Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Руководитель МО
___________ Юдакова И. Н.
Протокол № 6 от « 22 » июня 2013 г.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»
г. Губкина
________________ Фунтикова Г. Д.
« » июня 2013 г.
| «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»
г. Губкина ____________ Евсюкова В. Е.
Приказ № 406 от «30» августа 2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Юдаковой Ирины Николаевны
Высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Обществознание»
8 «А» класс
Базовый уровень 2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Обществознание» для 8 класса составлена на основе Программы курса «Обществознание» для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: А. И. Кравченко - М.: «Русское слово», 2009 г., допущенной Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану. Рабочая программа способствует реализации единой концепции обществоведческого образования. Цели изучения предмета «Обществознание»
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-правовой деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
*курс помогает учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях, выработать собственную жизненную позицию;
*курс включает в себя начальные сведения из целого ряда общественных наук: философии, социологии, экономики, этики, права, экологии, что учит ребят умению пользоваться этими знаниями в жизни;
*курс учит самостоятельному поиску решения различных проблем, возникающих в жизни человека и общества.
Учебный план МАОУ "СОШ № 2 с УИОП " разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 года № 1312), согласно которому продолжительность учебного года для обучающихся 5-8, 10 классов составляет 35 учебных недель. В рабочую программу по обществознанию в 8 классе внесены изменения: добавлен один час на повторение раздела «Общество и человек». Программа рассчитана на 1 час в неделю в соответствии с БУП - 2013/2014 гг. На 1 полугодие отводится 16 недель - 16 уроков, 2 полугодие — 19 недель - 19 уроков. Курс состоит из 3 учебных разделов. Программа реализуется с помощью УМК:
КравченкоА. И. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 13-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2006 г.). Москва. «Русское слово», 2012 год.
Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 класс». Москва. «Русское слово», 6-е издание, 2012 год.
Формы организации учебного процесса:
Уроки проводятся с применением личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Основные методы работы на уроке:
- объяснительно – иллюстративный,
-репродуктивный,
-частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся:
-индивидуальная работа,
-групповая,
-фронтальная.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
разработка индивидуальных и групповых ученических мини – социальных проектов;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в различных формах самоуправления.
Учебно– тематический план
№
п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Примечание
| 1.
| Вводное занятие
| 1
| Сентябрь
|
| 2.
| Раздел 1. Общество и человек
| 11
| Сентябрь - ноябрь
|
| 3.
| Раздел 2. Экономическая сфера
| 11
| Декабрь - февраль
|
| 4.
| Раздел 3. Социальная сфера
| 11
| Март - май
|
| 5.
| Итоговое повторение.
| 1
| Май
|
|
| Итого:
| 35
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Плановые сроки прохождения
| Название разделов, тем уроков
| Наглядные пособия. оборудование
| Примечание
| план
| факт
| 1
| 07.09. 13 г.
|
| Вводное занятие. Курс обществознания. Его специфика, формы работы
| Учебник, рабочая тетрадь
|
| Раздел 1. Общество и человек (11 часов)
| 2
| 14.09. 13 г.
|
| Общество, его признаки, строение
| Презентация «Что такое общество?»
|
| 3
| 21.09. 13 г.
|
| Представление о мировом сообществе и мировой системе
| Схема «Международный Билль о правах человека»
| День города
| 4
| 28.09. 13 г.
|
| Взаимосвязь природы и общества
| Презентации: «Экология в жизни человека», «Глобальные проблемы»
|
| 5
| 05.10. 13 г.
|
| Типология обществ
| Презентация «Типы обществ»
|
| 6
| 12.10. 13 г.
|
| Социальный прогресс и развитие общества
| Презентации «НТР и общество в 70-80-х гг. XX в.»; «Современное общество»
|
| 7
| 19.10. 13 г.
|
| Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития
| Работа с документом
|
| 8
| 26.10. 13 г.
|
| Личность и социальная среда
| Памятка «Как стать личностью».
Презентация «Личность, индивидуальность, индивид»
|
| 9
| 01.11. 13 г.
|
| Потребности человека
| Понятийный словарь темы
|
| 10
| 16.11. 13 г.
|
| Социализация и воспитание
| Работа с документом
Презентация «Самооценка подростка»
|
| 11
| 23.11. 13 г.
|
| Социально-психологический процесс общения
| Схема «Виды межличностного общения»
|
| 12
| 30.11. 13 г.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе и общество в человеке».
| Презентация «Человек в обществе и общество в человеке»
|
| Раздел 2. Экономическая сфера (11 часов)
| 13
| 07.12 13 г.
|
| Сущность и структура экономики
| Понятийный словарь темы,
схема «Структура экономики»
|
| 14
| 14.12.13 г.
|
| Товар и деньги
| Презентация «Конкуренция»
|
| 15
| 21.12.13 г.
|
| Спрос и предложение
| График действия спроса и предложения
|
| 16
| 28.12.13 г.
|
| Рынок, цена и конкуренция
| Презентация «Цена, рынок, конкуренция»
|
| 17
| 14.01.14 г.
|
| Предпринимательство
| Презентация «Предпринимательство»
|
| 18
| 21.01.14 г.
|
| Экономическая роль государства
| Презентации «Оплата труда»
|
| 19
| 28.01.14 г.
|
| Налоги как источник доходов федерального правительства
| Схема «Налоговая система РФ»
|
| 20
| 04.02.14 г.
|
| Бюджет государства и семьи
| Презентации «Экономика семьи»; «Доходы и расходы семьи»
|
| 21
| 11.02.14 г.
|
| Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение
| Схема «Бюджет государства»
|
| 22
| 18.02.14 г.
