Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013





Скачать 169.35 Kb.
НазваниеОкружающий мир, 4 класс Апрель 2013
Дата публикации12.08.2013
Размер169.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

Окружающий мир, 4 класс

Апрель 2013


Диагностическая работа по курсу «Окружающий мир» проводилась в конце учебного года с целью установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предмету «Окружающий мир» и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определялись на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

Характеристика инструментария

Проверочные материалы включали основные элементы содержания курса «Окружающий мир», а также наиболее важный материал, изученный в 1-4 классах, знание которого необходимо для эффективного усвоения программы.

На уровне знаний проверялись следующие элементы содержания: название нашей планеты, основные свойства воздуха, воды, общие условия, необходимые для жизни живых организмов, основные правила поведения человека в окружающей среде. В диагностической работе проверялись следующие умения: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы, приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки России и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Тестовые задания были сбалансированы по основным разделам курса «Окружающий мир» в соответствии с современными подходами в системе контроля качества образования в начальной школе.

В целом тест должен был проверить уровень освоения учащимися основных понятий курса «Окружающий мир» и сформированность отдельных общеучебных умений.

В содержание диагностической работы были включены, не только естественнонаучные, но и обществоведческие темы, в то же время приоритет по числу заданий был отведён естественнонаучной тематике.

Из заданий, проверяющих сформированность общеучебных умений, были включены задания на множественный выбор и на соотнесение.

Все комплекты тестов состояли из 4-х вариантов. Каждый вариант диагностической работы - из 16 заданий: 14 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных и 2 заданий с кратким ответом. Время выполнения теста – 45 минут.

В тесте были представлены задания базового и повышенного уровней сложности (12 и 4 соответственно). Задания базового уровня сложности проверяли усвоение обществоведческих тем курса, а также тем естественнонаучного содержания, наиболее значимых для продолжения обучения в основной школе по биологии и географии.

Задания повышенного уровня сложности проверяли уровень знаний учащихся по темам естественнонаучной направленности, которым уделяется недостаточно внимания в большинстве используемых УМК по курсу «Окружающий мир», а также задания, связанные с проверкой сформированности общеучебных умений.

За правильное выполнение каждого задания выставлялся 1 балл. Максимальное число баллов, которое можно было получить за правильное выполнение всей работы, - 16 За выполнение проверочной работы обучающиеся получили оценки по пятибалльной шкале.

Шкала выставления оценок за тест в соответствии с диапазоном тестовых баллов:

Оценка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный тестовый балл

Меньше 7

7-10

11-13

Более 13


Приведённая шкала перевода показывает, что неудовлетворительную оценку получали учащиеся, которые выполнили только половину и менее заданий базового уровня варианта. В то же время для получения оценки «отлично» учащемуся необходимо было правильно выполнить все задания базового уровня и хотя бы половину заданий повышенного уровня.

Результаты выполнения диагностической работы


по предмету «Окружающий мир»

Диагностическую работу по предмету «Окружающий мир» выполняли 8569 учащихся 4-х классов (385 классов) из 362 общеобразовательных учреждений Москвы.

Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1



Доля учащихся, не достигших достаточного уровня овладения учебным материалом (выполнили менее 7 заданий), составляет 6% (476 учащихся). Полностью и безошибочно выполнили все 16 заданий работы 3% (249 учащихся).

Большинство тестировавшихся выполнили 11-13 заданий теста – 41% (3470 учащихся).

В таблице 1 показано распределение оценок, полученных за выполнение диагностической работы учащимися 4-х классов в апреле 2013 года и школьных оценок за последнюю промежуточную аттестацию.

Таблица 1

Оценка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Распределение оценок за выполнение теста

6%

31%

41%

23%

Доля учащихся, имеющих школьную оценку (по результатам промежуточной аттестации)



16%

53%

31%


Диаграмма 2



Как видно из таблицы 1 и диаграммы 2, 20% учащихся не смогли подтвердить высокий уровень успеваемости, и за тест не получили «5» и «4», которые имели в школе.

По дополнительно проведённым исследованиям установлено, что 1% классов, участвовавших в тестировании показал низкие результаты («2» получили более 40% учащихся), и 10% классов – высокие результаты (процент выполнения выше среднего на 10%).


Анализ результатов выполнения диагностической работы


по предмету «Окружающий мир»

На диаграмме 3 показана структура знаний по предмету «Окружающий мир», а в приведенной ниже таблице 2 представлены средние результаты выполнения заданий по проверяемым элементам содержания.

Диаграмма 3

Таблица 2

Код

Контролируемые элементы содержания

(%)

01.01.01

Что такое окружающий мир

90,3%

01.02.01

Как человек познает природу, общество, самого себя

55,4%

02.02.01

Дорога от дома до школы

75,5%

02.05.01

Безопасность поведения на дороге

68,8%

02.05.02

Безопасность поведения при пожаре и т.п.

87,3%

02.07.01

Правила взаимодействия со взрослыми

85,4%

03.01.01

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Связь неживой и живой природы

83,6%

03.02.01

Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях)

81,0%

03.02.02

Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода

65,8%

03.04.01

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

65,5%

03.05.01

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание на рисунке и карте)

77,3%

03.07.01

Растения: разнообразие, части растения

84,0%

03.08.01

Деревья, кустарники, травы

61,7%

03.08.02

Дикорастущие и культурные растения родного края

87,1%

03.10.01

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности)

82,1%

03.11.01

Взаимосвязь растений и животных. Природные сообщества

67,2%

04.01.01

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

83,5%

06.02.01

Земля – планета

55,7%

06.03.01

Материки и океаны (общее представление, расположение на карте)

61,3%

06.04.01

Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

57,0%

07.02.01

Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; веса, роста; времени по часам)

73,7%

07.03.01

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

39,0%


В среднем выполнение теста составило 70,3%, что позволяет говорить о высоком уровне освоения программы по предмету «Окружающий мир» выпускниками начальной школы.

Элементы содержания, освоенные учащимися на достаточном уровне (65% и выше):

  • Что такое окружающий мир

  • Безопасность поведения при пожаре и т.п.

  • Дикорастущие и культурные растения родного края

  • Правила взаимодействия со взрослыми

  • Растения: разнообразие, части растения

  • Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Связь неживой и живой природы

  • Общее представление о строении и основных функциях организма человека

  • Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности)

  • Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях)

  • Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание на рисунке и карте)

  • Дорога от дома до школы

  • Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; веса, роста; времени по часам)

  • Безопасность поведения на дороге

  • Взаимосвязь растений и животных. Природные сообщества

  • Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода

Сложности с выполнением заданий у учащихся возникли по темам:

  • Деревья, кустарники, травы (61,7%)

  • Материки и океаны (общее представление, расположение на карте) (61,3%)

  • Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода (57,0%)

  • Земля – планета (55,7%)

  • Как человек познает природу, общество, самого себя (55,4%)

  • Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) (39,0%).

Анализ результатов выполнения проблемных заданий диагностической работы по предмету «Окружающий мир»


Задания диагностической работы позволили выявить ряд вопросов, которые оказались проблемными для учащихся 4-х классов по предмету «Окружающий мир».

Из ответов на задания обществоведческой направленности в первую очередь обращает на себя внимание незнание знаков дорожного движения. Это ярко проявилось в заданиях-подобиях, проверяющих знание отличий формы дорожного знака

Пример 1

Что означает дорожный знак в виде треугольника (см. рисунок) с красной полосой по периметру?

1)

пересечение с велосипедной дорожкой (18% - правильный ответ)

2)

проезд на велосипеде разрешён (17%)

3)

проезд на велосипеде запрещён (58%)

4)

площадка для стоянки велосипедов (7%)


Пример 2

Что означает дорожный знак в виде круга (см. рисунок) с красной полосой?

1)

пересечение с велосипедной дорожкой (22%)

2)

впереди место отдыха (1%)

3)

проезд на велосипеде запрещён (67%) – правильный ответ

4)

стоянка велосипедов (10%)



Учащиеся 4-х классов путают знаки, указывающие на запрет проезда на велосипеде и пересечение с велосипедной дорожкой. В условиях мегаполиса это незнание очень опасно, особенно в настоящее время, когда велосипедные маршруты активно пропагандируются и всё больше школьников в весенне-осенний период перемещаются по городу на велосипедах.

Из естествоведческих знаний учащиеся 4-х классов традиционно слабо отвечают на вопросы, связанные с географическим материалом.

Пример 3

Небольшая река, впадающая в главную реку, называется

1)

устьем (24%)

2)

истоком (12%)

3)

притоком (55%) – правильный ответ

4)

родником (8%)


Пример 4

Андрей с друзьями во время похода шли вдоль лесного ручья до впадения его в реку. Можно сказать, что ребята

1)

обнаружили приток реки (40%) – правильный ответ

2)

подошли к началу реки (12%)

3)

пришли к истоку ручья (18%)

4)

вышли к устью реки (30%)


Результаты со всей очевидностью показывают путаницу, существующую в знаниях учащихся по гидрологии, особенно, если вопрос поставить не так, как в учебнике, а создать некую ситуацию, в которой необходимо найти правильный ответ на основе уже известного. Как видно из примеров 3 и 4, теряется до 15% правильных ответов.

Другой сложностью восприятия географического материала являются понятия, связанные с воображаемыми линиями. Учащиеся 4-х классов путаются в понятиях «ось Земли», «экватор», «орбита Земли».

Пример 5

Земной осью называют воображаемую линию,

1)

проходящую от Северного полюса к Южному через центр земного шара (48%) – правильный ответ

2)

по которой планета Земля движется в космосе (27%)

3)

делящую земной шар на два полушария (18%)

4)

являющуюся видимой границей между земной или водной поверхностью и небом (7%)


Пример 6

Воображаемая линия, проходящая через центр земного шара от Северного полюса к Южному, называется

1)

орбитой Земли (11%)

2)

горизонтом (6%)

3)

осью Земли (48%) – правильный ответ

4)

экватором (35%)


Как видно из результатов, менее половины учащихся уверенно определяют понятие «ось Земли», в том числе и в несколько изменённой ситуации (пример 6); «ось Земли» считают её горизонтом, 6-7% учащихся.

Из ответов на задания биологического содержания обращает на себя незнание учащимися условий прорастания семян.

Пример 7

Условием, необязательным для прорастания семян растений, является

1)

вода (8%)

2)

свет (26%) – правильный ответ

3)

воздух (33%)

4)

тепло (34%)


Задание относится к разряду повышенной сложности, поскольку в формулировке присутствует отрицание и нужно выбрать, в отличие от обычного задания, единственный неверный ответ. Тем не менее, выполнение данного задания лишь четвертью от общего числа отвечавших (26%) говорит о слабом знании учащимися вопросов биологии растений, в частности, условий прорастания семян. Треть учащихся не знают, что семена дышат, вторая треть уверенно указывает на ненужность тепла при прорастании.

Другим сложным вопросом для учащихся, заканчивающих начальную школу, оказались жизненно важные условия существования насекомых как группы животных организмов.

Пример 8


Это задание также относится к заданиям повышенной сложности: в формулировке предполагается, что учащиеся должны отличить насекомых от птиц и зверей по указанным характеристикам. Уверенный выбор правильного ответа более чем половиной отвечавших, с одной стороны, говорит о неплохом понимании сути вопроса большинством учащихся. С другой стороны, около четверти (24%) отвечавших не вчитались в вопрос и указали общее свойство животных – потребность в кислороде воздуха. Обращает на себя также выбор 17% отвечавших ответа 3. В данном случае учащиеся перепутали причину и следствие. Температура воздуха как условие жизни является следствием деятельности Солнца, которая даёт Земле свет и тепло. Но поскольку в предложенных ответах указания на солнечное тепло не было, то правильным ответом является ответ 4.

Описание уровня подготовки учащихся, получивших различные отметки на тестировании


Категории участников тестирования

Описание уровня подготовки по русскому языку категорий участников тестирования

Отметка «5» (>13 баллов)

Учащихся этой категории – 23%.

Средний процент выполнения заданий – 91%.

Учащиеся продемонстрировали владение всеми контролируемыми элементами содержания на высоком уровне (выполнение заданий от 64% до 99%)

Для этой категории учащихся важно усилить работу по теме

  • Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Отметка «4» (11-13 баллов).

Учащихся этой категории – 41 %. Средний процент выполнения заданий – 75 %.

Учащиеся продемонстрировали хороший уровень владения контролируемыми элементами содержания (процент выполнения выше 65%), за исключением следующих:

  • Как человек познает природу, общество, самого себя (58,1%)

  • Земля – планета (57,5%)

  • Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода (58,7%)

  • Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) (40,0%)

Отметка «3» (7-10 баллов).

Учащихся этой категории – 31%.

Средний процент выполнения заданий – 56 %.

Учащиеся показали удовлетворительный уровень подготовки (процент выполнения выше 65%) при выполнении некоторых элементов содержания:

  • Что такое окружающий мир (84,6%)

  • Дорога от дома до школы (68,1%)

  • Безопасность поведения при пожаре и т.п. (81,7%)

  • Правила взаимодействия со взрослыми (70,3%)

  • Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Связь неживой и живой природы (75,4%)

  • Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях) (68,4%)

  • Растения: разнообразие, части растения (73,1%)

  • Дикорастущие и культурные растения родного края (84,9%)

  • Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности) (69,9%)

  • Общее представление о строении и основных функциях организма человека (66,8%)

Отметка «2»

(меньше 7 баллов).

Процент учащихся этой категории –6%.

Средний процент выполнения заданий – 32 %.

У учащихся, получивших за тест неудовлетворительную оценку, полностью отсутствуют усвоенные контролируемые элементы содержания (не выявлены задания базового уровня, для которых процент выполнения оказался выше 65%.), за исключением темы:

  • Безопасность поведения при пожаре и т.п. (73,7%)



Выводы и рекомендации

  1. Анализ результатов выполнения диагностической работы даёт основания констатировать, что использованные материалы позволяют получить объективную картину состояния подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир» в соответствии с действующим стандартом образования и выявить элементы содержания, вызвавшие наибольшие затруднения

  2. Результаты выполнения диагностической работы показывают, что основные компоненты содержания образования по предмету «Окружающий мир» на базовом уровне освоены большинством учащихся. 8090 тестировавшихся (94%) на разных уровнях овладели необходимыми знаниями и умениями, 476 учащихся (6%) показали недостаточный уровень освоения учебного содержания по предмету «Окружающий мир» и нуждаются в специальной помощи по предмету.

  3. На основании результатов выявлены типичные ошибки и недостаточно освоенные разделы программы по предмету «Окружающий мир» в темах:

  • Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба);

  • Как человек познает природу, общество, самого себя

  • Земля – планета

  • Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

  1. По результатам диагностической работы рекомендуется:

  • активно использовать межпредметные возможности курса "Окружающий мир" для формирования межпредметных понятий и общеучебных умений, например, при изучении географических понятий, названий растений, животных, населённых пунктов обращать внимание на их происхождение и первоначальное значение, что позволит не только формировать правильные представления, но и показать значение русского языка во всех сферах жизни человека, сущности и значимости русского слова;

  • больше внимания следует уделять изучению знаков дорожного движения как основе безопасного существования в мегаполисе;

  • обратить особое внимание на проведение опытов и наблюдений с природными объектами, в частности, условий прорастания семян различных растений, правилам ухода за комнатными растениями и домашними питомцами;

  • организовывать регулярные экскурсии в школьный двор для моделирования бытовых ситуаций наблюдения, поскольку без знакомства с основными видами растений и животных, обитающих во дворе, невозможно знакомство с окружающим миром;

  • шире использовать задания в виде тестов, приучающие детей работать с подобной формой проверки знаний.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconКалендарно-тематическое планирование на 2013 2014 уч г. Предмет:...
Учебный комплекс для учащихся: учебник «Окружающий мир» 3 кл., авт. А. А. Плешаков
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconОкружающий мир, 4 класс (март-апрель)
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconВахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир, 1 класс...
А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования...
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconКонспект урока Окружающий мир 2 класс «Животные леса»
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А. А., стр....
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconКонспект урока «Домашние животные. Значение домашних животных в жизни...
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconПлешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной...
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (3 класс)
Учебник «Окружающий мир», А. А. Плешаков. «Просвещение», аоа «Московские учебники», Москва 2012 г
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconКласс: 2 класс Название материала
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования...
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconУрок проект «Окружающий мир» 4 класс система Л. В. Занкова
Дмитриева Н. Я.,Казаков А. Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: окружающий мир Класс: 2 умк: «Окружающий мир». Плешаков А. А. Школа России
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику А. А. Плешаков Окружающий мир....
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconУрока проектная задача окружающий мир, технология по теме: «Московский кремль»
Учебник: «Окружающий мир» 2 класс, А. А. Плешаков, М: «Просвещение», «Технология» 2 класс,М: «Просвещение»
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconПредметная область: Окружающий мир ( автор: А. А. Вахрушев) 1 класс тема
Цель: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области...
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconРабочая программа «Окружающий мир»
Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе,...
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,...
Окружающий мир, 4 класс Апрель 2013 iconРабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск