новые учебные планы, программы, учебники, введены новые учебные предметы. Многие педагогические коллективы включились в инновационную работу по приобщению подрастающего поколения к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям, по формированию национального самосознания. Решение этих проблем потребовало обновления всей системы воспитания и обучения и в школе предметов эстетического цикла и предпрофильной подготовки (Музыка, ИЗО, МХК, элективные курсы).

Музыкальный фольклор Прикамья в настоящее время является малоизученной областью регионального этномузыкознания, вместе с тем представляя одну из богатейших фольклорную традицию. Её уникальность связана в первую очередь, с географическим положением Пермского края, а также с историческими и этнокультурными процессами, происходившими на протяжении веков на данной территории.

Базисный учебный план, в котором федеральный стандарт сочетается с региональным компонентом, огромные неиспользованные ресурсы этнохудожественного образования служат естественной и необходимой базой – достижению культурологической системности, принципам вариативного и деятельностного подходов.

Передо мной встала задача построения специальной модели, обеспечивающей формирование духовно-нравственной культуры школьников на традициях музыкальной культуры Прикамья. Отличительной особенностью является интегративная природа её содержания на основе преемственности (д/сад) и междисциплинарных исследований народной культуры (МХК, литература), методами этнографии и искусствоведения (музей, картинная галерея), внеклассные мероприятия (муз. литературная гостиная, родительские встречи), элективные курсы. Тем самым определились особые пути передачи и освоения информации, основанные на важнейшем для народной культуры принципе вариативности, обеспечивающем жизнеспособность традиции, её постоянное творческое обновление, что также обогащает арсенал современных пед. технологий.

Методологической основой подачи образовательно-воспитательного материала является этнокультурология. Методической основой – комплексный подход к процессу формирования творческой, социально адаптивной личности молодого человека. Привлекаются люди творческих профессий, родители, контактные со школой структуры, что дает навык сотрудничества, соучастия в общем стремлении познать и сохранить духовное этнокультурное наследие.

Предлагаются разнообразные формы вовлечения детей в процесс изучения и созидания культурных ценностей: организация интегрированных уроков, посещение досуговых клубов по м/ж («Ассоль», «Ровесник»), проведение конференций, экспедиций, организация экскурсий (городской и районной картинной галереи), паломнических поездок (пригороды д.Конец-бор, д.Усть Сыны, Очёр и др.)

Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Введение регионального содержания в изучение предмета «Музыка» имеет целью изучение историко-культурного единства региона и направлено на воспитание интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края, приобщение к национальной культуре народа. В начальной школе методика предполагает органичное и естественное включение в учебный процесс песенного фольклора Прикамья. В классах среднего звена предусматриваются метапредметные связи, серии интегрированных уроков. На старшей ступени общеобразовательной школы функцию включения регионального компонента выполняют элективные курсы в 6-х и 9-х классах «Музыка родного края», «Изучение традиционной народной музыкальной культуры Пермского края». Интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе «Музыки», не дублировать, а дополнять их новыми формами и методами деятельности.

Изучаемый материал в начальных классах предполагает, что с 1 по 4 класс учащиеся должны освоить основные понятия этнокультуры Прикамья на эмоциональном, эмпирическом и интеллектуальном уровнях. В начальной школе региональный компонент представлен иллюстративной, дидактической стороной учебного плана и освоением навыков музыкального народного творчества.

Разноплановость тематики позволяет осуществить на практике модульный подход, когда в рамках синтетического курса обобщаются знания из различных научных отраслей. Таким образом, региональное музыкальное наследие образует основу содержательной части курса «Традиции родного края», по форме же – это интегральный модульный курс, осуществляющий синтез учебной информации на основе метапредметного подхода.

На уроках музыки закрепляются результаты внедрения регионального компонента через практические навыки игры на музыкальных и шумовых инструментах, хоровое пение, танцевальные движения.

Примерное распределение учебных часов на региональный компонент составляет 3-4 часа в год при следующем распределении по четвертям:  по одному часу в первой, второй, третьей четверти; в четвертом и седьмом классах в каждой четверти по одному часу. Занятия «Элективного курса» предполагают занятия по 1 часу в неделю в 6-х и 9-х классах.

Системное этномузыкальное образование должно иметь непрерывный характер и тесное взаимодействие всех структурных компонентов.

В течение 2-го года обучения мною апробируются занятия с включением местного фольклора в уроки начальных классов, что положительно отражается на взаимоконтакте «учитель-ученик», сотворческой доверительной атмосферы на уроках через:

  • серию открытых уроков в 1 классе по преемственности обучения для воспитателей и музыкальных руководителей ДО;

  • разработку системы уроков для 1-4 классов, по завершению которых готовится праздник народного календаря.

В среднем звене - продолжение включения учащихся в разработанные темы цикла;

дополняется внеклассной работой с привлечением традиций семьи.

Нередко практика творческой деятельности перерастает в практику проектной и исследовательской деятельности. Так возникли:

  • научно-исследовательские работы: «Изучение традиционной музыкальной культуры Прикамья» (Районный конкурс – 1 место), «Народные календарные праздники: их прошлое и настоящее» (2 место), «Такая знакомая незнакомая Масленица!» (2 место);

  • творческий проект «Музыкальный фольклор Прикамья» (Районный конкурс по линии РМО – 1 место);

  • Защита проекта «Музыка родного края» по элективному курсу среди 9-классников – 1 место.

Апробация и практическое внедрение результатов практической деятельности осуществляется в ходе выступлений на ШМО, МО, педсоветах, конкурсах пед. мастерства:

  • Выступление на педсовете по теме: «Изучение духовно-нравственной культуры народов Прикамья»;

  • Участие на Краевом конкурсе «Инновации- 2011» (Диплом 1 степени);

  • Участие на II краевой конференции педагогов-инноваторов «Наша новая школа: инновационные практики и механизмы развития»;

  • Участие в работе районного проектно-обучающего семинара (проведение открытого занятия элективного курса);

  • Обобщение опыта работы по программе элективного курса на МО.

Интегративный характер содержания обучения позволяет учителю транслировать, а учащимся получать знания из различных предметных областей (география, история, литература, природоведение, экология, искусство). Этим достигается формирование целостной картины мира, расширение кругозора, воспитание любви ко всему, чем богат, чем славен родной край.

Оборудование: ПК, Мультимедийное оборудование

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconПрограмма по учебному предмету «Музыка»
«Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений разработана с учетом закона «Об образовании», в соответствии с ооп ноо мбоу...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 7 класс
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству,...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРассмотрено согласовано утверждаю
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа По учебному курсу «Музыка»» 1 класс
Разработана на основе: программы «Музыка» авторы: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету Право
Разработана на основе авторской программы авторы: А. И. Матвеев. Право. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы./....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету Экономика
Разработана на основе авторской программы авторы: С. И. Иванов, Экономика Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы./....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету Экономика
Разработана на основе авторской программы авторы: С. И. Иванов, Экономика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы./....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая учебная программа по учебному предмету «музыка» для обучающихся 2 класса мбоу «сош №24»
России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,...
Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос нового поколения авторской программы «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск