Произведение искусства будущего





НазваниеПроизведение искусства будущего
страница1/9
Дата публикации04.03.2015
Размер1.61 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Рихард Вагнер

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА БУДУЩЕГО



Людвигу Фейербаху посвящается

с благодарностью и уважением

ПОСВЯЩЕНИЕ



Только Вам, уважаемый гос­подин Фейербах, могу я посвятить этот труд, ибо с ним я возвращаю Вам Вашу же собственность. Но поскольку он в известной мере перестал быть Вашей и стал соб­ственностью художника, я нахожусь в сомнении относи­тельно того положения, в котором я оказался по отноше­нию к Вам: захотите ли Вы получить обратно из pyk ху­дожника то, чем Вы одарили его как философ? Но мое стремление и мой долг выразить Вам благодарность за нравственную поддержку превозмогли мои сомнения.

Отнюдь не тщеславие, а только лишь непреодолимая потребность заставила меня стать на некоторое время пи­сателем. В ранней юности я сочинял стихи и пьесы; к од­ной из этих пьес мне захотелось написать музыку — чтобы овладеть этим искусством, я стал музыкантом. Позднее я писал оперы, перекладывая на музыку собственные дра­матические сочинения. Профессиональные музыканты, к числу которых я принадлежу по своему положению, счи­тали, что я обладаю поэтическим даром; профессиональные писатели не отрицали за мной музыкальных талантов. Мне часто удавалось взволновать публику, однако профессио­нальные критики всегда поносили меня. Так мой противо­речивый опыт дал мне богатую пищу для размышлений, когда же я размышлял вслух, против меня ополчались филистеры, которые неизменно представляют себе худож­ника глупцом, не способным мыслить. Друзья поощряли меня письменно изложить свои взгляды на искусство и на то, к чему я стремлюсь в искусстве, я же предпочитал вы­ражать это своим творчеством. Убедившись, что сделать это в полной мере мне не удается, я понял, что не отдель­ному человеку, а лишь сообществу суждены подлинные, бесспорные свершения в области искусства. Понять это и не потерять при этом надежду — значит всем своим суще­ством восстать против нынешнего положения в жизни и'в искусстве. Решившись на восстание, я стал писателем, к чему меня вынудила уже некогда нужда. Профессиональ­ные литераторы, которые теперь, когда замолкли послед­ние отголоски бури, снова свободно вздохнули, сочли дер­зостью, что сочиняющий оперы музыкант занялся их ре­меслом. Но я прошу их милостивого разрешения обратить­ся в качестве художника не к ним, а только к мыслящим художникам, с которыми у них нет ровно ничего общего. Не сочтите и Вы дерзостью с моей стороны, уважаемый господин Фейербах, что я поставил Ваше имя в начале этого труда, обязанного своим существованием тому впе­чатлению, которое произвели на меня Ваши сочинения, но которое не соответствует, быть может, Вашим взглядам на то, к чему должно было привести это впечатление. Тем не менее Вам не может быть безразлично, смею думать, полу­чить доказательство того, как Ваши мысли были воспри­няты одним из художников и как он в качестве художника с искренним рвением попытался пересказать Ваши мысли другим художникам — и только им. Прошу Вас отнести лишь за счет моего рвения, которое, я полагаю, Вы не осудите, не только то, что вызовет Ваше одобрение, но и то, что Вы не сможете одобрить.

Рихард Вагнер




I. ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО



1. Природа, человек, и искусство
Искусство так же соотносится с человеком, как человек соотносится с природой.

Когда природа развилась до такого состояния, которое заключало в себе условия для существования человека, сам собой появился человек. Когда жизнь человека создала условия для возникновения художественного произведения, оно возникло само собой.

Природа порождает и творит непроизвольно и непред­намеренно, подчиняясь лишь необходимости; та же необхо­димость является порождающей и творящей силой в жизни человека: все непроизвольное и непреднамеренное вытекает из естественной потребности, лишь в ней — основа жизни.

Необходимость в природе человек познает из взаимо­связи явлений; до тех пор пока он не видит этой взаимосвязи, ему повсюду мнится произвол.

С момента, когда человек ощутил свое отличие от при­роды и тем самым начал развиваться как человек, перейдя от бессознательности естественного животного существова­ния к сознательной жизни, когда он тем самым противопо-. ставил себя природе и когда чувство зависимости от нее дало толчок развитию его мышления — с этого момента появилось заблуждение как первое проявление сознания. Шо заблуждение — отец познания, и история развития познания из заблуждения есть история рода человеческого от мифов глубокой древности и до наших дней. Человек начал заблуждаться в тот момент, когда пред­положил, что причина явлений природы не заключена в са­мой природе, давая тем самым чувственным явлениям сверхчувственное, человечески произвольное объяснение, когда он счел бесконечную взаимосвязь бессознательных и непреднамеренных действий преднамеренным проявлением конечных, не связанных между собой волеизъявлений. В преодолении этого заблуждения заключается познание, которое и есть постижение необходимости явлений, причиной которых представлялся произвол.

Благодаря этому постижению природа осознает себя в человеке, который смог постичь природу, лишь научившись отделять себя от нее, воспринимать ее в качестве объекта, но это отделение исчезает вновь там, где человек начинает воспринимать сущность природы как собственную сущ­ность, где он во всем существующем и живущем — в соб­ственной жизни не в меньшей степени, чем в жизни при­роды, — видит проявление единой необходимости, познавая, таким образом, не только взаимосвязь явлений природы, но и свою связь с ней.

Если природа приходит к самопознанию в человеке бла­годаря связи с ним — выражением чего и является челове­ческая жизнь как образ и подобие природы, то человече­ская жизнь в свою очередь приходит к постижению самой себя в науке, для которой она становится предметом опыта; проявлением же добытых наукой знаний, изображением постигнутой наукой жизни, отражением ее необходимостии истины является искусство *.

* Искусство вообще, и искусство будущего в особенности.
Человек не станет тем, чем он может и должен быть, пока его жизнь не будет верным зеркалом природы, созна­тельным следованием единственно истинной необходимости, внутренней естественной необходимости, а не подчинением внешней силе, силе воображаемой, поэтому не необходи­мой, а произвольной. Тогда человек впервые действительно станет человеком. До сих же пор он живет по правилам, которые диктуют ему религия, национальные предрассуд­ки или государство. Искусство также не станет тем, чем оно может и должно быть до тех пор, пока оно не-будет, не сможет быть верным и сознательным отражением дей­ствительного человека и действительной жизни человека, соответствующей естественной необходимости, до тех пор, пока своим существованием оно обязано заблуждениям, извращениям и противоестественным искажениям нашей современной жизни.

Истинный человек не появится, если его жизнью будут управлять произвольные законы государства, а не сама человеческая природа; истинного же искусства не будет, если она будет подчиняться деспотическим капризам моды, а не законам природы. Подобно тому как человек стано­вится свободным, лишь осознав свою связь с природой, так и искусство становится свободным, лишь перестав сты­диться своей связи с жизнью. Лишь в радостном осозна­нии своей связи с природой человек преодолевает свою зависимость от нее; искусство же преодолевает свою зависимость от жизни лишь во взаимосвязи с жизнью под­линно свободных людей.
2. Жизнь, наука и искусство
Человек первоначально строит свою жизнь непроиз­вольно, согласно представлениям, полученным из произ­вольного созерцания природы и находящим свое выраже­ние в религии; затем они становятся для него предметом произвольного и сознательного научного исследования.

Наука идет от заблуждения к истине, от представлений к действительности, от религии к природе. Поэтому на заре научного знания человек по отношению к жизни на­ходится в таком же положении, в каком на заре своего существования, уже отличного от природного, он находился по отношению к явлениям природы. Наука включает в себя всю сумму произвольных взглядов человека, в то время как жизнь в целом продолжает своим чередом свое непроиз­вольное необходимое развитие. Наука, таким образом, бе­рет на себя грехи жизни и искупает их самоуничтожением: она приходит к своей прямой противоположности — приро­де, к признанию бессознательного, непроизвольного, следовательно, необходимого, действительного, чувственно дан­ного. Поэтому сущность науки конечна, сущность жизни бесконечна, так же как конечно заблуждение и бесконечна истина. Истинным и живым является лишь чувственно дан­ное или то, что обусловлено чувственно данным. Высоко­мерное и презрительное отрицание наукой чувственно дан­ного— крайняя степень заблуждения; высшая победа нау­ки— в добровольном отказе от этого высокомерия и в при­знании чувственно данного. Конец науки — оправдание бессознательного, осознавшая себя жизнь, признание чув­ственного, отрицание произвола и стремление к необходи­мости. Поэтому-то наука является лишь средством позна­ния, ее методы имеют лишь служебное значение и цель ее — быть посредником. Жизнь же — сама себе цель, сама довлеет себе. Признание непосредственной, самодовлеющей, действительной жизни, являясь завершением науки, находит свое непосредственное и открытое выражение в искусстве вообще, и в произведении искусства в частности.

Вначале художник действует опосредованно, его творче­ство произвольно именно тогда, когда он стремится быть посредником и .сознательно выбирает; созданное им про­изведение еще не является произведением искусства; его приемы — это, скорее, еще приемы ученого — ищущего, ис­следующего,— поэтому они произвольны и не ведут прямо к цели. Лишь там, где выбор уже сделан, где он был необ­ходим, где он пал на необходимое,— там, следовательно, где художник находит себя в своем предмете, подобно тому как современный человек находит себя в природе, — лишь там рождается произведение искусства, лишь там оно ока­зывается чем-то действительным, самостоятельным и непо­средственным.

Истинное произведение искусства — непосредственно чувственно воплощенное — в момент своего физического рождения является искуплением художника, уничтожением последних следов творящего произвола, несомненная опре­деленность того, что до тех пор существовало лишь как представление, искупление мысли через чувственное воплощение, удовлетворение жизненной потребности через жизнь.

В этом смысле произведение искусства как непосредст­венное жизненное действие является окончательным при­мирением науки и жизни, победным венцом, который с ра­достной признательностью протягивает побежденный осво­бодившему его победителю.
3. Народ и искусство
Искупление мысли, науки через произведение искусства было бы невозможно, если бы сама жизнь зависела от научных спекуляций. Если бы сознательная произвольная мысль действительно полностью господствовала над жизнью и смогла бы овладеть жизненной силой, использовав ее в иных целях, чем то диктуется необходимыми потребно­стями, это бы означало отрицание жизни и ее растворение в науке. И действительно, в своей непомерной гордыне нау­ка мечтала о подобном триумфе, и наше нынешнее госу­дарство, наше современное искусство — бесполые и бесплодные порождения этих мечтаний.

Великие непроизвольные заблуждения народа, проявив­шиеся первоначально в его религиозных верованиях и став­шие исходным пунктом произвольной спекулятивной мысли и различных систем теологии и философии, настолько утвердились и окрепли с помощью этих наук и их сводной сестры — политики, что, притязая на божественную непогрешимость, пожелали по своему усмотрению распоряжать­ся миром и жизнью. И эти заблуждения вечно совершали бы свое разрушительное дело, если бы непроизвольно поро­дившая их жизненная сила не уничтожила их с естествен­ной необходимостью так решительно, что высокомерно от­странившейся от жизни мысли не оставалось иного спасения от настоящего безумия, как покорно признать эту единственную очевидность и определенность. И эта жизнен­ная сила — народ.

Что же такое народ? Мы должны прежде всего прийти к согласию в этом крайне важном вопросе.

Народ всегда был совокупностью всех людей, состав­лявших некую общность. Вначале это были семья и род; затем — нация как совокупность отдельных родов, связан­ных общностью языка. Практически благодаря мировому владычеству римлян, поглотившему различные нации, а теоретически благодаря христианству, которое признавало лишь человека, то есть христианина, а не представителя той или иной нации, понятие «народ» стало настолько иллюзорным и неопределенным, что мы можем подразу­мевать при этом или людей вообще, или, согласно произ­вольным политическим толкованиям, определенную часть граждан, чаще всего неимущую. Потеряв сколько-либо определенное значение, это слово приобрело другое, ясно выра­женное моральное значение; вот чем объясняется, что в беспокойные и тревожные времена каждый охотно причис­ляет себя к народу, каждый претендует на то, чтобы забо­титься о благе народа, и никто не хочет отделять себя от него. И в наши дни часто с разных сторон ставился вопрос: что же такое народ? Может ли определенная часть граж­дан, какаягто партия предъявлять исключительное право на это название?.Не являемся ли мы все — от нищего и до князя — народом?

На этот вопрос следует ответить с нынешней всемирно-исторической точки зрения так.

Народ — это совокупность всех, связанных общей нуждой. К нему принадлежат все те, кто воспринимает свою нужду как всеобщую или коренящуюся во всеобщей; все те, кто ищет облегчения своей нужды в облегчении общей нужды и направляет все свои силы на облегчение своей нужды, которую он считает всеобщей; ибо только крайняя нужда является истинной нуждой; только такая нужда яв­ляется источником истинных потребностей; только всеобщая потребность является истинной потребностью; только тот имеет право на удовлетворение своих потребностей, кто испытывает действительные потребности; только удовлетво­рение истинной потребности является необходимостью и лишь народ действует согласно необходимости — поэтому неудержимо, победоносно и единственно правильно.

Кто же не принадлежит к народу, кто же его враги?

Все те, кто не испытывает нужды, чьи жизненные по­буждения сводятся к потребностям, не достигающим силы нужды и, следовательно, воображаемым, ложным, эгоисти­ческим; к потребностям, не только не связанным с общи­ми, но прямо противоположным им, ибо они являются лишь потребностями в сохранении избытка, и только та­кими и могут, быть потребности, не достигающие силы нужды.

Где нет нужды, нет действительных потребностей; где нет действительных потребностей, нет необходимой дея­тельности; где нет необходимой деятельности, там царит произвол; где царит произвол, там процветают пороки и преступления против природы. Ибо только там, где дей­ствительные потребности подавляются, где они не получают удовлетворения, — там возникают потребности ложные и воображаемые.

Удовлетворение воображаемых потребностей ведет к роскоши, которая порождается и поддерживается лишени­ем других людей самого необходимого.

Роскошь так же бессердечна, бесчеловечна, ненасытна и эгоистична, как и порождающая её потребность, которую, однако, она никогда не может удовлетворить, потому что эта потребность неестественна и не может получить удов­летворения, ибо нет истинной, существенной противоположности, в которой она могла бы обрести свою цель. Действительный физический голод предполагает свою естественную противоположность — сытость, в которую он переходит в результате насыщения. Ложная потребность, потребность в роскоши, уже является роскошью, чем-то избыточным по своей природе; ее ложность никогда не может превратить­ся в истину — она не перестает мучить, грызть и жечь, на­прасно томя душу и сердце, отнимая радость и удоволь­ствие у жизни; заставляет напрасно расточать ради одного недостижимого мига полного удовлетворения деятельность и жизненную силу сотен тысяч страждущих; она питается неутолимым голодом сотен и тысяч бедняков, не утоляя ни на мгновение собственного голода; она держит целый мир в железных цепях деспотизма, не в силах вырваться из золотых цепей того тирана, каким она является по отно­шению к самой себе.

И этот дьявол, эта безумная потребность без истинной потребности, эта потребность потребности — эта потреб­ность роскоши, которая сама является роскошью, — правит миром; она суть той промышленности, которая убивает человека, чтобы использовать его как машину; суть нашего государства, которое лишает человека чести, чтобы мило­стиво снизойти к нему как к верноподданному; суть нашей абстрактной науки, которая приносит человека в жертву бесплодному богу, сотворенному духовной роскошью, она— увы! — суть, и главное условие нашего искусства!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Произведение искусства будущего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Произведение искусства будущего iconСписок книг Адорно Т. Эстетическая теория. М.,2001. Американская...
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.,1996
Произведение искусства будущего iconПроизведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
Составление, перевод на русский язык, художественное оформление и примечания издательство «медиум», 1996 г
Произведение искусства будущего iconГрибы (из энциклопедии)
Цель: создавать условия для развития умения анализировать произведение, сравнивать научную статью и литературное произведение
Произведение искусства будущего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс «Мой город» на лучшее произведение изобразительного искусства о городе Череповце
Произведение искусства будущего iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины Основы теории декоративно-прикладного...
Цели дисциплины дать профессиональные основы деятельности будущего учителя изобразительного искусства, формировать у студентов теоретические...
Произведение искусства будущего iconТема: Степень с натуральным показателем. Знать
Уметь: преобразовывать произведение в степень и степени в произведение, и применять стандартный вид числа
Произведение искусства будущего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах»
Произведение искусства будущего iconТема: Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»
А. А. Пластова; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; способствовать...
Произведение искусства будущего icon«Урок как произведение искусства. Евгений Николаевич Ильин» представляет...
Слева направо: Ш. Амонашвили, Л. Никитина, С. Соловейчик, С. Лысенкова, В. Матвеев, Б. Никитин, В. Шаталов, В. Караковский, И. Волков,...
Произведение искусства будущего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Если произведение чисел а в умножить на с, то произведение не изменится если число а умножить на вс. (ав)с = а(вс)
Произведение искусства будущего iconПриложение 2 Самостоятельная работа №1 Скалярное произведение векторов
А(-9;2), В(-3;5), С(-1;1), D(-7;-2). Докажите, что авсd – прямоугольник (используя скалярное произведение векторов)
Произведение искусства будущего iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Памятник в широком смысле объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Памятник в узком смысле произведение...
Произведение искусства будущего iconОбразовательная программа в рамках реализации
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Произведение искусства будущего iconСадкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства...
Формирование профессиональных компетенций у будущего учителя начальных классов в условиях действия фгос спо
Произведение искусства будущего iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск