Скачать 322.26 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городская станция юных натуралистов УТВЕРЖДАЮ Директор МОУДОД ГорСЮН ___________Ю.М. Ляхова «___»_____________2008 г. Дополнительная образовательная программа «Азбука природы» Рассчитана на 3 года обучения для детей 6-10 лет Автор-составитель Скворцова С.Ю. педагог дополнительного образования МОУДОД ГорСЮН Ярославль, 2008 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………
Мониторинг………………………………………………………………….. Учебно –тематический план……………………………………………... Методическое и материально- техническое обеспечение……………… Список используемой литературы………………………………………… Приложение……………………………………………………………………. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Есть жажда творчества, уменье созидать, На камень камень класть, вести леса строений. Не спать ночей, по суткам голодать, Вставать до звезд и падать на колени. Остаться нищим и глухим навек, Идти с тобой, с своей эпохой вровень, И воду пить из тех целебных рек, К которым прикоснулся сам Бетховен. Брать в руки гипс, склоняться на подрамник Весь мир вместить в дыхание одно. Одним мазком весь этот мир и камни Живыми положить на полотно. Не дописав, оставить кисти сыну, Так передать цвета своей земли, Чтоб век спустя все так же мяли глину И лучшего придумать не могли. Н. Майоров. Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает дополнительная образовательная программа «Азбука природы». Содержание программы широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Дополнительная образовательная программа «Азбука природы» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - декоративно-прикладной. Программа разработана с учетом типовых и видовых особенностей образовательного учреждения дополнительного образования детей, образовательных потребностей детей и родителей, социального заказа государства и общества, современных направлений модернизации общего образования. Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства. Задачи программы Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Срок реализации программы «Азбука природы» - 3 года. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 2 академических часа два раза в неделю, в связи с трудоемкостью выполняемых работ. Такая продолжительность занятий возможна благодаря постоянной смене разнообразных видов деятельности, что не дает ребенку утомиться и заскучать. Структура программы Дополнительная образовательная программа «Азбука природы» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает коллективную, групповую, а также их самостоятельную творческую деятельность обучающихся. В программу включены следующие разделы:
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед обучающимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках. Формы и методы Приоритет отдается активным формам преподавания: - Практическим: упражнения, практические работы, практикумы; - Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; - Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие; Условия реализации программы
Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из различных материалов. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий. Характеристика ожидаемых результатов. В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:
Мониторинг результатов обучения. Эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Азбука приробы» в большой мере зависит от личности педагога, его отношения к преподаваемому предмету. Но одинаково высокого уровня освоения практических навыков, развития эмоциональной и эстетической сферы каждого ребенка достичь удается не всегда. Постановка посильных задач и справедливая оценка результата индивидуальной или коллективной деятельности – вот залог успеха каждого занятия для каждого обучающегося. Различна мотивация деятельности или бездействия субъектов на начальном этапе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Для оценки результативности педагогической деятельности необходимо установить исходный уровень специальной подготовки, психологической готовности к восприятию и пониманию чувств других людей, определить характер мотивации изучения и овладения техникой изобразительной деятельности и декоративно прикладного труда, оценить сформированность понятия значения природных объектов для человека и самой природы, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.. Для этой цели разработана анкета, в которую ежегодно можно вносить поправки с учетом ожидаемого контингента. Далее, в течение учебного года, следует промежуточное отслеживание личностного роста обучающихся путем проведения проверочных игровых занятий: заданий по карточкам, организации закрытых и открытых тематических выставок. Приобщение обучающихся к подготовке и участию в проведении занятия по новой теме, где оценивается качество самостоятельной работы по подготовке материала доклада или реферата. Наиболее часто применяемый способ мониторинга – наблюдение и фиксация роста индивидуальных достижений или даже качественного изменения личности. Выводы по эффективности применения различных методов и способов воздействия производятся дифференцированно, как и само воздействие. Критериями успешности личностного роста ребенка является следующая последовательность: в усвоении теоретического материала - знать виды декоративно- прикладного искусства; - знать известные народные промыслы; - знать природные поделочные материалы и их свойства; - знать основы композиции, формообразовании, цветоведения; в освоении навыков - качественное выполнение простейших манипуляций с глиной, пластилином, бумагой, природным материалом и т.д.: скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, окрашивание и т.д.; - умение соблюдать пропорции, замечать детали в работах художников-анималистов; - наиболее полное копирование скульптурной или художественной сюжетной композиции изучаемого автора; - творческое применение приемов лепки, создание своих художественных образов животных и их среды обитания; в развитии личных качеств - соблюдение регламента и порядка на рабочем месте; - толерантное отношение к поступкам сверстников и взрослых; - эстетическая и эмоциональная чуткость; - самоконтроль, самовоспитание; - деятельное участие в развитии достижений коллектива. Наилучшим показателем достижения цели реализации программы является познавательная и творческая активность детей, стремление оберегать природные объекты от неосторожного необдуманного вмешательства со стороны человека. Изучение эффективности образовательного процесса
|
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |