МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
Большемешинская СОШ
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____________/Л.Г.Шаяхметова/
Протокол № ___ от «__»
____________2011г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ- Большемешинская СОШ
_____________/ Г.Ш.Миннебаева/
«__»____________2011г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ -Большемешинская СОШ
_____________/ Р.Г.Зарипов /
Приказ № ___ от «__»____2011г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Муллахметовой Раушании Эминовны,
I квалификационная категория
по учебному курсу «Музыка»
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2011 г.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
____________________________________________________________________ * Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы», М., Просвещение, 2007г., стр.6. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся татарских композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения;
выразительно исполнять соло;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач. Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
6 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся татарских композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (6 класс) №
п/п
|
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| В т
| Контрольные работы.
| тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| 17
|
| 1 четверть
| 1.
| 1.
| Удивительный мир музыкальных образов.
| 1
|
| 2.
| 2.
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. М
| р чарующих звуков.
1
|
| 3.
| 3.
| Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
| 2
|
| 4.
| 4.
|
| 5.
| 5.
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
| 1
|
|
| .
6.
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| 1
|
| 7.
| 7.
| Обряды и обычаи в фольклоре и творч
| стве композиторов.
1
|
| 8.
| 8.
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| 1
| 1
| 9.
| 9.
| Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
| 1
|
| 10.
| 10.
| Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
| 1
|
| 11.
| 11.
| Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
| 1
|
| 12.
| 12.
| «Фрески Софии Киевской»
| 1
|
| 13.
| 13.
| «Перезвоны». Молитва.
| 1
|
| 14.
| 14.
| Образы духовной музык
| Западной Ев
опы. Небесное и земное в музыке Баха.
1
|
| 15.
| 15.
| Образы духовной музыки Запа
| ной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.
1
|
| 16.
| 16.
| Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
| 1
| 1
| 17.
| 17.
| Авторская песня: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.
| 1
|
| тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
| 18
|
| 18
|
1.
| Джаз – искусство 20 века.
|
|
| 19.
| 2.
| Вечные темы искусства и жизни.
| 1
|
| 20.
| 3.
| Образы камерной музыки.
| 1
|
| 21.
| 4.
| Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
| 1
|
| 22.
| 5.
| Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
| 1
|
| 23.
| 6.
| «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа
| мозаика цветов?». Картинная галерея.
1
|
| 24.
| 7.
| Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
| 2
|
| 25.
|
|
| 26.
| 9
|
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
| 2
|
| 27.
| 10.
| 1
| 28.
| 11.
| Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
| 2
|
| 29.
| 12.
|
| 30.
| 13.
| Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
| 2
|
| 31.
| 14.
|
| 32.
| 15.
| Мир м
| зыкального театра.
2
|
| 33.
| 16.
|
| 34.
| 17
|
Образы киномузыки. Проверочная работа.
| 2
| 1
| 35.
| 18.
| Обобщающий урок.
|
| Итого:
|
| 35
| 4
| Содержание программы предмета Музыка» 6 класс
| |