Скачать 40.12 Kb.
|
А.А.Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий 7 октября в Великом Новгороде состоялся междисциплинарный семинар «Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий», организованный Новгородским межрегиональным институтом общественных наук. Семинар проводился в рамках реализации проекта «Открытость в образовании как фактор сближения России и Европы в процессе глобализации» (2004 – 2005). С приветственным словом к участникам семинара обратился научный руководитель проекта, кандидат педагогических наук А.А.Рахкошкин. Он кратко представил тему и основные цели семинара и рассказал о роли данного семинара в рамках проекта «Открытость в образовании как фактор сближения России и Европы в процессе глобализации». В качестве центрального был зачитан доклад профессора Кёльнского университета К.Аллеманн-Гионды «Место сравнительной педагогики в системе педагогических и общественных наук на современном этапе. Современные зарубежные методологические проблемы в сравнительной педагогике» (по объективным причинам госпоже К.Аллеманн-Гионда пришлось за несколько дней до начала семинара отменить свой визит в Россию). В своем докладе, специально подготовленном для данного семинара и данного проекта, автор обратилась к проблеме современного состояния сравнительной педагогики как одной из дисциплин, в рамках которой наиболее полно возможно исследовать феномен глобализации в образовании. Автор указала на то, что противоречие между глобальным и локальным задает масштабы современной сравнительной педагогики и исследование образовательных феноменов в процессе глобализации возможно и необходимо на интернациональном, интернациональном, межрегиональном и межкультурном уровне. Для столь комплексных исследований К.Аллеманн-Гионда предложила систематическую модель «динамичной контекстуализации», которая основана на изучении поведения «актеров» (учителя, руководители школ, ученики, родители, ведомства…) в различных образовательных контекстах. В докладе были затронуты проблемы соотношения между качественными и количественными методами исследования. Триангуляция методов в совокупности с историческими и сравнительно культурными исследованиями в трех сферах, а именно в образовательной политике, образовательной теории и образовательной практике, является, по мнению К.Аллеманн-Гионды, наиболее адекватным подходом для изучения открытости в образовании в процессе глобализации. Последующие доклады были посвящены представлению различных методов эмпирического исследования и проблемам применения этих методов для исследования открытости российского образования в процессе глобализации. Е.Г.Луковицкая, канд. псих. наук, социолог, доцент каф. социологии НовГУ представила метод опроса и рассказала о процессе его статистической обработки для изучения влияния открытости в образовании в процессе глобализации на национальные реформы в образовании и национальные культурные ценности. В процессе обсуждения было предложено провести опрос проректоров по международной деятельности и учебной работе в государственных и частных вузах Северо-Западного региона. Участники семинара разработали основы такого опроса, призванного изучить противоречие между декларируемой и фактической открытостью российского образования в процессе глобализации на уровне образовательного процесса, на уровне образовательного учреждения и на уровне национальной системы образования. К возможностям изучения влияния открытости в образовании в процессе глобализации на национальные реформы в образовании и национальные культурные ценности при помощи терминологических методов обратилась в своем докладе канд. филолог. наук, доцент кафедры билингвального обучения ИНПО НовГУ Н.С. Кузнецова. После обсуждения доклада было предложено провести терминологический анализ терминологического справочника ЮНЕСКО по проблема высшего образования, а также использование новой терминологии по Болонскому процессе в форуме Ресурсного центра социально-гуманитарных исследований СПбГУ. В своем докладе канд. философских наук И.А.Ушанова представила метод дискурс-анализа. Она рассказала об истории метода и подробно остановилась на существующих и практикуемых моделях дискурс-анализа. По результатам обсуждения было предложено провести дискурс-анализ дискуссии в форуме Ресурсного центра социально-гуманитарных исследований СПбГУ по переходу российского высшего образования на двухступенчатую систему в рамках Болонского процесса как пример открытости российского образования в процессе глобализации. Возможности и условия применения контент-анализа как метода изучения влияния открытости в образовании в процессе глобализации на национальные реформы в образовании были освещены в докладе А.А.Рахкошкина. Им были представлены различные варианты контент-анализа, типы информационных массивов и единицы контент-анализа, обозначены проблемы обработки, презентации и интерпретации результатов. Особое внимание было уделено возможности обработки его результатов контетн-анализа при помощи вычислительной техники. На примере исследования влияния глобализации на содержание учебных предметов и курсов методом контент-анализа в ряде университетах США были осмыслены возможности подобного исследование применительно к российским вузам. По результатам обсуждения было предложено провести контент-анализ ряда официальных документов по международному сотрудничеству в образовании с целью выявления влияния глобализации на национальные реформы в образовании с целью получения максимально полного представления о динамике открытости российского образования на уровне международного, межсистемного взаимодействия. При подведении итогов участники семинара дали рекомендации по дальнейшему исследованию открытости российского образования и решили проводить исследование феномена открытости различными методами в тесном взаимодействии с целью совместить различные методологические подходы (триангуляция методов) и обеспечить адекватное рассмотрение многомерного феномена открытости российского образования в процессе глобализации. |
Реферат Оглавление Сравнительный анализ имеющихся зарубежных и отечественных методологических подходов к риторическому образованию (применительно к... | Рабочая программа дисциплины ф. 3 Правовая культура (компаративный анализ) | ||
«Философские вопросы математики» Цель дисциплины: формирование целостного системного представления о теоретических и методологических основаниях математики, анализ... | Самостоятельная работа студентов по дисциплине Теоретические основы... Информационное общество и общество, основанное на знаниях: компаративный (сравнительный) анализ теорий | ||
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии... Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по общенаучной дисциплине «Философия» Знать содержание современных отечественных и зарубежных дискуссий по проблемам онтологии (учение о бытии) и теории познания, иметь... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, инновационным технологиям | Рабочая программа дисциплины (модуля) «государственное и муниципальное... «государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ» | ||
Обзор инновационных образовательных проектов по информатике Метод проектов не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике... | Зао «Евроменеджмент» Москва, ноябрь 2005 года Оглавление Введение 5 Обзор подходов и лучших практик при построении внутренних коммуникаций в зарубежных и отечественных компаниях | ||
Статья представляет обзор исследований, связанных с проблемами менталитета... | Форума будет основываться на результате опроса зарубежных и российских... Цель работы заключается в анализе потенциала городских окраин и формировании руководства к действию. Результаты будут представлены... | ||
Темы семинарских занятий и тематических дискуссий семинарские занятия... Семинар Естественная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания | Статистический анализ заработной платы Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических аспектов проведения статистического анализа... | ||
Самарский государственный экономичекий университет Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе... | Анализ информационных журналов за 2002-2005 год Цитируемый материал включает в себя оригиналы исследовательских статей, обзор литературы и технические записи. Письма к редактору,... |