Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»





Скачать 99.21 Kb.
НазваниеРабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»
Дата публикации08.03.2015
Размер99.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
f:\рабочие программы\1.jpg

Рабочая программа

школьного курса географии

«Экономическая и социальная география мира»

10-11 класс

Пояснительная записка.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников

Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации.

При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно – семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его  дальнейших интересов и от его будущей работы.

 Цель курса:

 Продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения,  мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных  субрегионах, странах и их районах.

 Задачи:

         Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

        Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;

        Развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;

        Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

 Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

  • В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

  • При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;

  • Пери работе с различными источниками географического содержания;

  • В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

Формы учебных занятий:

  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;

  • Мини – лекции;

  • Диалоги и беседы;

  • Практические работы;

  • Семинары;

  • Дискуссии;

  • Круглые столы;

  • Проектные работы

 Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;

  • Обсуждения;

  • Мини – сочинения;

  • Работа с источниками;

  • Доклады;

  • Защита презентаций;

  • Рефлексия.



Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1.     Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2.     Базисный учебный план.

3.     Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4.     Стандарт основного общего образования по географии.

5.     Программа по географии для основной школы Душиной И.В

6. Закон Российской Федерации «Об образовании».

Содержание курса 10 - 11 класс - 70 часов

10 класс -36 ч.

Введение 1ч.

Что изучает экономическая и социальная география мира.

Раздел I. «Общая экономико-географическая характеристика мира» 35 ч.

Тема 1. Политическая карта мира 5 ч.

Современная политическая карта мира и ее формирование. Типология государств мира. Территория государства и государственный строй. Политическая география и геополитика. Международные организации. Зачет по теме «Политическая карта мира».

Практические работы. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». Определение ПГП по плану.

Тема 2. «Природные ресурсы» 6 ч.

Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы и экономическое развитие. Минеральные ресурсы. Земельные, водные и лесные ресурсы. Альтернативные источники энергии. Океанические и рекреационные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Зачет по теме «Природные ресурсы»

Практические работы. «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний». «Определение обеспеченности природными ресурсами разных стран». Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология.»

Тема 3. Население мира 6 ч.

Численность и воспроизводство населения. Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав. Состав населения: половой и возрастной. Структура занятости и трудовые ресурсы. Качество населения. Размещение населения. Формы расселения населения. Городское и сельское население. Миграция населения. Зачет по теме «Население мира»

Практические работы. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы и Северной Америки.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство 5 ч.

НТР и ее черты. Мировое хозяйство и международное разделение труда. НТР и структура мирового хозяйства. Факторы размещения производства в эпоху НТР. Зачет по теме «НТР и мировое хозяйство».

Практические работы. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства 11 ч.

География отраслей мировой промышленности. Топливная промышленность Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность. Машиностроение, химико-лесная, легкая промышленность. Сельское хозяйство мира. Растениеводство и животноводство. Транспорт мира. Международные экономические отношения. Туризм, главные районы туризма. География непроизводственной сферы. Зачет по теме «Мировое хозяйство».

Практические работы. Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира. Составление ЭГХ одной из отраслей промышленности мира. Выявление преобладающих видов транспорта в различных регионах мира, дать оценку степени его развития. Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света.

2ч резервное время.

11 класс – 34 ч

Раздел II. Региональная характеристика мира 24 ч.

Тема 1. Зарубежная Европа 6 ч.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население региона. Хозяйство стран Европы. Отрасли непроизводственной сферы. Страны Западной Европы. Зачет по теме «Зарубежная Европа».

Практические работы. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей в одной из стран. Сравнительная характеристика двух стран «Большой семерки».

Тема 2. Зарубежная Азия. 8 ч.

Страны Зарубежной Азии. Общий обзор. Хозяйство. Субрегионы Зарубежной Азия. Китай. Япония. Индия. Австралия и Океания. Зачет по теме «Страны Азии».

Практические работы. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза. Объяснение полученного результата.

Тема 3. Африка 3ч.

Страны Африки. Общий обзор. Хозяйство. Региональные различия. ЮАР.

Практические работы. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов.

Тема 4. Северная Америка 4ч.

Общая характеристика Северной Америки. США. Хозяйство и микрорегионы. Канада. Зачет по теме «Африка» и «Северная Америка»

Практические работы. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США. Сравнительная характеристика макрорайонов США.

Тема 5. Латинская Америка 3ч.

Общая характеристика стран Латинской Америки. Хозяйство. Бразилия.

Практические работы. Составление программы освоения новой территории

Раздел III. Глобальные проблемы человечества 5 ч.

Понятие о глобальных проблемах. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Обобщающее повторение по курсу.

Практические работы. Разработка проекта решения одной из проблем с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других областях научных знаний.

Подготовка к ЕГЭ по географии 5 ч.

Учебно – методические материалы по дисциплине:

10-11 класс

1.     Максаковский В.П. ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2010.

2. Атлас ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2006.

3.     Контурные карты ”Экономическая и социальная география мира. 10 класс”, М., Федеральная служба геодезии и картографии, 2006.

3.     Поурочные разработки по географии 10 класс. Жижина Е.А., Никитина Н.А. М., ”Вако”, 2006.

4.     Практикум по географии 10 класс. Кузнецов А.П. М., «Дрофа», 2001

5.     Соловьева Ю.А. ЕГЭ 2010. М: «Астрель», 2010г.

  1. Барабанов В.В., Амбарцумова Э.М. Типовые тестовые задания. М: «Экзамен», 2010г.

Планируемые результаты обучения.

1. Называть и Показывать на политических, социально- географических и экономико-географических картах мира, частей света, материков, государств: государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные, финансовые и культурно-исторические центры мира; важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения; районы наиболее высокой и самой низкой плотности населения; ареалы распространения мировых религий на Земле; важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения; примеры старо промышленных районов мира и районов нового освоения; районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур; наиболее известные курортные районы мира; этапы освоения Земли человеком; типы естественного движения населения; наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и

районы размещения; основные формы международных экономических отношений; основные средства и методы получения и фиксации географической информации; основные формы правления и государственного устройства.

2. Определять: страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; обеспеченность стран природными ресурсами; уровень экономического развития разных стран; географические карты, таблицы и другие материалы школьного учебника и атласа, необходимые для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства и стран.

3. Характеризовать: важнейшие этапы демографической истории человечества; особенности типов и уровня урбанизации отдельных территорий и стран; этапы формирования политической карты мира; основные отрасли мирового хозяйства; технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка; источники загрязнения окружающей
среды; межстрановые различия по обеспеченности природными ресурсами; наиболее распространенные мировые религии; мировые экономические связи; экономическая интеграция стран мира; роль транснациональных корпораций и банков.

4. Объяснять: влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения Земли; направление современных миграций населения; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения; изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства в различные исторические периоды; размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий и стран мира; различия в уровнях экономического развития отдельных территорий и стран; возникновение и обострение глобальных проблем человечества, их взаимосвязь; особенности рационального и нерационального природопользования; экологические ситуации отдельных территорий и стран мира.

5.Прогнозировать: темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира; тенденции изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-ых классов составлена на основе
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география...
Составлена на основе программы домогацких е. М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г)
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа предназначена для планирования преподавания курса...
Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом...
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа по географии Экономическая и социальная география мира

Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа «социально-экономическая география мира»
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа «социально-экономическая география мира»
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа педагога гусаковой Валентины Васильевны, I квалификационная...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconПриказ директора моу «сош №17 г. Красавино» №01 10 /72 от 30. 08....
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconТематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое...
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconУчебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
При проведении уроков используются учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (издания 2000-2004...
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа по географии для 10 -11 классов Составитель
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconПрограммы: Программа курса «Экономическая и социальная география...
Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии и краеведения моу комсомольской сош
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconМаксаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Максаковский
Используемая программа: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Дрофа, 2000
Рабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира» iconРабочая программа (на основе авторской программы Е. М. Домогацких)...
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск