Доклад на педагогическом совете





Скачать 109.61 Kb.
НазваниеДоклад на педагогическом совете
Дата публикации03.01.2015
Размер109.61 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа – интернат VIII вида станицы Шкуринской Краснодарского края


Воспитательный ресурс предметов естественного цикла.

( доклад на педагогическом совете)

"Одна из важнейших задач воспитывающего обучения -

не допустить равнодушного, безразличного отношения

ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет никакого

дела до их содержания".

В. А. Сухомлинский.

Предметы естественно-научного цикла, как и другие , обладают большими возможностями реализации целей и задач воспитания.

Сегодня образование призвано не только вооружать учащихся знаниями и умениями, оно должно готовить их к будущей жизни и направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей.

Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, т. е. с решением образовательных задач, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. Когда вырабатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются.

В этом заключается суть воспитания.

Как можно за один урок «воспитать», например, патриота или привить любовь к прекрасному и т.д.?

В отличие от целей обучения воспитательные и развивающие цели вовсе не обязательно (и даже некорректно) объявлять ученикам. Это стратегические цели образования и общества в целом, которые призван из урока в урок реализовывать в повседневной практике учитель.

Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:

вызвать заинтересованность в …,

пробудить любознательность;

возбудить готовность решать задачи самостоятельно;

побудить учащихся к активности;

закрепить уверенность в … и т. п.

Задача каждого учителя – раскрыть для школьников в своей области знания эстетическую картину мира и сформировать у каждого действенное гуманистическое нравственно – эстетическое отношение к природе.

В процессе усвоения учебного материала учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы естественно-научных знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, экологического, нравственного, трудового и нравственного воспитания.

В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя . Это должен быть образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания. Учитель прежде всего пропагандист своих знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию.

На уроке мы можем достичь желаемого в воспитательной области через реальные и вполне проверяемые эмоции.

Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если он ведет урок и видит пустые глаза учеников, значит урок проходит зря. Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы определенные показатели ее решения.

Один из таких показателей нравственный выбор учащегося при постановке учителем учебно-воспитательной задачи.

Воспитательный эффект любого урока зависит прежде всего от эмоционального строения урока. Дети весьма чувствительны к эмоциональному настрою и восприимчивы именно к эмоциональной составляющей урока. Например, рассказ или беседа, позволят создать на уроке благоприятную атмосферу для решения разного рода задач. Определить степень достижения воспитательного эффекта урока достаточно несложно: взглянуть на детей, если они активны и собраны – задача выполнена. При этом необходимо учитывать, что воспитание на уроке должно пройти три стадии: сознание, чувства и поступки. Только в этом случае ребенок получит необходимые качества для своего дальнейшего самовоспитания.

Все учебно - воспитательные задачи взаимосвязаны и обращены к личности школьника. Их группировка необходима для осознаний и комплексной постановки учителем учебно - воспитательных задач при подготовке и проведении уроков биологии и географии. Они определяются спецификой учебного материала, наличием в нём мировоззренческих и практических аспектов и должны быть конкретными и решаемыми в рамках урока. Поэтому важно конкретизировать учебно - воспитательные задачи, связанные с отдельными направлениями воспитания.

Одними из направлений является духовно-нравственного воспитание.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы... Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают усиление практической направленности обучения, формируют у школьников такие нравственные качества как любовь и бережное отношение ко всему живому, к жизни. Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях. В описании природы главенствующая роль отводится литературе. Причем стихи, прозаические отрывки с описанием природы выбираются так, чтобы они соответствовали теме или объекту, изучаемому непосредственно на уроке, и окружающему пейзажу во время экскурсии, что усилит эмоциональность восприятия.

Воспитание нравственности - одна из важнейших задач школы.

Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого ученика, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

-Планета Земля - общий дом человечества;

-Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;

-Мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

В школьные годы закладывается и фундамент здоровья человека.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.

Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей и связывается с необходимостью усиления гигиенического контроля. Это должно облегчить учащимся адаптацию к современным условиям социальной среды, к системе образования, к пониманию сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем.

Особенно важным является период полового созревания организма, который связан с подростковым возрастом. Поэтому возрастает значение курса "Человек и его здоровье" в образовании и воспитании школьников.

Усвоение гигиенических знаний - необходимый элемент подготовки школьников к само-

стоятельной жизни и труду, к воспитанию детей в семье. Воспитательная направленность уроков по гигиене определяет их основные учебно - воспитательной задачи: содействовать формированию гигиенических умений и навыков в повседневной жизни школьников.

Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Образовательный процесс, нацеленный на формирование экологических компетенций школьников, должен быть ориентирован на создание ситуаций и поддержку действий, которые для учащихся имеют практический смысл и могут опираться на жизненный опыт.

Необходимо воспитывать экологическую культуру у учащихся, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства патриотизма.

Как научить детей любить свою Родину, гордиться великой Россией, если со страниц газет и журналов, с экранов телевизора на бедных наших детей обрушивается колоссальный поток негативной информации, и облик нашей могучей державы тускнеет сквозь пелену этого грязного потока.

Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане естественно-научные дисциплины предоставляет большие возможности.

При изучении материала по теме «Болото, их образование» я рассказываю ребятам следующую историю. Шел 1919-й г. На севере нашей Советской республики наступали белогвардейцы. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Новотельнов вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция.

Так изучение курса «Географии России» я начинаю со знакомства с государственной символикой, прослушивание гимна, просмотра видеофрагмента о создании государственного гимна и флага.

Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Задачей эстетического воспитания является развитие чуткости к красоте, развитие таких сторон личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир человека. Еще Аристотель писал, что в воспитании первую роль должно играть прекрасное, и что стремление к одной только пользе оборачивается для государства большими потерями, а для человека - невоспитанностью по отношению к окружающему миру. Возможности для эстетического воспитания при изучении географии вытекают из самой сути географической науки, центральной проблемой которой является проблема природа-человек.

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - свидетельство не только незнания и несоблюдения законов природы, но и духовной черствости людей, поэтому экологическое воспитание - важная составляющая в воспитательном процессе. В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Не менее важно, что география включает материалы оценочного характера, что является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии и биологии происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентации. Экологическое содержание курса географии располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.

-В изучении современной географии особое внимание уделяется человеку, миру людей, культуре отдельных народов, особенности их быта, религий, отношение к природе, то есть усиливается гуманитарное крыло географии; усиливается цивилизованное направление в познании прошлого и настоящего в географии, возрастает интерес к явлениям исторической географии.

Не менее важная задача - воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально-этического и нравственно-патриотического воспитания учащихся. При изучении географии отдельных стран происходит знакомство с их населением, особенностями материальных, духовных, культурных ценностей, которые отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, скульптура, обряды, нормы поведения, хозяйственная деятельность человека и т.д.).

Обогащая запас впечатлений ребенка мы развиваем его оценочные способности и готовим к будущим контактам и будущему поведению в природе. Изучение опыта показывает, что, развивая эстетические отношения школьников можно формировать и их экологическую культуру.

В этой связи необходимо как можно более раннее развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и причастности к окружающему миру.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственных начал отношения к среде неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание

школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Методологическую основу трудового воспитания школьников в процессе обучения биологии составляет учение о роли труда в возникновении и развитии человеческого общества, о роли трудовой деятельности в нравственном воспитании человека как обязательным социальным условием всестороннего развития личности.

Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.

Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.
Используемая литература:

1. Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в географии. - М. Просвещение, 1996.

2. Герасимова Т.П. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения географии. -М.; Педагогика, 1992.

3. Дущина И.В. О соотношении нормы и творчества в работе учителя географии. М. География в школе. -2000. N.2.

4. Максаковский В Л. Географическая культура. - М.; 1996.

5. Преображенский В.С. Как же так коллеги? М. География. 1997. N.3.

6. Б.З.Вульфов Острые проблемы воспитания: поиски решения. – М.; Издательский дом «Новый учебник», 2003

7. И.Д.Демакова Гуманизация пространства детства: теория и практика.М. .; Издательский дом «Новый учебник», 2003
Доклад подготовила: Майгур И.В. –учитель географии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на педагогическом совете iconДоклад на педагогическом совете «Внеаудиторная самостоятельная работа...
«Работа педагогического коллектива по теме педсовета в 2009-2010 уч году» (Савицкая Д. А., зам директора по ур)
Доклад на педагогическом совете iconДоклад на педагогическом совете «Духовно нравственное воспитание школьников»
Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,...
Доклад на педагогическом совете iconДоклад на педагогическом совете «Экологическое воспитание обучающихся,...
ГС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат...
Доклад на педагогическом совете iconВыступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей...
Выступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей среды в условиях перехода на фгос оо» Ребровой Л. С
Доклад на педагогическом совете iconНа педагогическом совете Директор мбоу дод «дши»

Доклад на педагогическом совете iconПрограмма развития воспитательной компоненты Принята на педагогическом совете гимназии

Доклад на педагогическом совете iconДополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества...
Предлагаем Вашему вниманию открытый информационный публичный доклад. В докладе содержится информация о деятельности государственного...
Доклад на педагогическом совете icon«Ровенская сош», сельский филиал мбоу «сош №3» г. Белева Тульской...
Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного...
Доклад на педагогическом совете iconОбразовательная программа
Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012
Доклад на педагогическом совете icon1. Пояснительная записка
Обсуждена и принята на Согласовано: «Утверждаю» педагогическом совете Руководитель оо и по дм заведующий
Доклад на педагогическом совете iconПрограмма рассмотрена на педагогическом совете
Планируемые результаты осовения обучающимися образовательной программы основного общего образования
Доклад на педагогическом совете iconРассмотрено на педагогическом совете
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Тульской области «Профессиональное училище №9...
Доклад на педагогическом совете iconРассмотрено на Педагогическом совете школы протокол №6 от «01» февраля 2012г
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»
Доклад на педагогическом совете iconПоложение о портфолио учителя
Рассмотрено и принято на педагогическом совете муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная...
Доклад на педагогическом совете iconУтвержден на педагогическом совете №1 31. 08. 2012г
Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре
Доклад на педагогическом совете iconПринято на педагогическом совете
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей комплексная детско – юношеская спортивная школа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск