Санкт патербургского государственного университета





Скачать 202.36 Kb.
НазваниеСанкт патербургского государственного университета
Дата публикации02.01.2015
Размер202.36 Kb.
ТипКалендарно-тематический план
100-bal.ru > География > Календарно-тематический план

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА


САНКТ ПАТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРОГРАММА КУРСА





Концепции современного естествознания

Бакалаврская программа по направлению 080500 – «Менеджмент», весенний семестр 2008/2009 учебного года

Преподаватель: Катунин Борис Дмитриевич, канд. физ.-мат. наук, доцент физического факультета СПбГУ

Адрес электронной почты: bkatunin@mail.ru
Аннотация курса

Данный курс относится к числу общеобразовательных дисциплин учебного плана бакалаврской программы по направлению 080500 – «Менеджмент». Курс предназначен для студентов 2 года обучения; читается в весеннем семестре.

Организация курса: лекции, самостоятельное изучение научной и учебной литературы, написание рефератов по курсу.
Цели и задачи курса

  • Цель изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»:

- повышение общекультурного статуса и уровня эрудиции студентов через ознакомление с естественнонаучной культурой, получение широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности.

  • Задачи курса:

Дать панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания. Обеспечить:

- формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы;

- понимание принципов преемственности, соответствия и непрерывности в изучении природы, а также необходимости смены языка описания по мере усложнения системы;

- понимание сущности жизни, организации биосферы, роли человечества в её эволюции.


Изучаемые в курсе темы


Тема 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

Тема 2. ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР

Тема 3. КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.



Тема 4. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Тема 5. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ.

Тема 6. КВАНТОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Тема 7. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА АТОМОВ И МОЛЕКУЛ.

Тема 8. ЭВОЛЮЦИЯ ПРИРОДЫ.




Календарно-тематический план занятий.

Тема 1. Предмет и структура естествознания.

Занятие 1. Введение в предмет.

Дата: 16.02.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Два мира и основной вопрос философии.

- Наука. Естественные и гуманитарные науки.

- Виды материи и различные уровни её организации. Деление

естествознания на отдельные науки.

- Рациональный и интуитивный способы познания.

- Приближенный характер естественнонаучных знаний.

- Математический и вербальный способы описания реальности.

- Эксперимент и его значение в естествознании. Научный метод

познания.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- варианты ответа на основной вопрос философии;

- виды материи и различные уровни её организации;

- роль интуиции в научном поиске.

- существующие способы описания реальности.

- уметь:

- классифицировать научные знания;

- формулировать критерий истинности естественнонаучной теории;

- обосновывать приближенный характер естественнонаучных знаний.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, лекция 1; стр. 5 – 10.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 1, стр. 10 - 37.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 1, разд. 1.1 – 1.2, стр. 12 – 26.

Тема 2. Физический взгляд на мир.

Занятие 2. Исторические этапы познания природы.

Дата: 23.02.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Парадигма и её роль в естествознании. Динамика научного познания в теории Томаса Куна.

- Наше восприятие мира.

- Историческая ретроспектива или этапы познания природы.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- что такое парадигма и какова её роль в науке;

- особенности чувственного восприятия;

- основные этапы развития естествознания.

- уметь:

- анализировать динамику научного познания;

- разбираться в причинах, порождающих иллюзии;

- формулировать значение античной философии для

современного естествознания.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, лекция 2; стр. 11 – 17.

  2. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 1, разд. 1.1 – 1.2, стр. 12 – 27.

Тема 3. Классическое естествознание.

3.1 Механика. Законы движения.

Занятие 3. Основные представления механики Ньютона.

Дата: 02.03.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Классические представления о пространстве и времени.

- Механическое движение и способы его описания.

- Законы движения.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- основные свойства пространства и времени;

- что такое механическое движение и каковы способы его описания;

- в чем смысл относительности механического движения;

- фундаментальные законы движения Ньютона.

- уметь:

- классифицировать типы движения;

- определять физические величины - основные характеристики движения;

- формулировать границы применимости законов движения

Ньютона.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 1, лекции 3, 4, 5; стр. 17 – 38.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 51 - 65.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 2, разд. 2.2, гл.3, разд. 3.1 стр. 59 – 62.

3.2 Законы сохранения.

Занятие 4. Вращательное движение. Законы сохранения.

Дата: 09.03.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Особенности и характеристики вращательного движения.

- Динамика вращательного движения.

- Законы сохранения.

- Симметрия в природе и законы сохранения. Теорема Нетер.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- особенности вращательного движения и его законы;

- законы сохранения импульса, момента импульса и энергии;

- с какими свойствами пространства и времени связаны

законы сохранения.

- уметь:

- давать определения величин, характеризующих вращательное движение;

- формулировать условия, при которых выполняются законы сохранения;

- формулировать теорему Нетер.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, лекция 6; стр. 39 – 45.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 57 - 62.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 3, разд. 3.2, стр. 62 – 65.

3.3 Колебания. Волны. Звук.

Занятие 5. Колебания. Упругие волны. Звуковые явления. Акустика.

Дата: 16.03.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Условия возникновения и виды колебаний.

- Упругие среды. Волны и их характеристики.

- Звук и особенности его восприятия. Громкость звука. Закон

Вебера-Фехнера.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- виды колебаний и условия их возникновения;

- определение упругих волн и их основные характеристики;

- что такое звук и особенности его восприятия человеком.

- уметь:

- объяснять причины, вызывающие различного рода колебания;

- различать особенности распространения звука в различных средах;

- формулировать закон Вебера-Фехнера.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 3, лекция 17; стр. 123 – 133.

3.4 Тепловые явления.

Занятие 6. Тепловые явления. Начала термодинамики. Аттестация.

Дата: 23.03.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Основные положения молекулярно-кинетической (МКТ) теории и их опытное обоснование.

- Температура как мера кинетической энергии молекул. Абсолютная температурная шкала.

- Внутренняя энергия вещества и способы её изменения.

- Первое начало термодинамики.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- основные положения МКТ;

- определение температуры и температурных шкал Цельсия и Кельвина;

- формулировку первого начала термодинамики.

- уметь:

- обосновывать на примере простейших опытов и наблюдений основные положения МКТ;

- описывать способы изменения внутренней энергии вещества

- объяснять содержание первого начала термодинамики.

Литература:

1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 1, лекция 8; стр. 54 – 63.

  1. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 65 - 74.

  2. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 3, разд. 3.6, стр. 80 – 83.

3.5 Теплота и работа. Энтропия.

Занятие 7. Тепловые двигатели. Второе начало термодинамики. Энтропия.

Дата: 30.03.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Основные элементы и принцип действия теплового двигателя.

- Идеальная тепловая машина. Второе начало термодинамики.

- Энтропия как функция состояния системы.

- Энтропия и вероятность. Третье начало термодинамики.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- определение и принцип действия теплового двигателя;

- принципиальные ограничения на кпд тепловых машин;

- физический смысл энтропии и закон её изменения в

замкнутых системах.

- уметь:

- объяснять физический смысл энтропии и её связь с вероятностью состояния системы;

- оценивать максимально возможный кпд теплового двигателя;

- формулировать второе и третье нала термодинамики.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 1, лекции 8,9; стр. 54 – 73.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 69 - 74.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 3, разд. 3.6, стр. 83 – 92.

3.6. Электрические явления.

Занятие 8. Электростатическое взаимодействие. Постоянный ток.

Дата: 06.04.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Электрический заряд и его свойства.

- Электростатическое поле и его характеристики.

- Электрический ток и условия его существования.

- Сторонние силы, ЭДС, тепловое действие тока.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- определение и свойства электрического заряда;

- определение и взаимосвязь напряженности и потенциала;

- основные законы, определяющие процессы, протекающие в

электрической цепи.

- уметь:

- графически представлять распределение поля в пространстве;

- определять и приводить примеры сторонних сил;

- объяснять тепловое действие тока.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 2, лекции 10, 11; стр. 74 – 88.




3.7. Электричество и магнетизм.

Занятие 9. Классическая электродинамика.

Дата: 13.04.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Особенности и характеристики магнитного взаимодействия.

- Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея.

- Двойственная природа электрического и магнитного полей, теория электромагнетизма Максвелла.

- Электромагнитные волны и их свойства.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- историю открытия магнитного взаимодействия;

- условия возникновения индукционного тока;

- природу электромагнитных волн и их основные свойства.

- уметь:

- объяснять вихревой характер магнитного поля;

- применять правило Ленца для нахождения направления индукционного тока;

- обосновывать двойственную природу электрического и

магнитного полей.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб,

«Бельведер», 2002, раздел 2, лекции 12; стр. 88 – 97.

  1. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.II, гл. 2, стр. 74 - 78.

Тема 4. Теория относительности.

Занятие 10. Теория относительности.

Дата: 20.04.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Предпосылки возникновения специальной теории относительности.

- Постулаты Эйнштейна.

- Релятивистские эффекты.

- Общая теория относительности.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- постулаты специальной теории относительности;

- основные релятивистские эффекты;

- объяснение гравитационного взаимодействия в рамках

общей теории относительности.

- уметь:

- объяснять причины, приведшие к возникновению теории относительности;

- формулировать основные положения релятивистской динамики;

- обосновывать эквивалентность гравитационных сил и сил

инерции.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 2, лекции 12, 13; стр. 5 – 17.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 57 - 62.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 3, разд. 3.5, стр. 72 – 80.

Тема 5. Световые явления. Корпускулярно-волновой дуализм.

5.1 Волновая природы света.

Занятие 11. Природа света. Волновая оптика.

Дата: 27.04.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- История развития представлений о природе света.

- Интерференция света.

- Дифракция света. Теория Френеля.

- Поляризация света.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- объяснение явлений интерференции и дифракции света;

- основные законы и свойства поляризованного света;

- примеры практического использования явлений волновой

оптики.

- уметь:

- формулировать условия возникновения интерференционных максимумов и минимумов;

- объяснять особенности картины дифракции сферических и плоских волн;

- формулировать законы Малюса и Брюстера.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 3, лекции 18, 19, 20; стр. 133 – 162.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 78 - 86.

5.2 Квантовая природа света.

Занятие 12. Фотоны и их свойства.

Дата: 04.05.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Тепловое излучение. Гипотеза Планка.

- Внешний фотоэффект и опыт Боте.

- Фотоны и их свойства.

- Корпускулярно-волновой дуализм.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- предпосылки возникновения квантовой теории;

- свойства фотонов – световых частиц;

- какой смысл вкладывается в термин «корпускулярно-

волновой дуализм»

- уметь:

- объяснять закономерности теплового излучения и внешнего фотоэффекта;

- объяснить на основании чего из опыта Боте можно сделать вывод о распространении света отдельными порциями – квантами.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 3, лекция 20; стр. 152 – 162.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 78 - 86.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 2, разд. 2.3, стр. 43 – 44.

Тема 6. Квантовые представления.

Занятие 13. Квантовая механика. Волновые свойства микрочастиц.

Дата: 11.05.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Гипотеза де-Бройля. Волновые свойства микрочастиц.

- Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

- Волновая функция и её физический смысл.

- Особенности описания поведения частиц в квантовой механике.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- основное содержание гипотезы де-Бройля.

- о чем свидетельствует неравенство Гейзенберга.

- физический смысл волновой функции.

- уметь:

- формулировать особенности квантово-механического описания поведения частиц;

- приводить примеры опытов, в которых проявляются волновые свойства микрочастиц.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 3, лекции 21, 22; стр. 162 – 180.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.II, гл. 2, стр. 89 - 93.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 2, разд. 2.4, стр. 44 - 45.

Тема 7. Строение и свойства атомов и молекул.

Занятие 14. Атомы и молекулы. Основные этапы развития химии.

Дата: 18.05.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Смена модельных представлений о строении атома.

- Спин. Принцип запрета Паули.

- Излучение и поглощение света атомами и молекулами.

- Основные этапы развития химии.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- модели атома Томсона, Резерфорда, Бора;

- квантовые числа, характеризующие состояние электрона в атоме;

- этапы развития химической науки.

- уметь:

- объяснять периодический закон Менделеева особенностями строения электронных оболочек атомов;

- обосновывать появление каждой из моделей атомов;

- формулировать постулаты Бора.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 3, лекции 23, 24; стр. 180 – 196.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 2, стр. 86 - 89.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 2, разд. 2.5 – 2.9, стр. 45 – 54.

Тема 8. Эволюция природы.

Занятие 15. Общие представления о Вселенной.

Дата: 25.05.2009

Время:

Ауд. – А/З.

Изучаемые вопросы:

- Сущность концепции развития.

- Эволюция Вселенной.

- Структура Вселенной.

- Солнечная система – часть Вселенной.

После данного занятия студенты должны:

- знать:

- космологические модели Вселенной;

- основные этапы эволюции звезд;

- историю возникновения и структуру Солнечной системы.

- уметь:

- формулировать основные гипотезы происхождения Солнечной системы;

- давать общую характеристику планетам Солнечной системы;

- определять единицы измерения расстояний, используемых в

астрономии.

Литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, раздел 2, лекция 16; стр. 116 - 122.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, ч.I, гл. 3, стр. 104 - 127.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, гл. 6, разд. 6.1 – 6.4, стр. 120 – 145.

Календарный план контроля успеваемости по курсу

Промежуточная аттестация:

23 марта 2009 г.

Зачет

30 мая 2009 г.

Объявление результатов

02 июня 2009 г.

Представление для проверки выполненных рефератов

04 мая 2009 г.


Система контроля знаний

Формы и виды текущего контроля знаний:

  • промежуточная аттестация по курсу,

  • выполнение рефератов в указанные сроки.

Форма итогового контроля знаний - зачет.

Структура оценки успеваемости по курсу:

- до 40% итоговой оценки - текущая работа в семестре;

- до 60% итоговой оценки - зачетный тест.

При этом, 40% (текущая работа) итоговой оценки складывается из промежуточной аттестации ( до 20%) и реферата (до 20%).
Промежуточная аттестация оценивается следующим образом:

- выполнение теста промежуточной аттестации на 85% и более – соответствует 20% суммарной оценки;

- выполнение теста промежуточной аттестации более 74% но менее 85% - соответствует 15% суммарной оценки по курсу;

- выполнение теста промежуточной аттестации более 64%, но менее 74% - соответствует 10% суммарной оценки по курсу;

- выполнение теста промежуточной аттестации более 59%, но менее 64% - соответствует 5% суммарной оценки по курсу;

- выполнение теста промежуточной аттестации менее, чем 59% - соответствует непрохождению аттестации и баллов (%%) к суммарной оценке по курсу не дает;

- промежуточная аттестация проходит однократно. Студенты, не участвующие в ней, независимо от характера причин пропуска, дополнительных баллов (%%) к суммарной оценке по курсу не получают.

Зачетные тесты составляются для каждого студента индивидуально и содержат по десять вопросов, пять из которых сформулированы по материалам курса, а остальные составлены по содержанию написанного студентом реферата. По каждому вопросу следует дать развернутый ответ.

Написание реферата для всех студентов обязательно. Без реферата, сданного в сроки, указанные в календарном плане контроля успеваемости по курсу, студенты не допускаются к итоговому зачету. Реферат должен быть аккуратно оформлен. Структура реферата должна включать следующие необходимые элементы: титульный лист, введение (постановка задачи), основная часть (раскрытие темы), заключение (выводы), список используемой литературы, содержащий не менее трех наименований. Тему для реферата студенты выбирают самостоятельно. Примерный список тем приведен в приложении 1 к настоящей программе. Реферат оценивается по пятибальной шкале, что соответствует до 20% итоговой оценки.

Итоговый зачет по курсу выставляется на основе результатов, полученных студентом в ходе:

- ответов (письменно) на тестовые вопросы (1-5), составленные по пройденному материалу (до 30% суммарной оценки);

- ответов (письменно) на тестовые вопросы (6-10), составленные по теме реферата, написанного студентом (до 30% суммарной оценки).

Каждый вопрос зачетного теста оценивается по десятибальной шкале в зависимости от полноты его раскрытия, терминологической и содержательной корректности изложения соответствующих положений.

Зачет выставляется при итоговом количестве набранных баллов не менее 61.
Основная литература:

  1. Чирцов А.С., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, СПб, «Бельведер», 2002, 280с.

  2. Карпенков С.Х., «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва, «Высшая школа», 2004, 630 с.

  3. Под ред. Л.А. Михайлова, «Концепции современного естествознания», уч. пособие, Москва-СПб, «Питер», 2008, 334 с.


Дополнительная литература:

  1. Коротков В.И. Развитие концепции ноосферы на основе парадигмы синергетики. “Вече”, N 6. Изд. СПбГУ. С. 129 - 148. 1996

  2. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

  3. Клайн М. «Математика. Поиск истины», Москва, «Мир», 1988, 295 с.


The course “Сonceptions of Contemporary Natural Science” is one of the general education subjects of the bachelor program training plan in compliance with specialization 080500 – “Management”.

The course is designed for the second year students and given in the spring term. It consists of the lectures, independent studying scientific and educational literature and writing course papers related to the subject.

The main objectives of the subject “Сonceptions of Contemporary Natural Science” are twofold: to enhance the students’ general cultural status and their erudition level through familiarization with natural science culture and provide the students with understanding a broad range of the basic concepts and principals of modern science as an essential part of fundamental higher education and contributing in their personal development.
The material covered in the course is aimed at giving a panoramic view of the most universal scientific concepts and laws. The course is concerned with achieving three goals:

- forming a clear idea of physical overview of the world as the of base of entirety and variety in nature;

-understanding the main principals of succession, conformity and continuity while studying nature and necessity in language renewal when describing increasingly complicated systems;

-comprehension of the essence of life, biosphere entity and a human role in its evolution.

Приложение 1.

Примерные темы для рефератов.


  1. Естественнонаучные идеи Аристотеля.

  2. Архимед как физик и математик.

  3. Космологическая модель мира Птолемея.

  4. Основные цели и проблемы алхимии.

  5. Гелиоцентрическая космология Николая Коперника.

  6. Тихо Браге, Иоганн Кеплер и движение планет.

  7. Аристарх, Гиппарх, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно о движении Земли и Солнца.

  8. Идеи о методе Френсиса Бэкона и Рене Декарта и начало классической науки.

  9. Физические открытия Галилея.

  10. Место физики (натуральной философии) Ньютона в классической науке.

  11. Естественнонаучные взгляды на мир Леонардо да Винчи.

  12. Движение и однородное пространство Галилея, Декарта и Ньютона.

  13. Механицизм и картезианская физика.

  14. Природа тяготения по Ньютону и его космология.

  15. Корпускулярная концепция света Ньютона.

  16. Возникновение и становление лапласовского детерминизма (причинно-следственных связей физических явлений).

  17. Электричество и магнетизм от античности до Гильберта, Кулона, Эрстеда и Ома.

  18. Волновые концепции света Юнга и Френеля.

  19. Механика явлений в изложении Эйлера и Лагранжа.

  20. Концепция теплоты по Карно, Джоулю и Майеру.

  21. Основные положения механистической картины мира.

  22. Эволюционное учение Дарвина и его основополагающие принципы.

  23. Возникновение и становление учения о наследственности (генетике) в XIX веке.

  24. Установление основных законов химии Дальтоном, Авогадро и Берцелиусом.

  25. «Трактат о свете» Гюйгенса.

  26. Создание первых источников электричества Франклином, Гальвани и Вольтом.

  27. Физические идеи Ломоносова.

  28. Становление идеи об электрическом поле из опытов Фарадея.

  29. Системный метод и таблица элементов Менделеева.

  30. Больцман и его молекулярно-кинетические идеи.

  31. Второе начало термодинамики и тепловая смерть Вселенной по Клаузиусу.

  32. Герц, Попов и Маркони – основоположники радиосвязи.

  33. Парадоксы теплового излучения тел в конце XIX века.

  34. Проблема эфира от античности до конца XIX столетия.

  35. Максвелл как основоположник классического естествознания.

  36. Геометрия Римана и физическое пространство.

  37. Броуновское движение частиц как пример неклассического движения.

  38. Концепции относительности Лармора, Лоренца и Пуанкаре.

  39. Возникновение и становление закона сохранения энергии.

  40. Майкл Фарадей как основоположник учения о физическом поле.

  41. Естественнонаучные идеи Лейбница.

  42. Моделирование (в том числе математическое) как метод научного познания.

  43. Взаимосвязь новых научных парадигм и научных революций.

  44. Научные революции в физике XX века.

  45. Естествознание и классификация наук Новейшего времени.

  46. Научный рационализм Нового времени.

  47. Роль и функция математики в естествознании.

  48. Идеи атомизма и пустоты (вакуума) в естествознании в исторической ретроспективе.




  1. Становление и развитие идеи объединения природных взаимодействий.

  2. Проблема эфира в естествознании в исторической ретроспективе.

  3. Ретроспектива представлений о физическом пространстве и времени.

  4. Феномен времени и черные дыры.

  5. Черные дыры и модель «большого взрыва».

  6. Тяготение и геометрия искривленного пространства-времени по Эйнштейну.

  7. Проблема скрытых размерностей пространства, времени и взаимодействий.

  8. Вероятностный детерминизм и статистические закономерности в микромире.

  9. Симметрии в природе и законы сохранения (по Нетер).

  10. Принцип дополнительности Бора и научная рациональность.

  11. Гипотезы об образовании Вселенной в исторической ретроспективе.

  12. Значение соотношения неопределенностей Гейзенберга для развития науки.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Санкт патербургского государственного университета iconСанкт-петербургский государственный политехнический университет
Доктор химических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна С. Ф. Гребенников
Санкт патербургского государственного университета iconФранцузский институт в Санкт-Петербурге Медицинский факультет Санкт-...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Санкт патербургского государственного университета iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Уставом Университета, решениями Ученого совета Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами, принятыми...
Санкт патербургского государственного университета iconОсновы теории менеджмента
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Санкт патербургского государственного университета icon«основы курортологии»
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары
Санкт патербургского государственного университета iconПроекта
Северо-Западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
Санкт патербургского государственного университета iconУчебное пособие учебное издание, дополняющее или частично заменяющее...
Издательство принимает к рассмотрению рукописи из утвержденного ректором Университета плана, который формируется на основе анализа...
Санкт патербургского государственного университета iconРекомендуемый объем работы не менее 8 страниц печатного текста
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Санкт патербургского государственного университета iconУчебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета...

Санкт патербургского государственного университета iconОтчет по проекту «Невероятная туалетная бумага» Дисциплина: «Управление проектами»
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Санкт патербургского государственного университета iconНаучно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного...
Список литературы введение 3
Санкт патербургского государственного университета iconПсихология управления
...
Санкт патербургского государственного университета iconКурс лекций по социальной работе издается по решению Редакционно-издательского...

Санкт патербургского государственного университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
Санкт патербургского государственного университета iconУчебник санкт-петербургского государственного университета «финансовые рынки»
Экономическая природа глобальных финансов: дефиниция, количественные характеристики, технологическая и правовая основы (с. 4)
Санкт патербургского государственного университета iconСотрудничество спбгу и «МегаФон»
МегаФон провел акцию для выпускников Санкт-Петербургского государственного университета 6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск