На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь





Скачать 310.29 Kb.
НазваниеНа уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь
страница1/3
Дата публикации26.02.2015
Размер310.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
  1   2   3



ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ.


Реформа общеобразовательной школы призвана повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать качество и внеклассной работы по географии.

Учебная работа в классе по географии не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению как предмета в целом, так и его отдельных разделов и курсов, например, 8 класс – «Физическая география России». Практически отсутствует раздел, изучающий историю географических открытий и путешествий наших соотечественников. Это контрастирует с предыдущим курсом «География материков и океанов», где этому вопросу отведено значительное место. В результате такого распределения материала наши учащиеся лучше ориентируются в географических открытиях, совершенных зарубежными учеными и путешественниками. Это несоответствие послужило одним из отправных моментов начала моей внеклассной работы с учащимися школы.

На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь основные знания по широкому кругу географических наук. Поэтому нередко после уроков ребята обращаются с вопросами и просьбами рассказать побольше о той или иной географической ( иногда историко-географической) проблеме, о различных гипотезах. Так произошло с организацией и проведением вечера «Где ты, таинственная Атлантида?».

Главными целями осуществления внеклассной работы по географии являются следующие:

- научить школьников понимать и любить природу и привить любовь к ней;

- углубить знания об истории открытия и исследования просторов нашей Родины;

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению географии.

Внеклассная работа по географии помогает решить одну из наиболее важных проблем образования – создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся. Но нужно помнить, что во внеклассной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной – это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету.

Можно выделить принципы, в соответствии с которыми строится вся внеклассная работа:

- наличие интереса у группы учащихся и (самое главное, на мой взгляд) их руководителя;

- самостоятельность, инициатива, творческая активность школьников.
Направления внеклассной работы по географии.



Всю внеклассную работу можно классифицировать по направлениям:

- туристско-краеведческое;

- научно-познавательное;

- трудовое;

- музейно-оформительское и издательское. Но я в своей работе отдаю предпочтение пятому направлению –

- культурно-просветительскому.

Это направление внеклассной географической работы наиболее разнообразно по своим видам.

Это географические вечера, в которых соединены песни, театрализованные постановки, викторины, стихи с географической информацией, причем при явно доминирующем значении последней. Кроме вечеров сюда можно отнести географические игры, которым в моей работе отводится также значительное место – 7-е классы, путешествия по карте.

К традиционным видам культурно-просветительных мероприятий относятся познавательные вопросы, загадки, кроссворды, написание рефератов. В последнее время прибавился новый вид внеклассной работы - учащиеся 6 – 8 классов приняли участие в конкурсе «7 чудес СССР», объявленном программой ЦТ «Вокруг света» (киноальманах).

Все эти виды внеклассной работы по географии направлены на формирование интереса к изучению предмета, развитие познавательного интереса и занимательного проведения досуга.
С особым трепетом я отношусь к проведению географических вечеров, которые стали для нашей школы уже традиционными:

- 1986-1987 учебный год «Земля Санникова»;

- 1987-1988 учебный год «Где ты, таинственная Атлантида?»;

- 1988-1989 учебный год «К полюсу!»;

- 1989-1990 учебный год «Земли-призраки».

При подготовке географических вечеров мы вместе с учащимися, как правило, это ученики 8-х классов (по новой программе), определяем наиболее остро интересующую их тему, о которой кто-то что-то слышал, видел, читал, но о которой четко сформулированного и стройно изложенного представления так и не имеют.

На наших вечерах мы совершаем увлекательные путешествия не только в пространстве, но и во времени, затрагиваем вопросы, однозначных ответов на которые человечество не получило до сих пор, а именно: вопросы о возможности существования некоторых земель в бассейне Северного Ледовитого океана (Земель Санникова, Земли Андреева, Земли Петермана, Земли Короля Оскара и др.), в бассейне Атлантического океана (Атлантиды), а также вопросы, связанные с историей покорения Северного полюса зарубежными путешественниками и нашими соотечественниками, историей других географических открытий, историей человеческих судеб, многие из которых достойны восхищения и подражания, а некоторые презрения и забвения. Но как нельзя забыть Герострата, так нельзя забыть и этих имен, поэтому мы говорим на наших вечерах и о них.

Чтобы географический вечер получился познавательным и интересным, содержание его должно отвечать следующим принципам: научности и взаимосвязи учебного и неучебного материала, раскрытию межпредметных связей (география – история – литература - биология).

