А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий





Скачать 40.12 Kb.
НазваниеА. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий
Дата публикации27.04.2015
Размер40.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
А.А.Рахкошкин
Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий


7 октября в Великом Новгороде состоялся междисциплинарный семинар «Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий», организованный Новгородским межрегиональным институтом общественных наук. Семинар проводился в рамках реализации проекта «Открытость в образовании как фактор сближения России и Европы в процессе глобализации» (2004 – 2005).

С приветственным словом к участникам семинара обратился научный руководитель проекта, кандидат педагогических наук А.А.Рахкошкин. Он кратко представил тему и основные цели семинара и рассказал о роли данного семинара в рамках проекта «Открытость в образовании как фактор сближения России и Европы в процессе глобализации».

В качестве центрального был зачитан доклад профессора Кёльнского университета К.Аллеманн-Гионды «Место сравнительной педагогики в системе педагогических и общественных наук на современном этапе. Современные зарубежные методологические проблемы в сравнительной педагогике» (по объективным причинам госпоже К.Аллеманн-Гионда пришлось за несколько дней до начала семинара отменить свой визит в Россию). В своем докладе, специально подготовленном для данного семинара и данного проекта, автор обратилась к проблеме современного состояния сравнительной педагогики как одной из дисциплин, в рамках которой наиболее полно возможно исследовать феномен глобализации в образовании. Автор указала на то, что противоречие между глобальным и локальным задает масштабы современной сравнительной педагогики и исследование образовательных феноменов в процессе глобализации возможно и необходимо на интернациональном, интернациональном, межрегиональном и межкультурном уровне. Для столь комплексных исследований К.Аллеманн-Гионда предложила систематическую модель «динамичной контекстуализации», которая основана на изучении поведения «актеров» (учителя, руководители школ, ученики, родители, ведомства…) в различных образовательных контекстах. В докладе были затронуты проблемы соотношения между качественными и количественными методами исследования. Триангуляция методов в совокупности с историческими и сравнительно культурными исследованиями в трех сферах, а именно в образовательной политике, образовательной теории и образовательной практике, является, по мнению К.Аллеманн-Гионды, наиболее адекватным подходом для изучения открытости в образовании в процессе глобализации.

Последующие доклады были посвящены представлению различных методов эмпирического исследования и проблемам применения этих методов для исследования открытости российского образования в процессе глобализации.

Е.Г.Луковицкая, канд. псих. наук, социолог, доцент каф. социологии НовГУ представила метод опроса и рассказала о процессе его статистической обработки для изучения влияния открытости в образовании в процессе глобализации на национальные реформы в образовании и национальные культурные ценности. В процессе обсуждения было предложено провести опрос проректоров по международной деятельности и учебной работе в государственных и частных вузах Северо-Западного региона. Участники семинара разработали основы такого опроса, призванного изучить противоречие между декларируемой и фактической открытостью российского образования в процессе глобализации на уровне образовательного процесса, на уровне образовательного учреждения и на уровне национальной системы образования.

К возможностям изучения влияния открытости в образовании в процессе глобализации на национальные реформы в образовании и национальные культурные ценности при помощи терминологических методов обратилась в своем докладе канд. филолог. наук, доцент кафедры билингвального обучения ИНПО НовГУ Н.С. Кузнецова. После обсуждения доклада было предложено провести терминологический анализ терминологического справочника ЮНЕСКО по проблема высшего образования, а также использование новой терминологии по Болонскому процессе в форуме Ресурсного центра социально-гуманитарных исследований СПбГУ.

В своем докладе канд. философских наук И.А.Ушанова представила метод дискурс-анализа. Она рассказала об истории метода и подробно остановилась на существующих и практикуемых моделях дискурс-анализа. По результатам обсуждения было предложено провести дискурс-анализ дискуссии в форуме Ресурсного центра социально-гуманитарных исследований СПбГУ по переходу российского высшего образования на двухступенчатую систему в рамках Болонского процесса как пример открытости российского образования в процессе глобализации.

Возможности и условия применения контент-анализа как метода изучения влияния открытости в образовании в процессе глобализации на национальные реформы в образовании были освещены в докладе А.А.Рахкошкина. Им были представлены различные варианты контент-анализа, типы информационных массивов и единицы контент-анализа, обозначены проблемы обработки, презентации и интерпретации результатов. Особое внимание было уделено возможности обработки его результатов контетн-анализа при помощи вычислительной техники. На примере исследования влияния глобализации на содержание учебных предметов и курсов методом контент-анализа в ряде университетах США были осмыслены возможности подобного исследование применительно к российским вузам. По результатам обсуждения было предложено провести контент-анализ ряда официальных документов по международному сотрудничеству в образовании с целью выявления влияния глобализации на национальные реформы в образовании с целью получения максимально полного представления о динамике открытости российского образования на уровне международного, межсистемного взаимодействия.

При подведении итогов участники семинара дали рекомендации по дальнейшему исследованию открытости российского образования и решили проводить исследование феномена открытости различными методами в тесном взаимодействии с целью совместить различные методологические подходы (триангуляция методов) и обеспечить адекватное рассмотрение многомерного феномена открытости российского образования в процессе глобализации.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconРеферат Оглавление
Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconРабочая программа дисциплины ф. 3 Правовая культура (компаративный анализ)

А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий icon«Философские вопросы математики»
Цель дисциплины: формирование целостного системного представления о теоретических и методологических основаниях математики, анализ...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине Теоретические основы...
Информационное общество и общество, основанное на знаниях: компаративный (сравнительный) анализ теорий
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconГосударственная политика в сфере школьного образования в калмыкии...
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по общенаучной дисциплине «Философия»
Знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии (учение о бытии) и теории познания, иметь...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, инновационным технологиям
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconРабочая программа дисциплины (модуля) «государственное и муниципальное...
«государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ»
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconОбзор инновационных образовательных проектов по информатике
Метод проектов не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconЗао «Евроменеджмент» Москва, ноябрь 2005 года Оглавление Введение 5
Обзор подходов и лучших практик при построении внутренних коммуникаций в зарубежных и отечественных компаниях
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconСтатья представляет обзор исследований, связанных с проблемами менталитета...

А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconФорума будет основываться на результате опроса зарубежных и российских...
Цель работы заключается в анализе потенциала городских окраин и формировании руководства к действию. Результаты будут представлены...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconТемы семинарских занятий и тематических дискуссий семинарские занятия...
Семинар Естественная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconСтатистический анализ заработной платы
Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических аспектов проведения статистического анализа...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconСамарский государственный экономичекий университет
Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе...
А. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий iconАнализ информационных журналов за 2002-2005 год
Цитируемый материал включает в себя оригиналы исследовательских статей, обзор литературы и технические записи. Письма к редактору,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск