Рабочая программа по учебному предмету Экономика





Скачать 340.75 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету Экономика
страница1/3
Дата публикации03.08.2014
Размер340.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №124»



ПРИНЯТО

Методическим объединением учителей _____________

МБОУ «Лицей №124»

Протокол от 30.08.2013 №1

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей №124»

____________Н.М. Погребников

Приказ от 29.08.12 №01-13/154

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №124» ____________Н.М. Погребников

Приказ от 30.08.13 №1-13/154


Рабочая программа по учебному предмету

Экономика

Программа среднего (полного) образования (профильный уровень)

11 В класс

Срок реализации данной программы 1 год – 2012-2013 учебный год

Разработана на основе авторской программы авторы: С.И. Иванов, Экономика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы./. - М.: Просвещение, 2011

Учитель Буравцова В.Н.


Барнаул 2013
Пояснительная записка

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как постоянными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Место программы в образовательном процессе. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) и Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ. Данная рабочая программа рассчитана на 70 учебных часа (на 1 учебный год; 35 учебные недели в год , 2 часа в неделю).

Цели и задачи курса

1. Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимой для уверенной ориентации в повседневной экономической деятельности.

2. Адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества.

3. Формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций.

4. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.

"Введение в экономику" представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяет формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, избегать перегрузки материала понятиями, не подкрепленными примерами из реальной жизни.

Для того, чтобы сделать уроки экономики живыми и интересными, при разработке учебно-тематического плана предусмотрено большое количество практических занятий, в ходе которых целесообразно использовать активные формы обучения: деловые игры, тренинги, дискуссии, семинары и т.п.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:

1) Расширена тема1 «Предмет и метод экономической науки»

2) Сокращено количество часов на изучение тем «Совершенная конкуренция, Монополистическая конкуренция, Банки и банковская система. Коммерческие банки».

3) По всем темам включены мини-тесты, деловые игры, тренинги.

Программа по экономике

Тема 1. Основы экономической жизни общества

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука.

Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения.

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов.

Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества.

Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен.

Основные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить?

Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Смешанная экономика.

Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».

Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.

Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.

Эластичность предложения по цене.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.

Тема 3. Потребители

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.

Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи.

Сбережения. Формы сбережений (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчеты с помощью кредитной карточки).

Тема 4. Фирмы, рынки, конкуренция

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал.

Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств).

Предпринимательство и менеджмент.

Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.

Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция.

Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки + прибыль», прямой сговор).

Монополистическая конкуренция.

Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация).

Особенности распределения прибыли различных видов фирм. Дивиденд. Различие между дивидендом и процентом.

Особенности прекращения деятельности фирм различных типов. Банкротство.

Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация. Различие между акцией и облигацией.

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Факторы, влияющие на курс акции.

Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы.

Тема 5. Деньги и банки

Деньги, их свойства и функции. Рыночная цена денег (ставка процента). Зависимость ставки процента от срока кредита.

Банки. Основные функции банков (привлечение вкладов, выдача кредитов, осуществление расчетов, дилерские функции). Безналичные расчеты.

Банковские услуги потребителям. Виды вкладов. Вклад до востребования (текущий вклад). Срочный вклад. Потребительский кредит. Залог. Кредитные и дебетные карточки.

Банковские резервы. Норма обязательных резервов.

Тема 6. Государство и экономика

Задачи государства в рыночной экономике.

Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.

Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов (потребителей, наемных работников, социально незащищенных граждан). Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.

Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными внешними эффектами и стимулирования положительных.

Теневая экономика, причины ее возникновения.

Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы.

Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды.

Схемы налогообложения. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Кривая Лаффера. Налоговые льготы.

Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Основные методы покрытия дефицита государственного бюджета (сокращение расходов бюджета; повышение налогов; денежная эмиссия; заимствования на внутреннем и внешнем рынке; продажа активов государства). Государственный долг.

Тема 7. Экономическое развитие

Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Агрегированные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП). Методика расчета ВВП. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели. Структура ВВП по источникам доходов и направлениям использования. Амортизация.

Цели экономического роста. Общественная функция благосостояния. Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения.

Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления.

Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие.

Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду). Объективный характер и неизбежность экономических циклов.

Тема 8. Макроэкономические проблемы

Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

Профсоюзы и их роль в экономике. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Деятельность профсоюзов в защиту интересов работников. Забастовка.

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера.

Создание денег. Денежные агрегаты Ml, M2 и МЗ. Кредитная эмиссия банков.

Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.

Государственная макроэкономическая политика. Методы воздействия государства на совокупный спрос. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы.

Тема 9. Международная экономика

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ.

Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО).

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный банк, Международный валютный фонд).

Тема 10. Проблемы переходной экономики

Переходная экономика. Переход от централизованной к рыночной экономике. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация.

Экономические институты и их функции (регулирующие, посреднические, информационные). Создание институтов рыночной экономики. Структурные сдвиги в экономике


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭКОНОМИКА» 11 КЛАСС (вариант: 2 часа в неделю; 68 учебных недель)





Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические работы, обобщающие уроки)

Планируемые образовательные результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке




Тема 1 Валовый внутренний продукт и национальный доход










1-2

Совокупный выпуск товаров и услуг. Промежуточный и конечный продукт.

Лекция

Учебная дискуссия

Ученик должен: понимать, в чем заключается проблема измерения объема производства продукции, выпускаемой различными отраслями экономики и экономики в целом; видеть различия между конечными и промежуточными товарами и услугами; уметь объяснить, почему величина валового внутреннего продукта экономики любой страны определяется не общим выпуском всех товаров и услуг, а только объемом выпуска конечных товаров и услуг; понимать, что факторы, которые создают товары и услуги в пределах данной страны, не тождественны факторам, которые принадлежат субъектам экономики данной страны; видеть различия между валовым внутренним продуктом и валовым национальным продуктом.

Извлечения необходимой информации из источников.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).

Работа с текстами различных стилей. Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Публичные выступления.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.


3

Валовый внутренний продукт и валовый национальный продукт

Комбинированный урок

Решение проблемных задач




Осознание речевого высказывания в устной форме о значении в жизни человека знаний о ВВП и ВНП

4-5

Методы оценки ВВП. Добавленная стоимость.

Комбинированный урок

Решение проблемных задач

Ученик должен: понимать, в чем состоит метод исчисления ВВП, состоящий в суммировании потока затрат; уметь объяснять, какие затраты должны учитываться при исчислении ВВП методом суммирования потока затрат; уметь объяснять, какие затраты не должны включаться в показатель ВВП при его исчислении первым методом; уметь анализировать структуру ВВП по элементам затрат; понимать, в чем состоит метод исчисления ВВП, состоящий в суммировании потока доходов; видеть различия между природой доходов, которые учитываются при исчислении ВВП вторым методом, и доходами, которые не должны включаться в показатель ВВП, исчисляемый вторым методом; уметь объяснять, что представляет собой добавленная стоимость; уметь объяснять, почему ВВП, исчисленный первым методом, равен показателю ВВП, исчисленному вторым методом.

Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).

Работа с текстами различных стилей. Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Публичные выступления.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.

Работа с текстом.

6-7

Национальный доход

Лекция

Учебная дискуссия

Решение проблемных задач

Ученик должен: уметь объяснять, что представляет собой чистый национальный продукт и национальный доход; обосновать необходимость выделения ЧНП и национального дохода в особые показатели системы национальных счетов; объяснять, как происходит распределение национального дохода между собственниками факторов производства; видеть различие между факторными и нефакторными ( вторичными) доходами, знать, каковы источники вторичных доходов; анализировать, какую роль в распределении нац. дохода играет распределение и использование прибыли корпораций ( акционерных обществ); объяснять, что представляет собой совокупный личный доход и как он формируется; анализировать, какую роль в распределении доходов играют прямые налоги и система социального страхования; объяснять, что представляет счобой совокупный располагаемый доход и как он фрмируется.

Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).

Работа с текстами различных стилей. Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Публичные выступления.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.

Работа с текстом.


8

Номинальный и реальный ВВП

Комбинированный урок

Решение проблемных задач

Ученик должен: видеть различия между номинальными и реальными показателями системы национальных счетов; объяснять, что представляют собой индекс-дефлятор ВВП( ВНП) и индекс цен на потребительские товары и услуги; видеть различия между номинальными и реальными доходами; объяснять, каким образом при помощи индекса- дефлятора ВВП показатель номинального ВВП может быть пересчитан в показатель реального ВВП; объяснять, каким образом при помощи индекса цен на потребительские товары и услуги номинальные доходы могут пересчитаны в реальные доходы; на основе данных о динамике номинальных показателей и соответствующих индексов цен делать вывод о динамике реального ВВП, реальных доходов и других показателей.

Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).

Работа с текстами различных стилей. Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Публичные выступления.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.

Работа с текстом.




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету Экономика
Разработана на основе авторской программы авторы: С. И. Иванов, Экономика Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы./....
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Экономика региона» разработана
«Экономика региона» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта содержания образования, типовой программы...
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа По учебному предмету «Экономика»
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету "Экономика" для 10 класса составлена на основе авторской программы Автономова В. С. Азимова...
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по учебному предмету Экономика iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск