Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации





Скачать 138.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации
Дата публикации01.03.2015
Размер138.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации»

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № ВЗ-П4-366 Минпромторг России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Статья 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия, массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере.

В соответствии с примечанием статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации, а крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

При этом существующая нормативно-правовая база не предоставляет федеральным органам исполнительной власти полномочий по определению критериев, формирующих понятие «стратегически важные товары и ресурсы».

Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 628 "О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров" было установлено, что в целях защиты экономических интересов России, недопущения незаконного размещения валютной выручки за рубежом и неоправданной конкуренции российских предприятий на внешнем рынке с 1 июля 1992 г. экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными для этих целей Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. Перечень таких товаров был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 434. В дальнейшем перечни стратегически важных сырьевых товаров неоднократно менялись. Так Федеральным законом от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в числе предметов контрабанды были указаны стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены соответствующие правила вывоза. Однако в дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" нормативное определение таких товаров фактически было исключено и с 25 марта 1995 г. экспорт этой группы товаров осуществлялся без регистрации предприятий и организаций-экспортеров в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации. Кроме того, был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 628 "О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров". Так же, во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1110 и от 21 марта 1996 г. № 300 признано утратившим силу решение об утверждении перечня стратегически важных сырьевых товаров и осуществлении экспорта таких товаров на основе регистрации контрактов. Таким образом, для внешней торговли был снят статус «стратегических» с таких товаров, как дикие животные, дикорастущие растения, пшеница, природный газ, удобрения, электроэнергия, нефть сырая и продукты ее переработки и ряда других товаров, поименованных в утративших силу правовых нормативных актах.

В случае утверждения перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации данный документ будет единственным действующим в настоящее время нормативным правовым актом, определяющим статус стратегических товаров в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Перечень КТС), при этом стоимостные пороги ограничений в документе не содержатся, тогда как проект перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации в основном включает товары, внешеторговый оборот которых не ограничивается, а лишь предусматривается ответственность за ввоз или вывоз с нарушением установленных правил таможенного оформления на сумму свыше одного миллиона рублей. Поэтому принятие Перечня КТС в качестве основы для формирования перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации не целесообразно. При этом отдельные, включенные в Перечень КТС товары поименованы, как непосредственно в статье 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и в проекте перечня стратегически важных товаров и ресурсов.

В связи с наличием фактора стоимости в рассматриваемый проект перечня не включены ресурсы, как правило, не являющиеся объектом купли-продажи и определение стоимости которых в целях принятия решений о возбуждении уголовного дела может вызывать серьезные осложнения, например, банки данных и объекты интеллектуальной собственности.

Применительно к видам дикой флоры и фауны, подпадающих под действие конвенции по международной торговле видами дикой фауны, находящихся под угрозой исчезновения, а так же занесенных в Красную книгу Российской Федерации, ресурсы для целей настоящего перечня определяются в соответствии с наименованием, приведенным в СИТЕС, а также Красной книге Российской Федерации, поскольку классификация данных ресурсов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза не является достаточной для целей настоящего проекта перечня.

В соответствии со статьей 189 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность за незаконные экспорт или передачу иностранным организациям сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники установлена для лиц, наделенных правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Поскольку действие санкций, предусмотренных статьей 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации не ограничиваются только в отношении официальных участников внешнеторговой деятельности, то в рассматриваемый перечень включены товары без разделения на имеющие и не имеющие «двойное назначение».

В перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации включены водные биоресурсы, лесоматериалы, каменный уголь, кокс, нефть, нефтепродукты, природный газ, пушнина, драгоценные камни и драгоценные металлы, а также ряд других сырьевых высоколиквидных на внешнем и внутреннем рынке товаров, контрабанда которых в крупных размерах дестабилизирует внутренний рынок, чем наносит ощутимый ущерб экономической безопасности Российской Федерации.

Товары и ресурсы, отнесенные к категории «стратегически важных» составляют значительный объем российского экспорта и в связи с этим формируют основную часть поступлений в доходную часть бюджета в виде таможенных платежей.

В эту группу наряду с продукцией топливно-энергетического комплекса (нефть, природный газ, нефтепродукты, уголь) входит продукция цветной металлургии и изделия из черных металлов, сырье для данного вида промышленного производства, алкогольная продукция, драгоценные металлы и камни.

К разряду стратегически важных предложено также отнести товары, пользующиеся устойчивым спросом за рубежом, незаконный вывоз которых из Российской Федерации помимо нанесения прямого экономического ущерба, создает угрозу экологической безопасности. В эту категорию входят лес и лесопродукция, пушнина, водные биологические ресурсы (рыба, ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные, продукты из них), мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб.

За 2010-2011 годы таможенными органами выявлены факты незаконного перемещения продукции топливно-энергетического комплекса на сумму свыше 109 млн. долларов США, леса и лесоматериалов на сумму более 172 млн. долларов США, металлов на сумму свыше 117,5 млн. долларов США, этилового спирта и алкогольной продукции на сумму более 4 млн. долларов США, продуктов питания на сумму свыше 108 млн. долларов США, биоресурсов на сумму более 24,5 млн. долларов США.

Обеспечение охраны и защиты лесов, а также многоцелевого, рационального, неприрывного, неистощительного их использования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является основными принципами лесного законодательства, в том числе Лесного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время лесная отрасль, включая экспорт лесоматериалов, продолжает оставаться одной из самых криминализированных в стране. Учитывая высокую рентабельность экспортных операций с лесом и продуктами его переработки, данная сфера внешнеэкономической деятельности является притягательной для целого ряда участников ВЭД, а также для организованных преступных групп и сообществ, преследующих цель легкой наживы с использованием различных схем незаконного перемещения.

На территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов незаконная вырубка древесины осуществляется в основном гражданами Китая, привлекаемыми компаниями-лесозаготовителями в качестве дешевой рабочей силы и зачастую не имеющими разрешений Федеральной миграционной службы.

В настоящее время основными противоправными схемами незаконного вывоза лесоматериалов с таможенной территории Таможенного союза являются:

недекларирование либо недостоверное декларирование, выраженные в заявлении таможенному органу недостоверных сведений о количественных (занижение объёмов) и качественных (занижение сортности, неверное указание породы) характеристиках лесоматериалов;

вывоз лесоматериалов с обманным использованием документов, необходимых для таможенных целей (внешнеторговые контракты и дополнения к ним, учредительные документы компаний-лесоэкспортеров и т.д.).

вывоз лесоматериалов с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, выраженный в невозвращении валютной выручки на счета компаний-лесоэкспортеров в уполномоченных банках паспорта сделки.

В настоящее время экспорт за рубеж нефти, нефтепродуктов, природного газа по-прежнему сопряжен с совершением таких таможенных правонарушений, как заявление недостоверных сведений по качественным, количественным и стоимостным показателям товара, а также уклонением от уплаты таможенных платежей.

Как показывает практика предметами преступлений и административных правонарушений являются дизельное топливо, нефть и нефтепродукты, бензин, природный газ и газовый конденсат, уголь каменный и др. Например, при вывозе за пределы территории Российской Федерации нефть оформляется под видом мазута топочного или флотского, также как «растворитель углеводородный».

Необходимо отметить, что драгоценные металлы и драгоценные камни (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром и обработанном виде, а также уникальные янтарные образования) образуют Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, который составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей России. Незаконный экспорт драгоценных металлов и камней может привести к истощению национальных запасов Российской Федерации и нанести невосполнимый ущерб экономическим интересам государства.

Морские промысловые районы Дальневосточного региона располагают наибольшими мировыми запасами минтая (более 3,2 млн. тонн). В группу основных промысловых объектов также входят лососевые виды рыб: нерка, кижуч, кета, чавыча, горбуша и морская сельдь. К квотируемым объектам водных биологических ресурсов относятся креветки, отдельные виды крабов.

На экспорт водные биологические ресурсы оформлялись в 11-ти таможнях региона. Наибольшие натуральные объемы водных биологических ресурсов вывезены в Китай (62 %), Республику Корея (34 %) и Японию (4 %). На долю остальных стран приходится менее 1%.

Получаемые по линии МИД России сведения из Японии и Республики Корея свидетельствуют о превышении статистики импорта в указанных странах над статистикой экспорта в Российской Федерации по ряду товарных позиций (крабы живые, морской ёж, креветки, продукция из крабов, трубач, печень, икра, молоки минтая).

Как показывает практика, вывоз водных биологических ресурсов в иностранные порты осуществляется напрямую, без ввоза в порты России, как следствие без государственного контроля и таможенного оформления. При этом, в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, предусматривающая уголовную и административную ответственность за недоставку рыбопродукции на территорию Российской Федерации из районов промысла.

Серьезнейшую угрозу сохранности морских биоресурсов Дальнего Востока представляет экономическая экспансия иностранных компаний в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке, которыми предпринимаются активные усилия для монополизации добычи, переработки, транспортировки и реализации рыбопродукции на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Прямым следствием подобной практики зарубежных компаний является отсутствие точных сведений о реальном экспорте российских морепродуктов и рыбы, невозвращение валютной выручки из-за рубежа.

Также в настоящий период действует схема незаконного вывоза продукции морского промысла, сопряженного с обманным использованием документов (инвойсов и/или контрактов), напрямую связанная с занижением таможенной стоимости.

Такие валютоемкие товары как, трепанг, мясо краба, морской еж и креветка при экспорте не облагаются таможенными пошлинами и соответственно нарушение при их незаконном вывозе не сможет квалифицироваться по ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Учитывая высокую доходность противоправной деятельности в отношении указанных морепродуктов включение их в перечень стратегических товаров и ресурсов позволит привлекать к уголовной ответственности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Анализ выявленных преступлений и правонарушений показывает, что наиболее распространенными схемами противоправного импорта мяса и мясопродуктов являются:

недекларирование либо ввоз мяса и мясопродуктов под видом других товаров;

непредставление перевозчиками сведений либо заявление недостоверных сведений о ввозимых товарах при прибытии на территорию России;

ввоз товаров помимо пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

представление поддельных ветеринарных сертификатов или неполной информации о товарах с целью ввоза некачественной мясной продукции.

Наиболее крупные партии мяса и мясной продукции незаконно перемещались на территорию России в морских пунктах пропуска Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов. В большинстве случаев товары ввозились из Польши, США, Бразилии, Южной Кореи и Китайской Народной Республики.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» особой охране подлежат в том числе редкие или находящиеся под угрозой исчезновения леса и иная растительность, животные и другие организмы.

Вместе с тем, наибольшее количество противоправных действий осуществляется именно в отношении объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, либо охраняемых международными договорами.

По экспертным оценкам в России незаконно добывается от 30 до 50 особей тигра. Общий ущерб от незаконной добычи тигра составляет до 25 миллионов рублей. Незаконный вывоз частей тигра в Китай и страны Юго-Восточной Азии в настоящее время остаётся одной из причин браконьерства и угроз сохранению и восстановлению популяции тигра в России.

Незаконная добыча таких видов птиц как кречет, балобан, сапсан составляет от 1000 до 1200 особей в год, ущерб достигает до 240 миллионов рублей. Незаконная добыча определяется спросом на этих птиц за границей, в первую очередь в арабских странах.

Размер вреда, причиненного незаконной добычей одной особи млекопитающего или птицы, занесённой в Красную книгу Российской Федерации, составляет в среднем от 200 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, имеют место незаконные перемещения через Государственную границу частей или продукции, произведённых из редких видов животных, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее – конвенция СИТЕС): бурого и гималайского медведей, сайгака, кабарги, выдры, волка, рыси.

Вопрос обеспечения сохранения биологического разнообразия особо актуален для Сибирского и Дальневосточного регионов как уникальной природной территории - места обитания исчезающих объектов флоры и фауны (дальневосточный леопард, амурский тигр, ханкайская черепаха, трепанг, корень женьшеня и др).

В таких условиях отсутствие уголовной ответственности за незаконное перемещение объектов дикой флоры и фауны может фактически привести к бесконтрольному расхищению природных богатств России, что повлечет исчезновение уникальной экологической системы редких видов животных.

В России отмечено значительное число фактов незаконного ввоза крупных партий иностранной алкогольной продукции. Такие преступления, как правило, совершаются с сокрытием указанных товаров от таможенного контроля.

Поскольку данные алкогольные напитки не сертифицированы уполномоченными российскими органами, они могут не соответствовать требованиям качества и представлять опасность для здоровья населения.

Включение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации позволит предотвратить проникновение на территорию России потенциально опасных товаров рассматриваемой категории.

На сегодняшний день наметилась тенденция снижения объёмов таможенного оформления табачной продукции, что в первую очередь объясняется наличием на территории России табачных фабрик ведущих мировых производителей сигарет. Это в свою очередь не мешает участникам внешнеэкономической деятельности, наладившим незаконную поставку табачных изделий, заниматься нелегальной деятельностью, стимулируемой различием цен на табачные изделия в России и зарубежом.

Выделяют следующие виды незаконного перемещения через таможенную границу табакопродукции:

физическими лицами с сокрытием от таможенного контроля (в конструктивных полостях автомобилей, морских и воздушных судов, железнодорожных составов);

- юридическими лицами путём недекларирования или недостоверного декларирования (под видом товаров прикрытия), обманного использования документов, а также помимо таможенного контроля.

Основные каналы незаконного перемещения сигарет в страны Европейского Союза выявлены в Калиниградской, Псковской, Вологодской областях и Республике Карелия, где действуют устойчивые преступные группы, специализирующиеся на незаконном перемещении с территории Российской Федерации табачной продукции. Это обусловлено тем, что стоимость табачной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации за пачку сигарет (L&M, Marlboro, More) составляет от 20 до 70 рублей, в сравнении со стоимостью сигарет аналогичных марок за рубежом: 3-4 евро в странах Европейского союза и 6-8 евро в Великобритании.

В дальнейшем с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона (с учетом покупательской способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза. Кроме того, будет предусмотрено установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра (папиросы).

Также необходимо иметь в виду, что в рамках Концепции осуществления государственной политики противодействия потребления табака на 2010-2015 годы, осуществляются меры, по сокращению курящего населения через повышение акцизов на табачную продукцию, что приведет к увеличению цен на сигареты на внутреннем рынке Российской Федерации и, как следствие, спровоцируют появление и широкое распространение на территории Российской Федерации подпольных производств, а также увеличение количества незаконно перемещенной на территорию Таможенного Союза табачной и, в том числе, контрафактной продукции.

Принятие данного проекта постановления Правительства Российской Федерации не повлечет дополнительные расходы бюджетных средств и не требует внесения изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПостановление От 23 марта 2006 г. N 156 о внесении изменений в некоторые...
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПриказ москва №14/24/58/ 28 января 2009 г. Об утверждении Требований...
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. №238
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПостановление От 19 июня 2012 г. N 605 о внесении изменений в некоторые...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Московской...
В рамках реализации профилактической образовательной программы «Разговор о правильном питании», в целях привлечения родителей, общественности...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconМинистерство юстиции российской федерации главное управление исполнения...
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconВ целях реализации постановления Правительства Российской Федерации...
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011–2013...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconЗаключение по проекту актуализированного сниП 05. 85* Автомобильные дороги
Некоммерческое Партнёрство дорожных проектных организаций «родос» рассмотрев представленные поправки в постановление Правительства...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПорядок представления материалов и документов кандидатов на соискание...
Правительства Российской Федерации в области культуры, учрежденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПоложение
«Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», постановления Администрации области от...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановления Правительства Российской Федерации от 12. 08. 94 N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconКонтрольные вопросы по дисциплине пояснительная записка
Таможенным кодексом Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства РФ
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПояснительная записка к учебному плану гбоу сош №851 юоуо до г. Москвы
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства рф)
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации icon1. Общие требования
Правила, разработаны во исполнение постановления Совета Министров Правительства РФ от 12. 08. 1994 n 937 "О государственных нормативных...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПостановление От 29 декабря 2005 г. N 836 об утверждении положения...
В целях совершенствования информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации Правительство Российской Федерации...
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Постановление Правительства РФ от 15. 06. 2004 n 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15. 05. 2010...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск