Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений разработана с учетом закона «Об образовании», в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №5, программы формирования универсальных учебных действий, примерной или авторской программы по «Музыке» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
«Музыка» в начальной школе является предметом цикла эстетических дисциплин. Цель учебного предмета:
Формирование основ эмоционально-ценностного отношения к музыке через приобщение к музыкальной культуре мира
Задачи:
- сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека
- развить способности эмоционального восприятия музыки, интереса к музыкально-творческой деятельности
- развить образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальные способности в различных видах деятельности
- воспитать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, к традициям своего народа
- сформировать основы коммуникативных качеств личности Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета музыка в 1 классе выделяется 33 часа, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют индивидуально-личностному развитию учащихся, эмоционально-эстетического восприятия музыки, творческого потенциала. Материально-техническое обеспечение
Данная программа обеспеченна учебно-методическими комплектами для учащихся 1класса по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак (Дрофа 2011г..)
Учебники:
«Музыка» 1 класс В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак
Пособия для учащихся:
«Музыка. Рабочая тетрадь 1 класс»
Пособия для учителя:
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала» 1класс
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3) 1 класс Прогнозируемые результаты и материально-техническое обеспечение представлены в таблицах в приложении
Планирование результатов, содержания, тематического планирования по музыке 1 класс
Приложение №1 Дата проведения
| Тема урока
| Наименование
раздела
программы
| Содержание
| Кол-во
часов
| Планируемые результаты
| План
| Факт
|
| предметные
| метапредметные
| 1 четверть – 9 ч
|
|
| Нас в школу приглашают задорные звонки
(Урок экскурсия)
| 1.Музыка в жизни человека
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Элементы импровизации вокальной, инструментальной. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера – сказка, балет. Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
| 14 ч
| Базовый уровень:
- различает музыкальные и шумовые звуки
- наблюдает за музыкой в жизни человека
- выявляет настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное
- различает музыку различных жанров (песня, танец, марш) –-определяет характерные особенности песни, танца, марша,
воплощает музыкальный образ в танцевальных движениях
- откликается на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности под руководством учителя (пение, слушание музыки и размышление о ней, игра на детских музыкальных инструментах , а также музыкально-ритмические движения и музыкально-драматическая театрализация) ---- участвовует в коллективной творческой деятельности-разучивает и исполняет образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры;-разыгрывает народные песни-хороводы, участвует в коллективных играх-драматизациях)
-понимает значение определений: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр;
- осознает правила поведения в театре;
- имеет первоначальные
представления о понятиях
опера, хор, солисты;
музыкальный образ.
Повышенный уровень:
-размышляет о музыкальных произведениях, высказывает своё отношение к ним
-делится своими впечатлениями и наблюдениями о музыке
| Личностные УУД
Будут сформированы:
-Эмоционально-нравственное отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям, русской народной музыкальной культуре;
-Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности;
- чувство прекрасного через занкомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
-Уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям
Получит возможность для формирования:
-Понимать значение музыкального искусства в жизни человека;
- Освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
-Эстетического переживания музыки, понимания роли музыки в собственной жизни
Регулятивные УУД
Обучающийся научиться:
-Принимать учебную задачу
-Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
-Осуществлять первоначальный контроль своего участия в различных видах деятельности;
-Адекватно воспринимать предложения учителя
Обучающийся получит возможность научиться:
-Принимать музыкально-исполнительскую задачу инструкцию учителя;
-Воспринимать мнение и предложения о музыке сверстников;
-Принимать позицию исполнителя музыкальных произведений
Познавательные УУД
Обучающийся научиться:
-Ориетироваться в информационном материале учебника,
-Использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи
-Понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
-Читать простые схематические изображения
Обучающийся получит возможность научиться:
-Соотносить различные произведения по настроению, простейшим формам, по некоторым средствам музыкальной выразительности;
- Понимать запись в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
- Пользоваться карточками ритма;
- Строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
- Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями
- находить в музыкальном тексте различные части; Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- Воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке;
- Учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- Принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
-Понимать важность исполнения по группам
-Контролировать свои действия в коллективной работе;
Обучающийся получит возможность научиться:
Исполнять со сверстниками музыкальные импровизации выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на ДМИ);
- Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- Следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
|
|
| Музыка, музыка, всюду нам слышна
(Урок путешествие)
|
|
| Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку
(Урок прогулка)
|
|
| Краски осени
(Урок путешествие)
|
|
| Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
(Урок игра)
|
|
| Марш деревянных солдатиков
(Урок экскурсия)
|
|
| «Детский альбом» Петра Ильича
Чайковского
(Урок экскурсия)
|
|
| «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского
(Урок путешествие)
|
|
| Народные праздники
(народные праздники Красноярского края)
(Урок –игра)
| 2 четверть-7 ч
|
|
| Народные праздники
(народные праздники Красноярского края)
(Урок игра)
|
|
| В музыкальном театре
(Урок экскурсия)
|
|
| В музыкальном театре.
Балет
(Урок путешествия в сказку)
|
|
| Давайте сочиним оперу
(Урок путешествия в сказку)
|
|
| Давайте сочиним оперу
(Урок игра)
|
|
| Волшебная страна звуков
(Урок экскурсия)
| 2. Основные закономерности музыкального искусства
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Композитор — исполнитель — слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
| 11ч
| Базовый уровень
--различает контрастные на- астроения в музыке под ру- уководством учителя
- наблюдает за процессом му- узыкального развития
-знает элементы нотной грамоты запоминает и называет ноты;
-определяет на нотном стане расположение нот;
- определяет высоту звуков с помощью учителя( высокий, средний, низкий) - --следит за изменениями динамических оттенков
- понимает значение мелодии-интонации в музыке;
- понимает взаимосвязь выразительной и изобразительной интонации в музыке,
- умеет передать образ через вокальное исполнение (ансамблевое) -распознает духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку;
Повышенный уровень: работатет с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи;
-выявляет элементы музыкального развития
(динамика, темп, лад)
- сравнивает контрастные
произведения
оопределяет на слух тембры му узыкальных инструментов:
- музицирует с элементами импровизации (Вокал, ритмические движения, ДМИ)
- умеет передать образ через вокальное исполнение (сольное)
|
|
| Водят ноты хоровод
(Урок игра)
| 3 четверть- 10 ч
|
|
| Где живут ноты?
(Урок путешествия в музыкальную сказку)
|
|
| Композитор-исполнитель-слушатель
(Урок путешествия в концертный зал)
|
|
| Мелодия – интонация- музыкальность
|
|
| Мелодия – интонация- музыкальность
|
|
| Музыкальное эхо
(Урок загадка)
|
|
| Музыкальность картин.
Музыкальный лад
(Урок виртуальная прогулка)
|
|
| Музыкальность картин.
Приемы музыкального развития
(Урок-виртуальная прогулка)
|
|
| Музыкальные инструменты.
Тембры – краски
(Урок экскурсия)
|
|
| Легко ли стать музыкальным исполнителем?
(Урок – игра)
|
|
| Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать
(Урок игра)
| 3. Музыкальная картина мира
| Музыкальные театры. Музыка для детей: видеофильмах, мультфильмах.
Музыкальные инструменты.. Танцы и песни народов мира.
| 8ч
| Базовый уровень:
-Исполняет песни с элементами театрализации;
- Играет на шумовых, музыкальных инструментах на заданный ритм под руководством учителя;
-Узнаёт по изображениям: рояль, пианино, скрипку, народные инструменты: баян, балалайку, бубен, трещотки, ложки, дудочку;
-Участвует в концертной деятельности (групповое исполнение)
-имеет представление
о выразительных и
изобразительных возможностях музыки в мультфильмах
Повышенный уровень:
-Различает на слух звучание отдельных музыкальных инструментов: (рояль, пианино, скрипку, народные инструменты: баян, балалайку, бубен, трещотки, ложки, дудочку);
-Участвует в концертной деятельности (соло);
- Выполняет простейшие ри- итмические и певческие иимпровизации
| 4 четверть – 8 ч
|
|
| Ноги сами в пляс пустились
(Урок игра)
|
|
| Русские народные музыкальные инструменты
(Урок путешествия)
|
|
| Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов
(Урок путешествия)
|
|
| Весенний вальс
(Урок прогулка)
|
|
|
|
|
|
|
| В музыкальном театре
(Урок экскурсия)
|
|
|
|
|
|
|
| В концертном зале
(Урок экскурсия)
|
|
|
|
|
|
|
| Но на свете почему-то торжествует доброта
(Музыка в мультфильмах)
(Урок путешествия в страну мультфильмов)
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
|