Скачать 92.41 Kb.
|
Тип урока: ОНЗ Тема: «Деление дробей. Факториал.» Основные цели: 1) вывести алгоритм n! факториала и сформировать способность к его выполнению; 2) повторить и закрепить определение, взаимосвязь между умножением и делением, тренировать способность к сокращению дробей. Оборудование, демонстрационный материал Сложение и вычитание дробейСуммой (разностью) дробей является дробьПривести дроби к НОЗОбщий знаменатель записать в знаменатель суммы (разности) Сложить (вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (разности) Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть
Алгоритм умножения дробей1) Произведение дробей записать в виде дроби, в числители, которой записано произведение числителей, в знаменателе произведение знаменателей. 2) Если возможно сократить, получившуюся дробь. 3) Найти произведение чисел, стоящих в числителе и чисел, стоящих в знаменателе. 4. Если получилась неправильная дробь, выделить целую часть. Алгоритм деления дробей 1. Деление заменить умножением. 2. Делитель заменить числом, обратным. 3. Выполнить умножение по известному алгоритму. Оборудование, демонстрационный материал № 1 ; ; ; № 2. ; ; ; №3
Ход урока1. Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность; 2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями. Организация учебного процесса на этапе 1:
– Вспомните, по какому плану мы изучали тему сложение и вычитание дробей. (Алгоритм сложения дробей.) – Молодцы! Для успешной работы выполним следующие задания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание, умножение и деление дробей, сравнение дробей; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти частное дробей. Организация учебного процесса на этапе 2:
(1. Сформулируйте определение взаимно обратных чисел. (Числа взаимно обратные, если их произведение равно 1). 2.Сформулируйте взаимно обратных действия. (Сложение и вычитание, умножение и деление.)
Организация учебного процесса на этапе 3: 1). Слайд 2 ( Показ презентации Факториал) - Быль: «Однажды на экзамене…» Преподаватель: Прочитайте выражение: Студент: Единица, деленная на два-а-а!.. Плюс единица, деленная на три-и-и!.. Плюс единица, деленная на четы-ы-ыре!... Преподаватель: Простите, постойте… Почему вы кричите? Студент: Нотам же написаны восклицательные знаки?!.. – Как бы вы назвали такие числа? (Варианты детей.) - Что студенту необходимо знать? - В чем возникло затруднение? - Какую цель мы поставим перед собой? (Найти способ решения) - А, зачем нам нужен, этот способ? Организация учебного процесса на этапе 4: - Сформулируйте тему урока (Показать Алгоритм факториала) -Запишите тему в тетрадь. слайд 3 ( Показ презентации Факториал) – В математике их называют Факториалы Сформулируйте определение n! (n! называется произведение всех натуральных чисел. ) – Какую цель мы поставим перед собой? (Найти способ решения примеров с факториалами, не используя определение делимости.) слайд 4 ( Показ презентации). – А зачем нам нужен, будет этот способ? (Чтобы научится быстро выполнять решения с дроби.) – Сформулируйте тему урока. (Факториал.) – Запишите тему в тетрадь. Индивидуальное задание. Вычисли : 2!, 3!, 4!, 5!, 6! Слайд 5 ( Показ презентации). - Какое задание вы должны были сделать? -Вы знаете алгоритм факториала? -Почему данное задание вызвало у вас затруднение? (нехватка времени) -Чтобы быстро и правильно выполнить задание, что необходимо знать? (алгоритм факториала) -Какая цель урока? (Построить алгоритм и научится быстро выполнять задание) Какой следующий шаг вы должны сделать?(Найти закономерность и ей воспользоваться) С проверкой Презентация 3) Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: возможность найти по определению умножения и делимости результат первого примера 2) согласовать цель и тему урока: вывести правило сравнения факториала, научиться делить дроби, тема урока: «деление дробей, факториал». Сравни: а) и ( > ) ; б) 1/59! < 1/49! ; d) 1/n! > 1/(n+3)! С теми учащими, которые допустили ошибки организовать диалог по локализации затруднения. – Какой следующий шаг вы должны сделать после проверки работы и фиксации результатов? (Надо найти место ошибки и понять её причину.) – Что нужно сделать для этого? (Постараться подробно расписать задание, если это не сделано при выполнении работы.) – Каков может быть результат такой работы? (Можем получить правильный ответ или опять получить не правильный ответ.) – Если ответ не совпал с образцом, что необходимо сделать? (Определить, какие правила необходимо использовать при выполнении задания и повторить эти правила.) –Какую цель вы ставите для себя на этом уроке? (Определить причину ошибки и исправить её.) 3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. слайд 6 ( Показ презентации) ½! > 1/3! 1) ¼! > 1/9!; 2) 1/59! > 1/49!; 3) 1/n! > 1/(n+3)! 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. Алгоритм факториала
№ 400 слайд 7 ( Показ презентации) Приведите к несократимому виду дроби: ; 1) ; 2) ; 3) 5!/3! *4! = 5/3! = 5/6; 4) 8!/4!*4! = 5*6*7*8/4! = 5*2*7 = 70; 5) 12!/5!*7!= 8*7*11=56*11=616 5. Первичное закрепление во внешней речи Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Организация учебного процесса на этапе 5: №400 слайд 7 ( Показ презентации) Найти значение разности № 400 (6) 2) 1/3! – ¼! = (4-1)/4! = ¾! = 1/8; 4) 1/5! – 1/6! = (6-1)/6! = 1/6*24= 1/144 7. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахождение разности дробей; 2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: сокращение дробей. Организация учебного процесса на этапе 6: № 400 (5) 1) ½!=60/5! и 1/5!; 2) 1/3! = 4/4! и ¼!; 3) 1/7! и 1/5! = 42/7!; 4) 1/99! = 100/100! и 1/100!; (4 учащихся) у доски с проговариванием правила или алгоритма деления дробей. После проверки по эталону анализируются и исправляются ошибки. 8. Рефлексия деятельности на уроке 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм факториала; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 8: – Что нового мы узнали на уроке сегодня? (понятие о факториале) – С каким правилом тесно связано правило факториал? (С правилом деления и умножения дробей.) – Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку. Домашнее задание №400 (6) ( Показ презентации)
Самоанализ урока
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание, умножение и деление дробей, сравнение дробей; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
|