Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Факультет информационных технологий
Цикл: Гражданская оборона
План-конспект
Вариант 200
Тема: «Крушение дизель-электрохода Булгария в районе села Сукеево в Татарстане и водолазное дело в России»
Выполнил:
Студент группы 8204
Альперин Б.Л.
Проверил:
Преподаватель цикла ГО
Карпов Н.В.
Новосибирск 2012 Утверждаю
Начальник Центрального терминала «ГОСАКВАСПАС»
__________ Кокорев С.Д.
«__» _________ 2012 г. План-конспект
Для проведения занятий по гражданской обороне с личным составом Центрального терминала «ГОСАКВАСПАС» в НГУ ауд. 408 главного корпуса. Тема: Крушение дизель-электрохода Булгария в районе села Сукеево в Татарстане и водолазное дело в России. Учебно-воспитательные цели:
Донести до учащихся причины и последствия крушения дизель-электрохода Булгария а также дать обзор водолазного дела в России.
Ознакомить учащихся с учебным материалом
Воспитать в учащихся чувство ответственности за возложенные на них задачи, призвать к бдительности и совершенствованию знаний по данному вопросу
Учебные вопросы:
История создания и эксплуатации дизель-электрохода Булгария, ход поисково-спасательной операции – 30 мин
Заключение Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о причинах катастрофы – 15 мин
Обзор водолазного дела в России – 35 мин
Общее время: 2 академических часа (90 минут) Метод обучения:
Устное изложение учебного материала: рассказ, ответы на вопросы
Демонстрация слайдов
Материальное обеспечение:
Мультимедийная система Литература для самостоятельной работы:
Статья «Надо жить и помнить» - журнал «Гражданская защита» №10 за 2011 г.
Приказ МЧС России от 17.05.1996 г. № 318 «Об организации водолазного дела в МЧС России».
Статья «вентилируемое снаряжение» - журнал "Нептун. Водолазный проект" » № 4 за 2011 г.
№
| Краткое изложение материала
| Время (мин)
| Заметки по методике
| I
|
| Вводная часть
|
|
|
| 1)
| Проверка наличия личного состава
| 2
|
|
| 2)
| Проверка готовности к занятию
| 5
| устный опрос по предыдущей теме
|
| 3)
| Объявление темы, актуальности и учебные вопросы
| 3
|
| II
|
| Вступительная часть
| 4
|
|
|
| 10 июля 2011 года на Волге, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан около 14:00 по московскому времени затонул теплоход «Булгария». На борту находилось 188 человек (по другим данным, еще 11 человек не были зарегистрированы). Спасти удалось около 80 человек, в числе которых как пассажиры, так и члены экипажа затонувшего судна. Президент Дмитрий Медведев объявил в России 12 июля Днем национального траура по погибшим.
|
|
| III
|
| Учебные вопросы
|
|
|
| 1)
| История создания и эксплуатации дизель-электрохода Булгария, ход поисково-спасательной операции
| 30
|
|
|
| Двухпалубный дизель-электроход "Булгария" проекта 785 был построен в Чехословакии на судоверфи Narodny Podnik Skoda в 1955 году. Дизель-электроходы проекта 785 (словацкое обозначение OL800, пассажирское судно мощностью 800 л.с.) - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях. Дизель-электроходы имеют одно-, двух-, четырехместные каюты, оборудованные умывальниками, два ресторана, два салона. При постройке теплоходы имели также шести- и восьмиместные каюты, но в процессе эксплуатации судов каюты большой вместимости были переоборудованы. Отдельные суда были сильно модернизированы для повышения их комфортабельности. На судах были также оставлены две спасательные шлюпки вместо четырех.
|
| Слайд 1
(схема дизель-электрохода Булгария)
|
|
| Примерно в 13 часов 30 минут теплоход сильно накренился на правый борт, что стало причиной попадания забортной воды в открытые иллюминаторы, расположенные практический над ватерлинией. В результате стремительного затопления внутренних помещений теплохода, тот перевернулся на правый бок и затонул не более чем за 2 минуты на глубине 18 метров на удалении 2560 метров от правого берега. Сигнал бедствия с теплохода “Булгария” подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена. На поверхность воды смогли выбраться только 79 человек, большую часть которых составляли члены экипажа.
|
| Слайд 2 (иллюстрация хода катастрофы)
|
|
| Все работы на месте гибели “Булгарии” проходили в три этапа. Первый длился три дня. За этот период водолазы провели гидроакустическую съемку по определению точного местонахождения теплохода под водой, занимались поиском и подъемом тел погибших. К утру 14 июля на месте катастрофы работали 534 человека, в том числе117 водолазов. К этому времени было совершено уже более 400 погружений.
На втором этапе операции специалисты осматривали теплоход с применением телеуправляемого аппарата “Гном”. Вели подводную видеосъемку в труднодоступных отсеках. На завершающем этапе с помощью деревянных “пластырей” герметизировали иллюминаторы, люки и прочие места возможной протечки. Чтобы сразу, как только часть корпуса корабля покажется на поверхности, можно было приступать к откачке воды из его помещений. Подводили под днище парохода так называемые полотенца – 15-метровые листы железа, которые изготовлялись непосредственно в зоне проводимой операции. Затем с помощью трех плавкранов, грузоподъемностью каждый более 300 тонн, “Булгария” была поднята со дна и отбуксирована на мель.
|
| Слайд 3 (перечень этапов работы на месте крушения Булгарии)
|
| 2)
| Заключение Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о причинах катастрофы
| 15
|
|
|
| Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна.
Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судномв нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 "Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации" (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
|
| Слайд 4, 5 (перечисление факторов, послуживших причиной аварии Булгарии с кратким пояснением)
|
| 3)
| Обзор водолазного дела в России
| 35
|
|
|
| В 1829 г. Российский механик Гаузен создает водолазное снаряжение, состоящее из металлического шлема, водонепроницаемой рубахи и грузов. В. Вшивцев в 1853 г. изобрел автономный водолазный аппарат с клапанами вдоха и выдоха и дыхательной трубкой. Аппарат позволял плавать под водой на малых глубинах. В 1861 г. в штат экипажей военных кораблей русского флота включена профессия водолаза, русский изобретатель А.Н. Лодыгин предложил проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. На кораблях военно-морского флота во второй половине позапрошлого века начали применяться водолазные аппараты, когда в соответствии с циркуляром №3 от 1 февраля 1861 г. ими стали обеспечивать все корабли, уходящие в заграничное плавание. В 1878 г. поручик Мамота специально для военных целей сконструировал автономный водолазный аппарат. А через год морской офицер Хотинский разработал проект первого автономного водолазного аппарата с использованием для дыхания кислорода. 5 мая 1882 г. была организована особая водолазная школа в Кронштадте. Впервые в России правила водолазной службы были разработаны преподавателями школы под руководством ее начальника капитана 2 ранга Бурачека и объявлены циркуляром Главного морского штаба в 1886 г. как “Правила обращения с водолазными аппаратами и о технических обязанностях водолазов и правила ухода за заболевшими водолазами при водолазных работах”. С 1882 года по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов. В ней проходили подготовку и офицеры водолазной службы, называемые водолазными специалистами. В 1897 году в школе прошла обучение группа врачей, изучавшая физиологию водолазного дела. Результатом явилось создание учебников по спецфизиологии и таблиц, позволяющих добиваться постепенного увеличения глубин погружения. Приказом по ОГПУ (№ 528 от 17 декабря 1923 года) был создан орган, который в дальнейшем объединил водолазное дело в России, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазного снаряжения и технических средств, обеспечивающих погружение человека под воду, получив определение — экспедиция подводных ра бот особого назначения (ЭПРОН). В 1935 году создается Постоянная комиссия для решения физиологических проблем, связанных с глубоководными погружениями и подводным плаванием во главе с академиком Л. А. Орбели. С 1935 по 1939 годы ведутся активные исследования возможностей человека при погружении на глубину в обычном снаряжении на сжатом воздухе. Благодаря достижениям врачей-физиологов в 1932 году в снаряжении глубину 100 метров достиг водолаз А. Д. Разуваев. Выдающихся результатов достигает один из группы испытателей водолазов-глубоководников В. М. Медведев. В 1937 году он погрузился на рекордную глубину - 150 метров и вынес пробу грунта. В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на глубину 200 метров. Использовалась сухая рекомпрессионная, а затем гидрорекомпрессионная камера. Декомпрессия проводилась по вновь отработанным таблицам. 22 июня 1941 года ЭПРОН вошел в состав ВМФ, сохранив свое первоначальное название. С 1942 года ЭПРОН переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота (АСС ВМФ). За годы войны спасатели флота оказали аварийную помощь 745 кораблям и судам, сняли с мели 840 и подняли из глубины 1920 кораблей и судов, проложили сотни километров подводных коммуникаций (трубопроводов и кабелей), восстановили и построили десятки гидротехнических сооружений, систематически проводили работы с взрывоопасными предметами - минами, торпедами, снарядами.
В 1949 году были проведены погружения водолазов на глубины до 200 метров. В последующие годы было разработано, подготовлено и испытано в естественных условиях глубоководное, гелиокислородное снаряжение (ГКС) инжекторно-регенеративного типа, а вслед за тем и спускоподъемный палубный комплекс . 1957 год стал годом бурного развития подводного спорта в России. Разработан и запущен в серийное производство первый акваланг 'Подводник-1' (АВМ-1) конструкции инженеров А. Солдатенкова и Ю. Китаева.
|
| Слайд 6, 7 (основные даты с кратким описанием произошедших событий)
| IV
|
| Заключительная часть
|
|
|
|
| - Напоминание темы и учебных вопросов
- Ответы на вопросы учащихся
- Раздача заданий на самоподготовку
- Объявление о конце занятий
- Выход учебной группы из класса
- Контроль класса на предмет оставленных вещей
|
|
| Использованная литература Статья «Надо жить и помнить» - журнал «Гражданская защита» №10 за 2011 г.
«Заключение по итогам расследования причин аварии теплохода «Булгария» - Комиссия Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы совместно с Общественным советом Министерства транспорта РФ и Общественным советом при Федеральном агентстве морского и речного транспорта 2011 г.
Теплоход «Булгария». Полная хронология событий – Новая газета, выпуск № 74 от 11 июля 2011 года
Приказ МЧС России от 17.05.1996 г. № 318 «Об организации водолазного дела в МЧС России».
Статья «вентилируемое снаряжение» - журнал "Нептун. Водолазный проект" » № 4 за 2011 г.
|