Скачать 226.62 Kb.
|
Тезисы выступления на городском методическом объединении учителей географии города Троицка по теме «Экскурсия как одна из форм реализации краеведческого образования в курсе географии основной школы» Главная задача модернизации образования – обеспечение современного его качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям человека, общества, государства. Одной из важнейших тенденций реформирования образования является его регионализация, которая органически сочетается с другим процессом развития образования – федерализацией. Цель экскурсионной краеведческой работы - создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; - приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; - совершенствовать нравственное и физическое развитие учащихся. Содержание краеведческой экскурсионной работы определяется программами учебных предметов «География» и «Краеведение» и включает в себя следующие направления: - «Познай свой край»; - «Школа юного экскурсовода»; - «Клуб интересных встреч». Теория и практика экскурсионных занятий в значительной степени опираются на дидактические категории, которым отводят важное место в основных принципах обучения, таким как доступность, систематичность, последовательность. Эти принципы реализуются в трёх основных частях экскурсии: объяснении, показе и исследовании. Сочетание индивидуальной и групповой работы в практической деятельности соответствует успешной реализации как воспитательных, так и образовательных целей экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составление соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала. Наличие краеведческой экскурсионной работы в нашей школе повысило качество географического образования на второй ступени обучения: качественная успеваемость учащихся в 2005-2006 учебном году составила 57%; качественная успеваемость учащихся в 2006-2007 учебном году составила 57%; качественная успеваемость учащихся в 2007-2008 учебном году составила 72%. После окончания основной школы 18 учащихся продолжили обучение в средней школе в классе социально-экономического профиля. Чтобы реализовать экскурсионную работу по направлению «Познай свой край» нами разработано планирование экскурсий в 6-х, 7-х классах (Приложение 1). Для рациональной организации разработаны технологические карты экскурсий по маршрутам МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10" города Троицка, по городу Троицку, по городу Миассу, по городу Златоусту, по агрофирме «Альтернатива», расположенной в Увельском районе (Приложение 2). Учащимися 6-х классов разработаны маршруты постоянных экскурсий по книгам Аблиной, Н. А. Путешествуя по столетиям. Троицку 260 лет, Скобелкина, Е. И. Возвращаясь к прошлому (Приложение 3). Экскурсии проводятся пешеходные, автобусные, заочные, виртуальные, с использованием электронных презентаций учителя, учителей Челябинской области, учащихся нашей школы. Экскурсии позволяют развивать чувственно-эмоциональное восприятие красоты уральской природы, закладывая прочный фундамент для формирования таких важных человеческих качеств как любовь к природе, чувство гордости за свой город, людей, живущих рядом. Наряду с этим развивается творческий потенциал учащихся, понимание причинно-следственных связей физических явлений и промышленного использования природных ресурсов Челябинской области. Мы прилагаем сценарии уроков, на которых используется материал, собранный на экскурсиях. Ежегодно в школе проходит неделя географии, насыщенная встречами с интересными людьми, в рамках которой выпускаются тематические газеты, листовки, проводятся конкурсы и краеведческие викторины. Экскурсии стали традиционным видом познания окружающего мира, отдыхом, общением учащихся нашей школы. Краеведческая экскурсионная работа реализует деятельностный подход в обучении. Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, создают собственные творческие продукты: отчёты, сообщения, доклады, фотоальбомы, рефераты. Особым видом отчёта учащихся по итогам экскурсии является создание электронных презентаций. Краеведческие экскурсии повышают личностную значимость предмета география для учащихся, и следствием этого является повышение интереса к исследовательской и творческой деятельности. Краеведческая работа может быть основой для использования проектной технологии обучения, так как многие учащиеся стремятся исследовать экскурсионные объекты более подробно. В таких случаях результаты исследования оформляются в научно-исследовательские работы. Анкета, проведённая среди учащихся 7-х классов в октябре 2008-2009 учебного года, подтверждает, что краеведческая экскурсионная работа в курсе географии в основной школе повышает уровень образования учащихся. Она вызывает у них интерес к истории родного края, способствует развитию творческих способностей, самостоятельного мышления, активизирует стремление продолжать изучение экскурсионного материала и вызывает желание заниматься научно-исследовательскими работами. Полученные знания, учащиеся с удовольствием демонстрируют, создавая электронные презентации, доклады и сообщения (Приложение 4). Преимущество экскурсии как формы учебно-воспитательного процесса перед традиционными классно-урочными формами заключается в развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулировании самостоятельной познавательной деятельности. Экскурсия не подменяет и не дублирует ни одну форму организации учебно-воспитательного процесса, а только обогащает его, расширяя воспитательные возможности любого школьного предмета, обеспечивая знакомство учащихся с реальными явлениями, родными местами, предметами, стимулируя лучшее понимание и восприятие реального мира. Приложение 1 Планирование экскурсий при изучении курса «География» в 6 классе
Планирование экскурсий при изучении курса «Краеведение» в 6 классе
Приложение 2 6 класс «Введение в краеведение Южного Урала» Тема: Троицк – город, в котором ты живёшь. Цель: Знакомство с историей города Троицка с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов на последующих уроках. Задачи: - познакомить учащихся с историей городами Троицка через историю архитектурных зданий; - развивать интерес к историческому прошлому родного города; - воспитывать уважение к жителям города, сохранившим историческое наследие. Вид экскурсии: автобусная. Продолжительность: 2 часов. Состав группы: 21 человек. Маршрут экскурсии: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10" - ул. Ленина – ул. Красноармейская - Центральная площадь - ул. Малышева - ул. Гагарина - МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 10". Этапы экскурсии:
Технологическая карта экскурсии по курсу «Краеведение» 7 класс «Достопримечательности Южного Урала» Тема: Экзотика на Урале. Агрофирма НПК «Альтернатива». Цель: Накопление фактического материала для самостоятельных выводов и теоретических обобщений на последующих уроках по темам: «Специализация сельского хозяйства Челябинской области», «Использование новых агротехнологий в сельском хозяйстве Челябинской области», «Уникальные люди Челябинской области». Задачи: - познакомить учащихся с руководителем хозяйства – заслуженным агрономом России, почётным академиком МААО Виталием Петровичем Реутовым; - сформировать понятия агрофирма, специализация, агротехнологии; - развивать умение ориентироваться по карте Челябинской области; - воспитывать любовь к людям через любовь к животным. Вид экскурсии: автобусная. Продолжительность: 4 часа. Состав группы: 21 человек. Маршрут экскурсии: город Троицк - агрофирма НПК «Альтернатива» Увельский район - город Троицк. Этапы экскурсии:
Приложение 3 Медведева Ксения, учащаяся 6 «Б» класса Тема: Троицк – город, в котором ты живёшь (экскурсия первая). Цель: Знакомство с историей города Троицка с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов на последующих уроках. Задачи: - познакомить учащихся с этапами истории городами Троицка; - развивать интерес к историческому прошлому родного города; - воспитывать уважение к жителям города, сохранившим историческое наследие. Троицк, основанный в 1743 году как крепость Уйской укреплённой линии, нацеленный в сторону «киргиз-кайсацкой орды» вскоре из военного поселения превращается в мирный уездный город. Впоследствии становится одним из ведущих российских коммерческих центров меновой и ярмарочной торговли. Вся история России, начиная с 40-х годов XVIII столетия до наших дней, как в зеркале отражена в исторической летописи Троицка. Преобразования Петра I, борьба за укрепление российских рубежей, за упрочение всесторонних связей с державами древнего Востока, крестьянская война под руководством Е. И. Пугачёва, развитие горно-рудной и золотодобывающей промышленности, крепостное право и его отмена, зарождение революционного движения и сами революции, гражданская война и становление власти Советов… Все эти события не обошли стороной Троицк. Наш город дал миру великого русского баснописца И. А. Крылова, знаменитого российского адвоката Ф. Н. Плевако. Биографии таких выдающихся художников, писателей, поэтов как Павел Соколов-Скаль, Борис Ручьёв, Габдулла Тукай, Игнатий Вандышев, Мажит Гафури тесно связаны с Троицком. Троицк называют музеем под открытым небом. «Здесь представлены все эпохи русской архитектуры, и, надо сказать, лучшие образцы каждой из эпох. Возникший на гребне исторических событий у истоков истории российского государства, он был построен как город-образец. Кроме замечательной планировки (Троицк первый город, по которому был составлен типовой проект постройки городов), деревянной архитектуры, каменной, деревянной резьбы, решёток, здесь замечательная классика, прекрасный модерн, готика, барокко…» До революции в Троицке выходили две газеты «Зауралье» и «Степь». Дореволюционный Троицк часто называют купеческим. Но основную массу тройчан составляли обыватели и посадские люди (мещане). Поэтому лучше говорить о городе как торговом. Литвинова Юлия, учащаяся 6 «Б» класса Тема: У истоков зарождения (экскурсия вторая). Цель: Знакомство с историей города Троицка с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов на последующих уроках. Задачи: - познакомить учащихся с историей возникновения города Троицка; - развивать интерес к историческому прошлому родного города; - воспитывать уважение к жителям города, сохранившим историческое наследие. Высокий левый берег реки Уй пришёлся по душе наместнику царя в Оренбургском крае бригадному генералу И. И. Неплюеву. Изобилие фуража, провианта, дров, пересечение торговых путей между Средней Азией, Востоком, Севером послужили поводом к тому, что И. И. Неплюев примет решение именно здесь заложить «крепость познатнее». Напрочь отвергая идею «огня и меча», которой руководствовались в колониальной политике его предшественники И. К. Кирилов и В. Н. Татищев, Иван Иванович Неплюев, осуществляя завет своего учителя Петра Великого, мечтавшего «отворить врата в полуденную Азию», отдаст предпочтение не воинской силе, а мирным торговым связям с «ордынцами». И. И. Неплюев сторонник реформ Петра I, талантливый дипломат, резидент в Константинополе, член коллегии иностранных дел. Ново-Троицкая крепость (таково её первоначальное название) была построена по всем правилам фортификации долговременных оборонительных сооружений. По описанию одного из самых первых исследователей нашего края – выдающегося путешественника, географа, зоолога, ботаника, этнографа, геолога П. С. Палласа, посетившего крепость летом 1770 года, она была «довольно пространна… четырёхугольная, укреплена деревянной стеной, по углам имеет разкаты и развалины (т. е. бастионы и равелины), а по флангам (продольные стены) четыре башни. Сверху же того снабжена довольно артиллериею, рвом и рогатками». Судя по архивным материалам и воспоминаниям очевидцев, при зарождении крепости первыми её строениями были: канцелярская палата, провиантский амбар, цейхгауз, артиллерийский двор, гауптвахта, пороховой погреб, гарнизонные казармы, дом главнокомандующего (коменданта крепости) и несколько офицерских домов. По заверению П. С. Палласа: «Кроме сих и дому таможенного директора и нескольких нововыстроенных купеческих домов, нет больше хороших жильёв, все ж сии домы и протчие выстроены правильными улицами, коих названия по углам на чёрных досках означены». В трудах путешественника и естествоиспытателя шведа Иоганна Фалька есть строки о том, что в Троицкой крепости в 1771 году дворы располагались за крепостными стенами, ограничивающими квадрат территории в «две версты, триста девяносто сажен» между современными улицами Пионерской, им. Климова, Красногвардейской, им. Ленина. В описаниях П. Палласа, И. Фалька, в сочинениях первого историка и географа Оренбургского края П. И. Рычкова заглавное место среди достопримечательностей крепости отводилось Свято-Троицкому собору. Свято-Троицкий собор, или в просторечии Уйский или Старый собор является ровесником города. Основателем Троицка и Свято-Троицкого собора был один и тот же человек - И. И. Неплюев, он лично участвовал в закладке этого храма. Это И. И. Неплюев нарёк наш город в 1743 году в честь Святой живоначальной Троицы. В основу сооружения Свято-Троицкого храма положен проект всемирно известного архитектора Доминико Трезини. Его гению принадлежат здания «12 коллегий» (ныне университет), здание Александро-Невской лавры в Петербурге. Это он, будучи с 1713 по 1734 годы главным архитектором Петербурга, создаёт одно из лучших зданий Петровской эпохи – собор Петропавловской крепости. Грандиозная колокольня собора и её знаменитый шпиль олицетворяли победу дерзновенной мысли Петра I, победу его смелой задумки «прорубить окно в Европу». В знак осуществления другой мечты Петра I об открытии врат в полуденную Азию являлось сооружение в порубежном Троицке Свято-Троицкого собора, увенчанного высокой колокольней и устремлённым ввысь шпилем. Это шпиль и завершающий его позлащённый крест долгие годы были не только доминантой города, но и своеобразным маяком в безбрежной степи, видимым за многие десятки вёрст, долгожданным завершающим ориентиром для караван-башей, ведущих на Меновой двор Троицка караваны из Индии, Китая, из ханств и эмиратов Средней Азии. Первоначально он представлял собой пятиглавый храм в стиле раннего барокко. Впоследствии храм достраивался, реставрировался, видоизменялся, оставаясь при этом всегда первоглавенствующим соборным храмом, самым популярным у тройчан среди других одиннадцати православных храмов, имевшихся в Троицке (в дореволюционные годы). Свято-Троицкий собор поражал своим великолепием не только тройчан, но и видавших виды гостей города. Священник Николай Штомин расскажет в одном из августовских номеров 1876 года «Оренбургских губернских ведомостей»: «В соборе всё настолько прекрасно, изящно и драгоценно, что он не только равняется некоторым кафедральным соборам России, но и далеко превосходит оба собора, вместе взятых, своего губернского города… Своды и стены собора украшены масляной краской, внутри четыре массивные колонны под мрамор легкого оттенка. Посредине возвышается посеребрённая люстра, по колоннам и стенам размещены богатые киоты с иконами, по большей части в серебряных вызлощенных ризах…». Каждому, кто входил внутрь храма, по воспоминаниям старожилов, бросался в глаза пятиярусный, как бы облитый золотом иконостас в алтаре с иконами талантливых богомазов. Огромную ценность собора представляли имевшиеся в нём украшенные драгоценными камнями чаши для причащения, дарохранительницы, кадила, кресты, ризы с икон, украшения обложек священных книг, содержащие золото и серебро… Эти драгоценности Свято-Троицкого собора, как и других троицких церквей, в голодном 1921 году были изъяты и обращены в фонд приобретения продовольствия и семенного зерна для посевов в 1922 году. Безусловной достопримечательностью Свято-Троицкого собора был его главный колокол, весящий более 260 пудов. Река Уй. в воды которой смотрится собор, была в своё время рубежом государства российского… Ядра пугачёвских пушек оставили в мае 1774 года на нём свой след во время Крестьянской войны. Серьёзные многолетние исследования столичных историков дают основания верить, что в этом соборе был крещён Иван Крылов сын Андреев, ставший затем великим русским баснописцем. Собор горел в 1842 году и в 1947 году. В 1829 году случилось попадание в храм шаровой молнии. Как и сотни лет тому назад на левобережье реки Уй возвышается Свято-Троицкий собор, дожив до поры своего возрождения. Он объявлен Всероссийским памятником истории. Сейчас рядом с Уйским собором заложена липовая аллея, чтобы воссоздать облик торгового Троицка. Приложение 4 Результаты анкеты учащихся 7 классов Цель: выявить влияние экскурсий на повышение краеведческого образования в курсе географии. Срок проведения: ноябрь 2008-200 учебного года. Количество опрошенных: 58 учащихся.
|
Положение о городском методическом объединении учителей логопедов... Публичный доклад подготовлен отделом образования администрации Северного района с целью обеспечения информационной открытости муниципальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований фгос... | ||
Урок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии» Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок... | Рабочая программа по географии за курс основной школы (6 9 классы) Срок реализации: 2012-2017 гг Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | ||
Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | Составители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана... Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Деятельности методического объединения учителей начальной школы Закона РФ «Об образовании», фгос ноо, нормативных документов, инструкций Министерства образования рф, приказов, распоряжений, указаний... | Методическое письмо Об использовании результатов государственной... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ||
Методические рекомендации по использованию умк по географии Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... | Урок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель... Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В. Железнякова «Чучело» и А. Алексина «Безумная Евдокия»» на городском семинаре учителей начальных классов города Нижнекамска по... | Рабочая программа по географии за курс средней школы (базовый уровень)... Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории | ||
Описание педагогического опыта Выполнила учитель географии Основой для процесса обучения в курсе географии 6-10кл является программа для средней общеобразовательной школы, утверждённой Государственным... | График проведения методистами гмц мероприятий в округах г. Москвы Семинар по теме: Информационно методическое сопровождение учителей географии города Москвы в условиях перехода на новые стандарты... |