Конспект занятия факультатива «Речь и культура общения»
Учитель: Антонова Т.А.
МБОУ г. Владимира « СОШ №44»
Тема: «Средства выразительности устной речи»
Цель: Формирование навыков культуры общения через овладение средствами выразительности устной речи.
Задачи:
Обобщить знания детей о средствах выразительности устной речи.
Учить использовать средства выразительности в зависимости от содержания, основной мысли и цели высказывания.
Развивать умение работать в группе, распределять роли, вести диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Ход занятия:
Оргмомент.
Постановка цели.
Прежде чем мы начнём наше занятие, я хочу рассказать вам одну историю:
«Однажды на Землю с далёкой планеты прилетели странные существа. Внешне они ничем не отличались от людей. Эти существа хотели расселиться среди людей и захватить нашу планету.
Но это им не удалось. Земляне очень быстро поняли, что происходит что-то необычное, и разоблачили инопланетян. Почему же это произошло?
Посмотрите, в каких ситуациях они оказались:
Один из них попал в школу на урок. Дети читали стихотворение, и он тоже вышел к доске и прочитал:
«Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
(ученик читает «металлическим» голосом без выражения).
Второй оказался на футбольном поле. В это время забили гол и вместе с другими болельщиками он произнёс: «Ура, ура, гол».
Третий инопланетянин проник на телевидение и стал телеведущим «Поля чудес». Когда он объявил: «Рекламная пауза», все удивлённо переглянулись.
Так почему же инопланетяне «выдали» себя? Чем они отличались от людей?
Правильно, они не владели средствами выразительности речи.
О чём же мы будем говорить на занятии? (Объявление темы)
Чему мы будем учиться? (Дети формулируют задачи урока)
Класс делится на 2 команды.
Повторение.
Вопросы командам:
-О каком средстве общения говорится в пословице: «То же слово, да не так бы молвить»? (ТОН)
-О каком средстве говорится в другой пословице: «За твоим языком не поспеешь босиком»? (ТЕМП)
- В одном древнеиндийском стихотворении говорится:
«Черным - черна однажды затесалась
Ворона между чёрными дроздами.
Её никто не распознал бы в стае,
Сумей она попридержать язык»
Чем ворона отличалась от дроздов? Как назвать, одним словом неповторимую окраску голоса? (ТЕМБР)
-В каких литературных произведениях герои узнавали друг друга по голосу или изменяли его?
-Как понимаете поговорку: «Шепоток во весь роток»?
О каком средстве выразительности речи в ней говорится? (ГРОМКОСТЬ)
-От того как мы говорим, зависит, поймут нас или нет. Но известны факты ,когда от использования средств выразительности зависела жизнь человека.
Король Англии Эдуард находился в тюрьме, и его охранники получили записку: «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ»
Как можно произнести эту фразу?
От чего зависела жизнь короля? (ПАУЗА, ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ)
Мы говорили о средствах выразительности, связанных с произношением. Великий русский учёный М.В. Ломоносов отмечал, что «Кроме слова нашего, можно было бы мысли изображать через разные движения очей, лица, рук и прочих частей тела»
-О чём идёт речь? (МИМИКА, ЖЕСТЫ)
Мимика и жесты не только могут иногда заменить речь, но и дополнить её.
Упражнение в использовании средств выразительности.
Итак, мы вспомнили все средства, о которых говорили. А сейчас предлагаю посмотреть, как вы научились их использовать.
Задание 1.
Приведите примеры ситуаций, когда говорить надо громче обычного и даже кричать.
Приведите примеры ситуаций, когда нужно говорить тихо или шёпотом.
Вы находитесь в компании друзей. Вы говорите, а вас никто не слушает. Что вы будете делать?: Говорить громче, чтобы всех перекричать, или замолчите и дадите другим возможность поговорить.
Если вы находитесь в театре и увидели своего знакомого, но он сидит далеко. Что вы будете делать: Громко позовёте его, тем более, что спектакль ещё не начался. Или подождёте перерыва (антракта), и подойдёте к знакомому?
Задание 2.
Для выразительности речи очень большое значение имеет скорость произношения слов, фраз. И сейчас мы проводим конкурс говорунов. (кто быстрее произнесёт скороговорку)
Распределите данные пословицы и поговорки на 2 группы: о медленном темпе и о быстром темпе:
«Замолола безголова»
«Слово за слово цепляется»
«Слово вымолвит, словно жвачку прожуёт»
«Говорит, словно в стену горохом сыплет»
«У него слово слову костыль подаёт»
«Эка понесла: ни конному , ни крылатому не догнать»
Задание 3.
Мы уже говорили, как важно правильно выделить голосом логическое ударение. Вам предстоит это доказать.
Сколько ответов можно дать на вопрос: «Ты завтра встречаешь сестру?»
Прочитайте предложение так, чтобы ответить на вопросы:
Кто завтра идёт в цирк?
Когда дети идут в цирк?
Пойдут ли дети завтра в цирк?
Куда пойдут завтра дети?
«Дети завтра идут в цирк».
Задание 4.
Выделить главное в речи можно по-разному: замедляя или повышая темп, болеегромко произнести нужное слово, а также с помощью паузы. Паузы бывают разные: дыхательные, ритмические, смысловые или логические, паузы обдумывания. Иногда они не совпадают. Например, в стихах, которые я вам дам, смысловые паузы не совпадают с ритмическими. Поэтому стихотворение получается бессмысленным. Оно так и называется «Путаница. Вам нужно расставить паузы.
ФИЗМИНУТКА (Игра «Колпак мой треугольный»)
Чем мы заменяли слова в игре? (ЖЕСТАМИ)
Ребята приготовили сообщение о том, какими жестами пользуются в разных странах.
Задание 5.
Исключительную роль в устной речи играет тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. Интонация в русском языке отличается чрезвычайным богатством и разнообразием. На это давно обратили внимание исследователи языка. Они считали, что самое простое предложение можно произнести с 22 различными интонациями. Попробуйте произнести с шестью интонациями:
«Я пришла»
«Очень хорошо»
Команды приготовили небольшие сценки:
1) « -Мальчик, уступи место бабушке!
-Пожалуйста» (изображает недовольство)
Почему слово «пожалуйста», произнесённое мальчиком , слушать неприятно?
2) –Что же делать, Оля?! Вдруг никто не сумеет починить мой телефон?
-Как жаль, что теперь у тебя не будет такого замечательного телефона. (Говорит с насмешкой)
Можно ли поверить, что девочка сочувствует подруге?
Почему вы так думаете?
Измените тон в этих сценах, чтобы он отражал истинный смысл слов.
Итак, мы поговорили о том, что делает нашу речь выразительной, яркой. Но ещё ничего не сказали о тембре. Давайте вспомним, что это такое? (окраска голоса)
Окраска голоса у каждого своя и изменить её трудно. Однако, существуют люди которым часто приходится говорить не своим голосом. Кто это?
Сегодня ребята приготовили вам сюрприз. Они попробовали озвучить мультфильм.
(Дети показывают мультфильм).
Если вам понравилось, попробуйте дома тоже приготовить свои «озвучки».
Подведение итогов занятия.
|