Проведение географического вечера требует предварительной подготовки:

- написание сценария вечера (писать как Ильф и Петров я не умею, поэтому эту часть работы беру на себя, правда, при прочтении на общем собрании участников вечера, оставляю за ними право вносить изменения и корректировки);

- распределение ролей (это целиком и полностью в ведении детей. Это у них получается мастерски);

- оформление вечера: создание костюмов, декораций, антуража, программок, пригласительных билетов, грамот (это дело специально созданной группы ребят, занимающихся в различных изостудиях, художественных школах, просто хорошо рисующих);

- проведение репетиций.

И все это венчается днем премьеры – ведь каждый наш вечер уникален своей неповторимостью.
Краткая аннотация вечеров.
«ЗЕМЛЯ САННИКОВА»

Этот вечер был первым и поэтому готовился молниеносно с огромным энтузиазмом: и репетиции проходили успешно, и декорации, программки, грамоты изготавливались очень быстро, и рефераты, хоть и писались впервые, писались к назначенному сроку.

В викторине, посвященной академику В.А. Обручеву и его книге «Земля Санникова», принимали участие ученики 2-ух классов полным составом (!), пришедшие на первый наш вечер. Потом было награждение победителей необычными самодельными (что особенно приятно) грамотами, книгами.

Главным сюрпризом нашего вечера было выступление седовласого лектора («Современные исследования Арктики»), в недавнем прошлом полярника, лично знавшего В.П. Чкалова и его экипаж. Он показал ребятам карту Арктического бассейна с маршрутом перелета чкаловцев Москва – Ванкувер и дарственной надписью самого Чкалова. Это произвело на участников вечера незабываемое впечатление: оказывается, что география и история – это современные науки, которые творятся живыми людьми, вот такими же, на первый взгляд, обыкновенными, как этот пожилой человек, а не только героями из преданий и легенд.

В канву вечера органично вписывались музыкальные композиции, песни, монологи и диалоги из к/ф «Земля Санникова», записанные на магнитофоны.

Фотоотчет о первом нашем вечере мы назвали «Первый блин комом», потому что кое-что из задуманного и анонсированного в программе мы не исполнили, так например, не состоялся из-за дефицита времени (затянулось проведение викторины) просмотр д/ф «Академик Обручев».

Но все равно все участники остались довольны. До сих пор, теперь уже с выпускниками мы вспоминаем его, и это в определенной степени единит нас.
«ГДЕ ТЫ, ТАИНСТВЕННАЯ АТЛАНТИДА?»

Этот вечер мы вспоминаем теперь как один из самых захватывающих по той сенсационной информации, которую раскрывали перед гостями вечера все его участники, ныне уже выпускники.

Вспоминается один курьезный случай во время проведения вечера. Дело в том, что это был самый театрализованный из всех проведенных мною географических вечеров. Почему? Во-первых, потому что сами ребята приложили массу старания и творческой выдумки, во-вторых, сам материал был очень благодатным для театрализации: судите сами – легенды и мифы Древнего Египта и Древней Греции – есть что показать! Так вот в том месте, где мы рассказываем о современных открытиях и исследованиях, сделанных советскими гидрогеологами в районе подводной горы Ампер, двое ребят, держа в руках толстые пачки газет, должны были бегать среди зрителей и выкрикивать: «Читайте сегодня в номере: «Русские нашли Атлантиду!» (Такие заголовки действительно имели место в 70-е годы и в наших центральных газетах, и в зарубежной прессе!). Побегав, они должны были согласно сценарию выбежать из зала… Но не тут-то было: реакция зала для нас была настолько ошеломительна, что мы не поверили своим глазам! Многие из присутствующих бросились к этим ребятам, чтобы не пропустить этот сенсационный номер газеты!!!... Действие на сцене замерло! Оно переместилось в зал: и уже не современные дети смотрели историю, а история смотрела на нас, наших современников и наблюдала взволнованный интерес «к делам давно минувших лет, преданиям старины глубокой». Вы знаете, я думаю, что это был настоящий успех!

Особое слово хочется сказать о программке вечера, которая явилась не только перечнем участников и их ролями, а стала своеобразным путеводителем по истории Древнего Египта и Древней Греции, и географии, конечно же. Кроме того, она была дополнена справочным разделом: «Это вы сможете прочитать».

В заключение я хотела бы сказать, что сценарий этого вечера был одновременно и моей курсовой работой для городских курсов повышения квалификации. Со своей работой по просьбе работников кафедры методики преподавания географии ИУУ я выступала на заключительной научно-практической конференции. После выступления некоторые учителя приехали в школу на этот географический вечер.
«К ПОЛЮСУ!»

А этот вечер получился самым громоздким из-за того, что желание в нем участвовать выразили 43 (!) человека. Более массового географического вечера по количеству непосредственных участников я не назову. Отрадно было то, что участниками стали не только ребята, успевающие на «4» и «5», но и группа ребят, которую мы в педагогической среде нередко называем «Трудные подростки». Вечер «К полюсу!» - был подготовлен как хроникально-документальное повествование об истории открытия и покорения Северного полюса (Кстати, до сих пор вопрос о первенстве открытия полюса не решен окончательно). Наверное, то, что в приглашении было написано «хроникально-документальное повествование», отпугнуло значительную часть зрителей, которые с большим интересом и удовольствием приходят на театрализованные постановки, чем на постановки, требующие определенного напряжения мыслительной деятельности, да еще во внеурочное время. Поэтому на этот вечер пришли лишь те ребята и их родители, которые по-настоящему интересуются географией и историей своей Родины.

Вечер «К полюсу!» был первым в нашей небольшой практике – благотворительным вечером. Те небольшие денежные средства, которые мы собрали, по общему решению участников вечера были перечислены на счет Жилсоцбанка города Алма-Аты (Казахской республики), в защиту бассейнов Арала и Каспия. А квитанцию мы поместили в специальный бюллетень, который был вывешен в кабинете географии, чтобы все участники и другие учащиеся школы видели реальный, конкретный выход нашей творческой деятельности.

В нашей школе географический вечер постепенно становится традиционной формой внеклассной работы по географии (1986-1987 учебный год – географический вечер, посвященный «Земле Санникова»).

При подготовке географического вечера мы, вместе с учащимися, определяем наиболее острую, интересующую их тему, о которой, как правило, кто-то что-то слышал, читал, но, о которой, четко сформулированного и стройно изложенного, представления так и не имеют.

На нашем вечере мы решили совершить увлекательное путешествие не только в пространстве, но и во времени…, затронуть вопросы однозначных ответов на которые человечество не получило до сих пор, а именно, вопросы о возможности существования и гибели загадочной Атлантиды.

Чтобы географический вечер получился полезным и интересным, содержание его должно отвечать следующим принципам: научности и взаимосвязи учебного и не учебного материала, раскрытию межпредметных связей (география-история-литература).

Проведение географического вечера требует предварительной подготовки: написание сценария вечера, распределение ролей, оформление вечера (иллюстративным материалом, создание костюмов, программок, пригласительных билетов, грамот), репетиция.
Цель вечера: расширить знания школьников о возникновении, развитии и современном состоянии гипотезы о существовании и гибели Атлантиды; о вкладе зарубежных, русских и советских ученых в изучение этой проблемы.

Оформление вечера:

  • Таблицы по географии 5-6 классов: «Извержение вулкана», «В горах Атласа», «На Средиземноморском побережье»;

  • Настенная карта океанов;

  • Диафильмы из истории Древнего мира (5 класс) «Из древней истории Греции и Крита»;

  • Экран для показа диафильмов;

  • Репродукция с картины К. Брюллова «Гибель Помпеи»;

  • Фотографии фресок Пергамонского алтаря (ГДР);

  • Рисунки, акварели учеников, посвященных тематике вечера.

Звуковое оформление: песни Александра Городницкого и Юрия Визбора. Музыкальные композиции группы “Pink Floid”.

ПРОЛОГ.

Станислав Лем, всемирно известный польский писатель-фантаст и философ, изобразил в своем романе «Солярис» мыслящую планету-океан, своеобразный и яркий символ жизни и мышления, пытающегося постичь эту жизнь – и самое себя… Почему жизнь на другой планете воплотилась именно в такой форме, почему именно эта ассоциация приходит в голову автору?

Не потому ли, что совсем недавно эта стихия была так враждебна человеку, как Океан на Солярисе, из-за своей непознанности, из-за незнания законов ее существования? Не так ли труден путь к контакту человека с океаном на Земле, как труден он на Солярисе?

Океан изменчив. Изменения происходят в масштабах суток и в масштабах геологических эпох, затрагивают отдельные районы Мирового океана и весь океан в целом. Меняются и очертания океанских берегов и рельефа его дна. Они также носят местный, локальный характер, или охватывают всю планету, они также могут менять лик океана за короткий промежуток времени – и в течение многих миллионов лет.

Это подводные землетрясения и деятельность вулканов, рождающих новые острова в океане, это работа волн, разрушающих берега, это гибель организмов, на протяжении миллионов лет устилающих своими останками дно, медленно, но неуклонно «сглаживающих» его рельеф. Лик океана меняют и грандиозные геологические процессы, происходящие на нашей планете.

Почти 100 лет назад, а, если быть еще более точным – 101 год назад, в 1887 году, австрийский ученый Мельхиор Неймайер, один из основоположников современной палеонтологии и геологии, опубликовал карту, на которой дал реконструкцию древних очертаний Мирового океана, существенно отличающихся от нынешних: на месте обширных участков Тихого, Индийского, Атлантического, Северного Ледовитого океанов на карте Неймайера были показаны…МАТЕРИКИ!!! За столетие, прошедшее с тех пор, науки о Земле и океане сделали гигантский шаг вперед и карта Неймайера безнадежно устарела. Но и по сей день не прекращаются споры о том, были ли на нашей планете материки, ныне ушедшие на дно океанов: Пацифида – на дно Тихого океана, Лемурия – на дно Индийского океана, Атлантида – на дно Атлантического океана, Арктида – на дно Северного Ледовитого? Зато с полной достоверностью установлено, что на протяжении всей истории уровень океана менялся, менялось соотношение между земной твердью и водой.

Ведущий: Почти 25 веков (2500 лет!) живет на нашей планете легенда об Атлантиде, стране, населенной могущественным народом атлантов, поглощенной водами океана 11550 лет тому назад…

Открывает книгу Ж. Верна «80000 километров под водой», читает:

«Перед моими глазами расстилался мертвый город – груда развалин с рухнувшими крышами, обвалившимися стенами, с опрокинутыми арками храмов, лежавшими на земле колоннами.

Вдали на равнине высились развалины гигантского водопровода, ближе к подножию горы виднелись остатки величественного Акрополя, формы которого чем-то напоминали афинский Парфенон (показ диапозитива «Парфенон»); там – отдельные, сохранившиеся участки набережной, уголки античного порта, служившего приютом торговым и военным кораблям; еще дальше – длинные линии обрушившихся стен – следы бывших улиц».

Говорит, рассуждает вслух:

«Что это? Дневник археолога, случайно обнаружившего остатки какого-то древнегреческого города? Или, быть может, отрывок из записей путешественника, который, подобно нашему знаменитому соотечественнику, ученику Н.М. Пржевальского, Петру Кузьмичу Козлову, нашел развалины мертвого города (город Хара-Хото). Ни то, ни другое. Эти несколько строк взяты из хорошо всем известной книги Жюля Верна «80000 километров под водой».

Кто не читал с захватывающим интересом этот увлекательный роман! Кто не путешествовал вместе с «Наутилусом» по подводным мирам морей и океанов! Кто не помнит приключений пленников капитана Немо! Им довелось за время своего вынужденного подводного плавания побывать в Тихом и Индийском океанах, в Красном и Средиземном морях, у Южного полюса и в Атлантике. Они видели там множество чудес, познакомились с сокровенными тайнами морских глубин. И, конечно же, каждый вспомнит, что отрывок, приведенный мною, рассказывает о затонувшем материке – Атлантиде.

Материк на дне Атлантического океана! Существует ли он на самом деле или живое воображение талантливого писателя создало вымышленную историю? А может быть, Жюль Верн воспользовался старинной легендой или какой-нибудь научной гипотезой?

На эти вопросы отвечает сам автор романа. В основу своего рассказа он положил историю о существовавшем когда-то большом острове или материке, который назывался Атлантида.

Что же это за материк-остров? И, если он когда-нибудь возвышался над морем, то где именно? Был ли это действительно материк или всего-навсего остров? Каковы были его размеры, природные богатства, что за народ его населял? Наконец, откуда стали известны все подробности об Атлантиде, если она затонула многие тысячи лет назад?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь icon«Организация внеклассной работе по географии как одно из условий...
Географическая любознательность учеников из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве учителя) не может быть удовлетворена...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconРабочая программа по географии для 11 классов составлена на основе...
На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьники получают социальные знания, опыт позитивного отношения к таким ценностям, как человек, семья, Отечество, природа, мир,...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconКомпетентностно – ориентированные задания на уроках географии
Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сократилось количество часов на изучение географии
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПриложение 1
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПрограмма элективного курса
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Государственного...
Изучение предмета базируется и на знаниях, приобре­тенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПрограмма «Астрономия в современной школе»
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconРаботы по астрономии и оптике
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconТемы индивидуальных заданий по дисциплине “Общая астрономия”
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconН. Г. Чернышевского Наука как рационально-эмпирическое исследование
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconПрограмма по географии, 5-9 классы (изучение предмета на базовом уровне)
Программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь icon2009 год – год астрономии Астрономия как наука
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник»
Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях...
На уроках географии в силу ограниченного времени, выделенного на изучение предмета, школьники получают лишь iconУчебно-методический комплекс по дисциплине астрономия уровень основной...
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск