«Состояние гражданской обороны на территории
Иркутской области. Основные задачи на 2013 год»
2012 год был объявлен годом гражданской обороны в связи с 80-летием со дня образования системы Гражданской обороны нашей страны.
Особое внимание в 2012 году было уделено вопросам совершенствования нормативной базы и переработки основных планирующих документов организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 1. Нормативно-правовое регулирование в области организации и ведения гражданской обороны на территории Иркутской области. Организация планирования мероприятий гражданской обороны. 1.1. Нормативно-правовые акты в области организации и ведения гражданской обороны в Иркутской области. В Иркутской области организация и ведение гражданской обороны осуществляются на основании Указов Губернатора Иркутской области от 07 сентября 2009 года № 125/65-уг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Иркутской области» и от 02 апреля 2010 года № 71-уг «Об организации проведения мероприятий по гражданской обороне в Иркутской области».
Руководителем Гражданской обороны Иркутской области является Губернатор Иркутской области.
1.2. Организация планирования мероприятий гражданской обороны Иркутской области в 2012 году. Во исполнение решения коллегии МЧС России от 08 февраля 2012 года № 1/II «О состоянии гражданской обороны и перспективах её развития» и в соответствии с приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70-дсп «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждении планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны», разработан План гражданской обороны и защиты населения Иркутской области (далее – План).
План прошел согласование с Восточно-Сибирским территориальным гарнизоном Министерства обороны РФ и Сибирским региональным центром МЧС России, утвержден Губернатором Иркутской области - руководителем гражданской обороны Иркутской области. 1.3. Организация планирования мероприятий гражданской обороны муниципальными образованиями Иркутской области в 2012 году. В соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 07 июня 2012 года № 61-р «О разработке планов гражданской обороны и защиты населения на территории Иркутской области» и в соответствии с приказом МЧС России от 16.02.2012 года № 70-дсп «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждении планов гражданской обороны и защиты населения главам муниципальных образований было рекомендовано осуществить разработку Планов гражданской обороны и защиты населения (Планы ГО и ЗН).
В лучшую сторону по качеству отработки и своевременности представления Планов отмечаются муниципальные образования:
«город Братск», «город Усть-Илимск», «город Саянск», «Ангарское муниципальное образование», «Киренский район».
С низким качеством отработаны Планы гражданской обороны и защиты населения в муниципальных образованиях:
«город Бодайбо и Бодайбинский район», «Зиминское районное муниципальное образование», «Балаганский район», «Нукутский район». 1.4. Рассмотрение вопросов организации и ведения гражданской обороны на Суженных заседаниях Правительства Иркутской области. В текущем году вопросы организации и ведения гражданской активно рассматривались на суженных заседаниях Правительства Иркутской области, такие как:
- «Об утверждении группировки сил ГО Иркутской области на военное время»;
-«Об утверждении объема и номенклатуры запасов гражданской обороны Иркутской области».
- «Об утверждении маршрутов эвакуации и рассредоточения населения в военное время»;
-«О закреплении транспорта для подвоза работающих смен в города, отнесенные к группам по ГО». Приняты распоряжения Правительства Иркутской области:
-от 22.11.2012 № 535-рп «О составе эвакуационной комиссии Иркутской области».
-от 20 июня 2012 года 299-рп «Об организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны».
2. Организация работы служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, природного и техногенного характера. 2.1. Организация работы служб гражданской обороны Иркутской области. Указом Губернатора Иркутской области № 71-уг от 2009 года организация проведения мероприятий по гражданской обороне возложена на исполнительные органы государственной власти Иркутской области и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Иркутской области.
Для проведения возложенных мероприятий создано 12 спасательных служб гражданской обороны Иркутской области в 9 министерствах и ведомствах.
- министерство здравоохранения Иркутской области - организация медицинских мероприятий;
- министерство культуры и архивов Иркутской области - организация мероприятий по защите культурных ценностей;
- министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области - организация мероприятий жизнеобеспечения населения и светомаскировки; организация по обеспечению транспортом мероприятий по гражданской обороне;
- министерство сельского хозяйства Иркутской области - организация мероприятий по защите растений и животных;
- министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области - организация инженерных мероприятий и мероприятий по материально-техническому снабжению, организация дорожно-мостового обеспечения мероприятий по гражданской обороне;
- служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области - организация питания;
-министерство экономического развития и промышленности Иркутской области – организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики;
- Главное управление МЧС России по Иркутской области – организация противопожарного обеспечения;
- Главное управление МВД России по Иркутской области – организация охраны общественного порядка.
Практика показывает, что в органах исполнительной власти, где штатным расписанием предусмотрены и назначены работники для решения задач в области гражданской обороны, наиболее качественно и полно выполняются возложенные функции.
К числу таких ведомств относятся: министерство здравоохранения; министерство сельского хозяйства; министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, служба потребительского рынка и лицензирования.
В целом, в лучшую сторону по отработке планирующих документов, организации должного взаимодействия в 2012 году отмечены служба охраны общественного порядка и медицинская служба гражданской обороны. 2.2. Функционирование органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, природного и техногенного характера муниципальных образований. На данный период времени в 8-ми из 42-х муниципальных образований созданы органы, отвечающие требованиям федерального законодательства: муниципальные (казенные) учреждения, центры (службы), управления, департаменты по решению вопросов ГО и ЧС: в 5 городских округах (г. Иркутск, г. Братск, г. Зима, г. Усолье – Сибирское, г. Свирск) и 3 муниципальных районах (Ангарском, Зиминском, Ольхонском).
Не в полном объёме отвечает требованиям федерального законодательства, созданный орган управления в г. Усть-Илимске (Департамент безопасности жизнедеятельности населения города Администрации города Усть-Илимска).
В остальных 33 муниципальных образованиях постоянно действующие органы управления ГО и ЧС, соответствующие требованиям действующего законодательства, не созданы. Функции возложены на отделы ГО и ЧС, а также назначенных специалистов, находящихся в прямом подчинении глав администраций муниципальных образований.
Основной причиной такого положения является низкая личная ответственность глав администраций местного самоуправления в исполнении федерального законодательства по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий. Особенно это касается юридического аспекта данного вопроса, а именно, орган управления ГО и ЧС должен быть создан в форме отдельного юридического лица, специально уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, при органе местного самоуправления.
В целом, среди муниципальных образований области на должном уровне организовано планирование мероприятий гражданской обороны, а именно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне: Братск, Усолье-Сибирское, Иркутск, Ангарск, а так же в Братском, Жигаловском и Слюдянском районах. В худшую сторону отмечены следующие муниципальные образования:
«город Тулун», «Казачинско-Ленский район», «Катангский район», «Куйтунский район», «Нижнеилимский район», «Ольхонское районное муниципальное образование», «Тулунский район», «Чунское районное муниципальное образование», «Баяндаевский район». 3. Организация оповещения населения об опасностях при ведении военных действий, а так же вследствие этих действий, а так же при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из важнейших задач в области организации и ведения гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входит создание и поддерживание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Имеющаяся на данный момент региональная автоматизированная система оповещения населения (РАСЦО) в области ограниченно соответствует предъявляемым требованиям. Процент охвата населения составляет около восьмидесяти процентов, что явно недостаточно для своевременного и качественного выполнения требований федерального законодательства. Основными недостатками существующей системы оповещения являются:
1. Технические элементы системы оповещения морально и технически устарели и не отвечают современным требованиям по оповещению населения.
2. Оконечные устройства систем оповещения размещены в основном в административных центрах муниципальных образований и не охватывают сельские населенные пункты.
3. Оконечные устройства систем оповещения в большинстве случаев представляют собой сирены, которые подают сигнал «Внимание всем!», не раскрывая характер опасности. Речевые извещатели отсутствуют. В связи с этим, в области принята и реализуется долгосрочная целевая программа «О реконструкции РАСЦО ГО Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время на 2012-2015 годы», Общий объем финансирования составляет 236,6 млн. рублей. Строительство новой современной системы централизованного оповещения населения позволит:
- доводить до населения не только звуковые, но и самое главное, речевые сообщения с целью полного и качественного доведения необходимой информации;
- иметь возможность производить оповещение избирательно, для одной или нескольких территорий, попавших в зону непосредственной опасности;
- иметь возможность управления данной системой на местном уровне через единые дежурно-диспетчерские службы.