|
| Труд, занятость, безработица
| Схемы «Трудовой договор»,
«Рабочее время»
|
| 23
| 25.02.14 г.
|
| «Становление рыночного общества в России: общее и особенное» (повторение).
| Решение задач,
проблемных заданий
|
| Раздел 3. Социальная сфера (11 часов)
| 24
| 04.03.14 г.
|
| Социальная структура
| Презентация «Социальная структура общества»
|
| 25
| 11. 03.14 г.
|
| Социальная стратификация
| Таблица «Критерии социальной стратификации»
|
| 26
| 18.03.14 г.
|
| Богатые
| Задачи, проблемные задания
|
| 27
| 01.04.14 г.
|
| Бедные
| Понятийный словарь темы
|
| 28
| 08.04.14 г.
|
| Этнос: нации и народности
| Презентация «Этнос, нации и народности»
|
| 29
| 15.04.14 г.
|
| Формирование нации и ее отличительные черты
| Презентация «Этнос, нации и народности»
|
| 30
| 22.04.14 г.
|
| Межнациональные отношения
| Схема «Причины межнациональных конфликтов»
|
| 31
| 29.04.14 г.
|
| Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта
| Схема «Виды конфликтов»
|
| 32
| 06.05.14 г.
|
| Способы решения конфликтов
| Презентация «Конфликты, пути их решения»
|
| 33
| 13.05.14.
|
| Семья
| Презентация «Семья как малая группа»
|
|
34
|
20.05.14.
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства».
|
Решение юридических задач
|
| 35
| 27.05.14.
|
| Итоговое обобщение курса «Обществознание» за 8 класс.
| Решение задач,
проблемных заданий
|
|
Содержание программы учебного предмета «Обществознание»
Вводное занятие (1 час)
РАЗДЕЛ I Общество и человек (11 часов)
Раздел призван сформировать целостное представление о том, каково внутреннее устройство современного общества, что такое мировое сообщество, куда включены отдельные страны, как связаны между собой (противостояние и мирное сосуществование) общество и природа. Важное место занимают проблемы социального прогресса и сменяющие друг друга во времени исторические типы общества. Среди предложенных видов и типов общества главными являются три: первоначальным типом выступает доиндустриальное (традиционное, аграрное), его сменяет индустриальное, на смену которому приходит постиндустриальное.
Общество в данном разделе выступает фоном и средой, в которой происходит становление и развитие самого человека. Человек как существо общественное, социальное формируется под определяющим влиянием окружающих людей и общественных институтов, в частности, семьи, школы, производства, государства, культуры. Освещение проблемы взаимодействия человека и среды логически выводит на две другие темы — внутренний мир человека, прежде всего потребности, которые движут человеческими поступками и поведением, и социализация, т.е. врастание индивида в общество, овладение социальными ролями и культурными нормами. Завершением сложного процесса социализации и воспитания как его частного вида выступает человеческая личность.
Только став полноценной личностью, т.е. социально и творчески активным субъектом действий, человек способен общаться, взаимодействовать и сотрудничать с другими личностями. Процесс общения, раскрывающий процесс динамического существования человека в социальном пространстве, завершает данный раздел.
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Социально-психологический процесс общения
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Повторение. Человек в обществе и общество в человеке
РАЗДЕЛ II Экономическая сфера (11 часов)
В этом разделе рассматривается экономический базис рыночного общества. Его основу составляет материальное производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Вначале необходимо раскрыть ресурсы экономики (земля, труд, капитал, управление), после чего можно переходить к структуре экономики, которая подразумевает взаимосвязанную совокупность основных агентов и институтов, действующих в четырех ключевых сферах экономики. Речь идет о рынке, бирже, банках, налоговой службе, а также основе материального производства — промышленности, и составляющих ее компонентах, а именно отраслях, предприятиях, фирмах, цехах. В конце раздела рассматриваются вопросы, касающиеся работы и безработицы, оплаты и организации труда.
Тема 9. Сущность и структура экономики
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12. Рынок, цена и конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику.
Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд, занятость, безработица
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное. РАЗДЕЛ III Социальная сфера (11 часов)
Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируется социальная и классовая структура, происходит распределение статусов и ролей, протекает социальная мобильность, увеличиваются или снижаются бедность и богатство, возникает социальное неравенство, образуются и распадаются семьи, нарастает волна общественных движений.
Изучая материал раздела, посвященного одной из самых сложных и противоречивых сфер современного общества, учащиеся получают возможность освоить не только новые категории и научные концепции, но и с их помощью анализировать свою повседневную жизнь, протекающую в социальном пространстве «значимых других».
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Темы 19—20. Богатые и бедные
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе.
Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
Итоговое повторение курса (1час). Формы и средства контроля знаний, умений учащихся:
обобщающие уроки;
устный опрос;
работа с документами;
составление сравнительных таблиц;
решение познавательных и практических задач;
проблемные задания.
Учебно-методические средства обучения Основная и дополнительная литература: 1. Варывдин В. А. Учебно-методический комплекс. Право. Схемы, таблицы, определения. М., Педагогическое общество России, 2003 год.
2. Конвенция о правах ребенка. М. , ООО «Кно Рус», 2011 год.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Кравченко А. И. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 13-е издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации (экспертиза РАН и РАО 2006 г.) Москва. «Русское слово», 2012 год.
5. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. Москва. «Русское слово», 2000 год.
6. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. и доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80 с.
4. Презентации к учебным разделам: Общество и человек, Экономическая сфера, Социальная сфера.
5. Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс». Москва. «Русское слово», 6-е издание, 2012 год.
|