Скачать 145.47 Kb.
|
Федеральное агентство образования и науки РФ Воронежский государственный педагогический университет
Учебная программа дисциплины Опасности природного характера и защита от них. для подготовки специалистов по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» Составитель: к.г.н., доцент Т. В. Зязина. Воронеж – 2007 Выписка из ГОС ПВО
1. Цели и задачи курса. Дисциплина «Опасные ситуации природного характера» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104 – «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Цель дисциплины – овладение студентами комплексом знаний и умений в области идентификации, оценки, прогнозирования, предупреждения опасностей природного характера, развитие грамотности специалиста в области природных рисков, как важной профессиональной компетентности специалиста и учителя безопасности жизнедеятельности. В соответствие с вышесказанными целями, основными задачами дисциплины являются: - овладение навыками идентификации природных рисков и изучение их влияния на организм человека, материальные объекты, экономическую и социальную сферу; - изучение средств и способов мониторинга и прогнозирования природных рисков; -изучение методов снижения рисков при проявлении природных рисков; -знакомство с современным комплексом мер безопасности в области природных рисков; - знакомство с работой структур МЧС при проявлении ЧС природного характера; -изучение органов, обеспечивающих надзор за обеспечением устойчивости объектов экономики от природных рисков; При изучении курса студенты должны овладевать ключевыми профессионально-педагогическими компетенциями, среди которых особое внимание уделяется формированию коммуникативной, здоровьесберегающей и информационно-технологической компетенциям. Курс включает аудиторные занятия в объеме 18 часов лекций и 36 часов практических занятий, самостоятельную работу в объеме 54 часов. Форма отчетности – экзамен. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия предназначены для закрепления и более глубокого изучения лекционного материала, а так же формирования навыков использования знаний, умений и навыков в практике обеспечения безопасности человека от опасных процессов природного характера. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В соответствие с требованиями стандарта студенты в процессе освоения данной дисциплины должны знать: научные и практические основы потенциально опасных природных процессов; методы идентификации, мониторинга, прогнозирования потенциально опасных природных процессов для возможности снижения рисков; методы расчетов природных рисков и рисков для здоровья населения; основы управления природными рисками. уметь идентифицировать опасные процессы природного характера на основе совокупного анализа факторов их возникновения; осуществлять мониторинг и пронозирование развития опасного природного процесса; анализировать и систематизировать информацию о природных рисках, рассчитывать пороговые значения допустимого природного риска природных ЧС и потенциального вреда здоровью от воздействия естественных природных факторов; использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности. 2. Расчет часов по видам учебных занятий.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Содержание разделов и тем учебных занятий. Теоретический курс. Тема 1: Общая характеристика опасных процессов природного характера Цели, задачи, предмет, объект, курса. Понятие «опасный процесс» и «чрезвычайная ситуация» природного характера. Современные классификации опасных природных процессов. Источники опасных природных процессов. Тема 2. Космогенные опасные процессы. Структура и эволюция Вселенной. Особенности Солнечной системы. Солнце: строение, активность. Строение Земли. Строение и динамика магнитосферы Земли. Строение и динамика ионосферы Земли. Взаимодействие систем космоса и Земли. Солнце - магнитные бури - гелиовоздействия. Воздействие космического вещества. Кометы, астероиды, метеориты, метеорная пыль. Поражающие факторы. Стратегия снижения риска. Гравитационное влияние космоса. Тема 3. Геологические опасные процессы. Эндогенные опасные природные процессы. Тектонические движения. Землетрясения. Прогноз землетрясений. Сейсмотектоническое районирование. Методы математического анализа сейсмичности. Радоновые эманации. Геопатогенные зоны. Профилактические мероприятия и ликвидация последствий. Основные характеристики и негативные последствия вулканических извержений. Поствулканические явления. Географическое распределение вулканов. Прогноз, профилактические мероприятия, защита. Экзогенные геологические опасные процессы. Выветривание. Типизация склоновых процессов. Осыпи, обвалы, камнепады, оползни, крип, солифлюкция и плоскостной смыв. Эрозия почв. Негативные последствия. Прогноз, профилактические мероприятия. Сели. Типизация. Основные характеристики. Негативные последствия. Прогноз. Защита. Ветровая эрозия. Пыльные бури. Негативное воздействие. Меры защиты. Тема 4. Космогенно-климатические опасные природные процессы. Природа климатических циклов. Гляциоизостатические циклы. Явление Эль - Ниньо. Климатические и экологические следствия. Причины современного потепления климата. Возможные следствия. Защиты. Проблема озоновых дыр. Стратегия снижения риска. Тема 5. Атмосферные опасные процессы. Строение и динамика нейтральной атмосферы. Масштаб движения атмосферы. Общая циркуляция атмосферы, пассаты, антипассаты, муссоны, западный ветер, струйные течения. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Бури, штормы, ураганы. Генезис. Характеристики. Негативные следствия. Местные ветры, шквалы, тромбы (торнадо), смерчи. Ветровые воздействия, шкала Бофорта. Негативные следствия. Интенсивные дожди, грозы, град, туманы. Негативные следствия. Основы защиты и профилактики. Сильный снегопад, метель, гололед, морозные опасные явления. Организация защиты и проведение профилактических мероприятий. Жара, засухи, суховеи. Условия возникновения. Негативные следствия. Защитные и профилактические мероприятия. Тема 6. Метеогенно - биогенные опасные природные процессы. Природные пожары. Виды и характеристика природных пожаров. Негативные воздействия, способы локализации и тушения. Прогноз природных пожаров. Профилактические мероприятия. Тема 7. Гидрологические и гидрогеологические опасные природные процессы. Строение и динамика гидросферы Земли. Строение и динамика литосферы Земли. Гидрологические опасные процессы в поверхностных водах. Наводнения. Типизация. Поражающие факторы. Характеристика рек России. Половодья, паводки. Антропогенные причины наводнений. Исторические и современные меры защиты от наводнений. Прогноз наводнений и оценка последствий Наводнения в горах. Завальные и прорывные наводнения. Негативные следствия. Защита. Ледовые опасные явления. Зажоры, заторы, наледи, подземные льды и термокарст. Морские и горные льды. Прибрежные льды и оледенение. Опасности ледовых явлений. Характеристики. Меры защиты. Ветровые гидрологические воздействия. Типизация морских ОПП. Характеристика тропических циклонов, сильные волнения на море. Ветровой нагон. Характеристики. Негативные следствия. Защита. Абразия морских берегов. Негативные следствия. Защита. Цунами. Генезис. Поражающие факторы. Прогноз. Меры защиты. Сильный тягун в портах. Меры защиты. Прогноз опасных морских гидрологических явлений. Местные признаки. Подземные воды и их воздействие. Типизация подземных вод. Артезианские воды Разрушительная работа поземных вод. Карст, суффозия. Колебания уровня грунтовых вод. Негативные следствия. Превентивные мероприятия. Колебания уровня вод закрытых водоемов. Причины и следствия. Эрозионная деятельность рек. Лавины. Типизация. Основные характеристики. Негативные следствия. Прогноз. Защита. Пульсирующие ледники. Тема 8. Опасности биологического характера. Основы микробиологии. Классификация патогенных микроорганизмов. Инфекционные заболевания человека. Классификация, пути передачи инфекции. Профилактика. Зоонозы. Классификация, пути передачи инфекции. Профилактика. Эпифитотии. Классификация, пути передачи инфекции. Профилактика. Опасные макроорганизмы. Многоклеточные паразиты человека и животных. Основные заболевания человека животных и растений и их профилактика. Ядовитые животные. Классификация зоотоксинов и их влияние на организм человека. Основные меры профилактики. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Ядовитые растения. Классификация фитотоксинов. Основные меры профилактики и первая помощь при отравлении. Ядовитые грибы. Классификация ядовитых и условно ядовитых грибов. Основные меры профилактики и первая помощь при отравлении. Тема 9. Управление природными рисками. Анализ ущерба от опасных природных процессов. Особенности современных потерь от ОПП. Принципы оценивания ущерба от опасных природных процессов. Системный подход к оценке ущербов. Проблемы анализа риска, управление риском и устойчивое развитие. Информационные технологии. Гис - технологии оценки и картографирования природных рисков (по Берлянт А.М. 2001). Стратегия дальнейшего развития отношений Общества и Природы. Вопросы для экзамена.
Основная литература
|
Рабочая программа Учебная дисциплина Опасности социального характера и защита от них Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета | Пояснительная записка: Программа учебной дисциплины «Опасности социального... В. Н. Светельский, начальник Главного управления мчс россии по Мурманской области | ||
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного... Тема №1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные... | Доклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского... Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ||
Доклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского... Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | №3. Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных... Аемым основные понятия об опасных природных явлениях, стихийных бедствиях и источниках возникновения чс природного характера. Разъяснить... | ||
Пояснительная записка Требования к обязательному минимуму содержания... Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Виды социальных опасностей, закономерности проявления и развития.... | Декадаобжвцо №1 8 4 0 Открытый урок обж: «Опасности природного характера. Атмосфера». 10. 2 класс. По расписанию | ||
Урока п п № уро ка по теме Тема урока Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Общие сведения... | Урок по курсу обж в 7 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации природного... Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» | ||
Урок по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения» Сформировать у учащихся представление о чс природного характера, их последствиях и правилах безопасного поведения | Расставить их по жизни как вехи. Через них вернуться в прошлое Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий | 2 Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие... Опасности военного характера и присущие им особенности. Основные виды оружия массового поражения и их поражающие факторы | ||
Комплекс (умк) Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовые основы гражданской защиты» для студентов специальности 330600 «Защита в чрезвычайных... | Постановление От 6 января 2006 г n 1 О федеральной целевой программе... Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности... |