Скачать 104.88 Kb.
|
Утверждаю: Директор МБОУ Каюковская ООШ Казакова В.Г. П Р О Г Р А М М А экологического воспитания учащихся МБОУ «Каюковская основная общеобразовательная школа» на 2010-2015 годы с. Каюки I. Введение. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. Программа экологического воспитания в МБОУ «Каюковская ООШ» разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74) II. Основные положения экологического воспитания. ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников. ЗАДАЧИ: - усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека; - понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества; - овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; - выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе; - формирование понятия о взаимосвязях в природе; - развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера; - формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе. При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты: - интерес к природе; - знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу; - чувства эстетические и нравственные; - позитивная деятельность и поведение в природе; - мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./. III. Принципы организации экологического воспитания. 1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением. 2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. 3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению. 4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования. IV. Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как: а) традиционные; б) активные, инновационные. Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны: - по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений); - по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу); - по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка); - по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач); - по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении. V Мероприятия по реализации программы. Программа экологического воспитания младших школьников 1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Экологические беседы /возможная тематика/: 1. Мы - друзья природы. 2. Жалеть надо уметь. 3. Удивительное рядом. 4. Наш друг - лес. 5. Тайны бионики. 6. Звери и птицы зимой. 7. Зеленая аптека. 8. Где живут наши меньшие братья? 9. Как мы помогаем природе?! 10. Растения под нашей защитой. 11. О тех, кого мы не любим. 12. О культуре поведения в природе. 13. Природа - наш дом. 14. Учитесь доброте. 15. Птицы - наши друзья. 16. Природа и искусство. Турнир-викторина "Охраняемые растения РТ". Конкурс загадок о природе. "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/. Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/. Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. "Зоопарк" на столе. Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея". Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство". Фестиваль рисованных фильмов "Экомульт". Экологический КВН. Экскурсии: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса". Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./. Устный журнал "В мире природы". Фенологические наблюдения. Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира". Кружки: "Юные друзья природы", "Флорист", "Юный зоолог", "Орнитолог", "Юные мичуринцы". 2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Участие в выставках "Природа и фантазия". Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и сочинения о природе. Выставка "Зимний букет".Участие в районных мероприятиях по экологии. 3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Операция "Первоцвет". Очистка парка или участка леса от сушняка. Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных. Операция "Муравейник". Операция "Мой двор - моя забота". Озеленение класса, школы, улицы, двора. Участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/. 4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/. Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Праздник Цветов. Праздник птиц. Кукольный экологический театр. Экологический "Театр на столе". Вечер экологической сказки. Утренник "Природа и искусство". Лесной карнавал. Программа экологического воспитания школьников-подростков 1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед. Организация экоцентра. Организация экологического общества. 2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, инспекторами СЭС. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения РТ", "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные района", "Предприятия - загрязнители РТ". Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./. "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Лесная аптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире", "Искусство и природа", "Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. Конкурсы фанпроекта:"Город будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире". Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?". 3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД "Полиграфический комбинат" /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/. Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет". 4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ. Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Рейды "голубых" и "зеленых" патрулей. Экопосты. Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов. Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии. Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Муравейник", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро". 5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер, Кольцовка песен о природе. Вечер "Человек и природа". Лесной карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Кукольный театр. Конкурсы стихов о природе. VI .Механизм реализации программы. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Детское объединение «Тургай». В состав ДО входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детское объединение «Тургай» определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги. VII. Оценка эффективности реализации программы. Оценка эффективности программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли. Экологические мероприятия с учащимися МБОУ «Каюковская ООШ Спасского муниципального района РТ» на 2013-2014 учебный год. Сентябрь
Октябрь
Экологическая викторина "Редкие и исчезающие животные района",
Ноябрь
Декабрь
Январь 1.Устный журнал: «По страницам Красной книги» Февраль Всемирный день водно-болотных угодий.(2.02) Дискуссии, беседы о значении болот. Март
Апрель
Май 1.Неделя биологии. Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", Июнь
Август 1.Экологическая акция - Родник Участие в экологических операциях: «Ель»,"Подснежник","Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Муравейник", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро". . |
О подведении итогов районного этапа регионального конкурса Мбоу сош №1 г. Спасска (директор Денисова О. А.), Мбоу оош г. Спасска (директор Герасина Г. М.), Мбоу оош с. Липлейка (директор Филина... | 2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы... I I приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время | ||
План мероприятий по Году охраны окружающей среды в мкоу бородулинская оош на 2013 год № Методический семинар с классными руководителями о роли экологического воспитания школьников | Доклад руководителя мбоу «Большанская оош» Мбоу «Большанская оош» Прохоровского района Белгородской области за 2011-2012 учебный год | ||
Доклад директора мбоу «Шатракасинская оош» Мбоу «Шатракасинская оош» Моргаушского района Чувашской республики по итогам работы 2012-2013 учебного года | Пояснительная записка Курс «Основы экологического воспитания» Курс «Основы экологического воспитания» является одной из дисциплин национально-регионального компонента в блоке общепрофессиональных... | ||
Внеклассное мероприятие «День Земли» Авторы: Хафизова Дина Вильсуровна, учитель английского языка мбоу «оош п. Усть-Кара», Хатанзейская Валентина Владимировна, библиотекарь... | Анализ работы по проекту «1ученик 1компьтер» в мбоу «оош№1» 2012-2013 учебный год ... | ||
Рабочая программа по физической культуре 1-4 классы Рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов мбоу оош с. Отрадное. Сроки реализации программы 2013-2017 гг. Предмет «Физическая... | Программа экологического образования дошкольников «наш дом — природа» Проблемы, связанные с антропогенным воздействием на биосферу. Экологический кризис. Связь экологии с социальными процессами. Значение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках реализации долгосрочной целевой Программы экологического воспитания учащихся 1-11 классов «За чистый город: 2013-2014г г.»... | Программа развития воспитательной компоненты в мбоу «Тат. Челнинская оош» Программа развития воспитательной компоненты в мбоу «Тат. Челнинская оош» построена как открытая система для реально действующих... | ||
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников... На 1 сентября 2011 г в Мбоу оош №36 обучалось 20 девятиклассников, в течение учебного года 4 учащихся выбыло (Киданов А., Дрянушкин... | Рабочая программа по обществознании в 7 классе Сармановского муниципального... Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования,... | ||
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс Программа основного курса физики для 7-9 класса мбоу оош ст. Елюзань составлена на основе образовательной программы по физике основного... | Демонстрационный вариант теста Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... |