Скачать 140.61 Kb.
|
Чувашский государственный университет им. И.Н.УльяноваКафедра «Философии и методологии науки»НИУМП «Лаборатория проблем цивилизации»ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Специальность: 080801.65 -Прикладная информатика (по областям) Дисциплина: Концепции современного естествознания Всего часов - 100 Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос. Структурные уровни организации; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Требования к пояснительной записке к самостоятельной работепо курсу «Концепции современного естествознания» - 2008 г.(преподаватель Галкин В.П.) Общее пояснениеВ соответствии с учебным планом студенты часть материала курса изучают самостоятельно. В процессе самостоятельного изучения предмета, студент выполняет небольшое «научное исследование» и представляет отчет по работе в виде «Пояснительной записки». Тема работы предлагается или выбирается студентом самостоятельно и не может быть изменена в семестре без согласования с преподавателем. 1. Объем пояснительной записки: от 6 до 10 страниц текста формата А4 шрифтом № 14, через один интервал, включая титульный лист и оглавление, которые выполняются на отдельных страницах (листах). Остальные параграфы работы следуют друг за другом с двойным пробелом между ними. 2. Пояснительная записка должна содержать:
3. Список литературы: выполняется в соответствии с общепринятыми требованиями. Общее замечание: пояснительная записка представляется в электронном виде и присылается по электронной почте e-mail: kureda@narod.ru либо, что менее предпочтительно, сдается на дискете. Текст, не являющийся авторским (взятый из других работ), необходимо брать в кавычки. У ВСЕХ РАБОТ, НЕЗАВИСИСМО ОТ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, БУДЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ ПЛАН (соответственно, оглавление):
В пояснительной записке ВСЕ ПУНКТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЯВНО ОБОЗНАЧЕНЫ И ОЗАГЛАВЛЕНЫ. В ОБЗОРЕ ЛИТЕРАТУРЫ необходимо:
Самостоятельная работа1 –«маленькое учебное научное исследование»
В этой части работы обычно рассматривают общую и конкретную актуальность поднимаемого вопроса. Общая актуальность – в чем важность темы вообще – в мировом (для всех людей), либо отраслевом масштабе (для групп людей, специалистов, конкретной работы, в рамках которой выполняется данная), конкретная актуальность – в чем важность темы в частности. Например, говорится: «Данный вопрос имеет огромное значение для сохранения жизни на Земле» – общая актуальность «сохранение жизни». «Рассматриваемые в нашей работе вопросы позволяют уменьшить вероятность заболевания (деградации генетического кода и т.п.)» - конкретная актуальность. Уточняется, конкретизируется рассматриваемый вопрос и в неявном виде сообщается, что в работе не будут рассматриваться другие стороны влияющие на «сохранение жизни» (например проблемы пестицидов, деградации среды и т.п.), а речь идет только о вероятности конкретных заболеваниях.
«Рассмотрим проблему....... с точки зрения ее применимости в практике», «рассмотрим проблему .... с точки зрения ее влияния на мировоззрение школьника (рабочего, женщин и т.п.)», «рассмотрим вопрос о .... подробно», «рассмотрим вопрос о .... с точки зрения философии (физики, ботаники, социологии и т.п.), «в работе исследуем вопрос о ...» и т.п. Другими словами в этом разделе необходимо сузить возможный необъятный круг вопросов и задач, относящийся к теме исследования, до такого, который выполним исполнителем работы, студентом.
В этой части работы из всего многообразия литературы по теме выбираются и рассматриваются произведения максимально близкие к теме нашего исследования и рассматривающие вопрос с тех же позиций, которые выбрали мы. В то же время, при описании нашей позиции, необходимо определить ее границы, что «заставляет» рассмотреть (упомянуть) работы, отражающие другие стороны проблемы, и описать, почему они нам не подходят. Обзор литературы оформляется следующим образом:
«Готовые» обзоры литературы, взятые из книг, не приветствуются3. Не приветствуется также использование чужих текстов без кавычек. Если в работах лектора цитируется другой источник, то приписывать ему (лектору) цитируемые мысли не надо. То есть студент удостоверяется, что тот текст, который он цитирует, принадлежит действительно тому автору, на которого он (студент) ссылается в работе. Не приветствуется также «возврат» лектору его собственных текстов. В тоже время в работе необходимо сослаться именно на понимание проблемы лектором – желательно соблюдать баланс самостоятельности и преемственности.
Государственный образовательный стандарт предусматривает следующие требования к подготовке специалистов5: Специалист отвечает следующим требованиям:
Специалист должен в области философии, психологии, культурологии, истории мировых религий, педагогики и т.п. предметов:
В рамках реализации вышеизложенных требований и создана настоящая Программа. Нижеследующие "рекомендации" не надо понимать буквально. Напоминаю также, что в нашем случае пишется не реферат, а отчет по самостоятельной работе. КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ НА "ОТЛИЧНО"? (адрес в Интернет - http://exc.nm.ru/how/howref.htm) Итак, вы решили написать реферат. Прежде всего, выберите из всего разнообразия тем ту, работать над которой вам было бы действительно интересно. Выбирая тему, примите во внимание не только актуальность её звучания, но и такие факторы как наличие достаточного количества доступной литературы, ваше общее понимание предмета, возможность получить консультации по теме у специалиста. Немаловажным фактором может быть также личное мнение преподавателя, которому предстоит проверять и оценивать работу, по избранной вами проблеме. Если, например, ваш преподаватель - убеждённый демократ, то вряд ли вам удастся убедительно доказать ему преимущества марксистско-ленинской идеологии (обратное утверждение тоже верно!). Избегайте "скользких" тем! Реферат - это не трибуна для выражения общественного мнения, а работа, призванная продемонстрировать ваше владение предметом. После того как вы определились с тематикой реферата, начните сбор необходимой информации из первоисточников. Только первоисточники позволят вам сформировать своё собственное мнение по избранной проблеме. Помните: отличный реферат должен быть написан на уровне критического научно-аналитического обзора с чётко выраженным авторским отношением к рассматриваемым идеям, событиям и результатам. Неоценимую помощь в поиске источников вам может оказать преподаватель. Обязательно обратитесь к нему за рекомендациями. Важное значение имеют правильное оформление и чёткое структурирование изложения. У реферата обязательно должен быть титульный лист, план изложения (с указанием глав и параграфов) и список использованной литературы. Как правило, на титульном листе указываются название учебного заведения, тема реферата, наименование предмета, фамилия автора и год написания. Реферат должен иметь краткое введение в проблему, в котором изложены постановка вопроса, обоснование выбора темы, её значимость и степень разработанности. Общий объём реферата не должен превышать 25 (для нас 8-10) страниц машинописного текста. Не стремитесь сделать реферат слишком большим. Помните: перегруженность информацией отнюдь не является достоинством работы! Излагайте свои мысли чётко и ясно. Поставьте себя на место преподавателя - едва ли вы смогли бы уделять для оценивания одной работы более пятнадцати минут. Суммируйте наиболее важные мысли и выводы в заключении реферата. Там же уместно очертить перспективы дальнейших исследований и отметить вклад автора реферата в разработку темы. Примерные вопросы к предварительному зачету по курсу «Концепции современного естествознания6» преп. к.т.н., с.н.с. Галкин В.П.
Методическое замечание: вопросы составлены по учебнику АА.Горелова - 70-80%, лекциям В.П.Галкина - 15-20%, дополнительной (на усмотрение студента) литературы 3-5%; остальной материал лекций может быть востребован в устных дополнительных вопросах. +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Предлагается студентам сравнить «вопросы к зачету» сОБЯЗАТЕЛЬНОМ МИНИМУМОМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1 Ниже под словом «работа» будет подразумеваться «пояснительная записка» к ней. 2 В квадратной скобке указывается номер рассматриваемого литературного произведения, под которым оно находится в списке литературы. 3 Пояснительная записка к Работе будет возвращена на переделку. 4 Заключительная фраза раздела должна быть логически связана с содержанием раздела. 5 При написании данного раздела использованы материалы из сети Интернет. 6 - основной учебник А.А.Горелова. Вопросы для ориентирования при изучении предмета в семестре. К экзамену, примерно в середине семестра, студентам будут представлены другие вопросы. 7 - 60 вопросов - 30 билетов (два вопроса в билете) |
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Введение 2 Особенности социальных общностей 3 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Термины по обществознанию «Бархатная революция» Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
В. Н. Порус Онтология культуры С. Л. Франка Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | «Философия и методология науки» Общие проблемы философии и методологии науки | ||
Глобализация и государство: анализ социальной онтологии Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | М. Жирмунский проблемы сравнительно-исторического изучения литератур Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
Образовательный стандарт по курсу «Философия»…4 Пояснительная записка Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи юфу от 23 апреля... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное образовательное... Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи юфу от 23 апреля... | Вопросы к кандидатскому экзамену по философии науки Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
СПб гу итмо кафедра философии Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки и в философскую проблематику отдельных областей научного знания.... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Конспект книги Джамшид Гараедаги. Как управлять хаосом и сложными... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т.... |