В текущем году завершены работы по установке и монтажу комплекса технических средств оповещения на базе аппаратуры П-166М в городах Иркутске, Ангарске и п. Усть-Ордынский (освоено 32,4 млн. рублей). Согласно программы планируется проведение мероприятий по установке и монтажу комплекса технических средств оповещения на базе аппаратуры П-166М:
- в 2013 году в муниципальных образованиях: г. Братск, г. Черемхово, г. Усолье-Сибирское, г. Усть-Илимск, г. Тулун, Аларский район, Братский район, Балаганский район, Баяндаевский район. Объем финансирования на 2013 год составит 55 393,91 тыс. рублей;
- в 2014 году в г. Бодайбо, Боханский район, Жигаловский район, Слюдянский район, Заларинский район, г. Зима, г. Свирск, Зиминский район, Казачинско-Ленский район, Катангский район, Качугский район, Киренский район, Куйтунский район, Нижнеилимский район, Нижнеудинский район. Объем финансирования на 2014 год составит 66098,5 тыс. рублей.
- в 2015 году в муниципальных образованиях: Мамско-Чуйский район, Нукутский район, Иркутский район, Шелеховский район, Ольхонский район, Осинский район, Тайшетский район, Тулунский район, Усольский район, Усть-Илимский район, Усть-Кутский район, Усть-Удинский район, Черемховский район, Чунский район, г. Саянск, Эхирит-Булагатский район. Объем финансирования на 2015 год составит 68 963,2 тыс. рублей.
Главам муниципальных образований:
По завершению работ по установке и монтажу комплекса технических средств оповещения необходимо обеспечить прием в собственность и дальнейшее бесперебойное функционирование новой аппаратуры. 4. По организации мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Планирование эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на территории Иркутской области осуществляется в соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 3 марта 2010 года № 28-рп «Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Иркутской области».
В целях обеспечения подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы на территории Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Иркутской области принято распоряжение Правительства Иркутской области от 22 ноября 2012 года № 535-рп, которым утвержден персональный состав эвакуационной комиссии Иркутской области.
Председателем эвакуационной комиссии Иркутской области является Первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Пашков Владимир Игоревич.
В 2012 году основные усилия эвакуационной комиссии Иркутской области, эвакуационных и эвакоприемных комиссий муниципальных образований и организаций были направлены на полную переработку планирующих документов:
-планов эвакуации и рассредоточения населения в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне;
-планов приема и размещения эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей в муниципальных образованиях, принимающих это население на своей территории.
Для обеспечения эвакуированного населения жильем муниципальным образованиям, принимающим население на своей территории, в течение 2012 года выдано более 2 тысяч ордеров на занятие загородной зоны.
Практическая готовность эвакуационных органов к выполнению задач по предназначению была проверена в период проведения всероссийской тренировки по гражданской обороне 4 октября текущего года.
При этом в лучшую сторону по организации планирования эвакуационных мероприятий населения, материальных и культурных ценностей отмечены города: Братск, Усть-Илимск, Ангарск. Районы: Аларский, Заларинский, Черемховский, Шелеховский.
В худшую сторону: муниципальное образование «Бандаевский район». 5. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. В настоящее время фонд защитных сооружений на территории Иркутской области насчитывает 507 защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО), из них: 433 убежища и 74 противорадиационных укрытия (далее ПРУ), рассчитанных на укрытие наибольшей работающей смены объектов экономики, продолжающих работу в военное время.
Кроме этого, планом укрытия населения Иркутской области в «военное время» предусмотрено строительство 126 быстровозводимых убежищ и простейших укрытий, что позволяет обеспечить укрытие населения Иркутской области коллективными средствами защиты на 100 %.
Следует отметить, что со стороны руководителей предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль состояния объектов проводится не регулярно, от случая к случаю.
В худшую сторону по содержанию защитных сооружений отмечены:
-ОАО «Иркутский релейный завод», г. Иркутск;
-ОАО «Сибирский силикон», г. Усолье - Сибирское;
-ОАО «Усолье-Сибирский химико - фармацевтический комбинат», г. Усолье - Сибирское;
-ОАО филиал «Группа «Илим» г. Усть – Илимск.
В лучшую сторону по сохранению и поддержанию в готовности всего имеющегося фонда защитных сооружений можно отметить работу Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Иркутского авиационного завода - филиала ОАО «Корпорация «Иркут» и ОАО «Иркутскэнерго».
Из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне в лучшую сторону по содержанию защитных сооружений городских защищенных пунктов управления могу отметить только Братск и Ангарск.
СПРАВОЧНО:
- готовых – 238 (46,94 %) (от общего количества ЗС ГО);
из них: убежищ – 175 (40,41 %), ПРУ – 63 (85,13%);
-не готовых – 134 (26,43%) (от общего количества ЗС ГО);
из них: убежищ – 132 (30,48%), ПРУ – 2 (2,74%);
-ограниченно готовых – 135 (26,62 %) (от общего количества ЗС ГО);
из них: убежищ – 126 (29,09%), ПРУ– 9 (12,16%).
В целях обеспечения сохранности и поддержания в готовности к использованию по предназначению средств коллективной защиты, в 2012 году количество ЗСГО, переведенных из состояния «неготовые» в состояние «ограниченно готовые» 17 ед., что составило 11,26 % (в 2011 году – 8,14 %);
количество ЗСГО, переведенных из состояния «ограниченно готовые» в состояние «готовые» 16 ед., что составило 11,94 % (в 2011 году – 10,34 %).
Состояние защитного сооружения городского защищенного пункта управления Руководителя Гражданской обороны Иркутской области на данный момент не позволяет говорить о полной готовности к приему укрываемых - защитное сооружение требует капитальных вложений. В рамках реализации долгосрочной целевой программы «О реконструкции РАСЦО ГО Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время на 2012-2015 годы» в текущем году проведен аукцион на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт городского защищенного пункта управления (ГЗПУ) руководителя ГО Иркутской области. После разработки проектно-сметной документации будет определен объем необходимого в 2013 году финансирования капитального ремонта защитного сооружения.
Приведение в полную готовность пункта управления руководителя Гражданской обороны области является приоритетной задачей и проведение капитального ремонта защитного сооружения позволит устойчиво осуществлять управление системой гражданской обороны как в мирное, так и военное время. 6. Создание и накопление запасов в целях обеспечения мероприятий гражданской обороны. В соответствии с Положением о создании и содержании запасов в целях обеспечения мероприятий гражданской обороны, утвержденным постановлением суженного заседания (СЗ) Правительства Иркутской области от 27.02.2010, в 2012 году проводилась работа по разработке номенклатуры и объемов запасов ГО.
По итогам 2012 года запасы ГО Иркутской области созданы на общую сумму 78,5 млн. рублей, и включают средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, медицинские препараты и медицинское имущество.
Необходимо отметить, что муниципальными образованиями Иркутской области не уделяется должное внимание работе по созданию и фактическому накоплению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
В городах, отнесенных к группам по гражданской обороне созданы резервы материальных ресурсов на сумму всего 10,822 млн. рублей
В лучшую сторону по организации данной работы среди городов, отнесенных к группам по гражданской обороне отмечены г. Иркутск и г. Братск, слабо организована работа в данном направлении в г. Черемхово, г. Усолье-Сибирское. 7. Предоставление установленным группам населения средств индивидуальной защиты. В соответствии с Положением о создании и содержании запасов в целях обеспечения мероприятий гражданской обороны, утвержденным постановлением Суженного заседания Правительства Иркутской области от 27.02.2010, в 2012 году проводилась работа по разработке и утверждению номенклатуры и объемов запасов гражданской обороны.
На данный момент наиболее сложное положение складывается накоплением средств индивидуальной защиты. Показатель по области обеспеченности средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на 1 января 2013 года будет составлять 68%, а именно:
- обеспеченность камерами защитными детскими всего 35 %;
- обеспеченность детскими фильтрующими противогазами 70 %;
- обеспеченность гражданскими противогазами 68,3%, что ниже средних показателей по Сибирскому Федеральному округу на 7-10 %.
В связи с тем, что закладка на хранение данного имущества осуществлялась в 80-90-е годы, истекают назначенные сроки хранения (25 лет) и оно приходит в негодность. При непринятии безотлагательных мер по освежению имущества ГО к 2016 году доля обеспеченности СИЗ будет снижена до 24%, а к 2018 году составит всего 15 %.
На период с 2013 по 2016 годы освежению подлежит имущество гражданской обороны на общую сумму более 4,5 миллиардов рублей.
Изменить положение по вопросу обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты с учетом значительных объемов финансовых средств возможно только программно - целевым методом.
В текущем году разработан проект долгосрочной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области на 2013-2016 годы» (в рамках программы на освежение средств индивидуальной защиты необходимо выделение не менее 700,0 млн. рублей ежегодно), которую необходимо разработать и принять не позднее первого квартала 2013 года.
Главным управлением уже на протяжении 7 лет неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия областной долгосрочной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера», с учетом раннее действующей и с 2011 года вновь принятую аналогичную федеральную целевую программу до 2015 года.
В 6 из 12 субъектов Сибирского федерального округа приняты и успешно реализуются программы по освежению средств индивидуальной защиты для неработающего населения (Новосибирская, Томская, Омская области, Красноярский, Алтайский края).
Основные задачи на 2013 год:
1. Выполнение мероприятий по реализации Основ единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 3 сентября 2011 г. № Пр-26-13, а именно:
-совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны и защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-развитие системы управления гражданской обороны в рамках единой системы государственного и военного управления Российской Федерации;
-развитие пунктов управления гражданской обороны, в том числе мобильных (подвижных), определение предъявляемых к ним требований и оснащение их современными средствами связи и оповещения, обработки информации и передачи данных;
-создание в мирное время группировки сил гражданской обороны, способной эффективно выполнять задачи в области гражданской обороны в мирное и военное время;
-совершенствование системы подготовки сил гражданской обороны с учетом развития и внедрения новых приемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с выполнением других задач гражданской обороны;
-завершение создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;
-поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, органов управления и сил гражданской обороны, осуществление ее модернизации на базе современных технических средств связи.
2. Принятие долгосрочной целевой программы «Снижения рисков и смягчения последствий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2013-2016 годы» с обязательным включением в перечень реализуемых мероприятий освежение средств индивидуальной защиты для неработающего населения и дальнейшего развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения на территории Иркутской области.
3. Проведение неотложных мероприятий по дальнейшей реконструкции имеющейся региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения.
4. Проведение дальнейшей работы по созданию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны.
Качественную и планомерную работу в вопросах организации и ведения гражданской обороны можно отметить:
Среди служб гражданской обороны Иркутской области:
службу охраны общественного порядка (заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД по Иркутской области полковник полиции Богодухов Сергей Михайлович) и медицинскую службу гражданской обороны (начальник отдела ГО и ЧС - Майданюк Александр Андреевич).
Среди муниципальных образований Иркутской области:
«город Братск» (руководитель ГО-Климов Константин Валерьевич.), «город Усть-Илимск» (руководитель ГО - Ташкинов Владимир Сергеевич) , «город Саянск» (руководитель ГО-Щеглов Михаил Николаевич), «Киренский район» (руководитель ГО-Неупокоев Петр Николаевич), Слюдянский район (руководитель ГО- Должиков Андрей Владимирович).
Среди организаций:
ОАО «Иркутскэнерго» (руководитель ГО -Федоров Евгений Владимирович), Восточно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» (руководитель ГО Фролов Василий Федорович), ОАО «Востокнефтепровод» (руководитель ГО-Бронников Виктор Александрович), ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (руководитель ГО – Кукс Игорь Витальевич), ОАО «Группа Илим» (г. Братск) (руководитель ГО-Бунеева Лариса Федоровна), Иркутский авиационный завод - филиал ОАО «Корпорация «Иркут» (руководитель ГО- Вепрев Александр Алексеевич).
|